Картотека игр экологического содержания на тему: «Овощи и фрукты»
картотека по окружающему миру (младшая группа)

Спиридонова Наталья Александровна

                                                                Картотека игр экологического содержания на тему: «Овощи и фрукты» для детей раннего возраста (на формирование познавательной сферы, развитие сенсорных эталонов и мелкой моторики)

Составила воспитатель Спиридонова Наталья Александровна ГБДОУ детский сад комбинированного вида № 60 Калининского района

 

Дидактическая игра «Овощи и фрукты»

Цель:

- познакомить детей с простейшей классификацией;

- продолжить формировать умение самостоятельно узнавать овощи и фрукты и правильно называть их;

- формировать элементарные экологические знания.

Оборудование: 2 куклы, корзинки, набор вязанных овощей и фруктов.

Вариант 1.

Воспитатель обращает внимание детей на кукол, которые пришли в гости. Куклы просят помочь им  разложить по корзиночкам овощи и фрукты.

Дети  с помощью воспитателя раскладывают овощи и фрукты по корзиночкам.

Вариант 2.

Разложить овощи и фрукты в корзины по цвету, называя их.

 

Предварительная работа:

Рассмотреть картинки с изображением овощей и фруктов.

Рассказать и показать где растут овощи, где фрукты.

Познакомить со стихами про овощи и фрукты.

Научить соотносить муляжи и настоящие овощи и фрукты с картинками.

Рассказать о пользе овощей и фруктов.

 

 

Дидактическая игра «Разноцветные стручки»

Цель:

- развитие мелкой моторики;

- закрепление сенсорных эталонов (цвет, величина, форма);

- знакомство горохом.

Оборудование: стручки гороха на молнии с 3-5 горошинами разных цветов.

Вариант 1.

Разложить рассыпанные горошины по стручкам в соответствии с цветом.

Вариант 2.

Предложить детям сравнить горошины разных стручков по величине, цвету, твердости и звучании.

Вариант 3.

Предложить детям разобрать горошины в стручки всевозможных оттенков.

Вариант 4. Педагог рассказывает стихотворение про горох, а дети совершают соответствующие движения руками:

Дом зелёный тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.                              ( Дети рукой поглаживают стручок гороха)

Осенью пришла беда 

Треснул домик гладкий,                     (Дети расстёгивают замочек стручка)

Поскакали кто куда

Круглые ребятки.                             ( Дети срывают горошины).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_igr_ekologicheskogo_soderzhaniya.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр экологического содержания                                                                           на тему: «Овощи и фрукты»                                                                                                    для детей раннего возраста                                                                                                       (на формирование познавательной сферы,                                                                           развитие сенсорных эталонов и мелкой моторики)

Составила воспитатель Спиридонова Наталья Александровна ГБДОУ детский сад комбинированного вида

№ 60 Калининского района

Дидактическая игра «Овощи и фрукты»

Цель:

- познакомить детей с простейшей классификацией;

- продолжить формировать умение самостоятельно узнавать овощи и фрукты и правильно называть их;

- формировать элементарные экологические знания.

Оборудование: 2 куклы, корзинки, набор вязанных овощей и фруктов.

Вариант 1.

Воспитатель обращает внимание детей на кукол, которые пришли в гости. Куклы просят помочь им  разложить по корзиночкам овощи и фрукты.

Дети  с помощью воспитателя раскладывают овощи и фрукты по корзиночкам.

Вариант 2.

Разложить овощи и фрукты в корзины по цвету, называя их.

Предварительная работа:

Рассмотреть картинки с изображением овощей и фруктов.

Рассказать и показать где растут овощи, где фрукты.

Познакомить со стихами про овощи и фрукты.

Научить соотносить муляжи и настоящие овощи и фрукты с картинками.

Рассказать о пользе овощей и фруктов.

Дидактическая игра «Разноцветные стручки»

Цель:

- развитие мелкой моторики;

- закрепление сенсорных эталонов (цвет, величина, форма);

- знакомство горохом.

Оборудование: стручки гороха на молнии с 3-5 горошинами разных цветов.

Вариант 1.

Разложить рассыпанные горошины по стручкам в соответствии с цветом.

Вариант 2.

Предложить детям сравнить горошины разных стручков по величине, цвету, твердости и звучании.

Вариант 3.

Предложить детям разобрать горошины в стручки всевозможных оттенков.

Вариант 4. Педагог рассказывает стихотворение про горох, а дети совершают соответствующие движения руками:

Дом зелёный тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.                              ( Дети рукой поглаживают стручок гороха)

Осенью пришла беда 

Треснул домик гладкий,                     (Дети расстёгивают замочек стручка)

Поскакали кто куда

Круглые ребятки.                             ( Дети срывают горошины).

Развивающая игра « Покатай горошины»

Цель:   Развитие мелкой моторики; развитие тактильных ощущений, самомассаж ладоней; развитие речи с движением; закрепление названий цветов.

Воспитатель предлагает малышу прокатывать горошину по ладони и повторять стихотворение: 

Горошина, горошина, 

Какая ты хорошая. 

Какая ты хорошая, 

Зелёная   горошина.

Слова в стихотворении меняются в зависимости от выбранного цвета горошины (красная горошина, голубая горошина и т. д.)

Самомассаж ладоней:   прокатывание горошины по кругу и движения вперёд-назад.

Мы горошины катаем 

Свои руки развиваем.

Будем с ними мы играть,

Свои пальцы развивать.

Разноцветные горошины,

Какие вы хорошие!

Помогайте нашим детям

Пусть узнают всё на свете!

Сказочный горошек

Для ребят хороших.

Будем весело играть,

Речь и пальцы развивать.

Изготовление пособия.

Подобрать пряжу необходимых цветов и оттенков. Связать сами стручки и приделать к ним молнии. Подобрать наполнение для горошин. Связать горошины с различными «начинками» (контейнеры от киндер-яиц, контейнеры от бахил, просто горошины с синтепоном) нужного количества.

Дидактическая игра «Посчитаем горошины»

Цель: развитие мелкой моторики; Обучение счету в пределах 3-5.

Оборудование: стручки гороха на молнии с 3-5 горошинами разных цветов.

Вариант игры.

Открыть стручок с горошинами. Выкладывать горошины из стручка на тарелочку, производя счет.

Дидактическая игра «Посадили огород, посмотрите, что растет»

Цель: закреплять понятие «овощи», формировать представление где они растут и как выглядят, о пользе овощей для человека; формировать умение различать овощи по внешнему виду, описывать их характерные признаки.

Оборудование: пособие «Грядки» - коробка с оборудованными «грядками» и наборы вязанных маленьких овощей (картофель, морковь, лук, свекла, редис)

Вариант 1.

Воспитатель предлагает ребенку собрать с грядок урожай. Ребенок поочередно снимает с грядок овощи и называет их.

Вариант 2.

Предложить малышу подсчитать, какой урожай он собрал.

Вариант 3.

Предложить ребенку «посадить» на грядку определенное количество тех или иных овощей, назвать и подсчитать их.

Дидактическая игра «Чья тень?»

(овощи и фрукты)

Цель:

- формировать умение находить силуэты овощей и фруктов;

- учить правильно называть овощи и фрукты;

- учить различать понятия «овощи» и «фруктов»

Оборудование: карточки с изображением овощей и фруктов и их силуэтов.

Вариант 1.

Воспитатель раздает детям цветные изображения овощей и фруктов. Предлагаем детям рассмотреть их и правильно назвать. Далее воспитатель показывает карточки с тенью какого-либо овоща или фрукта. Дети должны найти нужный фрукт или овощ из имеющихся.

Вариант 2.

На одной стороне ковралина или на магнитной доске раскладываем силуэты овощей и фруктов, на другой – картинки самих овощей и фруктов. Воспитатель предлагает закрепить рядом картинки овоща или фрукта и их тени.

Дидактическая игра «Чья тень?»

(овощи и фрукты)

Цель:

- формировать умение находить силуэты овощей и фруктов;

- учить правильно называть овощи и фрукты;

- учить различать понятия «овощи» и «фруктов»

Оборудование: заламинированные карточки с двумя рядами фруктов и овощей и их теней, фломастеры и влажная салфетка.

Вариант игры.

Сначала воспитатель предлагает назвать овощи и фрукты, которые он видит на картинке. Затем воспитатель предлагает малышу взять фломастер и соединить линией овощ или фрукт с его тенью. Если малыш допускает ошибку, то можно влажной салфеткой без труда стереть линию и попробовать еще раз.

Дидактическая игра «Чья тень?»

(карточки)

Цель:

- формировать умение находить силуэты овощей и фруктов;

- учить правильно называть овощи и фрукты;

- учить различать понятия «овощи» и «фруктов»

Оборудование: карточки с заданиями, фломастеры и влажные салфетки.

Вариант игры.

Предложить малышу рассмотреть цветные иллюстрации овощей и фруктов. Затем предложить с помощью фломастера соединить линиями цветные иллюстрации и тени. Если малыш что-то напутал, то линии легко можно стереть влажной салфеткой и попробовать еще раз.

Дидактическая игра «Разрезные картинки»

(«Половинки», «Составь целое из частей»)

Цель:

- формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить складывать картинку из 2-3 частей;

- развивать мелкую моторику пальцев рук;

- воспитывать любовь к природе.

Оборудование: разрезные картинки с овощами и фруктами для игр за столом или на магнитной доске, состоящие из 2-3 частей.

Вариант 1. Перед детьми на столе лежат разрезанные картинки (половинки) знакомых овощей и фруктов. Детям предлагается самостоятельно рассмотреть и составить картинку, прикладывая одну половинку к другой, чтобы получился целый предмет  По завершению игры, побуждать детей называть полученные овощи и фрукты.

Вариант 2 (усложнение)

Составление картинок из 3х и более частей.

Изготовление пособия.

Подобрать необходимые картинки с овощами и фруктами из интернета, распечатать их на цветном принтере, затем заламинировать картинки и разрезать на нужное количество частей для дальнейших игр.

Дидактическая игра «Овощи»

(большие и маленькие)

Цель:

Формировать умение самостоятельно узнавать овощи, правильно называть их и сравнивать по величине.

Оборудование: вязанные овощи различной величины и 2 медведя – большой и маленький.

Вариант игры.

Предложить детям разложить урожай овощей. Для большого медведя – большие овощи, для маленького – маленькие.

Дидактическая игра «Что лишнее?»

(овощи и фрукты)

Цель: учить различать понятия овощи и фрукты, находить на картинке лишний предмет и объяснять, почему он лишний.

Оборудование: карточки с изображением четырех предметов

Вариант игры:

Воспитатель предлагает малышам рассмотреть картинки с овощами и фруктами, назвать их. Затем определить, что на картинке лишнее.  Например, на картинке нарисованы банан, огурец, помидор и перец, лишний банан – он фрукт, а остальные овощи.

Дидактическая игра «Найди все фрукты»

(«Найди все овощи»)

Цель: тренировка внимания детей, развитие мелкой моторики.

Учить верно находить овощи или фрукты и обводить их фломастером.

Оборудование: распечатать из интернета карточки с заданиями и заламинировать их.

Вариант игры:

Воспитатель проговаривает с малышом, что он видит на картинке, затем предлагает ему обвести фломастером все овощи (или фрукты), которые он видит. Если ребенок что-то перепутал, то можно объяснить ему ошибку. А линии легко можно стереть влажной салфеткой и попробовать выполнить задание еще раз.

Дидактическая игра «Вершки и корешки»

Цель: Формировать умение самостоятельно узнавать овощи, правильно называть их и собирать целое из частей.

Оборудование: Карточки с изображением овощей разрезанные на части.

Вариант игры:

Воспитатель предлагает детям собрать картинки овощей из двух частей «вершков и корешков». Предварительно нужно ознакомить детей с собранными картинками, чтобы дети имели представления, как выглядят овоща под землей и на поверхности земли.

Дидактическая игра «Сварим компот из фруктов»

Цель: закреплять понятие «фрукты»; формировать представление, где они растут и как выглядят, о пользе фруктов для человека; формировать умение различать фрукты по внешнему виду, описывать их характерные признаки, сортировать по цвету, определять количество; развивать грамматический строй речи.

Оборудование: банки, сделанные из фетра, с разноцветными крышками и фрукты тех же цветов.

Вариант игры: Воспитатель предлагает малышам «сварить компот или варенье» из фруктов – то есть разложить фрукты по банкам по цвету, называя фрукты. Можно предложить детям назвать, какой компот или варенье получилось: например, малыш положил в банку яблоки, получился яблочный компот.

Усложнение игры: Предложить малышу подсчитать, сколько фруктов оказалось в банке.

Дидактическая игра «Что лишнее?»

(овощи и фрукты)

Цель: учить различать понятия овощи и фрукты, находить на картинке лишний предмет и объяснять, почему он лишний.

Оборудование: карточки с изображением четырех предметов

Вариант игры:

Воспитатель предлагает малышам рассмотреть картинки с овощами и фруктами, назвать их. Затем определить, что на картинке лишнее.  Например, на картинке нарисованы банан, огурец, помидор и перец, лишний банан – он фрукт, а остальные овощи.

Дидактическая игра «Найди все фрукты»

(«Найди все овощи»)

Цель: тренировать внимания детей, развивать мелкую моторику, учить верно находить овощи или фрукты и обводить их фломастером.

Оборудование: распечатать из интернета карточки с заданиями и заламинировать их.

Вариант игры:

Воспитатель проговаривает с малышом, что он видит на картинке, затем предлагает ему обвести фломастером все овощи (или фрукты), которые он видит. Если ребенок что-то перепутал, то можно объяснить ему ошибку. А линии легко можно стереть влажной салфеткой и попробовать выполнить задание еще раз.

Дидактическая игра «Овощи» -

большие и маленькие

(авторская игра)

Цель:

Формировать умение самостоятельно узнавать овощи, правильно называть их и сравнивать по величине.

Оборудование: вязанные овощи различной величины и 2 медведя – большой и маленький.

Вариант игры.

Предложить детям разложить урожай овощей. Для большого медведя – большие овощи, для маленького – маленькие.

Развивающая игра «Чего не хватает?»

(игры с прищепками)

Цель: Развитие мелкой моторики и сенсорных эталонов.

Оборудование: заламинированные заготовки овощей и фруктов, прищепки разных цветов и величины.

Вариант игры:

Предложить детям рассмотреть картинки с изображение овощей и фруктов и определить чего не хватает этим изображениям. (Морковь без ботвы, лучок без перышек, ананас без зелени сверху и т.д.) После ответов детей воспитатель предлагает доделать изображения с помощью прищепок. Малыши выбираю прищепки в соответствии с величиной овощей и нужным цветом.

Дидактическая игра «Собери все овощи и фрукты»

(авторская игра)

Цель: Формировать умение самостоятельно узнавать овощи фрукты, правильно называть их; развивать мелкую моторику – нанизывать пробочки на шнурок.

Оборудование: набор разноцветных пробочек с изображение овощей и фруктов, разноцветные шнурки.

Вариант игры:

Воспитатель предлагает малышу рассмотреть изображения овощей и фруктов на пробочках и правильно рассортировать их: на один шнурок нанизывать пробочки с овощами, на другой с фруктами.

Дидактическая игра «Парочки»

(авторская игра)

Цель: развитие внимания, формирование умения узнавать фрукты и находить такие же.

Оборудование: Металлические крышки от детского питания, на которых наклеены парные изображения фруктов.

Вариант игры:

Воспитатель предлагает малышам найти одинаковые изображения фруктов и правильно назвать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр экологического содержания для детей раннего возраста на тему "Овощи и фрукты"

Здравствуйте, уважаемые коллеги!Я хочу предложить Вашему вниманию картотеку игр экологического содержания, которую я составила на основе дидактических пособий и игр, которые я изготовила самосто...

Итоговое развлечение по теме "Овощи и фрукты" младшая группа "Овощи и фрукты - полезные продукты"

Развлечение в младшей группе«Овощи и фрукты – полезные продукты» Цель: Закрепить знания детей об овощах и фруктах.Задачи:Образовательные:o      Уточнить...

Презентация по экологическому воспитания на тему "Овощи и фрукты -лучшие продукты!"

Презентация по экологическому воспитания на тему  "Овощи и фрукты -лучшие продукты!"...

Консультация для родителей на тему: « Овощи и фрукты. Мифы об овощах и фруктах»

О пользе овощей и фруктов знают все. Их биологическая ценность для организма неоспорима. Овощи и фрукты не обладают большой энергетической ценностью, но являются поставщиками важнейших нутриентов, от ...

Итоговое развлечение по теме "Овощи и фрукты" младшая группа "Овощи и фрукты - полезные продукты"

Развлечение в младшей группе«Овощи и фрукты – полезные продукты»...