Сценарий досуга Отгадываем загадки о природных явлениях"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Солодова Елена Сергеевна

Цель досуга: способствовать расширению экологического кругозора детей посредством приобщения к малым жанрам  устного народного творчества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dosug_otgadyvaem_zagadki_o_prirodnyh_yavleniyah.doc178 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №9 «Теремок»

 

СЦЕНАРИЙ ДОСУГА

ТЕМА «ОТГАДЫВАЕМ ЗАГАДКИ О ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЯХ»

СТАРШАЯ ГРУППА

Солодова Е.С., воспитатель

 

Рязань

2019г.

 Цель:    способствовать расширению экологического кругозора детей посредством приобщения к малым жанрам  устного народного творчества.


 Задачи

  1. Расширять представления детей  об отношении наших предков к природным  явлениям  посредством загадок.
  2. Обогащать,  словарный запас детей образными словами, сравнениями, названиями природных явлений.
  3. Воспитывать эстетическое восприятие природы, желание любоваться красивыми явлениями природы.

Воспитатель. Давным-давно,   люди еще  боялись природы, верили в то, что  она  живая,    понимает человеческий язык и  все слышит.  И поэтому наши предки старались общаться с природой, как с живым понимающим существом. Издавна люди следили за Луной и Солнцем, изучали природные явления, наблюдали грозы, туман, снег. Это нашло отражение в загадках о природе, природных явлениях, которые считаются самыми древними.   Сегодня мы будем размышлять,  и разгадывать эти чудесные загадки.

Загадка.

Утром бусы засверкали, 
Всю страну собой заткали, 
А пошли искать их днём, 
Ищем, ищем — не найдём (
Роса)

Воспитатель. Что такое роса?  В течение дня земля нагревается солнцем и вечером вновь сильно охлаждается, и охлаждается  воздух над ее поверхностью. Невидимые частицы воды собираются в  воздухе, и водяные капельки оседают на траву,  листву деревьев, камни. Чаще всего это происходит в летние и осенние ночи. Ранним утром можно увидеть, как сверкают капли росы, освещенные лучами зари. Как только воздух потеплеет, роса испаряется.  Роса  для наших предков была  одним из волшебных средств по уходу за лицом и телом. В ней даже купались. 


Игра - соревнование «Собери росинки» (две команды детей собирают стеклянные шарики в корзиночки)

Загадка.

 На тарелке колобок —
Золотой горячий бок.
А тарелка голубая —
Не видать конца и края 
(Солнце)

Воспитатель. Солнце - это яркая звезда, оно появляется каждый день с утра во время рассвета, а исчезает вечером после заката. Зимой солнце почти не греет, весной от его лучей становится тепло,  а летом  жарко. Значение Солнца для жизни на Земле человек чувствовал уже в далекие времена. Древним людям оно представлялось могучим существом, от которого зависело все: не будь Солнца, не было бы ни растений, ни животных, ни человека. Наши предки славяне поклонялись богу Солнца, называли его Даждь-бог, или Ярило. 

Народная игра  «Солнце и месяц» (Все дети собираются на площадке, выбирают двух ведущих. Те отходят в сторону и тихо, чтобы никто не услышал, сговариваются, кто из них будет месяц, а кто солнце. Участники игры встают друг за другом, кладут руку на плечо впереди стоящего или берут его за пояс. Солнце и месяц подходят к играющим, берутся за руки и высоко их поднимают, получаются ворота. Играющие поют песенку:

Шла, шла тетеря, 
Шла, шла рябая, 
Шла она лугом, 
Вела детей кругом: 
Старшего, меньшого, 
Среднего, большого.

С этой песенкой они проходят через ворота. Солнце и месяц останавливают последнего и тихо спрашивают: «К кому хочешь — к солнцу или к месяцу?» Играющий так же тихо отвечает, к кому он пойдет, и встает рядом или с солнцем, или с месяцем. Игра продолжается. В конце игры нужно пересчитать, к кому перешло больше игроков).

Загадка.

Гуляет в поле, да не конь, 
Летает на воле, да не птица (
Ветер)

Воспитатель. Что вы знаете о ветре?  Ветер – это движение воздуха. Теплый воздух движется наверху, а холодный внизу, и они стремятся поменяться местами.  Люди в старину считали, что ветры – существа живые и наделенные большой силой, их называли господами.

Игра малой подвижности «Ветер»  (Ветер сильный налетел, закружил, загудел: «У – у – у – у – у!» (Дети размахивают руками в стороны над головой, затем кружатся). Закачал деревьев ветки.(Наклоняются вправо – влево, руки подняты вверх). И пригнул к земле кусты. (Присаживаются, одновременно опуская перед собой поднятые вверх руки). Полетал он над полянкой, лег на травку и цветы. (Ложатся на ковер.) Ветерок наш отдыхает, не гудит и не летает. (Лежат в расслабленной позе некоторое время.) Но лишь ветер отдохнет – вновь отправится в полет. (Встают на ноги.)

Загадка.
Он идёт, а мы бежим, 
Он догонит всё равно! 
В дом укрыться мы спешим, 
Будет к нам стучать в окно. 
И по крыше тут да тук! 
Нет, не впустим, милый друг!   (
Дождь)

Воспитатель.  Дождь – это вода, падающая с небес.  Наши предки считали дождь хорошей приметой. В древние времена дождевую воду использовали, чтобы мыть младенцев. Считалось, что она одаривает ребенка здоровьем, умом и помогает ему раньше заговорить. Чтобы быть здоровыми, наши предки умывались дождем во время первой грозы. Также этой же водой омывали волосы для сохранения их красоты, здоровья и блеска. В давние времена наши прадеды и прабабки собирали дождевую воду, делали на основе ее травяные настои и отвары, которые помогали от многих бед.

 Подвижная игра «Дождик» (дети при помощи считалки выбирают «Дождика». Он надевает накидку, берет в руки  султанчики. Дети сидят на корточках по кругу. «Дождик» ходит внутри круга, рядом с детьми, встряхивая в их сторону султанчиками и поет песенку: кап-кап-кап-кап буду долго капать так. Если только захочу всех детей я намочу. Дети встают, берутся за руки и поют: дождик нас пугаешь зря, не боимся мы тебя (двигаются по кругу хороводным шагом). Капай,  сколько хочешь (сужают круг, подходят к дождику). Нас ты не намочишь (расходятся, расширяя круг). Под любую веселую музыку бегают врассыпную «Дождик» пытается их «намочить», дотрагиваясь султанчиками. По окончании музыки все останавливаются, и дети, до которых дотронулся «дождик» поднимают руки вверх. Вместе считают «промокших под  дождем»).

 Загадка.

Лишь только дождичек прошёл,
Я в небе новшество нашёл:
Сквозь небосвод прошла дуга.
В ней семь цветов, там - …Радуга

Воспитатель. После сильного дождя или грозы иногда можно наблюдать такое необычное явление природы, как радуга.   Наши предки считали, что радуга это  мост между небом и землей. Появление радуги в небе означает, что вскоре наступит хорошая погода и ненастью пришел конец.    Назовите  цвета радуги,  и  в  какой последовательности они  располагаются?   Запомнить расположение цветов поможет такая подсказка «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» (дети повторяют)
 

Подвижная игра «Радуга – дуга».

Здравствуй, радуга – дуга!

Выполняют поклон.

Разноцветный мостик!

Широко разводят руки в стороны, рисуя дугу в воздухе.

Здравствуй, радуга – дуга!

Выполняют поклон.

Принимай нас в гости.

Идут по кругу, держатся за руки.

Мы по радуге бегом пробежимся босиком!

Бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени.

Перепрыгнем на бегу.

Прыгают.

И опять бегом, бегом

Пробежимся босиком!

Бегут.

 

Воспитатель. Дети, чем мы сегодня занимались?    Загадка,  про какое природное явление была для вас самой трудной? Что вам больше всего понравилось?  (Ответы детей).

Воспитатель.  Мы сегодня отгадывали  замечательные загадки о явлениях  неживой природы, которые встречаются в разные времена года, радуют и  удивляют нас своей красотой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загадки о природных явлениях

Загадки о природных явлениях...

Стихотворения и загадки о природных явлениях

Стихотворения и загадки о природных явлениях...

Загадки про природные явления.

Загадки с отгадками о прироодных явлениях....

Загадки про природные явления для детей

Загадки про природные явления для детей...

Картотека "Загадки о природных явлениях"

Картотека "Загадки о природных явлениях" для дошколят....