Занятия по экологии
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Данное занятие проводится с детьми подготовительной к школе группы по теме «Деревья и кустарники». Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatiya_ekologiya.docx | 20.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД в подготовительной группе "Деревья и кустарники"
Цель: Формировать элементарные экологические представления у дошкольников по средствам наблюдения за деревьями и кустарниками Прибайкалья.
Задачи:
Расширять и уточнять представления детей о деревьях и кустарниках. Закреплять названия деревьев и кустарников родного края, их строение, внешние признак; представления о том, что растения - живые, используя схемы-модули.
Продолжать учить детей устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природой.
Формировать основы экологической культуры, продолжать знакомить с правилами поведения на природе.
Воспитывать организованность, коллективизм, развивать умение объединяться для совместной деятельности, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу.
Оборудование: мольберт, фото с изображением живой и не живой природы, схемы-модели живой природы, части дерева и кустарника, таблица «Разве дереву не больно?!», природоохранные знаки.
Ход занятия:
Дети входят. Становятся кругом.
Организационный момент.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: « Доброе утро»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.
– А теперь чтобы утро стало добрым и у наших гостей скажем им: «Доброе утро».
Дети проходят и садятся на стулья.
– Ребята мне сегодня на почту пришло говорящее письмо, давайте его послушаем.
(Письмо от Сибирячка)
«Здравствуйте, дорогие друзья! Я хочу рассказать вот какую сказку.
Однажды маленькая птичка летела через лес и решила она отдохнуть. Села она на ветку берёзы и стала чистить свои перышки. И вдруг, слышит сквозь шум листвы такой разговор. "Я, самый главный в лесу"- сказал могучий кедр. "Я много делаю добра, мои орешки едят белки, бурундуки, а шишки собирают люди". "Нет, я самая главная"- сказала ёлочка. "Я украшаю лес и дома людей в Новогодний праздник, меня украшают, вокруг меня водят хоровод, поют песни". "Нет, я самая главная"- ответила сосна. "Под моими корнями строят норы звери, я им даю приют и тепло, а ещё дятел делает дупло для белочек, значит я самая главная!" "Я тоже главная в лесу"- сказала берёза. "Я красивая, стройная, мною любоваться можно, посмотрите какие тонкие у меня веточки, а сколько на моих ветвях вьют гнёзда птицы. И в знойный день под моей тенью можно найти прохладу, а ещё я даю полезный берёзовый сок". Тут и другие деревья, и кустарники присоединилось к спору: клён, осина, черёмуха, рябина, боярка. Все растения кричали, что они самые главное и важные в лесу. (Вопрос к детям: Как вы думаете, что же важнее деревья или кустарники?)
– Ну что, ребята, давайте попробуем с вами разобраться.
Игровое упражнение-эстафета «Собери дерево и кустарник из частей».
- Давайте мы сейчас разделимся на 2 команды: команда девочек и команда мальчиков. Команда мальчиков соберет из частей дерево слева на мольберте, а команда девочек соберет кустарник справа на мольберте.
У дерева части: корень, ствол, ветви, листья, плоды; у кустарника: корень, тонкие стволы, ветки, листья, плоды.
- Какое растение составили мальчики? Дерево.
– Как докажете? У дерева есть корни, один ствол и листья, они высокие.
- Правильно! А какое растение составили девочки? Кустарник.
– Почему? Потому что у кустарника есть корни, много стволов и листья.
– По этим схемам сразу можно догадаться, что у дерева и кустарника есть общего, а чем они отличаются.
Чем похожи деревья и кустарники? У деревьев и кустарников есть корни и листья.
– Чем отличаются деревья и кустарники? У дерева один ствол, а у кустарника много.
Дидактическое упражнение «Какая это природа».
- А теперь, ребята, я вам предлагаю взять со стола один листочек. Что вы там видите? Как мы можем поделить эти предметы? Это живая и не живая природа. Я на мольбертах повесила ориентиры для вас. Каждый предмет был у своего ориентира. (Дети называют предметы и объясняют почему выбрали именно этот ориентир.
Дидактическое упражнение «Живая – неживая».
- Ребята, как вы думаете, деревья и кустарники относятся к живой природе?
- Почему вы так решили? Вспомните признаки живой природы. На доске выкладываются схемы-модели: дышит, двигается, размножается, растет, питается.
- А нужна ли деревьям неживая природа? Докажите! Солнце – источник света и тепла, вода – питание, воздух – деревья тоже дышат, почва нужна для прорастания семян, в ней находятся самые главные части деревьев – корни.
- Оказывается, в мире природы все взаимосвязано, и это главное правило природы.
Физминутка.
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да, когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
Дидактическое упражнение «Убери лишнее».
- Я приготовила для вас схемы о деревья и кустах, но мой компьютер подхватил вирус и схемы испортились. Вы поможете мне исправить их?
Беседа «Берегите добрый лес – он источник всех чудес»
- Дети есть такая хорошая фраза «Берегите добрый лес – он источник всех чудес». Как вы думаете почему нужно беречь лес? Чем он полезен? Деревья и кустарники защищают нас с вами от жары летом своими листьями, очищают воздух от пыли, лес дарит грибы и ягоды, радует нас своей красотой в разное время года.
- Но всегда ли люди бережно относятся к деревьям? Например, некоторые дети, не задумываясь, ломают веточки деревьев. Показ таблицы «Разве дереву не больно?!»
- Что случилось с мальчиком? С веткой дерева? Почему мальчик плачет? А дерево, может быть, тоже плачет? Чем закончилась эта история?
- Мне хочется у каждого дерева поставить такой природоохранный знак. Показ. Как вы думаете, о чем он говорит?
- А о чем еще можно сказать в таких знаках? Не рубите живые деревья и кусты, не оставляйте мусор, не оставляйте незатушенным костер и т.д.
- Ну что ребята вы готовы дать ответ на вопрос Сибирячка «Что же важнее деревья или кустарники?» В природе нет ничего ненужного и кусты, и деревья важны, т.к. являются важной частью окружающей среды.
- Так же в своем письме Сибирячек прислал окончание сказки. Хотите его послушать?
«Слушала птичка, слушала и говорит: "Что же вы спорите, без вас и леса бы не было, не где было бы лесным зверям жить и нам птицам. Вы всем даёте приют и пищу, оздоравливаете воздух, не обойтись без вас никому, вы все главные в лесу". Притихли деревья и кустарники, подумали о том, что сказала им маленькая птичка, а ведь и правда, права птичка, каждое растение приносит свою пользу. А маленькая птичка полетела дальше, и долго деревья и кусты махали вслед ей листвой».
- Вам понравилось окончание сказки?
- А почему так закончилась сказка, как вы думаете?
Рефлексия.
Вам понравилось наше занятие? Что вам запомнилось больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по экологии: « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)
Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. ...
Занятие по экологии « Экология –это жизнь».
: Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе....
Конспект занятия по экологии в старшей группеКонспект занятия по экологии в старшей группе
Воспитатель : Акимова Н ВТема: «Деревья»Цели: уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опали листья и т....
Конспект итогового занятия по экологии для детей 6-7 лет на тему: «Экстренное совещание юных экологов»
Целью данного занятия является экологическое прсвещение детей дошкольного возраста, путем "решения" экологических проблем родной страны и области....
Интегрированное занятие по экологии в подготовительной к школе группе «Юные экологи»
Интегрированное занятие по экологии в подготовительной к школе группе «Юные экологи»...
Конспект интегрированного занятия по экологии «Мы - юные экологи».
Для детей подготовительной группы...
Открытое занятие по экологии к педсовету Игра-путешествие «Игровые ситуации по экологии»
Формирование у детей представлений о важности сохранении природы и её жителей, причинно-следственных связей и элементарных правил поведения на природе.На занятии воспитываем заботу о флоре и фау...