рабочая программа
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 83»
Утверждено на педагогическом совете № от « » 2015 г.
|
Утверждаю
Директор МАДОУ «Детский сад № 83»
____________________Г.Н. Вахнина
от « » 2015 г.
Рабочая программа
по образовательной области
«Познавательное развитие»
для детей 2-3 лет
второй группы раннего возраста
Автор - составитель:
Воспитатель : Лобанова С.В.
Сыктывкар. 2015 г.
Содержание
1. Целевой раздел……………………………………………………………………..
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………
1.2. Планируемые результаты…………………………………………………………
2. Содержательный раздел…………………………………………………………….
2.1. Описание образовательной деятельности……………………………………….
2.2 Взаимодействие педагогов с семьями дошкольников……………………………
2.3 Организация предметно-пространственной среды……………………………….
3. Литература…………………………………………………………………………….
1. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка.
Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности; формирование познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве и др.), о малой родине, об особенностях природы.
Основные цели и задачи Программы по познавательному развитию:
-формирование элементарных математических представлений: учить различать количество предметов (один- много); привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров(большой- маленький); учить различать предметы по форме и называть их(кубик, кирпичик, шар, пр.); расширять опят ориентировки в частях собственного тела(голова, лицо, руки, ноги, спина).
-развитие познавательно-исследовательской деятельности: стимулировать любознательность, продолжать работу по обогащению непосредственно чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия; развивать аналитические способности; проводить дидактические игры на развитие внимания, памяти, тактильных ощущений, мелкой моторики руки.
-ознакомление с предметным окружением: вызывать интерес к предметам ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, транспортные средства; способствовать реализации потребности ребенка в овладении действиями с предметами.
-ознакомление с социальным миром: напоминать детям название города, в котором они живут; вызывать интерес к труду близких взрослых.
-ознакомление с миром природы: учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называть их; узнать на картинке некоторых диких животных(медведя, зайца, лису и др.) и называть их; учить различать по внешнему виду овощи(помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты(яблоко, груша и др.); воспитывать бережное отношение к животным; обращать внимание детей на сезонные изменения в природе.
1.2 Планируемые результаты
К концу третьего года жизни ребенок умеет различать количество предметов (один - много), предметы контрастных размеров (большой - маленький), различает предметы по форме и называет их(кубик, кирпичик, шар, пр.), ориентируется в частях собственного тела(голова, лицо, руки, ноги, спина). Проявляет интерес к предметам ближайшего окружения (игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, транспортные средства), овладевает действиями с предметами. Узнает в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называет их; узнает на картинке некоторых диких животных(медведя, зайца, лису и др.) и называет их; различает по внешнему виду овощи(помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты(яблоко, груша и др.); обращает внимание на сезонные изменения в природе.
№ Тема учебной недели | Название занятия | Программные задачи | Методы, приёмы, современные технологии |
1.Как я провёл лето. | «Какое оно лето?» | 1.Познакомить с признаками времени года: лето. 2.Развивать умение слушать взрослого, отвечать на вопросы. 3.Воспитывать внимательное отношение к говорящему взрослому, слушать не перебивая. | Рассматривание картин о лете, объяснение. |
2.Дары осени. | «Овощи с нашего огорода» | 1.Учить различать по внешнему виду и называть овощи (огурец, помидор, морковь) 2.Расширять знания о том, что овощи выращивают на огороде. 3.Приучать детей не перебивать говорящего взрослого. | Рассматривание натуральных овощей, сравнение, образец взрослого. |
3.Осень золотая. | «Листопад, листопад, листья жёлтые летят» | 1.Дать элементарные представления об осенних изменениях в природе. 2.Формировать умения определять погоду по внешним признакам и последовательно, по сезону, одеваться на прогулку. 3.Помогать детям замечать красоту природы в разное время года. | Предварительная работа: наблюдение на прогулке, рассматривание картины, беседа. |
4.Наш любимый детский сад. | «Наш любимый детский сад» | 1.Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (групповой комнаты) 2.Побуждать узнавать некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, убирает комнату, приносит еду, меняет полотенца) 3.Воспитывать уважение к труду взрослых. | Показ инструментов помощника воспитателя, объяснение, практическая помощь помощнику воспитателя. |
5.Неделя доброты. | «Дорогою добра» | 1.Закрепить слова вежливого обращения: «Спасибо», «пожалуйста» 2.Развивать умение пользоваться словами вежливого обращения. 3.Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности. | |
6.Основы безопасности жизни. | игру-путешествие в лес. «Что такое хорошо и что такое плохо?» | 1.Познакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить). 2.Развивать умение находиться в лесу (не шуметь, не рвать растения) через игру-путешествие в лес. 3.Воспитывать заботливое, бережное отношение к животным и растениям. | Рассматривание картинок о правилах поведения в лесу , беседа о бережном отношении к животным , сравнение. Игра -путешествие |
7.Правила дорожного движения. | «Красный, жёлтый, зелёный» | 1.Формировать первичные представления о машинах, улице, дороге, светофоре. 2.Развивать умение называть цвета светофора(красный, жёлтый, зелёный) 3.Воспитывать навыки спокойного поведения на улице. | Экскурсия, рассматривание светофора, обсуждение, беседа. |
8.Все профессии нужны, все профессии важны. | «Зачем дворнику метла?» | 1.Познакомить с трудом дворника. 2.Развивать умение находить и называть инструменты дворника, некоторые трудовые действия(подметает двор) 3.Воспитывать интерес к деятельности взрослых. | Наблюдение за трудом дворника, обследование инструментов дворника, беседа. |
9.Мои игрушки. | «Моя любимая игрушка» | 1.Дать представление об обобщающем понятии «игрушки». 2.Развивать, вызывать интерес детей к предметам ближайшего окружения - игрушкам 3.Воспитывать бережное отношение к игрушкам. | |
10.Мой город. | «Город родной» | 1.Познакомить детей с названием родного города. 2.Напоминать название города, в котором они живут. 3.Воспитывать любовь, уважение к родному городу, Родине. | Беседа. |
11.Я-человек. | «Я- человек» | 1.Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина). 2.Развивать умение называть части тела. 3.Воспитывать бережное отношение к частям собственного тела. | Беседа, показ, объяснение. |
12.Моя семья. | «Моя семья» | 1.Познакомить с понятием «семья». 2.Развивать умение называть свое имя, поощрять умение называть имена членов своей семьи. 3.Воспитывать внимательное отношение к родителям, близким людям. | Беседа, рассказы детей, рассматривание фотоальбома «моя семья». |
13.Зимушка-зима. | «Здравствуй, зимушка-зима!» | 1.Формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идёт снег. 2.Развивать умение определять погоду по внешним признакам и последовательно, по сезону, одеваться на прогулку. 3.Помогать детям замечать красоту природы в разное время года. | Наблюдение на прогулке, рассматривание картин о зиме, беседа о погоде зимой, сравнение картинок с разным состоянием погоды Игра « Одень куклу на прогулку» |
14.Зимние забавы. | «С горки, ух…» «Зимние забавы» | 1.Познакомить детей с зимними забавами (катание с горы, на коньках, на лыжах, на санках). 2.Развивать умение различать по внешнему виду и называть: санки, лыжи, коньки. 3.Воспитыватьинтерес к зимним забавам. | Рассматривание картин, беседа, показ, обсуждение. |
15.Мастерская Деда Мороза. | «Ёлочная игрушка» | 1.Познакомить детей с понятием «ёлочная игрушка». 2.Развивать умение группировать игрушки для украшения или для игры. 3.Воспитывать интерес к празднику Новый Год. | Рассматривание картинок о ёлочной игрушке , беседа об игрушках в Детском саду Игра на классификацию Игра-украшение ёлки |
16.К нам идёт Новый Год. | «Скоро, скоро Новый Год» | 1.Познакомить детей с обычаями празднования Нового года. 2. Развивать умение говорить поздравление при вручении подарка, 3. Развивать внимание и тактильные ощущения в игре «Что у Деде мороза в мешке» 4.Воспитывать интерес к празднику. | Рассматривание картины «С новым годом» , беседа о празднования Нового года, показ вручения подарка, обсуждение «Что у Деде мороза в мешке» |
17.Рождественские истории. | «Накроем праздничный стол» | 1.Дать представление об обобщающем понятии «посуда». 2.Развивать умение группировать по способу использования. | Рассматривание картинок и игрушечной посуды, беседа о способах использования, показ разнообразного игрового действия, обсуждение «Какая бывает посуда». |
18.Красная книга. | «Кто не спит зимой?» | 1.Учить узнавать на картинке диких животных (зайца, лису, волка). 2.Развивать умение называть их. 3.Воспитывать бережное отношение к животным, птицам. | Рассматривание картин, беседа, показ, обсуждение. |
19.Край наш северный. | «Оденемся тепло!» | 1.Дать представление об обобщающем понятии «одежда». 2.Развивать умение группировать по способу использования. 3.Воспитывать интерес к предметам ближайшего окружения. | Рассматривание картин, беседа, показ, обсуждение. |
20.Русские самоцветы. | «Маленькие ножки надели сапожки» | 1.Дать представление об обобщающем понятии «обувь». 2.Развивать умение группировать по способу использования. 3.Воспитывать интерес к предметам ближайшего окружения. | Рассматривание картин, беседа, показ, обсуждение. |
21. У лукоморья… | «Поможем друзьям» | 1.Продолжать знакомить детей с домашними животными: кошка, собака. 2. Развивать умение называть их и сравнивать по внешнему виду, упражнять в звукоподражании. 3.Воспитывать заботливое отношение к животным. | Картинки с изображением домашних животных |
22.Широкая масленица | «Блинчики от Колобка» | 1.Учить различать круг, квадрат, треугольник. 2. Развивать умение группировать предметы по форме. 3. Воспитывать отзывчивость, желание помочь персонажу Колобок. | Сравнение и обследование геометрических фигур Сюрпризное внесение предметов из различных материалов |
23.Наша армия сильна | «Что привез грузовик?» | 1.Познакомить с обобщающим понятием «транспорт». 2.Развивать умение устанавливать сходство и различие между машинами. 3.Вызвать интерес к предметам ближайшего окружения – машинам-игрушкам | Просмотр презентации «Какие бывают машины?» Сравнение машин разных размеров и назначения Обыгрывание новых машин |
24.Скоро праздник у девчат | «Поможем маме» | 1.Вызвать интерес к труду близких взрослых. 2.Побуждать узнавать и называть некоторые трудовые действия. 3.Воспитывать трудолюбие, заботливое отношение к маме. | Художественное слово, ситуативная беседа, проблемная ситуация. |
25.Весна- красна. | «Весна- красна» | 1.Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег и др. 2.Развивать умение замечать красоту природы в разное время года. 3.Воспитывать бережное отношение к природе. | Наблюдение на прогулке, обсуждение, беседа. |
26.Юные натуралисты. | «Далеко, далеко на лугу пасутся ко…» | 1.Учить узнавать на картинках и в игрушках домашних животных(корову, козу, лошадь). 2.Развивать умение имитировать и движения домашних животных. 3.Воспитывать заботливое отношение к домашним животным. | Показ игрушек- животных, картинок с изображением домашних животных, беседа, художественное слово |
27.Золотой ключик | «Поставим стол, поставим стул» | 1.Дать знания об обобщающем понятии «мебель». 2.Развивать умение группировать предметы по способу использования. 3.Вызывать интерес к предметам ближайшего окружения. | Показ способов использования мебели, картинок с изображением предметов мебели, художественное слово. |
28.Веселые затейники | «Не утонет в речке мяч» | 1.Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера. 2.Развивать умение исследовать объекты окружающего мира 3.Стимулировать любознательность. | |
29.Космические просторы | «Звездочка свети» | 1.Учить обследовать предмет, выделяя цвет, величину, форму. 2.Развивать умение включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить и т.д.) 3.Обогащать непосредственно чувственный опыт детей, включая все виды восприятия | Обследование предметов разной величины, формы, цвета, беседа, обсуждение, художественное слово |
30.С днем рождения детский сад | «Мой детский сад» | 1.Продолжать накапливать опыт практического освоения окружающего пространства(помещений группы и участка детского сада). 2.Развивать умение ориентироваться в групповой комнате и на участке детского сада. 3.Воспитывать бережное отношение к предметам ближайшего окружения | Экскурсия в кабинеты детского сада, ситуативная беседа, художественное слово |
31.Огород на подоконнике | «Напоим цветочки водичкой» | 1.Формировать экологические представления о растениях, об уходе за растениями 2.Развивать умение различать части растения (стебель, лист), 3.Воспитывать бережное отношение к растениям | Наблюдение на прогулке, показ, беседа, художественное слово |
32.Салют победы | «Наш дедушка» | 1.Вызывать интерес к труду близких взрослых. 2.Развивать умение узнавать и называть трудовые действия. 3.Воспитывать трудолюбие, заботливое отношение к близким людям. | Беседа, художественное слово |
2.2 Взаимодействие педагогов с семьями дошкольников
Ведущая цель взаимодействия Детского сада с семьей – создание в Детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, успешное введение его в социум, повышение компетентности родителей воспитанников в области воспитания.
Взаимодействие педагогического коллектива Детского сада с семьями воспитанников носит целенаправленный, систематический, планомерный характер и строится по двум основным направлениям.
Первое направление – просвещение родителей, передача им необходимой информации по интересующим вопросам, повышение психолого-педагогической культуры родителей в данном направлении используются такие формы работы, как оформление наглядной агитации в уголках для родителей, анкетирование, индивидуальное и подгрупповое консультирование, родительские собрания, ведение официального сайта детского сада и страничек групп.
Второе направление - организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, активное участие в образовательной работе и в отдельных мероприятиях, которые включают родителей и детей в общее интересное дело: вовлечение родителей в образовательный процесс, изготовление кормушек для птиц, построек снежных фигур на проулочных участках, участие в конкурсах детского сада.
Задачи взаимодействия Детского сада с семьей:
-формирование психолога педагогических знаний родителей, информирование родителей о задачах познавательного развития детей 2-3 лет;
-приобщение родителей к участию в жизни ДОУ, создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества для познавательного развития детей 2-3 лет;
-оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей 2-3 лет.
Тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу Детского сада по познавательному развитию детей 2-3 лет.
2.3 Организация предметно-пространственной среды
Основными принципами организации предметно-развивающей среды являются безопасность, вариативность, полифункциональность, трансформируемость, эстетическая привлекательность.
Развивающая предметно - пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста.
В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду, чтобы пробудить у малышей любопытство, познавательный интерес, желание ставить и решать игровую задачу, а также необходимо пополнять среду игрушками и игровыми пособиями для формирования элементарных математических представлений, развития познавательно-исследовательской деятельности(пирамидки, складные кубики, башенки и др.), ознакомления с предметным окружением, ознакомления с миром природы.
3.Литература
1. Богуславская, 3. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / 3. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. -М. : Просвещение, 1991.
2. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры от рождения до 6 лет / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М. : Просвещение, 1988.
3. Воспитание и обучение детей в первой младшей группе детского сада / под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Мозаика-Синтез, 2006.
4. Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами до 3 лет / Т. В. Галанова. - Ярославль : Академия развития, 2007.
5. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада : планы занятий / В. В. Гербова. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
6. Дыбина, О. Б. Ребенок и окружающий мир : программа и методические рекомендации / О. Б. Дыбина. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
7. Елисеева, Л. Н. Хрестоматия для маленьких / Л. Н. Елисеева. - 4-е изд., перераб. и доп. -М. : Просвещение, 1982..
8. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду : программа и методические рекомендации / Т. С. Комарова. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.
9. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. М.:»Карапуз-Дидактика»,2007.
10. Максаков, А. И. Учите, играя : игры и упражнения со звучащим словом : пособие для воспитателя детского сада / А. И. Максаков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1983.
11. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
12. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2015.
13. Работа с детьми в дошкольных учреждениях по обучению их правилам дорожного движения : метод, разработки / сост. О. Ю. Грёзина, С. А. Пятаева. - Волгоград : Перемена, 1998.
14. Соломенникова, О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада : конспекты занятий / О. А. Соломенникова. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
15. Соло.менникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду : программа и методические рекомендации / О. А. Соломенникова. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.
16. Степаненкова, Э. Я. Дошкольникам - о правилах дорожного движения : пособие для воспитателей детского сада / Э. Я. Степаненкова, Н. Ф. Филенко. - М. : Просвещение, 1979.
17. Теплюк, С. К Занятия на прогулке с малышами : пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет / С. Н. Теплюк. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
18. Томашполъская, И. Э. Развивающие игры для детей 2-8 лет. Систематизация, планирование, описание игр / И. Э. Томашпольская. - СПб. : Смарт, 1996.
19. Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста 1-3года Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...