Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к группе КН «Овощи»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Сысоева Ираида Николаевна

Занятие будет полезно для работы воспиттателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovoshchi.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к  группе КН  «Овощи и фрукты»

Тема«Овощи и фрукты».

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие.

Цель: Закрепить полученные ранее знания об овощах и фруктах (цвет, форма).

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-Уточнить и расширить представление об овощах и фруктах.

- Уточнить и активизировать словарь по теме. Закрепить понятия сад и огород;

- Упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе; активизировать в речи прилагательные

- Совершенствовать навык согласования прилагательных в роде, числе, падеже.

- Обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с овощами.

- - Совершенствовать употребление в речи существительных в форме родительного падежа в единственном и множественном числе.

- Пополнять активный словарный запас;

-Учить отвечать на вопросы развёрнутым предложением.

Коррекционно-развивающие:

-Развитие зрительного внимания и восприятия, общей моторики, координации речи с движением.

- Развитие у детей мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение и сравнение);

Коррекционно-воспитательные:

-Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

.

Виды деятельности: предметная деятельность с натуральными предметами, общение со взрослым и совместная игра

Формы организации: занятие- игра

Формы реализации детских видов деятельности: наглядность, художественное слово, дидактические игры, физкультминутки, исследовательская деятельность.

ОборудованиеОвощи: морковь, лук, огурец, помидор, капуста, свёкла. Фрукты: яблоко, апельсин, лимон, слива. Корзина.

Предварительная работа: Рассматривание овощей и фруктов, муляжей. Рассматривание альбома «Овощифрукты». Рисование, лепка, аппликация на тему«Овощифрукты». Дидактические игры «Где, что растет?»«Угадай на вкус». Чтение «Репка»«Пых»,«Хозяйка однажды с базара пришла».

Выход

Ход занятия:

-Организационный момент.

Воспитатель. – Здравствуйте, ребята. Отгадайте загадку.

«Вот художник, так художник,

Все леса позолотил!

Даже самый сильный дождик

Эту краску не отмыл.

Отгадать загадку просим:

Кто художник этот? (осень)

Воспитатель«Какое сейчас время года?» (Осень)

Воспитатель«Осень в гости к нам пришла, что нам осень принесла?» (грибы в лесу, в саду фрукты, в огороде овощи)

- Игра «Волшебный мешочек».

- Сейчас я буду загадывать загадки об овощах и фруктах и, если вы отгадаете, то из волшебного мешочка покажутся эти дары природы.

- Отгадайте, что это?

Красная девица,

Сидит в темнице,

А коса на улице.

(Морковь)

Семьдесят одежек,

и все без застежек.

(Капуста)

Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает.

(Лук)

На грядке длинный и зеленый,

А в бочке желтый и соленый.

(Огурец)

Без окон, без дверей,

Полна горница людей.

(Огурец)

Неказиста, шишковата,

А придет на стол она, - скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!»

(Картошка)

Круглое, румяное, с дерева упало –

Любе в рот попало.

(Яблоко)

Он и сочен, и душист,

А снаружи золотист.

Много долек в нем, друзья,

Для тебя и для меня.

(Апельсин)

Синий мундир, теплая подкладка,

А в середине сладко.

(Слива)

Маленькая печка

С красными угольками.

(Гранат)

Он почти как апельсин

С толстой кожей сочной.

Недостаток лишь один,

Кислый очень, очень. (Лимон)

Сам, как свинка,

Хвост – крючок.

Что за овощ(Кабачок)

Над землёй трава,

Под землёй бордовая голова. (Свёкла)

Давайте разложим фрукты отдельно от овощей.

Дети раскладывают фрукты и овощи в разные корзинки, называют их и описывают.

Физминутка.

Мы морковки натаскаем (таскают)

И картошку накопаем (копают)

Срежем мы качан капусты (срезают)

Круглый, сочный, очень вкусный (показывают руками 3 раза)

Щавеля нарвём немножко (рвут)

И вернёмся по дорожке (маршируют)

Воспитатель:

- Игра «Где растёт?»

- Где растут овощи(в огороде)

- Где растут фрукты(в саду)

- Если я называю фрукт, мы тянемся кверху, а если овощ – мы приседаем.

- Что можно сделать из овощей? (Варить суп, борщ, щи, жарить и тушить овощи, делать салат).

- А что можно приготовить из фруктов(Компот, варенье, джем, повидло).

Игра «Назови какой сок?»

- Из яблок - яблочный.

- Из груш (грушевый)

- Из слив (сливовый)

- Из винограда (виноградный)

- Из моркови (морковный)

- Из апельсинов (апельсиновый)

- Из свёклы (свекольный)

- Из помидор (томатный) и т. д.

Игра «Назови какой суп?»

Из картофеля – картофельный.

Из свёклы (свекольник).

Из лука (луковый.)

Из гороха (гороховый).

Из капусты (щи).

Игра «Один - много».

Одно яблоко – много яблок.

Одна слива (много слив).

Одна груша (много груш).

Одна тыква (много тыкв).

Один кабачок (много кабачков)

Один помидор (много помидоров).

Один баклажан (много баклажанов).

Один огурец (много огурцов).

Один апельсин (много апельсинов).

Физминутка.

Мы пришли в огород.

Много там всего растёт. (развести руки в стороны).

Огурцы сорвём мы с грядки. (срывать).

Помидоры с кожей гладкой. (кистями рук обрисовать круглую шарообразную форму).

Толстая репка (поставить руки на пояс и слегка покачать корпусом из стороны в сторону).

Засела в землю крепко.

Длинная морковка (опустить вниз руки и соединить их).

От нас укрылась ловко, (присесть и прикрыть голову руками).

Дёргай, дёргай из земли. (Дёргать).

Всё собрали – посмотри. (Развести руки в стороны).

Игра «Назови ласково».

Огурец – огурчик.

Помидор – помидорчик,

тыква-тыковка,

морковь - морковочка,

чеснок-чесночок,

лук-лучок,

картошка - картошечка,

баклажан- баклажанчик,

яблоко-яблочко,

лимон-лимончик,

апельсин-апельсинчик,

мандарин-мандаринчик,

вишня-вишенка.

Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи».

Хозяйка с базара домой принесла: картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу. Ох!

Вот овощи спор завели на столе: кто лучше, вкусней и нужней на земле: Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свёкла? Ох!

Хозяйка тем временем ножик взяла и ножиком этим крошить начала: Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу! Ох!

Накрытые крышкою, в душном горшке кипели, кипели в крутом кипятке: картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свёкла. Ох!

И суп овощной оказался неплох!

- Какие овощи хозяйка купила на базаре?

- Каких овощей у нас не хватает, чтобы сварить такой же суп, как в стихотворении «Овощи»(Петрушка, горох).

Игра «Четвёртый лишний».

-Назовите лишнее слово, обоснуйте, почему оно лишнее.

Картофель, лук, чеснок, груша.

Яблоко, апельсин, лук, слива.

Рис, редис, перец, картофель.

Укроп, петрушка, тыква, сельдерей.

Кабачок, огурец, тыква, укроп.

Итог:

- О чём мы говорили на занятии?

- Какие игры вам понравились больше всего?


        Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к  группе КН  «Овощи»

Цель: расширять представления детей об овощах;

активизировать словарь, формировать связную речь

Образовательные задачи: формировать обобщающие понятия, расширять и уточнять словарь слов – предметов, признаков, действий по данной теме; упражнять детей в составлении описательного рассказа

Развивающие задачи: развивать умение думать, направлять внимание на различение качеств овощей; развивать тактильное, вкусовое восприятие

Воспитывающие задачи: воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать желание употреблять в пищу овощи, как полезные продукты питания

Предварительная работа: беседы об урожае овощей, рассматривание иллюстраций с изображением разных овощей, чтение стихов, загадок

Приоритетные образовательные области: «Познание», «Развитие речи»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Развитие речи», «Социализация», «Коммуникация», «Здоровье», «художественная литература»

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно - исследовательская

Оборудование: витрины; на подносах  муляжи разных овощей; корзиночки, мяч; корзина со свежими овощами, на тарелке нарезанные на кусочки разные овощи, одноразовые вилочки или шпажки.

 Организационный момент        

(дети и воспитатель стоят на ковре)

Воспитатель:      ребята, сегодня у нас с вами не совсем обычное занятие.  А для начала потренируем наши пальчики, чтобы они помогли нам правильно говорить:

1.упражнение «Самолетики»   -       Самолет построим сами,

                                                                  Понесемся над лесами,

                                                                  Понесемся над лесами,

                                                                  А потом вернемся к маме.

   

  2.упражнение «Зайка»       -            Ушки длинные у зайки,

                                                                Из кустов они торчат,

                                                                Он и прыгает, и скачет,

                                                                Веселит своих зайчат.

  1. упражнение «Кошечка» -          Как у нашей кошки

                                                                Ушки на макушке,

                                                                Чтобы лучше слышать

                                                                Мышь в ее норушке.

 

Воспитатель: хорошо, а сейчас скажите мне, какой должна быть ваша речь, чтобы вас было приятно слушать?

 Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо,

 Говорить мы будем внятно,

Будет слушать нас приятно.

Ход НОД:

Молодцы! А сейчас приготовьтесь меня послушать. Ребята, наступило время, когда овощеводы и дачники собрали богатый урожай овощей и повезли его на овощную ярмарку. Кстати, вы знаете, что такое ярмарка? (ответы детей)

Правильно, ярмарка, это специально отведенное место, куда съезжаются люди со своим урожаем, чтобы его продать. Ярмарка проводится осенью для того, чтобы люди смогли заготовить овощи на долгую зиму. Вот и у нас с вами открылась овощная ярмарка, продавцы стоят за прилавками и предлагают свой товар. Только у нас не совсем обычная ярмарка: для того, чтобы купить какой – либо овощ, надо о нем все рассказать. Если вы все правильно расскажете, то продавец поймет, какой овощ вам нужен и даст его. Пожалуйста, подходите к прилавкам и выбирайте овощи

(дети покупают овощи)

 Ну, я смотрю, ребята, вы все с покупками. Молодцы!  А сейчас хочу поинтересоваться, для чего вы приобрели именно эти овощи. Что из них будете готовить?       (ответы детей)

Физкультминутка:

Огурцы, капуста, перец              (дети загибают пальцы на обеих руках)

В огороде нашем есть                 (выполняют круговые движения

ребром ладони одной руки

по раскрытой ладони другой)

Сварим суп, в салат порежем

Можем и сырыми съесть!              (хлопки в ладоши)

 

 Я очень рада, что все вы запаслись овощами и можете сделать заготовки на зиму. Ребята, а вы знаете, что для того, чтобы все овощи дошли до покупателей в хорошем состоянии и хорошего  качества, овощеводы очень бережно собирают свой урожай. 

«Убираем урожай»

 Как вы думаете, как собирают капусту? – правильно, ее срезают. Как собирают морковь? – да, морковь выдергивают. Какие  еще овощи выдергивают,  как морковь?  -  свеклу,  редис, репу, редьку, лук, чеснок.  Как собирают перец, баклажаны? – правильно, их срывают. Какие еще овощи нужно срывать?  - огурцы, помидоры, горох…  Ребята, все мы знаем такой овощ, как картофель, любим из него готовить и кушать  картофельное пюре, поэтому картофеля на зиму запасают много. Как же собирают его из земли? Правильно, его выкапывают.

Труд овощеводов очень тяжелый, поэтому на зимние заготовки используют все овощи, и большие, и маленькие. А вот, какие бывают маленькие овощи вы мне сейчас и назовете.

«Большой – маленький» (игра с мячом)

Огурец – огурчик;                                               патиссон – патиссончик;

баклажан – баклажанчик;                                    помидор – помидорчик;

лук – лучок;                                                          чеснок – чесночок;

перец – перчик;                                                     морковь – морковочка;

горох – горошек;                                                   капуста – капусточка;

редис – редисочка;                                                репа – репка;

тыква – тыковка;                                                     картофелина – картофелинка;

свёкла – свеколка;                                                  фасоль – фасолька;

редька – редечка;                                                    кабачок – кабачочек;

укроп – укропчик;                                                        горох – горошек

 

Дети, а вы знаете загадки про овощи?    (дети загадывают загадки)

Лето целое старалась                             Корешок оранжевый под землей сидит.

Одевалась, одевалась.                            Кладезь витаминов он в себе хранит.

А как осень подошла                             Помогает деткам здоровее стать.

Нам одежки отдала.                               Что это за овощ? Можете сказать?

Сотню одежонок                                                                                      (морковь)

Сложили мы в бочонок.  

                           (капуста)           

Над землей трава, под землей бордовая голова                      (свекла)

Никого не огорчает, а всех плакать заставляет                         (лук)

Ее тянут бабка с внучкой, кошка, дед и мышка с Жучкой      (репа)

Ребята, а ведь я тоже в выходные дни ходила на ярмарку, посмотрите, что я там купила   (воспитатель выносит корзину с овощами, дети их называют)

Воспитатель:  дети, прежде чем кушать овощи, что с ними необходимо сделать? Да, их обязательно надо помыть. Для чего моют овощи? Верно, овощи моют для того, чтобы они были чистые, без микробов. Овощи надо кушать всем, так, как они очень полезные, в них много витаминов.

                                             «Отгадай на вкус»

 А сейчас наступает самый приятный момент: мы будем дегустировать (пробовать на вкус) овощи, которые купили на ярмарке. Я вас каждого угощу кусочком какого-то  овоща, а вы должны догадаться, что это за овощ и рассказать, какого он вкуса  (дети пробуют овощи)

Лук – горький,           помидор – кисло-сладкий

чеснок – острый,        огурец – вкусный, хрустящий,                        

морковь – сладкая,     перец болгарский – сладкий,                         

 

Заключительная часть

Молодцы! Итак, сегодня мы с вами собирали урожай овощей. Что мы собрали?     (дети перечисляют)

 Я сейчас буду читать вам стихотворение, а вы должны добавить слово.

 

Поздним летом в огород собирается народ,

Зрел все лето урожай, что собрали? Отгадай!

 

Здесь весною было пусто, летом выросла…          (капуста)

От дождя земля намокла, вылезай скорее…           (свёкла)

Помогает деду внук – собирает с грядок…             (лук)

Вот зеленый толстячок, крупный, гладкий….        (кабачок)

И красавец великан, темно – синий…                      (баклажан)

 Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали. О чем мы с вами сегодня говорили? Что вам больше всего запомнилось? Молодцы! Вы все сегодня хорошо занимались. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Овощи"

Развитие у детей сенсорных  эталонов через ознакомление с природным окружением; продолжать знакомить с овощами....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Откуда овощи в магазине"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе детского сада "Откуда овощи в магазине?"...

Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе №4 Тема: "Как много в мире есть профессий"

Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе №4Тема: "Как много в мире есть профессий"Пожалова Раиса СергеевнаЦель:...

Конспект OОД по ознакомлению с окружающим миром в группе раннего возраста «Овощи с огорода»

Цель: познакомить детей с предметами окружающего мира.Задачи: 1. Познакомить детей с помидором, огурцом, морковью и картофелем.2.Учить различать овощи по форме, цвету, вкусу, твердости. Знать их назва...

конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе тема: "овощи и фрукты - полезные продукты"

Цель: Расширять и систематизировать представления и знания детей об овощах и фруктах....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема: «Овощи и фрукты - полезные продукты».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе.Тема: «Овощи и фрукты - полезные продукты». Цель: Расширять и систематизировать представления и знания...