Долгосрочный проект "Замечательные опыты"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Каширина Александра Игоревна

Детское экспериментирование является одним из актуальных методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Наименование: Проект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Замечательные опыты».

Вид проекта: Исследовательско-познавательный.

Тип проекта: долгосрочный.

Организация, на базе которой реализуется проект:  

МБДОУ «Детский сад №11»

Срок реализации: 2018 – 2019 уч. год.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный: сентябрь –октябрь 2018г.

Основной: ноябрь 2018–май 2019г.

Заключительный: май 2019г.

Разработчики и исполнители проекта:

Воспитатели: Каширина А.И., Ипатова Ж.П.

Участники проекта: дети  группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Используемые образовательные технологии:

  • Технология познавательно – исследовательской деятельности.
  • Наблюдения и опыты.
  • Моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе).
  • Фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности.
  • Дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации.
  • Использование художественной литературы.

Актуальность.

Детское экспериментирование является одним из актуальных методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

Цель проекта:

Формирование у дошкольников естественно - научных знаний и представлений, осуществление проектно-исследовательской деятельности  путем организации экспериментальной деятельности.

Задачи проекта:

  1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
  2. Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода, растения и т.д.).
  3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
  4. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
  5. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
  6. Привлечение родителей к совместной деятельности.

Предполагаемый результат:

  • Проявление устойчивого познавательного интереса к экспериментированию;
  • Проявление инициативы в решении поставленных задач;
  • Умение доказательно объяснять полученный результат;
  • Установление простейших причинно-следственных связей;
  • Бережное отношение к природе, владение основными нормами поведения в ней.
  • У родителей повышается компетентность в вопросах детского экспериментирования.
  • Создание картотеки «Опыты и эксперименты».

 

Этапы работы над проектом:

Этапы

Форма работы

Содержание

Подготовительный этап

 

1.     Анализ научной и методической литературы.

2.     Разработка перспективного плана работы с детьми.

3.     Подборка опытов с описанием проведения.

4.     Организация предметно – развивающей среды.

5.     Подготовка дидактичес-кого и практического материала для проведения опытов

6.     Доведение до сведения родителей смысла и целей проекта.

1.     Определение актуальности, проблемы, цели.

2.     Выявление знаний по теме и интересов детей (модель трёх вопросов).

3.     Создание условий для детского экспериментирования: подбор оборудования для проведения опытов.

4.        Проведение анкетирования по вопросам опытно-экспериментальной деятельности.

2. Основной этап

 

Работа с детьми:

·          образовательные ситуации;

·           опыты, эксперименты;

·           индивидуальная работа с детьми;

·           самостоятельная экспериментальная деятельность

·          чтение художественной литературы, беседы;

·          наблюдение на прогулке

·          игровая деятельность

Работа с родителями:

·        Консультации;

·        разработка памяток.

·        Экскурсия в «Детскую лабораторию».

·        Дидактические игры «Запах, свет, вкус, звук».

·        Создание папок-передвижек «Занимательные опыты. Что и как?», «Летние игры с водой для детей».

·        Подготовка и проведение занятий по экспериментированию с разными материалами

3. Заключительный этап

Создание  картотеки «Опыты и эксперименты»

Презентация проекта и просмотр с детьми «Замечательные опыты»

Проведение открытого занятия «Удивительная соль»

Подведение итогов участия детей и их родителей в проектно-исследовательской деятельности.

 

Формы работы:

  1. Небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.
  2. Фронтальная работа.
  3. Индивидуальная работа.

Работа с родителями:

-ознакомление родителей с задачами опытно-экспериментального проекта;

-беседы «Экспериментальная деятельность дошкольников», «Значение экспериментальной деятельности для детей», «Организация домашней лаборатории»;

-наглядная информация;

-комплектование фонда справочных пособий и информационного материала для родителей в рамках проекта.

Выводы:

В результате работы над проектом, удалось показать, что такой современный инновационный метод обучения, как экспериментальная деятельность, может составить достойную конкуренцию традиционному обучению.

Можно сделать вывод, что экспериментирование - это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

Использованная литература:

  1. Веракса Н.Е., Галимова О.Р. Познавательно- исследовательская деятельность для дошкольников. Для занятий с детьми с 4-7 лет.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.-80с.
  2. Нищева Н.В. Познавательно- исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. Санкт- Петербург. ДЕТСТВО-ПРЕСС.2015.
  3. Дыбина О.В. Неизвестное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Текст/О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова,В.В.Щетинина.-М.:ТЦ «Сфера», 2005.
  4. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Дневник занимательных экспериментов для детей 5-6 лет.-СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2014.-32с.
  5. Крашенинников, Е.Е.,Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.- 80 с.



Предварительный просмотр:

Домашний театр теней.

Уважаемые родители! Представляем вашему вниманию разновидность театра, который можно легко устроить в любом темном помещении. Включите фонарик на своем смартфоне и направьте его на стену или потолок. Если вы не хотите вырезать фигурки для театра теней, то можете делать животных прямо из рук. Если забыли, как это делается, вот вам наша подсказка.

  • https://novye-multiki.ru/wp-content/uploads/2020/03/teatr1-1024x555.jpg
  • https://novye-multiki.ru/wp-content/uploads/2020/03/teatr2-1024x727.jpg
  • https://novye-multiki.ru/wp-content/uploads/2020/03/teatr3-1024x728.jpg
  • https://novye-multiki.ru/wp-content/uploads/2020/03/teatr4-1024x719.jpg
  • https://novye-multiki.ru/wp-content/uploads/2020/03/teatr5-1024x727.jpg
  • https://novye-multiki.ru/wp-content/uploads/2020/03/teatr6-1024x728.jpg
  • https://novye-multiki.ru/wp-content/uploads/2020/03/teatr7-1024x726.jpg
  • https://novye-multiki.ru/wp-content/uploads/2020/03/teatr8-1024x719.jpg
  • https://novye-multiki.ru/wp-content/uploads/2020/03/teatr9-1024x723.jpg
  • https://novye-multiki.ru/wp-content/uploads/2020/03/teatr10-1024x725.jpg
  • https://novye-multiki.ru/wp-content/uploads/2020/03/teatr11-1024x598.jpg
  • https://novye-multiki.ru/wp-content/uploads/2020/03/teatr12-1024x527.jpg
  • https://novye-multiki.ru/wp-content/uploads/2020/03/teatr13-1024x534.jpg
  • https://novye-multiki.ru/wp-content/uploads/2020/03/teatr14-1024x634.jpg
  • https://novye-multiki.ru/wp-content/uploads/2020/03/teatr15.jpg
  • https://novye-multiki.ru/wp-content/uploads/2020/03/teatr16.jpg



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Сладкие опыты"

Цель:

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности.

Задачи:

1. Расширить и уточнить знания детей о выращивании и переработке сахарной свеклы.

2. Познакомить детей со свойствами сахара (цвет, запах, вкус, растворимость) и его значении для человека.

3. Закрепить знания детей о том, что твердое вещество (сахар) при нагревании  переходит в жидкое, и наоборот, в твердое, о применении этого свойства в пищевой промышленности.

4. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с сахаром.

5. Развивать активность мышления: умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

6. Воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности.

Оборудование:

У детей на столах баночки с водой, сахар-песок, чайные ложки, тарелочки, лупы.

У воспитателя на столе: две чаши, два яйца, тарелочка с солью.

Мультимедийная установка.

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу и мне. Скажите, вы

хотите стать исследователями? Тогда, я приглашаю Вас в лабораторию, и сегодня вы

станете исследователями. А кто из вас помнит, что такое лаборатория?

Прежде всего, я хочу вам напомнить правила поведения в лаборатории:

1. Не трогать руками глаза.

2- Соблюдать тишину

3- Не толкать соседа во время работы

4- Сначала посмотри, а потом повтори

5- Выполнил и положи на место.

Ну что, ребята, хотите узнать, что мы сегодня будем исследовать? Тогда проходите за рабочие столы.

Перед каждым ребенком лежат мешочки.

Возьмите в руки мешочки.  

- Какие мешочки на ощупь? Как вы думаете, что там может быть? (Предположения

детей: песок, сахар, соль, крупа и т.д.)  

- Давайте откроем мешочек и посмотрим, что же там (ответы детей)

- Правильно, это всем известный сахар. Кто-нибудь из вас знает, из чего получают

настоящий сахар? (Предположения детей)

- Сахар получают из сахарной свеклы. Но чтобы получить сахарную свеклу, нужно ее

семена посадить в землю (слайд). Затем появятся всходы (слайд), которые нужно

пропалывать от сорняка. Во время роста сахарную свеклу нужно поливать (слайд),

удобрять. И только к середине осени, когда она становится особенно сладкая,

приступают к уборке. Убирают свеклу специальные свеклоуборочные комбайны

(слайд). Они сразу же очищают клубни от листьев. Клубни ссыпают в грузовые

машины, которые везут ее на сахарные заводы (слайд). На заводе ее моют, режут на

мелкие кусочки и варят в больших чанах. Вначале получается патока – сладкая

жидкость (слайд). А потом ее нагревают, вода испаряется, а остаются кристаллы

сахара. Этот сахар отбеливают и получается настоящий сахар, который мы видим у

себя на столе (слайд).

- Сегодня мы исследуем некоторые свойства хорошо знакомого вам сахара. Для

проведения опытов по исследованию сахара и его свойств, нам понадобится

некоторое оборудование. Посмотрите на свои лабораторные столы, они полностью

готовы к работе.  

- Ребята, перед вами стоят пустые тарелочки, пересыпьте в них немного сахара.

Легко ли сахар пересыпается? Если он легко сыпется, то можно сказать, что

он…(ответы детей). Правильно: сыпучий. (Вывешивается алгоритм,

символизирующий это свойство сахара)

- А теперь рассмотрите сахар. Какого он цвета? На что похожи крупинки сахара?

Имеет ли сахар запах? Какой он на вкус? (Ответы детей)

Каждое свойство сахара подкрепляется символом.  

- Представьте себе такую ситуацию: мешочек с сахаром оставили на улице, и вдруг

пошел дождь. Как вы думаете, что произойдет с сахаром? (предположения детей)

- Давайте проверим это в нашей лаборатории. Перед вами наполненные водой

стаканчики, возьмите мерной ложечкой из мешочка сахар, всыпьте в стакан с водой и

хорошенько перемешайте. Что произошло с сахаром? (ответы детей). Вода изменила

свой цвет? Попробуйте воду на вкус. Какой она стала? Изменил сахар вкус воды?

Вывешиваются соответствующие символы.

- Прежде чем мы продолжим опыты с сахаром, давайте отдохнем. Проводится игра

на внимание. Дети встают из-за столов.

- Я вам буду называть блюда, в которые сахар кладут и те, в которые не кладут сахар.

Если вы услышите название блюда, в которое кладут сахар, - хлопаете. Не кладут –

топаете.  

Варенье, чай, борщ, компот, кисель. Вареная картошка, мармелад, шоколад. Жареная

рыба, винегрет, уха.  

- Сегодня мы с вами сахар пересыпали, растворяли, но не нагревали. Как вы думаете,

что произойдет с сахаром, если его нагреть? (Предположения детей).  

- Чтобы это проверить, я возьму спиртовку, немного сахара и буду его нагревать.

(опыт демонстрируется на экране). Выливаю на тарелочку. Что произошло с

сахаром? (Ответы детей).  

- Какой вывод можно сделать?

-Ребята, вам нравится быть исследователями? Что вы можете рассказать о свойствах

сахара?

- обратите внимание, я вылила жидкий сахар на тарелочку, а каким он стал сейчас?

Предположения детей. Демонстрация результата опыта на экране.

- Давайте сделаем вывод: расплавленный сахар остывает и становится твердым.  

- Что Вам напоминает твердый сахар?

- А хочется вам попробовать лизнуть? Я так и думала, поэтому дома, специально для

вас приготовила леденцы. Но прежде чем угостить вам леденцами, я хотела бы

спросить: понравилось вам занятие? Что вам больше всего запомнилось? О чем вы

расскажете сегодня вечером друзьям и родителям?



Предварительный просмотр:

Перспективный план экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе

 

Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, формирование познавательной активности, любознательности, умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

 

 

Тема

Задачи исследовательской деятельности

Материал

1

«Экскурсия в детскую лабораторию»

  Уточнить представление о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство), познакомить с понятиями: «наука» (познание), «гипотеза» (предположение), об эксперименте (опыте), о назначении детской лаборатории, дать представление о правилах поведения в детской лаборатории

Игрушка дед Знай, баночка с водой, бумажные полотенца, стакан с водой, в которую добавлены чернила; сельдерей, духи или ванилин, яблоко, барабан, металлофон, мяч.

2

«Волшебные стеклышки»

Познакомить детей с приборами для наблюдения — микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом,

биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.познакомить с правилами пользования приборами-помощниками

Лупы, микроскопы, различные мелкие предметы, мелкие семена фруктов, овощей, листья деревьев, растений, кора деревьев; бинокль, картинки с изображением подзорной трубы, телескопа, картинки с изображением клюва птицы, глаза лягушки под лупой.

3

"Волшебница  вода"

Закрепить знания о разных состояниях воды, круговороте воды в природе, о значении волы в жизни растений, животных и человека. О том. что вода это «дом» для многих растений и животных, необходимость охраны утих животных и среды их обитания, о необходимости экономно использовать воду в быту .Упражнять в соблюдении природоохранных правил поведения в природе.      

Цветик-семицветик, посылка, плакат «круговорот воды в природе», картинки с изображением водных животных и растений, природоохранные знаки; стол, оборудование под лабораторию; силуэты капелек

4

«Осадки»

Развивать в детях любознательность, познавательный интерес к неживой природе; Развивать умение решать проблемные ситуации, выдвигать гипотезы, проверять их. Закрепить знания о понятиях «погода», «осадки». Дать знания о происхождении облаков, туч, дождя.

 Подвести детей к пониманию причинно- следственных связей в природе.

магнитофон, игрушка Каркуша, конверты с письмами, плакаты с круговоротом воды, различными видами облаков. штатив, колба, горючее, земля, стекло; цветные карандаши, бумага, фонарики, разовые стаканчики с жидкостью (вода с молоком) на каждого ребенка.

1

«Свойства воды. Очищение воды»

Закрепить знания о процессе очистки воды разными способами, о давлении и силе воды. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения к природным ресурсам. Развивать умение организовать эксперимент и получить результат. Снижать утомление, статическое напряжение при выполнении заданий. Соблюдать гигиенические условия к просмотру материала с использованием мультимедийной установки.

Глобус, презентация «Голубая планета», для опыта «Водяная мельница»- (из набора для опытов)- 3 ковшика, держатель, рукоятка; пробирка, подставка для пробирок, соломинки; 4 пластмассовые трубки, 1 пластмассовая воронка, 1 пластмассовая крышка, 1 пластмассовая чашка, 1 пакетик камешков, 1 пакетик шариков, 3 бумажных фильтра, 1 губка, 1 измерительная чашка

2

«Свойства льда» 

Расширить представления детей о свойствах льда (тает в тепле); стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.

 Бусинки, замороженные в кубиках льда, стаканы, теплая вода.

3

«Свет вокруг нас».        

Дать детям представление о свете. Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, их назначение. Опытническим путем определить строение рукотворных источников света. Классификация предметов, дающих свет на рукотворный и природный мир. Закрепить умение работать в группе. Обогащать и активизировать словарь детей.        

Картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа. Игрушечный фонарик и несколько предметов, которые не дают света.        

1

«Что можно почувствовать кожей?»        

Дать детям элементарные знания о роли кожи в жизни человека, о чувствительности кожи. Упражнять детей в развитии тактильной чувствительности. Сформировать убеждение о том, что о коже человека надо заботиться. Научить детей оказывать первую помощь при ранениях и ушибах. Развивать умения устанавливать связь между состоянием кожи и состоянием организма. Учить детей разрешать самим проблемную ситуацию в процессе исследовательской деятельности. Развивать пытливость, любознательность, находчивость, внимание.        

 Лупы на каждого ребенка, предметы из разных материалов, дощечки на развитие тактильных ощущений, чудесный мешочек с набором предметов, стакан с холодной, теплой и горячей водой.        

2

«Почему все звучит?» 

Дать детям представление об органах слуха – ухо (улавливает и различает звуки, слова и т.д.). Познакомить со строением уха человека и животного, уточнить, что уши у всех разные, учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков. Закрепить знания о правилах ухода за ушами, составить коллективные рекомендации по предупреждению нарушения слуха.        

Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

Схема человеческого уха, картинки животных (слона, зайца, волка), д/и «Определи по звуку», гитара, бумажные листы на каждого ребенка, баночки с разными предметами (скрепки, деревянные палочки, поролон, песок, аудиозапись со звуками леса, реки, птиц и т.д. бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон.

3

«Как мы чувствуем запахи?»        

 Познакомить детей с особенностями работы органа обоняния – носа, органа позволяющего определить запахи, сравнить с особенностями восприятия запахов некоторыми животными. Сформировать вместе с детьми рекомендации по охране этого важного органа. Способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к процессу  экспериментирования.        

 Продукты с явно выраженными характерными запахами (чеснок, лук, перец и т.д.), матерчатые мешочки, туалетное мыло, флакончик из-под духов, картинки животных (утконоса, лисы).        

4

"Лимон!"

Дать детям понятие о витаминах, иммунитете.

  2. Воспитывать у детей здоровый образ жизни.

  3. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе.

  4. Ввести в словарь детей слова «иммунитет», «лимонная кислота», «пищевая сода», ржавчина.

  5.Продолжать вести наблюдение за погодой, закрепить знание сезонных примет.

карточки с признаками зимы, лимоны, лимонная кислота, пищевая сода, стеклянная посуда, пластиковые стаканчики, ложки, лоскутки.

1

 «Магнит – фокусник»

 Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.        

 Магнит, мелкие кусочки бумаги, пластмасса, ткань, стакан с водой, емкость с песком, скрепки, мелкие проволочки,

Опыты: «Магнитные силы», «Мы – фокусники», «Притягиваются – не притягиваются»

2

«Стальной барьер»

Продолжать знакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами  (алюминий и сталь).       

Четыре металлические скрепки, алюминиевая фольга, прямоугольный магнит, стальной шпатель.

3

«Волшебная монета»

Познакомить детей с таким свойством металла, как теплопроводность.

Шесть медных монет.

4

«Как работает термометр»

Посмотреть, как работает термометр.

Уличный термометр или термометр для ванной, кубик льда, чашка.

1

 «Песок и глина»        

  Показать разнообразие объектов неживой природы. Сравнение песчинок по форме, цвету, размеру. Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов.        В процессе исследовательской деятельности формировать у детей знания о свойствах глины. Предоставить ребенку возможность самому найти ответы на вопросы: «Как и почему?» и сделать выводы; при проведении опытов развивать мышление, логику, творчество ребенка. Наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Активизировать словарь : «вязкая, пластичная, маслянистая, гибкая» и т.п.

 Образцы речного, морского и других видов песка, небольшие подносы, клеенки, лупы. Подносы с глиной на каждого ребенка (глина сухая и влажная), салфетки влажные, лупы, карточки с предметами живой и неживой природы.        

2

Сравнение свойств Опыты: «песка и глины»

 Познакомить детей со свойствами и качеством песка, глины, учить делать выводы о свойствах, сравнивая их экспериментальным путем. Стимулировать самостоятельное формирование выводов при проведении опытов. Воспитывать соблюдение техники безопасности.        

 

3

«Животные и песок»        

Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, о пустыне. Объяснить зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать.        

Макет солнца, Земли, две воронки, прозрачная емкость, песок и глина, ткань светлых и темных тонов, рукавички из драпа черного и светлого цвета, модель взаимосвязи живой и неживой природы.

4

«Выращивание растения из морковных верхушек»

Вырастить из морковных верхушек растения.

Песок, мелкая ёмкость,

верхушки моркови.

1

 «Знакомство со свойствами воздуха»        

 Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха,  и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.        

 Воздушные шары на каждого ребенка, банка с водой, стаканчики и соломинки, свистки, бутылки, небольшие листочки бумаги, духовые инструменты.        

2

Опыты: «Где теплее?», «Подводная лодка», «Упрямый воздух», «Что быстрее?»

Цель: выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх.

Цель: Обнаружить, что воздух легче воды, выявить, как воздух вытесняет воду Цель: Обнаружить, что воздух сжимается.

Цель: Обнаружить атмосферное давление

Материал: Два термометра, посуда с горячей водой

Материал: Изогнутая трубка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой. Пипетки, шприц, подкрашенная вода. Два листа бумаги

3

«Воздух занимает место.»

Показать, что воздух занимает место

Двухлитровая миска, пробка (натуральная ), прозрачный стакан.

4

 «Неизвестное – рядом»        

 Расширять знания детей о жизни древнего человека, об открытии человеком огня. Как огонь дошел до наших дней, как он помогает человеку. Формировать представление о том, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения пожара. При горении образовывается пепел, зола, угарный газ. Соблюдение правил безопасности при проведении опытов.        

 Камни, свеча, банка, бутылка с отрезанным дном, спички, зажигалка

1

«Солнце, Земля и другие планеты»        

 Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета. Развивать любознательность. На основе опытов дать представление о холодности планет. Чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее.        

 Настольная лампа, шары, схема Солнечной системы

2

 «Удивительные камни»

 Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами. обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький);  поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.

Фотографии, картины гор и горных ландшафтов, сундучок ощущений. Набор схем – рисунков. Шапка ученого. Набор камней на каждого ребенка. Лупы. Стакан с водой, ложка. Большие подносы.  Салфетки маленькие. Салфетки большие. Коробка с ячейками.

3

«Живые камни» 

Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми.        

Мел, известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы. Рисунки папоротников, хвощей, древнего леса, лупы, толстое стекло, янтарь. 

4

«Можно ли менять форму камня и глины»

Выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части).

Дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета.

1

«Как увидеть и услышать электричество» 

Опыты: «Чудо прическа», «Волшебные шары», «Вертушка»        

Познакомить детей с электричеством, как особой формой энергии. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей. Познакомить с понятием «электрический ток». Объяснить природу молнии. Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.       

 Воздушный шарик, ножницы, салфетки, линейка, расчески, пластилин, большая металлическая скрепка, шерстяная ткань, прозрачная пластмассовая салфетка, зеркало, вода, антистатик.

2

«Электроприборы»        

 Развивать способности ребенка обращаться с элементарными электрическими приборами. Формировать представление о материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода) и изоляторах – материалах вообще не проводящих электричество (дерево, стекло и др.). Познакомить с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа). Совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов (нельзя прикасаться к оголенным проводам, вставлять в розетку металлические предметы с электрическими проводами, можно взаимодействовать только сухими руками). Развивать любознательность.        

 Дерево, стекло, резина, пластмасса, металлические предметы, вода, электроприборы.        

3

«Выяснение причины роста зеленых растений океана  на глубине до ста метров»

Выяснить, почему зеленые растения , растущие в океане, не живут глубже ста метров.

Два маленьких одинаковых зеленых растения в горшочках.

4

«Установление способности растения к поиску света»

Установить, как растение ищет свет.

Домашнее растение.

1

 «Откуда радуга берется?».        

 Развивать аналитические способности детей. Познакомить их с солнечной энергией и особенностями ее проявления. Воспитывать интерес к познанию закономерностей, существующих в неживой природе.        

Пульверизатор,  фонарик, лист белой бумаги, хрустальный стакан, трехгранная призма.        

2

Опыт: «Волшебный круг».        

Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра. Развивать интерес к неживой природе. Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы

 Цветовой волчок или юла.        

3

«Сладкие опыты»

Выявлять изменения агрегатного состояния твердых веществ; воспитывать аккуратность в работе,

Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.

Вызвать радость от открытий, полученных в результате опытов.

Мешочки с сахаром, блюдца, стаканы с водой, чайные ложечки.

4

«Удивительная соль»

   Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о веществах, активизировать речь и обогащать словарь

Мешочки с солью, блюдца, стаканы с водой, чайные ложечки.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе

«Удивительная соль»

Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.

 Задачи:

Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности

Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.

Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.

Материал и оборудование: посылка с тремя видами  соли, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, 2 яйца, грязный стакан, губка, одноразовые стаканчики, трубочки, цветная соль, баночки для декорирования, подносы с солью для рисования.

Предварительная работа.

• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»

• Просмотр презентации на тему«Где и как добывают соль».

• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).

• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».

• Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»,

• Наблюдение «Как мама использует соль.

Ход занятия:

Приветствие

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся

Улыбнёмся, подмигнём.

Собрались мы снова вместе,

Чтобы было интересней!

Много нового узнаем,

Что ж, ребята, начинаем!

Воспитатель. Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась шкатулка. Давайте посмотрим, что там. Какие-то мешочки в ней. Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, а у кого-то крупное с горошек- что же это может быть? Дети, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано мешочках?

Воспитатель загадывает загадку:

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)

Откройте мешочки. Что там? (соль)

Педагог высыпает соль в емкость и задает вопрос: «Для чего нужна соль? Где люди используют соль

Соль - полезное ископаемое, природный элементСоль бывает каменная, морская и поваренная.

Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь. 

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «несолно- хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.

Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

Пуд соли вместе съесть.

Без соли – что без воли: жизнь не проживешь.

Без соли, без хлеба – половина обеда.

Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно.

Показать презентацию «Как добывают соль» - А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль?

Педагог демонстрирует презентацию «Добыча соли, ее применение». - Наша планета очень богата солёными место рождениями.

Люди научились добывать соль различными способами

Так же соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы. 

Еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины. 

Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?

Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.

Воспитатель:- Как вы думаете, где можно использовать соль?

В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.

Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.

Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).

А еще соль полезна и животным.

В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.

В консервировании овощейсоль в жизни людей была важным продуктом.

На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

Игра «Соль полезна для того, чтобы ….» (с мешочком в ней соль, передавать и говорить) 

1. Чтобы консервировать овощи

2. Чтобы использовать в медицине

3. Чтобы посолить суп

4. Чтобы посыпать дорожки зимой

5. Чтобы добавить в жареную картошку

6. Чтобы посолить салат

7. Чтобы засолить грибы

8. Соль нужна для животных

ВыводСоль необходима для жизни и здоровья человека, её используют для приготовления пищи

«Сегодня всем нам предстоит

Немножко стать учеными. В лабораторию пойдем,

И чудо-опыт проведем с этим сыпучим веществом»

- А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию. (Надевайте фартуки и проходите за столы.)

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. (Слайд) При работе с солью:

1. Не трогать руками глаза.

2- Соблюдать тишину

3- Не толкать соседа во время работы

4- Сначала посмотри, а потом повтори

5- Выполнил и положи на место

. И так внимание.

Опыт № 1«Из чего состоит соль».

Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим

- Если мы с вами посмотрим на соль.

.Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)

Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.

- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

.Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)

«Соль сыпучая, без запаха»

Подуйте тихонько на соль через трубочку.

Выводсоль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов

Опыт №2 «Соль хрустит»

Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?

Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.

Вывод:

Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт № 3: «Соль поглощает воду»

Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?

Воспитатель: значит соль поглощает воду.

Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с соль.? (соль растворилась в воде)

Опыт№4.«Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной»

- Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая)

- Молодцы, верно! В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде.

В какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?

(В тёплой воде соль растворилась быстрее).

А давайте в стаканы под №1 насыплем крупную соль, а в стаканы под №2 –мелкую соль и размешаем

А кто заметил, какая из образцов солей растворилась быстрее?

(В стаканчике под №2 соль исчезла быстрее, так как она мелкая)

А Соль исчезла(Нет, соль растворилась).

-А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?

Ответы детей – попробовать на вкус

- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

ВыводСоль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее.

Опыт № 5. «Плавающее яйцо».

Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).

Поможет нам в этом обычное яйцо (или половинка сырого картофеля). Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?

(Яйцо не тонет).

А теперь возьмем другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).

Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет.Значит, в солёной воде легче плавать).

Опыт № 6. «Соль – чистящее средство».

Оказывается с помощью соли можно мыть посуду.

Посмотрите у меня грязный бокал. На губку насыпали немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету.

(Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).

Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый-несоленый»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить

(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо,)

А сейчас я хочу пригласить вас в свою мастерскую, и хочу показать еще для чего люди, используют соль. Мы с вами будем красить соль с помощью обыкновенных цветных мелков, которые я мелко натерла, размолола.

Творческая работа.

Насыпьте в тарелочку по 2 столовых ложки мелкой соли и цветного порошка. Аккуратно ложкой перемешайте, и вот перед вами - цветная соль.

А сейчас мы с вами разделимся на две команды, и каждая команда будет заполнять цветной солью свой сосуд. Следите за тем, чтобы ваши цвета не сливались, красиво сочетались.

Воспитатель: А вы знаете, что на соли можно рисовать, сейчас мы с вами будем рисовать на соли

-Посмотрите, перед вами подносы с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью. Слушайте внимательно:

«Появился во дворе он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык, наш приятель (снеговик)

(дети пальчиками рисуют снеговика на соли) .

«Ежик на неё похож, листьев вовсе не найдёшь, как красавица стройна, и на новый год важна (елка)

дети рисуют елку)

«С неба падают зимою и кружатся над землёю,

Лёгкие пушинки, белые (снежинки)

(дети рисуют снежинки)

Как красиво у вас получается!

Итак, скажите, пожалуйста, что такое соль? Какая соль? /соль- это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека/.- Давайте вспомним и скажем

. Откуда берется соль? (соль - люди добывают из морской воды, а помогают им могущие насосы)

- Как вы думаете ребята

Соль полезна или вредна(соль полезна)

- Конечно полезна, так как соль содержит минеральное вещество- ЙОД

 Что нового вы узнали о соли? /Мы узнали, что соль можно выпаривать из соленой воды, что соль необходима не только для приготовления пищи, но и для создания цветного красивого рисунка/. Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях? /рисование на соли, закрашивание соли/.

Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?

Ой, ребята, а в шкатулке,  что то есть еще. Открывает, а там угощение за хорошую работу.

Вы были хорошими учеными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормативный, долгосрочный, коллективный проект "Мамины помощники" для детей младшего дошкольного возраста

Нормативный, долгосрочный, коллективный проект "Мамины помощники" для детей второй младшей группы. Проводился с целью формирования духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к бли...

Презентация долгосрочного проекта

Презентация представляет учебный материал по использованию проектного метода в детском саду. Создана в Microsoft PowerPoint 2007....

Долгосрочный проект "Путешествие копейки"

Очень часто участие детей в семейном бюджете ограничивается требованиями что-то купить, дать денег и т.п. Родители возмущаются необоснованными, на их взгляд, требованиями своих чад, а те, в свою очере...

"Золотые руки русских мастеров" комплексный долгосрочный проект

Проект разработан для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями декоративно-прикладного искусства, историей его возни кновения, развитием и ролью в культуре русского народа....

Опыты! Опыты! Опыты!

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного....

Долгосрочный проект из опыта работы по ознакомлению детей второй младшей группы с русскими народными сказками по теме «Дети и сказки».

Долгосрочный проект из опыта работы по ознакомлению детей второй младшей группы с русскими народными сказками по теме «Дети и сказки»....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...