Конспект занятия в средней группе «Знакомство с воздухом»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Молодова Надежда Николаевна

Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования, расширение знаний детей о воздухе. Знакомство детей со свойствами воздуха и его значением для всего живого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в средней группе «Знакомство с воздухом»

Цели:

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, расширять знания детей о воздухе. Познакомить детей со свойствами воздуха и его значением для всего живого.

Оборудование: два воздушных шарика, трубочки, пластмассовые прозрачные стаканчики, камешки, яблоко - муляж, ватные комочки, тазики с водой;  кораблики, сделанные из бумаги.

Ход занятия:

Ребята, отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Oн невидимый, и все же,

Без него мы жить не можем.

Правильно, это воздух.

Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Для чего он нужен? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать, есть ли воздух вокруг?

Посмотрите, к нам в гости прилетели два шарика. Смотрите, один шарик – красивый, веселый, а второй – худой, грустный.

-Как вы думаете, почему? (Ответы детей: шарик сдулся).

- Дети, а что попадает внутрь шариков, когда мы их надуваем? (Воздух). Правильно, воздух.

- Как вы думаете,  откуда он берется, этот воздух? (Мы им дышим).

-Чтобы надуть шарик, надо вдохнуть воздух и подуть в шарик. Воздух окружает нашу планету, он нужен всем: людям, животным, насекомыми даже растениям. Без воздуха мы не смогли бы жить.

-Для чего же нужен воздух? (Ответы детей для того чтобы дышать).

1. Опыт: «Воздух – невидимка»

- Мы воздух видим, или нет? (Ответы детей – нет, не видим).

-Если воздух не видим, значит он невидимый, прозрачный.

-Какой воздух (Ответы детей: невидимый, прозрачный).

-Скажите, а что еще бывает прозрачным? (Вода, стекло). Правильно.

2. Опыт: «Можно ли увидеть воздух? »

- Хотите увидеть воздух? Возьмите трубочку, опустите ее в стаканчик с водой и подуйте в трубочку.

-Что вы видите? (Пузыри).

-Пузыри получаются из воздуха. Есть даже такая игра «Мыльные пузыри». Мы дуем в колечко, и пузыри летят в разные стороны. (Детям дать попускать пузыри).

-Из чего пузыри? Из воздуха, значит, воздух мы можем увидеть в мыльных пузырях.

-а сейчас, давайте поиграем в игру «Пузырь». Проводится игра.

3. Опыт «Можно ли воздух услышать? »

-Как вы думаете, дети, можем ли мы услышать воздух? (Ответы детей).

- Давайте попробуем услышать воздух. Я сейчас надую шарик и отпущу его.

-Что вы слышали? (Ответы детей-шипение).

-Да, ребята, воздух с силой вылетел из шарика и мы его услышали. Значит, воздух можно услышать.

4. Опыт «Воздух легкий или тяжелый? »

- Как вы думаете, воздух легкий или тяжелый? (Ответы детей).

- Попробуем сравнить воздух и камушки. Кирилл, возьми камешек, а ты, Маргарита, яблоко - муляж. Посмотрите, камешек, какой? (Маленький).

-а яблоко? (Большое).

-Что же легче, камешек или яблоко, как вы думаете? (Ответы детей).

-Давайте проверим. Кирилл, положи камешек в тазик с водой.

-Что с ним случилось? (Ответы детей).

-Камешек утонул. Значит он какой? (Ответы детей - тяжелый).

-а теперь, Маргарита, положи в воду яблоко.

-Утонуло? Нет, значит, игрушки надутые воздухом легкие, поэтому они не тонут.

-Что же легче, камешки или воздух?

-Запомнили, какой воздух (Ответы детей – легкий).

5. Опыт: «Ветер – это движение воздуха»

-Вдохните воздух и подуйте на ладошки.

-Что вы чувствуете? (Ответы детей).

-На столе лежат волшебные комочки, давайте подойдем и подуем на них.

-Что случилось? (Ответы детей).

-Когда мы подули на комочки, мы выдохнули воздух, как бы толкнули его вперед. У нас получился ветерок. И комочки улетели. Значит, когда воздух движется, получается ветер.

• Игровое упражнение «Почувствуй воздух» — дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас.

6. Физминутка.

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)

Мы с вами немного отдохнули, а теперь отправимся в небольшое плавание.

7. Опыт «Кораблики».

Пройдем к столу.

Здесь у нас море. Возьмите каждый по кораблику, аккуратно опустите в воду.

-Как вы думаете, почему кораблики не плывут? Подумайте, что нужно сделать, чтобы они отправились в путешествие. (Ответы детей- нужен ветер).

 -Давайте мы с вами превратимся в ветер и подуем на кораблики. Что двигает наши кораблики. (Ответы детей- ветер).

Художественное слово:

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет,

И плывет кораблик к нам

По раздутым парусам.

А что нужно, чтобы кораблики поплыли еще быстрее? (Ответы детей – сильнее подуть). Попробуйте сделать сильный вдох и глубокий выдох на кораблики. Ваши кораблики сейчас плыли очень быстро. А как называется сильный ветер? (Ответы детей – ураган, буря). Значит ветер - это движение воздуха, сильный ветер называется ураганом. Наше небольшое путешествие подошло к концу. Давайте подойдем к шарикам и расскажем, что же мы узнали про воздух. Какой он? (Ответы детей: воздух прозрачный, невидимый, его можно поймать, воздух легкий, его можно услышать, увидеть в воздушных пузырях, когда воздух движется – поднимается ветер, сильный ветер называют ураганом, без воздуха не могут жить ни люди, ни животные, ни насекомые, ни растения.)

Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо занимались, и шарики приготовили для вас сюрприз.

Каждому дарят мыльные пузыри, чтобы вы надували пузыри и наблюдали за воздухом.

Воздух – это-то, чем дышим.
Через воздух звук мы слышим.
В воздух, в небо и в полет
Улетает самолёт.

Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным.

Может пахнуть апельсином,
Кофе, завтраком, бензином.
Он из фена вылетает,
Тёплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз,
Щиплет больно он за нос.

Шторой в комнате играл,
Бурю в море он поднял…
Воздух разный, он такой!
Где найдём его с тобой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для средней группы на тему: "Воздух – невидимка"

ЦЕЛЬ УРОКА: Знакомство с понятием “ВОЗДУХ”. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; ЗАДАЧИ: ·        Показать способы обнаружения во...

Конспект занятия в средней группе по экологии "Воздух вокруг нас"

Упражнять в наблюдательности за окружающей средой....

Конспект занятия в средней группе по ФЦКМ «Воздух-невидимка»

Данный конспект поможет воспитателю закрепить представления детей о воздухе, его свойствах; учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха; продолжать закреплять навыки проведения опытов....

Конспект занятия в средней группе "Чудеса в воздухе"

Конспект интегрированого занятия в средней группе по эксперименьальной деятельности в рамках работы клуба юных изобретателей...

Конспект занятия в средней группе «Знакомство с традициями и бытом русского народа» с детьми средней группы

Цель: приобщение детей к истокам русской культуры; знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям; уточнение пр...