НОД
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Ольга Александровна Егорова

"В мире животных!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_zhivotnyh.docx30.41 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

детский сад №1 р.п.Тамала

Образовательная область «познание»

(формирование целостной картины мира; расширять кругозор детей)

Тема: «В мире животных»

(средняя группа)

                                                                  Воспитатель:

Егорова Ольга Александровна

Р.п. Тамала

Цели. Дать детям преставление о способах подготовки лесных зверей к зиме, учить сравнивать и обобщать полученные знания, уметь анализировать, делать выводы. Закрепить представления об их образе жизни, питании летом и зимой. Развивать способность имитировать движения животных; развивать речь, выразительно читать стихотворения. Повторить счет в пределах 5. Закрепить приемы лепки грибочка. Воспитывать заботливое отношение к животным.

Интеграция областей: познание, художественное творчество (лепка), музыка, социализация, коммуникация.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникационная, познавательно-исследовательская.

Предварительная работа. Чтение сказок, рассказов о животных; заучивание стихов, загадывание и отгадывание загадок,  рассматривание иллюстраций, слайдов, мультфильмов о животных.

Материалы и оборудование: компьютер с изображением берлоги медведя зимой и летом, дупла белки зимой и летом, картинки  - белка на дереве; картинки с изображением животных,  2 веточки с тремя и пятью пластилиновыми шариками, запись мелодии спокойного характера, соленое тесто для лепки.

Ход  образовательной деятельности

Воспитатель. Здравствуйте ребята, давайте поиграем в игру «Маленькая птичка»,   – и показывает детям, как играть с «птичкой»,  –  указательным пальцем правой руки. Надо внимательно следить, куда полетит птица, не поворачивая голову. Следить одними глазами.

          Птичка полетела вправо (отводит палец вправо, следит за ним глазами). Птичка полетела влево (отводит палец влево, следит за ним глазами). К нам на нос она присела (подводит палец к носу). Посидела, посидела и куда-то улетела               (отводит палец вперед на вытянутую руку).

Упражнение повторяется 2 раза

Воспитатель предлагает рассмотреть две картинки (на одной картине изображено лето – на другой осень).  Какое время года  изображено на первой картинке?(лето) Какое время года  на второй картинке? (осень)  Как вы узнали, что на первой картинке изображено лето, а на второй осень? Чем похожи картинки?  Чем различаются картинки? Давайте рассмотрим картинку про осень. Что вы видите на ней? Дети рассматривают картинку про осень и рассказывают, что они на ней видят.

Теперь давайте вспомним стихи об осени. Дети читают стихотворение

     Г. Юнусова «Осень»

Вот и осень пришла

Дождь и холод принесла,

В желтом платье все деревья

Остывает вся земля.

«Осень рано ты пришла,

Мы еще хотим тепла».

Только осень нас не слышит

И сырой прохладой дышит.

А. Плещеева «Осенью».

Осень наступила,                           Туча небо кроет,

Высохли цветы                              Солнце не блестит,  

И глядят уныло                              Ветер в поле воет,

Голые кусты.                                  Дождик моросит.            

Вянет и желтеет                             Воды зашумели

Травка на лугах.                             Быстрого ручья.

Только зеленеет                             Птицы улетели

Озимь на полях.                             В теплые края.

Воспитатель. Дети, а почему осенью в природе происходят такие изменения?Правильно, потому что осенью становится холодно, солнце меньше греет землю, дни становятся короче.

А что случилось бы, если бы сразу после лета наступила зима? (ответы детей). Правильно, все в природе сразу же  замерзло бы, погибло, никто бы не успел подготовиться к холоду и голоду. Осенью вся природа готовится к зиме: и деревья, и звери, и птицы. Сегодня мы с вами поговорим о том, как звери готовятся к зиме.

Воспитатель.Послушайте загадку:

Косолапые ноги,

Зиму спит в берлоге,

Догадайся и ответь:

Кто же это?  (медведь).

Воспитатель.Дети, как вы догадались, что эта загадка о медведе. (Показывает картинку медведя)

Чем питается медведь летом и осенью? Правильно медом, ягодами, грибами, муравьями, жуками, рыбой. Может съесть любое животное, которое сумел поймать. На зиму он не делает запасов. Почему?   Правильно медведь летом и осенью нагуливает жир, а всю зиму спит в берлоге. А  где медведь спит всю зиму? Под корнями упавшего дерева он устроил себе дом. Натаскал молодых елочек, которых вырвал с корнем из земли, мха, хвороста.

Воспитатель предлагает рассмотреть берлогу медведя на компьютере (берлога медведя летом и зимой).

Воспитатель.А кто из зверей тоже спит зимой? Правильно, ежик, ягод, зеленых растений нет, жуки попрятались… вот и приходится ежу жир нагуливать летом и осенью, а всю зиму сытым спать. Кто знает, как зимует ежик? Правильно, находит небольшую ямку, натаскает в нее сухих листьев, зароется в них и спит.

Дети, давайте представим, что мы с вами решили поиграть с ежиками

Проводится физминутка

Жил в лесу колючий ежик,

Был клубочком и без ножек, (обнимают себя за плечи)

Не умел он хлопать – хлоп-хлоп- хлоп, (хлопают в ладоши).

Не умел он топать – топ-топ-топ (выполняют «топотушки»).

Не умел он прыгать – прыг-прыг-прыг (прыгают на двух ногах)

Только носом двигать – шмыг-шмыг- шмыг

А ребятки в лес пришли.

Ежика в лесу нашли,

Научили хлопать – хлоп-хлоп- хлоп, (хлопают в ладоши)

Научили топать – топ-топ-топ,(выполняют «топотушки»).

Научили прыгать – прыг-прыг-прыг, (прыгают на двух ногах).

Научили бегать… (бегают на месте)

Воспитатель. Дети,послушайте еще одну загадку:

Хвост пушистый,

Мех золотистый.

В лесу краса. Кто она?(лиса)

Как же готовится лиса к зиме? (ответы детей). Лиса осенью линяет. Какая шерсть вырастает у лисы? (теплая). А меняет ли лиса цвет своей шерсти? Нет? Правильно, она и зимой рыжая потому, что ей нечего бояться, прятаться и маскироваться. Она сама хищник.

Воспитатель.Каких хищников вы знаете? О каком хищнике эта загадка?

Кто зимой холодной, ходит злой голодный

(волк)

Дети, а как же волк готовится к зиме? Правильно, волк тоже меняет шубу, с холодной летней,на теплую зимнюю. А меняет ли волк цвет шубки? Ему также, как и лисе не от кого прятаться и маскироваться, он тоже хищник. А делает ли волк запасы на зиму? Правильно неделает, поэтому ему зимой очень голодно, ему трудно найти пищу. Волки зимой собираются в стаи и рыщут по всему лесу в поисках пищи.

Воспитатель.

Что за зверь лесной, встал как столбик под сосной.

И стоит среди травы, уши больше головы.

(Заяц)

О ком эта загадка? Заяц тоже готовится к зиме. Интересно, как он это делает? Заяц делает на зиму запасы?  (ответы детей). Почему заяц не делает запасы на зиму, он тоже хищник? Правильно, нет. Но зимой он не голодает. Он ест молоденькие веточки и кору деревьев. А меняет ли зайчик шубку? Какая у него зимой шубка? (теплая и белая). А зачем ему белая шубка нужна? Давайте рассмотрим шубку зайчика летом и зимой. (Дети на компьютере рассматривают картинки зайца летом и зимой).

Давайте представим, что мы зайчики и поиграем в игру

 «Зайка беленький сидит».

Зайка беленький сидитдети сидят вприсядку,уши на макушке

И ушами шевелит,шевелят пальчиками-ушами

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.хлопают в ладоши

Зайке холодно стоять,

Зайке нужно поскакать.прыгают на месте

Кто-то зайку напугал,

Зайка – прыг – и убежал!   бег на месте

Воспитатель.  Дети, вы ничего не слышите? Мне кажется.что кто-то плачет, да, да точно плачет и я даже знаю кто.

Вот вам новая загадка:

Кто по елкам ловко скачет

И влетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

(белка)

А вот и она. Какая она? Проводится игра «Какая?»(дети описывают игрушку белки).

Показать изображение белки летом. Какого она цвета? А вот эта белка уже не рыжая, а серая. Она шубку на более теплую поменяла. Но почему она цвет шерстки стал другим? Так белка от врагов прячется, ведь зимой деревья голые, серые и поэтому белку в ее зимней шубке меньше видно. Чем же белка питается зимой? Правильно.  Она делает запасы на зиму. Грибы сушат, натыкая на острые ветки, орехи прячет в ямки. Которые выкапывает сама среди кустов. Если вынайдете  такую кладовую не трогайте ее, ведь белке эти запасы нужнее.Забавно, как белка ищет орехи: стукнет белка лапкой по ветке орешника и смотрит…

Давайте представим, что вы белки. А это куст орешника. Воспитатель берет заранее заготовленные две одинаковые ветки. К одной подвешены  два  одинаковых пластилиновых шарика, к другой – пять. (дети считают)

На какой ветке, больше орешков?(на левой 3 орешка, а на правой – 5). Но белка не умеет считать. Поэтому и стучит по веткам. Вот так. Воспитатель стучит по ветке так, что они начинают качаться.

Как же белка узнает, на какой ветке орешков больше? (ответ детей) Которая ветка больше качается, на той больше орехов.

Едой белка запаслась. А что еще нужно белке зимой. Давайте посмотрим ее дом(рассматривают дупло на компьютере). В дупле у белки сухо, оно устлано сухой травой и листьями.Забирается в него белка, закрывает вход пробкой из сухой травы. Сворачивается клубочком и спит. Нос хвостом прикрывает.

А зачем белке хвост? (ответы детей). Он у нее как парашют. Прыгает белка с елки на елку, распушит хвост и плавно приземлится на ветку. А когда бывает слишком ветрено, белка садится спиной к ветру и хвостом закрывается.

 – Как вы думаете, какие у белки коготки? (острые, цепкие)

 – Как вы об этом догадались? Дети рассматривают картинку белка на дереве в компьютере

Дети, а белочка мне сказала, что кто-то нашел запасы белки на зиму и унес их, поэтому она просит вас слепить для  нее грибочки. Дети вспоминают, какими приемами лепки будут пользоваться.

 Затем проводится пальчиковая гимнастика:

Сидит белка на тележке      (сгибают и разгибают пальцы вместе)

Продает она орешки

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому

Зайчику усатому               (загибают пальцы поочередно)

(Дети лепят грибочки под спокойную  мелодию).

Итог  

О каких животных мы сегодня говорили?

Кто из зверей сегодня спит?

Кто меняет  цвет шубки?

Кто делает запасы на зиму?

Назовите хищников?

Воспитатель. Дети, я и белочка благодарим вас за то, что слепили белочке грибочки, за то, что очень хорошо работали и много узнали и рассказали о зверях.