ОД по теме "Транспорт"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Коренская Татьяна Александровна

Прграммные задачи. Расширять знания детей о транспорте: название транспортного средства, назначение. Закреплять умения детей классифицировать транспорт по назначению: пассажирский, грузовой. Учить детей ориентироваться в прошлом и настоящем пассажирского транспорта. Активизировать в речи обобщающие понятия «транспорт», «пассажирский транспорт», «грузовой транспорт».                                                               

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ОД для детей средней группы22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной образовательной деятельности по теме «Транспорт»

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие

Вид деятельности: непосредственно-образовательная

Возрастная группа: средняя

Тема: «Транспорт».

Цель: Расширить представления о транспорте.

Программное содержание:

Образовательные задачи: Расширять знания детей о транспорте: название транспортного средства, назначение. Закреплять умения детей классифицировать транспорт по назначению: пассажирский, грузовой. Учить детей ориентироваться в прошлом и настоящем пассажирского транспорта. Активизировать в речи обобщающие понятия «транспорт», «пассажирский транспорт», «грузовой транспорт».                                                               Развивающие задачи: Развивать внимание. Развивать познавательную активность, интерес к предметам рукотворного мира. Закреплять умение использовать свободу выбора изобразительной деятельности по теме; умение рассуждать, объяснять.                                                                        Воспитательные задачи: Воспитывать уважительное отношение к труду водителя. Воспитывать чувство отзывчивости, взаимопомощи.

Предварительная работа:

Чтение художественных произведений с упоминанием транспорта.

Отгадывание загадок по теме «Транспорт».

Сюжетно-ролевые  игры «Шоферы», «Путешествие», «Автомастерская»,

Дидактические игры «Внимание! Дорога», «Светофор», «Автомастерская», «Почемучка », «Что лишнее?» и другие.

Рассматривание иллюстрированного материала, познавательной ширмы «История общественного транспорта», презентации на тему «Транспорт»

Словарная работа: транспорт, грузовой, пассажирский, такси.

Материалы и оборудование:

Герой - Карлсон (игрушка); слайдовая презентация «История общественного транспорта»; лист ватмана с надписью «Мир транспорта», разделённый на две половины «пассажирский» (схематичное изображение человечков) и «грузовой» (схематичное изображение груза песка); картинки транспортных средств по количеству детей; клей - карандаш, досточки по количеству детей;

1\2 альбомного листа с изображением транспорта из точек, фломастеры; цветные карандаши, раскраски; заготовки для аппликации на тему «Транспорт»; столы для детского творчества.

Мольберт; мультимедийный экран; стульчики по количеству детей; музыка «Езда на паровозике», «Полёт шмеля».

                                               

                                     

                                           Ход образовательной деятельности:

Воспитатель делает вид, что слышит звуки мотора, будто кто-то летит. Под музыку «Полёт шмеля» влетает Карлсон, облетает детей, просит посадки.

Карлсон. Здравствуйте ребята! (дети здороваются) У вас можно приземлиться? Я пролетал мимо, как вдруг мой моторчик стал барахлить. Разрешите посадку? (ответы детей)

Воспитатель. Конечно, Карлсон! Очень хорошо, что ты к нам заглянул! Мы тебя всегда рады видеть! Как здорово, что у тебя есть моторчик, ты можешь прилететь к друзьям.

Карлсон. Ребята, а разве у вас  нет моторчиков?  Как же вы добираетесь до детского сада, до магазина, до гостей?

Воспитатель. Ребята, что нам помогает передвигаться по станице?

Дети. Машины, автомобили:  такси, автобус, трамвай.

Воспитатель. Правильно, ребята! Как назвать одним словом все машины: такси, трамвай и другие? Что это?

Дети. Это транспорт.

Карлсон. Ребята, я очень люблю путешествовать?  Куда и на чём можно путешествовать?

Дети.  Путешествовать можно в другие города, страны на поезде и самолёте, на машине.  

Карлсон (с грустью). Ребята, я никогда не ездил на транспорте, по делам я летаю на своём моторчике, а когда он ломается, сижу дома. Как это печально!

Воспитатель. Ребята, что же делать?  Как поднять настроение Карлсону?

Дети. Чтобы его развеселить, нужно угостить его вареньем!

Воспитатель. А еще что можно сделать?

(Дети слышат гудок паровоза и предлагают покатать его на паровозике)

Воспитатель. Молодцы , ребята, правильное предложение сделали.   Карлсон, ты хочешь покататься на паровозе?

 Карлсон.  Конечно хочу!.

Физминутка под музыку «Езда на паровозике»(дети становятся друг за другом, руки кладут на плечи, воспитатель впереди с игрушкой в руках, дети объезжают круг, останавливаются)

Карлсон. Замечательно кататься  на паровозике, мне очень  понравилось.

Воспитатель. Карлсон, тебе понравилось быть пассажиром?

Карлсон (удивляется). А кто это -пассажир?

Воспитатель. Ребята, кто такие пассажиры?

Дети.  Пассажиры-  люди, которые едут в транспорте

Воспитатель. Как называется транспорт, который перевозит пассажиров?

Дети. Транспорт, который перевозит пассажиров  называется  пассажирский.                Воспитатель. Правильно, ребятки!

Воспитатель. Ребята, что ещё может возить транспорт?

Дети. Груз.

Воспитатель. Какой груз, назовите!

Дети. Продукты, песок, кирпич, землю, доски и другие.

Воспитатель. Как называется транспорт, что возит груз?

Дети. Транспорт, который возит грузы называется   грузовой.

Карлсон. Ой, я совсем запутался! Как мне запомнить, что перевозят машины?

Воспитатель. Ребята, хотите  помочь  Карлсону разобраться в машинах? А сможете?

Дети. Да.

Воспитатель. Давайте, разместим на фланелеграфе картинки разного транспорта и  Карлсон  узнает, какие машины возят пассажиров, а какие груз. Подходите, располагайте!

Дети по два человека выходят к фланелеграфу, берут по одной картинке, рассматривают, думают, на какую сторону её нужно наклеить, по мере выполнения задания садятся на стульчики. Дети проверяют правильность выполнения, исправляют ошибки, рассказывают о своём решении.

Воспитатель. Дети, давайте назовём транспорт, что возит груз (дети перечисляют). Какой это транспорт (грузовой). Верно. Назовите, какой транспорт возит людей?  Значит, как этот транспорт называется? (пассажирский).

Воспитатель. Ваня, что ты наклеил? Какой это транспорт? Почему? (ответ Вани).

Воспитатель. Сережа, назови пожалуйста, какой транспорт возит людей. (ответ Сережи).Молодец, Сережа.

Воспитатель.  Ваня, ты сегодня молодец, ни разу не ошибся. Всё сделал правильно!

Карлсон. Спасибо, ребятки, вы мне показали много разных машин! Теперь я знаю, на каком транспорте к вам приехать, если мой моторчик сломается.

Воспитатель. Ребята, давайте вместе с Карлсоном   покатаемся на самолёте.

Физминутка «Самолёт»

Полетели, полетели, - вращение руками, согнутыми

Вперёд руками завертели - в локтях, перед собой вперёд.

Руки в стороны - в полёт - стойка ноги врозь, руки в стороны.

Отправляем самолёт.

Правое крыло вперёд, - поворот вправо, поворот влево.

Левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре - лёгкий бег в разных направлениях.

Полетел наш самолёт.

Воспитатель. Карлсон, а ты знаешь, что пассажирский транспорт не всегда так выглядел? Ребята, хотите узнать, на чём по улице ездили люди в давние времена. (предлагает детям сесть на стульчики перед мультимедийным экраном, садит гостя рядом с детьми)

Воспитатель рассказывает историю общественного транспорта, показывает слайды.

Слайдовая презентация «История общественного транспорта».

1 слайд. Давным - давно во Франции, на улицах города Парижа, появилась большущая карета, запряжённая лошадьми. Она ездила из одного конца города в другой. И за деньги возила всех желающих. Новое средство передвижения назвали «омнибус», что означает «для всех».                                                                                                                                                                2 слайд. Со временем для омнибусов стали прокладывать рельсы. Получилась железная дорога с конями, называемая «конка».                                                                                                       3 слайд. Затем человек вместо конки придумал трамвай. Под вагонами были спрятаны электромоторы, а над рельсами тянулись провода. Вагоны теперь двигали не лошади, а электричество. И трамвай помчался, сияя огнями!                                                                                     4 слайд. Шли годы. На место шумного трамвая пришёл троллейбус. Троллейбус обходится без рельсов, но провода ему всё равно нужны - троллейбус тоже двигает электричество.                                                                                                                                        5 слайд. Без рельсов и проводов ездит только автобус. Что же его толкает? И автобусу  и любому автомобилю, чтобы ездить, нужен бензин.                                                                              6 слайд. В наши дни под землёй есть целый подземный город - метро. Очень удобно пассажирам ездить в метро. Быстро ходят поезда. Тоннель и станции хорошо освещаются. Самое красивое метро - в Москве.

Воспитатель. Понравилась вам история пассажирского транспорта? Человек каждый раз придумывал более удобный и быстрый транспорт.

Воспитатель. Дети, а теперь давайте дадим нашим глазкам немножко отдохнуть. А потом покатаемся на пароходе.

Закрыть глаза. Отдых 10-15 секунд. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.

Посмотреть в даль. Закрыть глаза на пять-шесть секунд. Открыть, посмотреть на кончик носа. Закрыть глаза на 5-6 секунд. Открыть глаза. Повторить 3-4 раза.

Зажмурить сильно, раскрыть широко.

Самомассаж. Закрыть глаза и делать легкие круговые движения подушечками пальцев, поглаживая надбровные дуги 20-30 секунд. Закрыть глаза. Отдых 10-15 секунд. Открыть глаза.

Воспитатель. Ребята, а вы хотите вместе с Карлсоном покататься на пароходе?

Дети. Очень хотим!

Физминутка «Пароход»

От зелёного причала (дети встали)

Оттолкнулся пароход,

Он шагнул назад сначала (шаг назад)

А потом шагнул вперёд, (шаг вперёд)

И поплыл, поплыл по речке, (волнообразные движения руками)

Набирая полный ход. (ходьба «топотушки» в одном направлении)

Хвалит детей.

Карлсон. Спасибо, ребята! Так много интересного рассказали о транспорте. Решено, буду пользоваться транспортом, чтобы путешествовать, а свой моторчик лучше поберегу. Я бы я хотел, чтобы Малыш увидел разные машины! (говорит грустным голосом)

Воспитатель.  Ребята, что мы можем передать Малышу от нас?

Дети. Мы можем нарисовать для Малыша различный транспорт, или наклеить аппликацию.

Воспитатель. Не печалься, друг, наши ребята нарисуют для вас разный транспорт, раскрасят картинки, сделают красивые аппликации и подарят вам свои работы. Правда, ребята?

Воспитатель предлагает детям пройти к столам, решить, что хотели подарить Малышу и Карлсону и занять место. (дети на выбор делают аппликацию, раскашивают раскраски, рисуют по точкам по теме «транспорт»). 

Дети отдают работы Карлсону, чтобы он передал их Малышу. Герой благодарит ребят и уходит.

Используемая литература.

  1. О.В.Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. 4-5 лет.
  2. Энциклопедия для дошкольников  «Транспорт».
  3. Н.В.Нищева. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.
  4. Е.Г.Сайкина, Ж.Е.Фирилева. Физкульт-привет минуткам и паузам.