Паспорт методического материала "Юные метеорологи"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Максимова Елена Павловна

Создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт методического материала

Номинация    Методическая копилка     

ФИО автора (полностью) Максимова Елена Павловна

Название методического материала «Юные метеорологи»

 

Цель

Создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.

                Задачи

  • познакомить с профессией метеоролога;
  • формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);
  • познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами;
  • обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой;
  • формировать представления о четырех частях света;
  • познакомить детей с назначением метеорологической станции, с метеодомиком и ее содержимым;
  • привлечение родителей к изготовлению метеоприборов для наблюдения за погодой.

Общее описание: ключевые положения

Метеостанция в детском саду – это комплекс различных приборов, измеряющие погодные условия и, с помощью которых возможно предсказать погоду на ближайшее время (сутки, неделю, месяц). Воспитатель с детьми снимают данные с приборов и заносят их в дневник наблюдений. Так же метеостанция используется для проведения занятий на тему экологии, знаний времен года, природных явлений.

Необходимое ресурсное обеспечение при применении методического материала:

  • флюгер;
  • ловец облаков
  • дождемер (осадкомер);
  • ветряной рукав;
  • термометр;
  • барометр;
  • компас;
  • солнечные часы;
  • кормушки ;
  • вертушки.
  • стенд магнитно-маркерный

С помощью флюгера и его вращающейся стрелки по опорной оси вам удастся наблюдать за направлением ветра. А благодаря указателю сторон света, вы сможете узнать, в каком направлении дует ветер.

Используя в своей метеостанции специальный дождемер, имеющий определенную емкость с измерительной шкалой, детки смогут измерять количество осадков.

 Снегомер- наблюдение за снежным покровом

Наблюдения за снежным покровом состоят из измерения его высоты.

 

Ветряной рукав поможет ребятам разобраться с какой силой дует ветер.

А вот компас научит их ориентироваться на местности и также определять, где находятся север, юг, запад и восток.

Самый важный и нужный измеритель погодных условий – термометр. Именно с помощью

этого прибора дети смогут определять температуру воздуха в окружающей среде. С помощью барометра можно наблюдать за изменением атмосферного давления.

В оформлении метеостанции используют стенд, на котором наглядно отражены погодные условия: дождь, снег, солнце, ветер, облачно. Дети после оценки погодных условий отмечают на стенде нужные показатели. Стенд поможет организовать пространство — он станет основой для вашей метеостанции.

 Ловец облаков. Применение этого прибора формирует у детей представление о природе образования и разнообразии облаков. Учит сопоставлять полученные и имеющиеся данные методом сравнения, делать краткосрочные прогнозы погоды.

А вот всевозможные вертушки станут не только полезным прибором для определения направления ветра и его силы, но и повеселят ребят. Ведь главное в этом процессе обучать детей не в строгой атмосфере, а использовать нотки юмора и веселья. Тогда и обучения будет легким, и детям будет нравиться весь процесс.

Главное все приборы разместить в определённой последовательности и придать им красивое оформление. Тогда, имея такую метеостанцию в детском саду, детки будут с большим удовольствием приходить каждый день в садик, чтобы снять показания с приборов.  

Область применения

материала: практическая

значимость, ключевые

положения

 

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. При наблюдении за явлениями природы (например, движением облаков, состоянии растений, поведением животных, при пользовании простыми приборами, помогающими определить погоду) развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения - все это важно для общего развития ребенка.

  Работа, проводимая на метеостанции, позволяет с первых ступеней обучения вводить ребенка в увлекательный мир «исследователя», предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во многих взаимодополняющих образовательных областях. «Познавательное развитие» – получение детьми конкретных естественнонаучных знаний, расширение кругозора, целостного представления о науке метеорологии, установление причинно-следственных связей между температурой воздуха и одеждой человека. «Социально-коммуникативное развитие»– развитие свободного общения с детьми в процессе формирования естественнонаучных знаний. Договариваться при составлении прогнозов и умение их обосновывать. Организовывать и проводить сюжетно - ролевые игры «Прогноз погоды на завтра» др.;

«Художественно–эстетическое развитие» – побуждение детских фантазий при рассматривании облаков разной формы. Сочинение мини-рассказов.

Технология внедрения: что?

для чего и зачем? для кого? как?

Для элементарного прогнозирования погоды мы решили сделать на своем участке метеостанцию.

Для наблюдения за погодой будут использованы традиционные приборы (компас, термометр) и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми и родителями (дождемер, гигрометр, ветряной рукав, барометр, солнечные часы).

Все показания приборов будут фиксироваться в дневнике погоды, где можно проследить и сделать свой метеопрогноз.

Таким образом, работа на метеостанции позволит детям ежедневно проводить наблюдения за погодой в определенной последовательности:

- наблюдать за небом и облачностью,

- с помощью ветряного рукава дать относительную оценку силы ветра,

- с помощью флюгера определять стороны света и направление ветра,

- измерять количество осадков с помощью дождемера,

- определять температуру воздуха с помощью термометра,

- с помощью барометра делать предполагаемый прогноз погоды,

- сообщать прогноз погоды педагогам, родителям.  

Соответствие материала

требованиям действующего

СанПиН

Методические рекомендации

Начинаем работу на метеостанции со знакомства с метеорологической будки и термометра в ней. Для чего этот «дом»? Почему он из дощечек? Почему у него ступеньки? Зачем

дверца? И т.д. На эти вопросы воспитатель не дает готовых ответов, а сама задает вопрос, побуждая детей искать ответ, дает детям право на ошибку и подводит к умозаключению, проводя логические связи. Из чего сделана будка? Почему доски не примыкают друг к другу? Почему они расположены наклонно вниз? Что может проникнуть внутрь будки? Такие вопросы воспитателя наталкивают детей на понимание того, что именно наклонные дощечки не дают возможность солнечным лучам попасть на термометр, а ветер, продувающий сквозь решетки, защищает метеобудку от нагрева и показа неверной температуры воздуха.

Через некоторое время в метеобудке «найти» дополнительный термометр и задать вопрос: для чего он здесь? Что им можно измерить кроме температуры воздуха? Подвести детей к пониманию того, что им можно измерить температуру воды (емкость с водой вынести на улицу и вкапать). Вновь через несколько дней в будке появляется дополнительный термометр. Думаем, температуру чего мы можем измерить этим термометром? Дети дают разнообразные версии, педагог останавливается на варианте – земля (почва), для чего заранее в земле делается лунка в соответствии с размером термометра и привязывается к прибору тесьма для удобства погружения в лунку. Таким образом, дети овладевают навыками снятия показаний с трех термометров (воздушного, водного и почвенного).

Эти показания сравниваются: что теплее, а что холоднее. Проведение такого сравнительного анализа в разное время года дает детям ключ к разгадке многих неизведанных ранее понятий.

Таким образом, постоянно поддерживать интерес детей к новым знаниям и знакомству с оборудованием, закрепляя уже имеющиеся навыки в определении погодных показаний.

Все наблюдения и измерения проходят при постоянном фиксировании полученных результатов в схемах, помещенных в уголках природы и погоды в группах.

Работа со схемами включает в себя и подведение результатов за месяц, за сезон (зима, весна, лето, осень). Содержание итоговых заданий может быть разным – это зависит от проходимой темы или цели дальнейшей работы – подсчитать, каких дней зимой было больше: ясных, с осадками или ветреных;– с какого числа по погодному календарю наступила зима. – когда была первая оттепель? и т.д.

Виды календарей, используемые в работе с детьми, могут быть разные (в зависимости от возраста детей). В старших группах – более простые с показаниями температуры воздуха и наличием осадков. В подготовительных группах в календарях погоды можно увидеть показания температуры почвы, воды и воздуха и сравнить их, направление ветра, количество выпавших осадков, т.е. увидеть фиксацию всех отснятых показаний на метеостанции.

Знакомя с приборами, помогающими определить погоду, параллельно дать детям знания о народных приметах, постараться их увидеть и, при удобном случае, проверить в действии. Знакомство с живыми «барометрами» способствует формированию бережного отношения к природе. Учить, по приметам делать предсказания погоды и проверять по приборам.

В целях улучшения качества усвоения изучаемого материала, повышения интереса детей к проведению исследований, методически правильным будет использование художественного слова о явлениях неживой природы, составление загадок, применение народных примет.

 

Описание эффектов,

достигаемых при

использовании материалов

Наблюдения и исследовательская деятельность на метеостанции помогают детям получать естественнонаучные знания, проявлять любознательность, самостоятельно давать объяснения явлениям неживой природы. Благодаря организованной работе на метеостанции у детей формируются такие понятия как «взаимодействие живой и неживой природы», «взаимодействие организма со средой».

Целевые ориентиры дошкольного образования выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. Они предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности, что гарантирует успешное обучение в школе.

 

Перспективный план работы

по вариативной  программе «Юный метеоролог»   

в старшей  группе

Месяцы

Тема занятия

Задачи

Форма проведения

Количество часов

Сентябрь

Кто дает прогноз погоды  коркинцам?

Познакомить детей с профессией гидрометеоролога

Просмотр  ви-

деопрезентации

1

Какие приборы помогают  изучать погоду?

Дать представление о  метеорологическом оборудовании.

Занятие на метеоплощадке

1

Свойства воздуха

Познакомить со свойствами воздуха.

Физический эксперимент

1

Кому нужен воздух?

Дать представление о роли воздуха в жизни человека, животных, растений.

Занятие на метеоплощадке

1

Октябрь

Воздушные приключения.

 Самостоятельно исследовать  свойства воздуха.

Занятие на метеоплощадке,

1

Кто и как предсказывает погоду?

Рассмотреть явления природы, по которым можно определить погоду.

Беседа, дидактические игры.

1

Откуда дует ветер?

Познакомить детей со способами определения направления и  скорости ветра.

Занятие на метеоплощадке

1

Изготовление  вертушки

Учить детей изготавливать вертушку  на занятии.

Ручной труд

1

Ноябрь

Как предсказывали погоду раньше?

Познакомить с народными приметами, позволяющими предсказывать  погоду

Беседа

1

 Что такое дождемер?

Познакомить детей с дождемером, учить работе с ним.

Занятие на метеоплощадке

1

Свойства воды

Знакомить со свойствами воды

Физический эксперимент

1

Волшебница вода

Познакомить детей со свойством воды менять цвет.

Физический эксперимент

1

Декабрь

Цветные льдинки

Знакомство с агрегатными состояниями воды жидким и твердым

Опыты и эксперименты

1

Нарядим елочку

Изготовление  ледяных украшений для новогодней елки

Ручной труд

1

Какие бывают термометры?

Познакомить с водным и почвенным термометрами.

Занятие в экологической лаборатории

1

 Мы – юные

Метеорологи.

Изучаем погоду

Наблюдать сезонные изменения в природе, анализ погоды.

Заполнение календаря погоды.

1

Январь

Свойства снега

Помочь детям установить зависимость состояния  снега от температуры  воздуха.

Опыты и эксперименты

1

Что такое снегомер?

Познакомить детей со снегомером, учить определять  толщину снежного покрова.

Занятие на метеоплощадке

1

Превращения Мороза Ивановича

Рассмотреть процессы замерзания  различных жидкостей на морозе.

Физический эксперимент

1

Свойства камней

Выяснить опытным путем  свойства камней

Физический эксперимент

1

Февраль

Чем измерить скорость и силу ветра?

Учить детей определять направление ветра по окружающим предметам.

Занятие на метеоплощадке .

1

Что такое электричество?

Познакомить  детей с понятием «электричество», его ролью в природе и быту

Занятие в экологической лаборатории

1

Звук

Помочь детям рассказать о свойствах звука, понять, от чего зависит сила звука.

Опыты и эксперименты.

1

Для чего нужен

барометр?

Познакомить с прибором барометром, учить работе с ним

Занятие на метеоплощадке

1

Март

Природные барометры

Познакомить детей с растениями и животными, предсказывающими  погоду.

 Беседа

1

Эти волшебные облака

Познакомить с прибором «Ловец облаков».

Познакомить детей с различными видами облаков.

Наблюдение на метеоплощадке

1

Наблюдаем погоду

Наблюдение за сезонными изменениями в природе

Наблюдения на метеоплощадке, фиксирование результатов наблюдений.

1

Что такое компас?

Знакомство с компасом и способом работы с ним.

Занятие в экологической лаборатории

1

Апрель

Свойства песка и глины

Познакомить детей со свойствами  песка и глины

.Физический эксперимент

1

Глиняные игрушки

Изготовить игрушки из глины

Ручной труд

1

Как меняется погода?

Наблюдать изменения погоды в течение дня с использованием приборов-помощников. Предсказать погоду на следующий день.

Наблюдения на метеоплощадке, фиксирование результатов наблюдений

1

Свойства света. Свет и тень.

Познакомить детей с природой возникновения света и тени. Наблюдать  солнечную тень в течение дня.

Занятие на метеоплощадке

1

Май

Живые тени.

Рассмотреть с детьми  зависимость тени от источника света и предмета, их взаимного расположения.

Физический эксперимент

1

Исчезающий свет

Помочь детям понять, что лучи света проникают только через прозрачное.

Наблюдение на метеоплощадке

1

Солнечные часы

Знакомство с прибором, определение времени суток по солнечным часам.

Занятие на метеоплощадке

1

«Книга природы»

Обобщить знания о погоде и методах ее наблюдения. Изготовить книгу о погоде в Коркино.

Обобщение знаний, ручной труд

1

 

Всего- 36 часов

                                                           

                                                           Перспективный план

по вариативной программе «Юный метеоролог» в  подготовительной  группе

Месяцы

Тема

Цель

Форма проведения

Часы

Сентябрь

1

Кто такие метеорологи?

Уточнить знания детей  о профессии гидрометеоролога.

Беседа

1

2

Как  предсказывают погоду?

Расширить  представления о  метеорологических приборах, которые используются для изучения погодных явлений.

Наблюдение на метеоплощадке, фиксирование результатов наблюдений.

1

3

Свойства воздуха

Познакомить со способами практических доказательств     свойств воздуха.

Физический эксперимент

1

4

Воздушные приключения.

Ветер

 Развивать познавательный интерес к самостоятельной  ОЭД.

Занятие на метеоплощадке, анализ погоды  за месяц.

1

Октябрь

5

Чем измерить скорость ветра?

Познакомить с анемометром, способом определения  скорости ветра.

Занятие на метеоплощадке

1

6

Изготовление анемометра.

 Изготовить детский  анемометр на занятии.

Ручной труд

1

7

Свойства камней.

Рассмотреть различные виды  камней. Изучить их свойства опытным путем.

Наблюдение на метеоплощадке. Физический эксперимент.

1

8

 Как меняется погода?

Наблюдать изменения погоды в течение дня с использованием приборов-помощников. Предсказать погоду на следующий день.

Занятие на метеоплощадке, анализ погоды в октябре.

1

Ноябрь

9

Измеряем осадки

Закрепить  навыки  измерения осадков дождемером.

Работа на метеоплощадке

1

10,11

Свойства воды

Формировать навыки проведения опытов и экспериментов  для изучения  свойств воды

Физический эксперимент

2

Декабрь

12

Какие бывают термометры?

Уточнить представления о термометре, познакомить с водным и почвенным термометрами.

Занятие в экологической

лаборатории

1

13

Цветные льдинки

Знакомство с агрегатными состояниями воды жидким и твердым

Опыты и эксперименты

1

14

Украшения для елочки

Изготовление  ледяных украшений для новогодней елки

Ручной труд

1

15

Наблюдаем погоду

Сделать анализ погоды за месяц

Заполнение календаря погоды.

1

Январь

16

Свойства снега

 Рассмотреть  с детьми свойство снега превращаться в воду

Опыты и эксперименты

1

17

Что такое снегомер?

Совершенствовать навыки определять  толщину снежного покрова.

Занятие на метеоплощадке

1

18

Превращения Мороза Ивановича

Выяснить  различия в процессах замерзания  различных жидкостей на морозе.

Физический эксперимент

1

Февраль

19

Кто  и как предсказывает погоду?

Познакомить с  народными приметами и явлениями природы, по которым можно определить погоду.

Беседа, дидактические игры

1

20

Чем измерить скорость и силу ветра?

Учить детей определять направление и силу  ветра по окружающим предметам.

Занятие на метеоплощадке .

1

21

Для чего нам нужен флюгер?

Познакомить детей с принципом работы флюгера. Учить детей изготавливать флюгер на занятии.

Наблюдение на метеоплощадке. Ручной труд.

1

Март22

Для чего нам нужен

барометр?

 Углубить знания о барометре, рассмотреть устройство детского барометра.

Занятие на метеоплощадке

1

23

Природные барометры

Знакомить детей с растениями и животными, предсказывающими изменения погоды.

 Беседа

1

24

Эти волшебные облака

Развивать навыки наблюдения за состоянием неба, рассмотреть  виды облаков.

Наблюдение на метеоплощадке

1

Апрель

25,26

Что такое компас?

 

Знакомство с компасом и способом работы с ним, изготовление простейшего компаса

Наблюдение на метеоплощадке., ручной труд.

2

27,28

Свойства песка и глины

Сравнить  свойства  песка и глины, изготовить глиняные игрушки.

Опыты и эксперименты, ручной труд

2

Май

29

Звук.

Рассмотреть природу возникновения звуков, их свойства.

Дидактические игры, опыты.

1

30

Свойства света. Свет и тень

Познакомить детей с природой возникновения  тени, рассмотреть зависимость тени от взаиморасположения источника света и предмета

Физический эксперимент

1

31

Солнечные часы

Учить детей определять время суток по солнечным часам

Занятие на метеоплощадке

1

32

Составление книги «Погода в Коркино»

Обобщение результатов наблюдений за погодой в течение учебного года.

Ручной труд

1

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт методического кабинета

Содержит график, план работы кабинета, критерии оценки кабинета, анкета для педагогов, план развития методического кабинета....

паспорт методического кабинета

описание того, что находится вкабинете старшего воспитателя...

Паспорт методического обеспечения кабинета учителя-дефектолога

Паспорт сожержит перечень методического обеспечения учителя-дефектолога...

Паспорт методического кабинета МБДОУ №26 "Ласточка"

Методический   кабинет  в дошкольном учреждении  является центром методической работы. В кабинете  собран и систематизирован разнообразный материал  в помощь воспитателям...

Паспорт методического кабинета

Паспорт методического кабинета...

Паспорт методического проекта.doc

В материале представлен паспорт проекта по взаимодействию с родителями. Одну из новых форм работы с родителями специалисты внедрили в работе СРП  "Домашние задания"...

ПАСПОРТ ПРОЕКТА ЮНЫЕ МЕТЕОРОЛОГИ

ПАСПОРТ ПРОЕКТА ЮНЫЕ МЕТЕОРОЛОГИ...