Проект "Насекомые" для детей старшего дошкольного возраста
проект по окружающему миру
Проект "Насекомые" разработан с целью формирования у детей позновательного интереса и бережного отношения к насекомым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект | 45.83 КБ |
Приложение | 47.51 КБ |
Беседы | 24.94 КБ |
Дидактические игры | 14.83 КБ |
Фотоотчет | 709.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Родничок»
Проект по теме: «Насекомые»
для детей старшего дошкольного возраста
группы компенсирующей направленности «Дельфиненок»
Подготовили:
Гилева Р.Ш., воспитатель 1 квалификационной категории,
Замятина С. А., воспитатель 1 квалификационной категории
г. Озерск, п. Новогорный 2019г.
Содержание
1. Аннотация к проекту
2. Актуальность темы
3. Цель
4. Вид проекта
5. Продукт проекта
6. Задачи
7. Предполагаемый результат
8. Литература
9. Этапы реализации проекта
10. Перспективный план
11. Вывод
12. Приложение
1. Аннотация к проекту.
Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Эти маленькие, беззащитные существа всегда вызывают интерес у детей. Данный проект поможет дошкольникам окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир летающих и ползающих букашек, козявок, жучков - мир насекомых.
2. Актуальность темы
Родная природа - это могущественный источник, из которого ребёнок черпает много знаний и впечатлений. Интерес к окружающим объектам не живой и особенно живой природы проявляются очень рано.
Проект направлен на то, чтобы дети научились беречь и любить окружающий мир. И я начала эту работу с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из - за своих крошечных размеров, но их влияние на нашу жизнь огромно. К сожалению, в саду можно часто увидеть, как ребёнок пытается топтать жука, оторвать крылья бабочке, именно поэтому, возникла проблема «Нужны ли насекомые?», «Пользу или вред они приносят?». Проект поможет узнать детям больше о насекомых и научить правильному отношению к ним.
3. Цель проекта:
- Формировать познавательный интерес и бережное отношение к насекомым.
4. Вид, тип проекта: групповой, познавательный, творческий.
Продолжительность проекта: 22. 04. 2019 г. – 20.05.2017 г.
Участники проекта: дети старшей группы компенсирующей направленности, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный работник.
5. Продукт проекта:
Альбом «Интересные факты о насекомых;
Музыкальная сказка «Дюймовочка»;
Выставка детских работ;
Лепбук «Насекомые»
Проблемная ситуация:
Метод трех вопросов:
Кто такие насекомые?
Что произойдет в природе, если насекомые исчезнут?
На сколько велика их роль в природе?
6. Задачи проекта:
Общеобразовательные:
-Расширение и систематизация знаний детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях;
- Формирование познавательного интереса к насекомым.
Развивающие:
- Развитие речи детей, активизация словарного запаса.
- Развитие умения делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;
- Развитие коммуникативных навыков;
- Развивитие эмоциональной отзывчивости;
Воспитательные:
- Воспитание у детей бережного и чуткого отношения к природе.
7. Ожидаемый(предполагаемый) результат по проекту:
Дети:
1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы - насекомым.
2. Научатся различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика.
3. Будут знать о пользе или вреде, которую приносят насекомые людям и растениям.
4. Научатся составлять описательный рассказ о насекомом с использованием схемы.
5. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым.
6. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
7. Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных насекомых.
Педагоги:
1. Приобретение нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольников;
2. Повышение профессионального мастерства: повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.
3. Пополнится развивающая предметно-пространственная среда в группе.
4. Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.
Родители:
1.Обогащение уровня экологических знаний родителей.
2. Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
3. Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников. Возможность участвовать в совместных экологических проектах.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно –эстетическое развитие; Социально – коммуникативное развитие; Физическое развитие.
8. Используемая литература:
1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. – Воронеж: ТЦ Учитель, 2002.
2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
3. Лыкова И.А.«Изобразительная деятельность в детском саду. Ст. гр.» - М.: «Карапуз», 2009.
4. Никитина А.В.«Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.
5. Потапова Л. М. детям о природе. Экология в играх детей 5-10 лет. Ярославль: Академия развития: Академия К: Академия Холдинг, 2000.
6. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Весна. Насекомые. Перелетные птицы.» М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2009.
7. Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они? - М., 2003.
9. Этапы реализации проекта:
- Подготовительный этап.
Срок проведения – 21 - 23апреля
- Основной (практический) этап.
Срок проведения – 23.04. – 17.05
- Заключительный этап.
I этап – подготовительный:
1. Поставить цель, исходя из интересов и потребностей.
2. Вовлечь дошкольников в решении проблемы.
3. Определить задачи и предполагаемый результат проекта.
4. Наметить план движения к цели для поддержания интереса детей и их родителей.
5. Обсудить план с родителями: о проведении и содержании возможных совместных мероприятий проекта.
6. Обратиться за консультациями к узкими специалистам детского сада.
7. Собрать материал, информацию.
8. Дать домашние задания родителям и детям.
II этап – основной:
1. Проведение намеченных мероприятий.
2.Самостоятельные творческие работы: поиск и отбор материала участниками проекта.
3. Сбор и обобщение материала, подготовка к презентации.
III этап – заключительный:
1. Проведение намеченных мероприятий.
2. Самостоятельные творческие работы.
3. Сбор и обобщение материала, показ презентации - фотоотчёт по проделанной работе.
10. Перспективный план по проекту
Социально-коммуникативное развитие | Дидактические игры: «Собери насекомое» из счетных палочек; «Четвёртый лишний» «Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе) - Муравей сидел около…. - Божья коровка полезла по … - Жук спрятался под… - Муха села на… - Гусеница сидела на… - Муха ползла по… «Бывает – не бывает» (понимание логико-грамматических конструкций). - Мальчик ловит бабочку. Бабочка поймала мальчика. Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку. «Подбери признак»: бабочка какая? - …, муравей какой? - …, пчела какая? - … «Кто, что умеет делать?»(Цель:Расширять и активизировать глагольный словарь детей). «На полянке» (Цель: Уточнять и расширять словарь по теме. Закреплять понимание предлогов «на», «под»). Настольные игры: « Чей домик?» Лото «Мир природы» Сюжетно-ролевые игры: «На приеме у врача после укуса насекомых» Беседа: «Правила поведения на природе: в лесу, в поле»; «Как уберечься от опасных насекомых». Игра-ситуация «Меня укусило насекомое». Цель: пополнение знаний детей о первой помощи. Ситуативная беседа «Таинственный мир насекомых». Цели: уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании, передвижении; развивать фразовую речь; активизировать словарь по теме. Высадка рассады цветов в клумбы на участке для привлечения насекомых. |
Познавательное развитие | ФЦКМ «Насекомые» Цель: расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках; обобщать представления о многообразии насекомых о приспособлении к условиям; уточнять о пользе и вреде насекомых для человека; устанавливать причинно – следственные связи между явлениями; продолжать учить загадывать загадки. 1.ФЦКМ « В стране насекомых» Цель: расширять и закреплять знания детей о насекомых; вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые»; продолжаем вводить использование схематической модели для описания внешнего вида; развивать зрительную и слуховую память; развивать связную речь; развивать образность речи. Наблюдение за насекомыми на участке детского сада: (Особенности строения, способы передвижения, окраска, место обитания). Беседы: «Насекомые в природе нашего края», «Полезные и вредные насекомые», «Кто живет в подземном царстве?», «Бывают ли насекомые детенышами» « Что знают дети о насекомых?»; «Насекомые»; - Рассматривание иллюстраций о насекомых. - Дидактическая игра: «Четвёртый лишний». - Составление рассказов о насекомых по картинкам. Д/и «Один – много», «Считай насекомых, не ошибись». «Кто где спрятался». Просмотр и обсуждение мультфильмов: «Дюймовочка», «Путешествие муравья», «Муха-Цокотуха», Опыты: «Своды и тоннели» - насекомые, попавшиеся в песке, выбираются целыми и невредимыми. |
Речевое развитие | Рассматривание иллюстраций с насекомыми. Составление описательных рассказов о понравившемся насекомом Чтение и обсуждение произведений: В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»; «Красная точка» К.Чуковского «Муха-Цокотуха»; В.Сухомлинского «Пусть будет соловей и жук»; И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»; В.Драгунского «Он живой и светится» и.т.д. Загадывание загадок о насекомых; Рассматривание и чтение детских энциклопедий о насекомых. Беседы о трудолюбии, обсуждение о трудолюбивых ленивых насекомых. - Помощь взрослым в изготовлении декорацийи масок для драматизации сказки. |
Художественно-эстетическое развитие. | Лепка Насекомые Цель: Развивать воображение, творчество при лепке насекомых. ИЗО «Бабочки летают над лугом» (монотипия) Цель: познакомить детей с изобразительной техникой монотипия. Слушание звуков насекомых в CD-записи. Разучивание русских песенок--закличек «Улита», «Божья коровка». Раскрашивание раскрасок с использованием разных художественных средств. Аппликация «Божья коровка-черная головка» Д/у «Дорисуй насекомое по образцу»; Музыкальная сказка «Дюймовочка». Задачи: закрепить знание содержания сказки; развивать выразительность речи и пантомимики; закрепить знания о насекомых. Прослушивание аудиозаписей: Н. Римский-Корсаков «Полёт шмеля», А.Чайковский «Вальс цветов» |
Физическое развитие | Физкультминутки: «Бабочка» (дети говорят и выполняют движения), «Вот выходим мы на луг…» П/и на прогулке: «Ласточки и пчелки», «Угадай, кого поймали»,«Медведь и пчёлы» . Пальчиковые игры «Пчелки», «Гусеница», «Улей», «Сороконожка», Божья коровка», «Светлячок-червячок», «Бабочка»; Артикуляционная гимнастика «Оса»; Гимнастика для глаз «Пчела - оса»; Релаксация под звуки природы; Физкультминутка «Сороконожка»; Игра-перевоплощение «Если бы ты был бабочкой»; Стихи с движениями «Прогулка» |
Развивающая среда. | Иллюстрации с изображением насекомых для рассматривания Энциклопедии для детей «Жизнь леса», «Самые маленькие животные». Раскраски по теме недели. Цветная бумага, клей-карандаш, клеенки для намазывания, ножницы для аппликации. Пластилин, стеки и дощечки для лепки. СD-запись звуков насекомых для слушания. CD-проигрыватель для прослушивания аудиозаписи в группе. Контейнеры с землей для посева семян цветов в группе, лейки, лопатки. Семена бархатцев, петуний и цинний для посева детьми. |
Работа с родителями | Поместить в уголок для родителей тему и задачи проекта. Рекомендовать совместно с детьми совершить прогулку в ближайший лес или парк, понаблюдать за поведением и голосами птиц. Посмотреть дома мультфильм «Приключения пчелки Майи», «Как Ослик хотел бабочкой стать», «Лунтик», «Тараканище», «Дюймовочка» Найти информацию и подготовить сообщение о насекомых. Привлечь родителей в создании предметно-пространственной среды в группе (книги, картинки, стихи, загадки о насекомых). Проведение консультации по темам: «Насекомые»; «Как учить с детьми стихи дома»; «Детям о насекомых»; «На природу с ребенком». Оформление альбома «Интересные факты о насекомых». |
Презентация проекта: Музыкальная сказка «Дюймовочка»; Выставка творческих работ детей «Насекомые глазами детей»; Альбом «Интересные факты о насекомых»; Лэпбук «Насекомые» |
11.Выводы по проекту: Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы.
Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности.
В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, изучали их строение, развитие и особенности. Они познакомились с загадочным миром насекомых.
По результатам проекта было выявлено, что:
Дошкольники пополнили свои знания о внешнем виде, строении, многообразии насекомых, их повадках и местах обитания;
У детей возникло желание наблюдать за насекомыми, любоваться и т. д. ;
У дошкольников появилось желание самостоятельно заниматься творческой деятельностью.
На основании проведенных исследований дети пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.
Во время реализации проекта дети знакомились с рассказами, разучивали стихи и песни, составляли собственные рассказы по картинкам, благодаря чему у них обогатился словарный запас, который они активно используют в повседневной жизни.
В процессе игры у детей развивались память, логическое мышление, речь, внимание. Уних воспитывалось чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам.
Выявлена тенденция активного участия родителей в реализации проекта и заинтересованности в процессе.
Предварительный просмотр:
12. ПРИЛОЖЕНИЕ
Консультация для родителей
«Насекомые»
Вы думаете, только птицы возвращаются весной в родные края? А вот и нет. Вместе с ними прилетают и красивые бабочки адмиралы.
У них коричневые крылья с красными полосками и белыми пятнышками. Во время путешествия эти красавицы откладывают яички, из которых весной выводятся сначала маленькие гусеницы, а потом и красивые бабочки.
Просыпаются весной и бабочки с красивым названием зорька. Всю зиму сидели они куколками в укромных местах на деревьях и кустарниках. Но уже с первыми лучами майского солнышка их оболочка лопается, и на свет появляются похожие на огоньки небольшие белые бабочки с ярко-оранжевыми пятнышками на крыльях.
Спешат проснуться и комары-толкуны. Чуть пригреет солнышко, они уже тут как тут. В лесу еще и снег не сошел, а этот веселый народ уже пляшет в воздухе, весне радуется. За то их и зовут толкунами. Но грустить о том, что они теперь начнут донимать вас укусами, не стоит. Это совсем не те кусачие комары, от которых на теле остаются зудящие красные пятнышки.
Множество насекомых появляется с приходом весны.
И уж, конечно, нельзя не сказать о красавцах майских жуках, которые, громко жужжа, проносятся мимо в поисках вкусных листьев.Вовсю трудятся неутомимые муравьишки, таскают в свой дом сухие палочки, былинки да соломинки. Еще бы, семья растет, И чем она больше, тем выше муравейник. Он может быть до двух метров в высоту! Расскажите ребенку о том, что мы можем видеть только верхнюю часть жилища муравьев. Но есть еще и подземная часть гнезда. В муравейнике, как в большом доме, имеются и спальни, и детские, и чуланчики, и множество коридорчиков. Понаблюдайте за тем, как они дружно работают. Предложите и вашему ребенку подумать и сделать что-нибудь полезное.
Экспериментирование
«Муравьиные тропы»
- Найдите несколько муравьёв на тропинке около своего дома. Скорее всего, вы сможете сделать это только летом.
- Увидев хотя бы одного муравья, положите на его пути ломтик яблока. Он может полакомиться им, а потом утащить кусочек.
- Через час проверьте, что стало с яблоком. Может быть, там появились другие муравьи? Что они делают?
- Когда муравьёв соберётся достаточно много, передвинь яблоко. Как поведут они себя?
Это интересно
Муравьи- одни из самых известных общественных насекомых. Они живут большими семьями, помогая друг другу. Так, если одни из них находят пищу, он созывает своих сородичей, которые следуют за ними, образуя длинную цепочку. Муравьи по кусочкам перетаскивают пищу в муравейник.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Комары
Как известно, кусаются только комары-самки. Им необходима человеческая кровь, чтобы кормить и растить свое потомство. При укусе насекомое впрыскивает под кожу человека особое вещество, которое вызывает сильнейший зуд. Помимо дискомфортных ощущений комариные «уколы» грозят инфекцией. Особенно часто это случается у детей. Малыши расчесывают кожу, создавая тем самым благоприятную почву для вторичного бактериального инфицирования. В результате расчесы воспаляются, становятся красными, болезненными и могут даже нагнаиваться.
Что делать, если укусил комар?
Если комар все-таки добрался до кожи ребенка, можно смазать зудящие бугорки фенистил-гелем, наложить на укус содовый прохладный компресс или кубик льда. Помогает также растертый листик бузины. Если бугорок расчесан, можно обработать ранку зеленкой или перекисью, промыть раствором фурацилина или слабой марганцовкой.
Как не допустить укуса комара?
Чтобы обезопасить себя и своих близких от комаров, нужно:
- установить на окна москитные сетки;
- во время вечерних прогулок или походов в лес наносить на открытые участки кожи репелленты – средства, отпугивающие насекомых. При этом следует избегать попадания лосьона или спрея в глаза. Если репеллент случайно попал ребенку в глаза, незамедлительно промойте их большим количеством проточной воды;
- разложить в доме срезанную траву или цветы, развесить ароматные саше – комары не любят запах зверобоя и лаванды;
- обезопасить дом от насекомых при помощи фумигаторов – эти приборы можно заправить жидкостью или пластинками, вставить в розетку и… вы забудете о комарах.
Клещи
Клещи считаются одними из наиболее опасных насекомых в нашей полосе. Дело в том, что они являются переносчиками инфекционных заболеваний: клещевого энцефалита и боррелиоза. Эти вирусные инфекции поражают спинной и головной мозг. Заболевания протекают тяжело, с высокой температурой, судорогами и могут приводить к различным осложнениям.
Что делать, если укусил клещ?
Если вас или ребенка укусил клещ, постарайтесь как можно скорее обратиться в травмпункт. Там насекомое удалят и проверят, не опасно ли оно, не является ли разносчиком инфекции. Если показаться врачу нет возможности, удалите клеща самостоятельно. Извлекать паразита нужно пинцетом или специальными приспособлениями, делая выкручивающие движения и стараясь не повредить брюшко и хоботок. Помните, если дернуть быстро, велика вероятность, что верхняя половина туловища клеща останется внутри кожи, что чревато воспалением и нагноением.
После удаления клеща необходимо проверить место контакта: не остался ли там хоботок? Если все чисто, ранку следует промыть водой или спиртом, смазать йодом или зеленкой. Затем тщательно вымыть руки с мылом. По возможности, пусть даже на следующий день, отвезите клеща в травмпункт, где «агрессора» исследуют на носительство возбудителя.
Как не допустить укуса клеща?
Отправляясь на прогулку в лес или на пикник в парк, следуйте несложным, но эффективным рекомендациям:
- Отдавайте предпочтение светлой одежде, на ней проще заметить насекомое. Постарайтесь максимально закрыть кожу: наденьте носки, брюки, футболку с длинным рукавом, голову защитите панамой или бейсболкой.
- Каждые 15–20 минут осматривайте свою одежду, голову и открытые участки тела.
- Если вы решили остановиться на ночлег в палатке, заранее приобретите антиклещевые спреи, которыми можно будет обработать палатку и спальный мешок.
Консультация для родителей «Детям о насекомых»
Задачи: вызывать у детей интерес к окружающему миру; расширять знания и представления о насекомых; воспитывать бережное отношение к природе.
С малых лет мы знакомим детей с окружающей нас природой, которая дарит нам красоту и восхищает нас в любое время года. Во время прогулок и отдыхать на природе мы не перестаём восхищаться увиденным и передаём свои чувства и мысли своим детям. Знакомим со всеми явлениями природы, её составляющими частями.
Одной из ярких частиц целого нашей природы являются насекомые. Трудно представить себе летнюю прогулку без красивых, имеющих яркую расцветку бабочек, стрёкота кузнечиков в траве, снующих повсюду муравьёв. Насекомые привлекают своим внешним видом взгляды окружающих и вызывают неподдельный интерес у детей.
Проявления познавательного интереса у детей с самого раннего возраста и поддержание этого интереса взрослыми могут иметь далеко идущие и очень важные последствия. У детей будет развиваться память, речь, формироваться эмоциональность и чувственность, воспитывается доброта, отзывчивость и желание бережно относиться к окружающей природе. От нас, взрослых, зависит многое. Сможем ли мы научить наших детей любить и заботится о природе. Ответим ли мы на тысячи вопросов наших почемучек. Что же можно рассказать детям о насекомых.
Можно рассказать детям о том, как передвигаются насекомые. Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать и бегать, некоторые даже могут ползать вниз головой. Питание насекомых составляют зелёные листья, стебли и молодые побеги растений. Некоторые насекомые питаются созревшими плодами, опавшими листьями и хвоей. Жуки-точильщики едят древесину и кору деревьев. Есть в природе насекомые-хищники, которые охотятся на других насекомых.
Такие насекомые как пчёлы, шмели, бабочки и мухи любят полакомиться медовым нектаром и вкусной цветочной пыльцой. Перелетая с цветка на цветок эти насекомые переносят пыльцу, прилипшую к брюшку, спинке и лапкам и таким образом опыляют растения, которым необходима такая помощь.
В природе всё взаимосвязано. Насекомые помогают опылять растения. Без насекомых не смогли бы существовать насекомоядные птицы. У таких птиц тонкий клюв, которым они не могут расколоть твёрдый орешек или вылущить зёрнышко. Насекомые являются пищей для ящериц и летучих мышей.
Спасаются от врагов насекомые защитной окраской. Например, кузнечики и гусеницы, сидя неподвижно в траве или на листочке остаются незаметными. Некоторые гусеницы напоминают свёрнутые в трубочки сухие листья или обломки веточек или сучков.
На крыльях бабочек имеются яркие пятна, которые при резких и неожиданных взмахиваниях отпугивают врагов.
Многие насекомые имеют острое жало, которым они прокалывают кожу преследователей и впрыскивают в ранку яд. Такие насекомые окрашены в жёлтые и чёрные цвета, например, пчела, оса или шмель. Птицы и звери знают это и предпочитают их не трогать. Но есть безобидные осовидные мухи, которые взяли окраску кусачих ос и таким образом научились защищаться.
Божьи коровки в случае опасности выпускаю едкую пахучую жидкость. Тем самым отпугивая птиц.
Гусеницы бабочек-шелкопрядов покрыты густыми жёсткими волосками и птицы не любят их есть. Только кукушки поедают этих вредителей в большом количестве.
Многие насекомые приносят пользу людям. Благодаря пчёлам у людей есть вкусный, душистый и полезный мёд. Бабочки тутового шелкопряда дают людям тончайшие нити, из которых получают натуральные шелка. Муравьи уничтожают тлей и других вредных насекомых, разносят по лесу семена многих лесных растений.
Интересные факты о насекомых
Муравей – самое сильное живое существо на Земле. Он может поднять вес в десять раз превышающий свой. А ещё, муравьи – замечательные строители. Проходя по лесам и лугам, видишь муравейники, которых очень много. В муравьиных теремах есть кухни, детские, мусоросборники и даже туалетные комнаты. Муравьи содержат свой дом в чистоте. В муравейниках даже предусмотрена система вентиляции. В случае непогоды все входы и выходы заделываются так прочно, что ни снег, ни дождь им не страшен.
Живёт в муравейнике несколько сот тысяч муравьёв. Правит ими муравьиная принцесса. Она в большом количестве откладывает яйца, их которых позже появляются личинки. Заботятся о подрастающем поколении рабочие муравьи. Охрану муравейника несут на себе муравьи-солдаты.
Муравьи – хищники. Они истребляют очень много различных насекомых. Но и у муравьёв есть враги. Их истребляют птицы, например, дятел, ворона. Не могут защитить себя муравьи от медведей. Медведь запускает в муравейник свой длинный язык и ждёт, когда его облепят муравьи в большом количестве, а затем разом их проглатывает
Муравьишка – муравей,
Строит терем без гвоздей.
Строит ловко и умело,
Защищает дом свой смело!
Издавна полюбился людям мёд, который собирает труженница-пчёлка. Но не только мёдом полезна пчела для людей. Из воска, который используется пчёлами для строительства сот, люди делают свечи.
Раньше пчёлы строили свои улья в дуплах деревьев, но когда человек понял пользу этих насекомых, для пчёл стали делать специальные домики-ульи, и человек, таким образом «приручил» пчёл. Интересно, что у пчёл большие глаза, которыми они хорошо различают синий, фиолетовый, белый и жёлтый цвет. Язычок у пчелы имеет форму желобка и покрыт волосками. Язычком пчела всасывает сладкий цветочный нектар и воду.
С раннего утра рабочие пчёлы вылетают на сбор нектара и цветочной пыльцы. Главной в пчелиной семье является матка. Её задачей является откладывание яиц в подготовленные рабочими пчёлками восковые ячейки.
Если рождается новая матка, то прежняя покидает улей с частью пчёл. Говорят, что улей роится, и пчеловод старается пересадить рой в новый улей, иначе пчелиная семья может улететь в лес и поселиться в дупле дерева.
По поведению пчёл можно предсказывать погоду. Если пчёлы прячутся в улье, жди ненастья. Если пчёлы сидят неподвижно на стенках улья, то лето будет жарким и засушливым.
Труженница-пчёлка
За нектаром летает,
Мёд и воск
людям дарит!
Природа дарит нам красоту, оценить и постичь которую мы помогаем нашим детям. Рассказывая и показывая интересные факты из жизни насекомых, мы помогаем ребятишкам узнавать много нового и интересного. Воспитываем любовь к природе и бережное к ней отношение!
Конспект НОД по ФЦКМ «В стране насекомых» (старшая группа компенсирующей направленности)
Цель: сформировать обобщённое понятие «насекомые».
Задачи:
Образовательные:
• расширение и закрепление знаний детей о насекомых;
• ввод в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые»;
Развивающие:
• развитие зрительной и слуховой памяти;
• развитие связной речи
• развитие образной речи;
• развитие умения исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа;
• развитие умения отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку;
• развитие общей моторики, координации.
Воспитательные:
• воспитание доброго отношения к маленьким соседям по планете;
Словарная работа:
• активизировать и обогащать словарный запас детей по теме (муравьиная кислота).
Форма проведения: НОД.
Приоритетная образовательная область:
• познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей:
• социально-коммуникативное развитие;
• художественно – эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Виды детской деятельности:
• игровая;
• коммуникативная;
• познавательно-исследовательская;
• двигательная.
Предварительная работа с детьми:
• рассматривание иллюстраций, картин по теме;
• чтение энциклопедической литературы;
• заучивание стихов о насекомых;
• отгадывание загадок о насекомых;
• просмотр мультфильмов.
Демонстрационный материал:
• предметные картинки насекомые (бабочка, муха, пчела, кузнечик, муравей, паук, божья коровка, стрекоза и т. д.) ;
• разрезная картинка божьей коровки;
• дидактическая игра «Четвертый лишний»; « Летает, прыгает, бегает».
Ход.
Дети входят в группу под звуки природы (поют птицы, насекомые жужжат и стрекочут) (Садятся на палас)
Воспитатель:
- Весна пришла, всех разбудила
От зимней спячки, холодов.
Душа проснулась и раскрылась
Весну встречать весь мир готов!
- Ребята, а вы рады приходу весны? (ответы детей). А кто еще в природе радуется весне?
С появлением первых листочков и цветов появляются и насекомые. А как вы думаете, кто из насекомых первым просыпается? (ответы детей)
- По научному календарю первыми просыпаются бабочки- веснянки, а вот по народным наблюдениям – мухи. А в какой сказке встречается муха?
Дети:- Муха-Цокотуха.
- Правильно. А кто написал эту сказку? ( К.И. Чуковский)
Рассмотреть муху, части ее тела. Вред или пользу приносит? Чем питается?
А давайте вспомним, кто приходил к мухе в гости. Сейчас я вам буду говорить фразы из сказки, а вы продолжите.
-Приходила к мухе бабушка (пчела)
Мухе – Цокотухе (меду принесла)
Посмотрите на пчелу. Как вы думаете, это полезное насекомое или нет? Чем питается пчела? (Питается нектаром цветов). А где живут пчелы? (улей). Есть пчелы домашние, они живут в ульях, которые им делает человек. А есть пчёлы дикие и живут они, как вы думаете где? (в лесу) И домик они себе делают в дупле на дереве. А где пчелы берут мед? (ответы детей). А какие еще насекомые похожи на пчелу? Шмель и оса.
- Молодцы! А какая это красавица приходила к мухе? (Бабочка) А какие части тела есть у бабочки? Чем питается бабочка? (Питается нектаром цветов). На нашей планете огромное количество разнообразных бабочек. Они очень красивые и им не нравится, когда их ловят и трогают, после этого они сильно болеют и даже погибают. А мы сейчас с вами тоже превратимся в бабочек и полетаем.
Физкультурная минутка на паласе: Бабочка
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)
— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц. ( Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела. (Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)
- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру « Четвертый лишний»
Картинки с насекомыми и птицей, с насекомыми и цветами, с птицами и насекомым, с зимующими птицами и перелетной.
- Дети, скажите пожалуйста, смогли бы насекомые прожить без цветов? А цветы без насекомых? А птицы без насекомых? А насекомые без птиц?
Послушайте загадку.
Жук — жужжит, присев на ножки
Спинка — круглая, как ложка
Два крыла — в горошек
И летать, он — может. (Божья коровка)
Воспитатель предлагает детям собрать божью коровку из частей на паласе или за столом. Дети собирают и называют, из каких частей состоит она. (голова, спинка с крылышками, на которых чёрные пятна, шесть ног.). Посмотрите и сосчитайте, сколько точек на ее крылышках (семь). Такую бабочку называют семиточечная.
Чем же питается божья коровка? (Божья коровка спасает урожай, т. к. поедает тлю). А почему её так назвали, божья коровка? Она что, даёт молоко? Просто во время опасности эти бабочки выделяют оранжевый сок и тем самым отпугивают своих врагов. А ещё их яркий красный цвет также отпугивает птиц и других насекомых.
Дети проходят на свои места
Воспитатель читает стихотворение.
- Чистота- здоровье леса, все зависит от него.
Муравей – хозяин леса, защитим давай его.
Рассмотрите внимательно муравья. Какие части тела есть у него? Как вы думаете, какую пользу приносит муравей? (Муравьи рыхлят и удобряют почву - питаются соком растений, гусеницами, нектаром цветов, злаковыми). Ещё их называют санитарами леса, потому что они очищают лес. А кому еще помогают муравьи? (птицам дроздам ) А как? Они чистят им перышки своей кислотой. Какую кислоту выделяет муравей, которая используется в медицинских целях? (муравьиную) А как называют их дом? (муравейник).
- Давайте вспомним, кто спас муху? (комарик) Рассматривают комара. Чем питается, какую пользу приносят или вред, и кто из них самки или самцы кусаются?
-А от кого спас комарик муху? (от паука) Рассмотреть паука. Что отличает его от других насекомых (восемь ног и восемь глаз). Какую пользу приносит? Рассказ воспитателя о разнообразии пауков.
А какие еще насекомые приходили к мухе? (дети называют насекомых, воспитатель показывает картинки - таракан, блоха, кузнечик, стрекоза и т.д.)
Вы сейчас увидели множество различных насекомых, что у них общего? (Голова, грудь, брюшко, шесть ног). По каким признакам можно определить, что это насекомое? (У насекомых по три пары ног, три части тела: голова, грудь и брюшко.) У некоторых есть крылья, а есть еще и такие, которые умеют плавать и держаться на воде - это жук – плавунец и водомерка. Почему их так называют - НАСЕКОМЫЕ. От слов насечка, насекать. На брюшке видны поперечные полоски-насечки.
Игра « Летает, прыгает, бегает»
Правила поведения при встрече с насекомыми:
1. Увидев осиное гнездо, не трогайте его. Понаблюдайте за его обитателями издалека, иначе осы будут жалить , куда попало.
Около их жала есть ядовитые железы, поэтому ужаленное место сильно распухает.
2. Если около вас летает пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место. Не спешите губить пчелу, так как в этом случае она выделяет в воздух химическое соединение, которое приводит в агрессивное состояние всех находящихся поблизости сородичей. Если же она укусила то, необходимо удалить жало, ужаленное место потереть содовым раствором.
3. Встретив на пути муравья, не трогайте его, понаблюдайте за ним, тогда он вас не укусит.
4. Для защиты от комаров используйте защитные кремы и мази, так как массовое нападение на человека может вызвать тяжелое отравление и даже смерть.
Насекомые - это часть природы, а её надо беречь, любить и охранять. Находясь на природе - любуйтесь ею, восхищайтесь и заботьтесь о ней.
А к нам кто-то пришел?
Входят девочки в масках бабочек и стрекоз и читают стихи.
1. Мы каждый день вокруг порхаем
В работе устали не знаем
Пыльцу цветов мы переносим,
А вас мы очень, очень просим.
2. Нас не пугать и не ловить,
Чтоб мы могли спокойно жить.
Мы грязный воздух не выносим
И о защите очень просим.
3. Мы привлекательны, красивы,
Но просим помнить, что должны вы
На нас лишь издали смотреть.
Ах, как нам нравится лететь.
- Милые бабочки и стрекозы! Мы не будем вас обижать, летите спокойно, правда дети? Вот и подошло наше путешествие к концу. Вам понравилось? А что интересного было для каждого из вас? (Ответы детей).
А мне сегодня понравилось, какие вы были активные, как внимательно меня слушали. И на память о нашем занятии я хочу подарить вам вот такие раскраски-бабочки.
НОД по художественно –эстетическому развитию в старшей группе компенсирующей направленности «Бабочки на лугу»
Знакомство с нетрадиционной техникой рисования "Предметная монотипия"
Цель: познакомить детей с изобразительной техникой монотипия.
Задачи:
- Образовательная:
- Закрепить знания детей о бабочках, как о представителях класса насекомых, продолжать формировать у детей знания о трёх фазах развития бабочек, воспитывать бережное отношение к миру насекомых.
- Изобразительная:
- Познакомить детей с изобразительной техникой «монотипия», активизировать проявление эстетического отношения к миру природы, развивать эмоциональный отклик на проявление красоты в окружающем мире. Развивать воображение.
- Техническая: освоить технику выполнения работы способом «монотипия»,
- Композиционная: совершенствовать композиционные умения в расположении предмета в центре листа.
- Цветовая: научить использовать цвет, как художественное выразительное средство.
- Развивающая:
- Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы, развивать способность самостоятельно рисовать бабочку, используя нетрадиционные формы. Развивать творческое воображение, память, речь, мелкие мышцы кистей рук.
- .Воспитательная:
- воспитывать аккуратность, эстетический вкус, воспитывать умение доводить действия до конца.
Методы и приемы обучения:
1. Словесные: рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение.
2. Наглядные: показ педагога, демонстрация, рассматривание.
3.Практические: самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование.
Интеграция образовательных областей:
Социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Материал для занятия:
- акварельные краски,
- кисти разной толщины, салфетки,
- ёмкости для воды,
- листы белой бумаги формата А4,
- карточки с изображением стадий развития бабочки,
- картинный материал на тему «Бабочки»,
- мольберт.
Предварительная работа:
- Просмотр презентации «Насекомые».
- Лексико-грамматические упражнения на тему «Бабочки», «Насекомые». Беседа «Как появляется бабочка».
- Настольно-печатные игры: лото «Насекомые», «Вред и польза», «Кто, где живёт», «Собери из частей».
- Обсуждение рассказов В. С. Гребенникова «Тайны мира насекомых"
Ход НОД.
Организационный момент
Воспитатель:
- Ребята, нас пригласили в гости. Мы с вами отправимся к маленьким жителям лесной полянки. Закройте глаза и скажите: «Раз, два, три на поляну прилети!»
Дети подходят к зелёному ковру, на котором одни цветы.
Введение в тему.
Воспитатель:
- Посмотрите, на полянке никого нет, но я нашла письмо, давайте его прочитаем:
«Дорогие ребята, отгадайте кто здесь живёт?»
Загадки. Беседа по теме.
Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, и выставляют насекомых на полянку.
- У неё четыре крыла, тело тонкое, словно стрела и большие, большие глаза. Называют ее … (стрекоза).
Воспитатель: Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?
- Сок цветов душистых пьет, дарит нам и воск и мед. Людям всем она мила, а зовут ее…(пчела).
Воспитатель: Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?
- Он работник настоящий, очень, очень работящий. Под сосной в лесу густом из хвоинок строит дом (муравей).
Воспитатель: Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?
- Она ярка, красива, изящна, легкокрыла. Сама похожа на цветок и любит пить цветочный сок (бабочка)
Воспитатель: Какие слова подсказали вам, что это бабочка?
- Всех жучков она милей, спинка алая на ней, а на ней кружочки, черненькие точки (божья коровка).
Воспитатель: А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?
- Как можно назвать одним словом тех, кто появился на полянке?
- Какой основной признак всех насекомых? (у всех насекомых по 6 лапок)
- Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)
- Почему их называют хищниками? (потому что они охотятся за другими насекомыми)
- Назовите полезных насекомых (бабочка, пчела, муравей)
- Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравьи? (пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск, муравьи разносят по лесу семена многих растений, бабочки опыляют цветы)
- Назовите вредных насекомых (муха, гусеница, комар - муха разносит микробы, гусеница ест листья растений, комар пьет кровь).
Воспитатель: - Ребята, а на самом деле нет плохих насекомых. Если уничтожить всех насекомых, будет очень плохо, потому что они необходимы растениям, чтобы опылять их, переносить пыльцу с одного цветка на другой. Если насекомые этого не сделают, то не будет семян, а значит и растений. А если уничтожить комаров, то погубим всю рыбу и птиц, которые питаются комарами. Божьи коровки и стрекозы спасают зеленые листья на деревьях от тли, которая их портит. Но и тля, оказывается, по-своему полезна. Она выделяет сладкую жидкость, которой питаются другие насекомые. Давайте же учиться доброте, никогда, никого не обижать и помогать всем, кто попал в беду. И запомните, что все животные очень нужны и важны в природе.
- Молодцы, все загадки отгадали.
Насекомые вас вех благодарят. Им очень нравиться на нашей лесной полянке жить.
- Посмотрите, какая полянка красивая стала.
Пусть ползают по земле муравья и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики. Пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается прекрасным.
Под цветком находим гусеницу.
- Все про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли? Мне одной очень скучно трава такая высокая, что я не вижу, что же происходит вокруг
Воспитатель:
- Нет, гусеница, не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку.
Вопросы к детям:
- Что сначала откладывает бабочка?
- Кто появляется из яйца?
- Что делает гусеница?
- В кого она превращается?
- Кто выходит из куколки?
- Предлагаю вам рассказать, как гусеница превращается в бабочку по картинкам (рассказы детей по цепочке):
- Бабочка отложила яички на цветке
- Потом появилась гусеница
- Гусеница питалась листьями и росла
- Потом гусеница превратилась в куколку
- Вот из куколки появилась бабочка. У неё мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.
Физкультминутка:
Спал цветок Дети сидят на корточках, голова опущена
И вдруг проснулся, Дети поднимают голову
Больше спать не захотел. Повороты головы влево и право
Встрепенулся, потянулся, Дети поднимаются, потягиваются
Взвился вверх и полетел. Взмахи руками и кружимся вокруг себя
Воспитатель:
- Ребята, а давайте порадуем нашу гусеницу. Нарисуем ей подружек-бабочек. И когда она превратиться в бабочку, ей будет с кем дружить
Практическая работа.
Постановка цели:
Воспитатель: Мы с вами сейчас превратимся в художников и поможем нашим бабочкам стать красивыми.
Воспитатель предлагает изобразить бабочку необычным способом – предметной монотипией.
Рассматривание .
Воспитатель: Бабочка, ребята, это насекомое. У нее, как и у других насекомых, шесть ног и крылья. А сколько у бабочки крыльев?
Дети. Четыре.
Воспитатель: правильно. Два с одной стороны и два с другой. А какие они по форме: разные или одинаковые?
Дети. Одинаковые.
Воспитатель: а как расписаны крылья?
Дети: рисунок с одной и с другой стороны одинаковый.
Воспитатель: Молодцы. Вы очень внимательны. Противоположные крылья у бабочки называются симметричными, то есть имеющие одинаковую форму и рисунок. А чем питаются бабочки?
Дети. Нектаром цветов.
Воспитательг. Верно. Для этого у нее есть длинный хоботок.
Воспитатель: предлагает изобразить бабочку необычным способом – предметной монотипией.
Педагогический показ.
- Лист бумаги складываем пополам, чтобы получилась линия сгиба.
- На правой половине листа нарисовать половину бабочки.
- Левую сторону прижмем к правой и тщательно разгладим.
- Откроем лист… Что получилось?
Индивидуальная работа с детьми:
Дополнительное рассматривание образцов;
Напоминание;
Уточнение;
Похвала.
Воспитатель предлагает детям показать в воздухе обрисовывающем жестом контур крыльев (верхнее большое, нижнее поменьше). Напоминает, что нужно рисовать жидкими красками. Нарисовать силуэт и закрасить фон, быстро накрыть и сделать отпечаток. Пока просыхает силуэт, показать детям разновидность оформления крыльев бабочек.
Вся бабочка оказалась раскрашенной! Да вы же волшебники! Какие красивые и радостные бабочки! Давайте положим их на стол – пусть высохнут. А мы поиграем.
Подвижная игра «Бабочки».
С помощью считалки выбирается водящий. Он сидит на стульчике вместе с сачком (шапочка).
Дети-бабочки выбегают в центр свободного пространства группы – «на полянку», летают.
Дотронуться хотела я руками
До самого красивого цветка.
А он, взмахнув своими лепестками,
Вспорхнул и улетел под облака!
Ведущий выходит ловить бабочек, они от него улетают.
Воспитатель: Молодцы! Как вы хорошо играли! Берите своих бабочек, пусть они украшают нашу группу.
Играет тихая музыка, воспитатель развешивает рисунки.
Заключительная часть.
В конце занятия все работы детей вывешиваются на доску.
Педагог обращает внимание на необычность рисунков. Просит повторить название способа изображения бабочек. Отмечает детей, которые внесли дополнения в свои работы.
Гимнастика для глаз
«Пчела – оса». По звуковому сигналу «Пчела!» воспитатель поднимает пчелу, дети переводят на нее взгляд. На сигнал «Оса!» дети смотрят на осу. Голова должна находиться в фиксированном положении, двигаются только глаза.
Подвижные игры
«Бабочка»
Воспитатель: - Ребята, вы все знаете, что бабочки любят летать, кружиться в воздухе, резвиться, порхать с цветка на цветок. Как только услышите звон колокольчика вам нужно сесть на свой цветок, такого же цвета, как и сама бабочка.
Мы летаем друг за другом (спокойный бег друг за другом) Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают - (Взмахи руками, имитируя крылья бабочек)
В поле бабочки летают.
«Медведь и пчёлы:
Цель: закреплять в речи произношение звука «ж»; формировать умение сочетать
образно-игровые движения с произношением текста.
Воспитатель рассказывает детям о трудолюбивых пчёлках, собирающих с цветков
сладкий сок, который потом превращается в мёд, и про медведя, который любит
отнимать его у маленьких пчёлок. После этого воспитатель предлагает детям
поиграть. В ясный, солнечный денёк,
Весело порхая,
Собирает мёд
Пчёлка полевая.
У пчелы полно забот: Над цветком пчела кружит,
Добывать ей надо мёд, про дела свои жужжит – Жу-жу-жу-жу.
Друг за другом полетели - «Пчёлки» летают. ж-ж-ж,
Дружно песенку запели –ж-ж-ж: - Я устали не знаю – ж-ж-ж,
Среди цветков летаю – ж-ж-ж, и мёд там собираю – ж-ж-ж.
- Осторожно, пчёлки! Воспитатель предупреждает. Здесь медведь за ёлкой. В улей
улетайте. И свой мёд спасайте. -Пчёлки улетают.
«Пчёлки и ласточка»:
Цель: закреплять умение проговаривать звук «з» в слогах.
«Пчёлы» (летая на поляне, напевают)
Пчёлки летают, Медок собирают! Зум, зум, зум! Зум, зум, зум! Ласточка (сидит в
своём гнезде и слушает их песенку). Ласточка встанет – пчёлку поймает. (Вылетает из
гнезда и ловит «пчёл».)Пойманный играющий становится «ласточкой», и игра
повторяется. «Пчёлам» следует летать по всей площадке. «Гнездо ласточки» должно
быть на возвышении.
Пальчиковые игры на тему «Насекомые»
Бабочка
Бабочка-коробочка, улетай на облачко.
Там твои детки на березовой ветке.
(ладони прижаты друг ко другу тыльными сторонами, пальцы прямые, имитируем полет бабочки)
Божья коровка
По цветку ползет букашка,
(выставить из левого кулака указательный палец и мизинец — это «усы» божьей коровки)
На ней красная рубашка.
(накрыть спинку божьей коровки правой ладонью)
Маленькая крошка,
(правой рукой погладить божью коровку)
На спине горошки.
(указательным пальцем правой руки «ставить» точки на «спинке» божьей коровки)
Гусеница
Гусеница, гусеница,
(ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев)
Бабочкина дочка,
(«ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки)
По травинкам ползает,
(то же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»)
Кушает листочки:
(и по другой стороне обратно)
Ам! Ам! Ам! Ам!
(ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони; затем ладони меняются ролями)
Поела —
(останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются)
Спать захотела.
(одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает — держит кулачок, как яблоко)
Проснулась —
(постепенно расправляем ладони)
Бабочкой обернулась!
(руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь — крылья бабочки)
Полетела, полетела, полетела!
(машем «крыльями»: запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот)
Паучок
Паучок ходил по ветке,
(руки скрещены)
А за ним ходили детки.
(пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки)
Дождик с неба вдруг полил,
(кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение — дождик)
Паучков на землю смыл.
(хлопок ладонями по столу/коленям)
Солнце стало пригревать,
(ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками — солнышко светит)
Паучок ползет опять,
(действия аналогичны первоначальным)
А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке.
(«паучки» ползают на голове)
Пчела
Прилетела к нам вчера
(бегаем по кругу на носочках и машем воображаемыми крылышками)
Полосатая пчела,
(загибаем по одному пальчику на обеих руках на каждое название насекомых)
А за нею — шмель-шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
(делаем кружки из пальчиков и подносим к глазам)
Пожужжали, полетали,
(опять бежим по кругу)
От усталости упали.
(медленно опускаемся на ковер)
Светлячок-червячок
Вот старый пенек
(поставить на стол кулак левой руки),
А в нем огонек
(указательным пальцем показать на «пенек») —
Ползет светлячок,
(изобразить ползущего червячка: изгибать указательный палец правой руки)
Ведь он — червячок.
Улей
Вот маленький улей, там пчелки сидят.
(изобразить улей: сжать вместе две округленные ладони в вертикальном положении)
Спрятались пчелки — и их не видать.
(отвести в стороны большие пальцы и заглянуть в образовавшееся отверстие)
Вот солнце пригрело — и пчелки летят,
(скрестить руки на уровне запястий, а пальцы растопырить, словно это солнечные лучи)
Пчелки летят, меду хотят: «З-з-з…»
Червячки
Раз, два, три, четыре, пять,
(ладони лежат на коленях или на столе)
Червячки пошли гулять.
(сгибаем пальцы и подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы))
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
(идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони))
Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает,
(складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз)
Каркает: «Вот и обед!»
(раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх)
Глядь — а червячков уж нет!
(сжимаем кулачки, прижимая их к груди)
Предварительный просмотр:
Беседа: «Что знают дети о насекомых?»
Задачи:
- Уточнить знания о насекомых, их разнообразии, отличительных
признаках, питании способе передвижения;
- развивать диалогическую речь, активизировать словарь по теме;
- формировать активный интерес к миру насекомых.
Оборудование: картинки с изображением насекомых.
Вопросы и задание:
- Насекомые относятся к миру растений или животных?
- Чем насекомые отличаются от других животных?
- Чем похожи все насекомые?
- Почему насекомых так много?
- Чем питаются насекомые?
- Какие животные питаются насекомыми?
- Что случилось бы, если бы все насекомые исчезли?
- Что произошло бы, если бы другие животные перестали питаться
насекомыми, а человек перестал бы их уничтожать?
Наблюдение за насекомыми на участке детского сада.
- Каких насекомых дети увидели на участке детского сада?
- Сколько ножек у насекомого?
- Как насекомые могут передвигаться?
- Какие звуки издает насекомое?
- Чем оно питается?
- Попросить детей описать особенности внешнего вида насекомого (цвет,
форма, величина).
- Как насекомое маскируется в окружающей среде? Как защищается от
врагов?
- Какую пользу приносит данное насекомое?
Беседа: «Насекомые».
Цель: Систематизировать представления детей о многообразии насекомых.
Ход беседы
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы отправимся в фантастическую страну, которая называется "Насекомия".
- Как вы думаете, о ком мы будем говорить?
Дети: - О насекомых.
Воспитатель: - Правильно! Ребята, а по каким основным признакам мы узнаём с вами насекомых?
Дети: - У всех насекомых по шесть ног. Тело состоит из трёх частей: голова, средняя часть и брюшко.
Воспитатель: - Молодцы, ребята! А что ещё есть у насекомых?
Дети: - На голове два усика, у некоторых есть хоботок и крылья.
Воспитатель: - Правильно! Для чего насекомым нужны хоботок и крылья?
Дети: - С помощью хоботка они питаются, крылья нужны чтобы передвигаться.
Воспитатель: - Правильно! Многие насекомые летают. Некоторые летают очень быстро: стрекоза, например, может развивать скорость до 40км в час. Другие насекомые ходят и прыгают. Вы можете назвать мне таких насекомых?
Дети: - Ходят жуки, у которых нет крыльев. Прыгает кузнечик.
Воспитатель: - Молодцы! Действительно кузнечик хороший прыгун. Он может прыгнуть на расстояние в 20 раз длиннее его тела. А если он выпустит крылья, то улетит еще дальше. Ребята, а чем питаются насекомые?
Дети: - Цветочным нектаром, листьями.
Воспитатель: - Правильно! Все насекомые питаются по-разному. Одни едят растения. К ним относятся кузнечики. Они своими челюстями, как кусачками, откусывают кусочки травы. Бабочки и мотыльки питаются цветочным нектаром с помощью особого хоботка. Он раскручивается, как игрушка-пищалка. Когда насекомое не ест, хоботок сворачивается в спираль. Комар питается соком растений и сладким нектаром. А его самка питается кровью. Она хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и сосёт кровь. Среди насекомых есть и хищники. Это стрекоза - она питается мухами, комарами, мотыльками. Некоторые муравьи едят семена трав, мошек, червячков. А божья коровка питается мельчайшей живностью - тлёй.
- Ребята, а почему божьих коровок так называют ?
Ответы детей.
Воспитатель: - Коровки выделяют "молочко", только не белое, а ядовитое жёлтое, которое появляется на сгибах лапок во время опасности. На самом деле это кровь, едкая и неприятно пахнущая. Поэтому не едят коровок не птицы, ни ящерицы. А ещё их можно назвать перелётными жуками. Оказывается, в конце лета и осенью, коровки летают на зимовку. А весной и в начале лета возвращаются обратно. Но не все коровки улетают. Многие из них, как и другие жуки, прячутся в трещинах, в щелях коры деревьев, в прошлогодней траве. Поэтому, если сжигать прошлогоднюю траву, можно сжечь и насекомых. Относиться к ним надо бережно, не допускать сжигания травы в садах и огородах.
Воспитатель:- Сегодня мы путешествовали по стране "Насекомия". Мир насекомых богат и разнообразен. Среди них встречаются полезные и вредные, но все они необходимы на земле для соблюдения экологического равновесия. Оберегая их - мы оберегаем природу.
Беседа: «Насекомые - польза и вред»
Цель: - Дать знание о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.
Материал: Предметные картинки с изображением насекомых;
сюжетные картины с изображением среды обитания этих насекомых.
Ход беседы:
1.Вопросы к детям:
- Каких насекомых вы знаете?
- Когда появляются насекомые?
- Где они живут?
- Чем они отличаются от птиц?
- Что случится, если не будет насекомых?
- Чем могут быть опасны насекомые?
- Как себя вести при встрече с ними?
2.Чтение стихотворения:
Меня ужалила пчела.
Я закричал: «Как ты могла?
Пчела в ответ: «А ты как мог
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь он мне был ужжасно нужжен:
Я берегла его на ужжин!»
3.Подвести детей к мысли, что в природе все взаимосвязано, а жестокое и даже небрежное отношение с ней ухудшает жизнь человека. Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать.
4.Запомнить правила:
Необходимо знать, как защищаться от насекомых:
- Надо смазывать открытые части тела средствами (созданными специально для детей), отпугивающими насекомых!
- Ни в коем случае не трогайте осиное гнездо!
- Если около вас летит пчела, не машите руками, перейдите на другое место!
- Не ловите и не убивайте насекомых!
- Не стойте около муравейника!
Беседа: «Берегись насекомых!»
Цель: Дать детям представление о разнообразных насекомых.
Задачи:
- Формировать представление о разных насекомых, об их необходимости для человека;
- закрепить знания детей об опасных для жизни и здоровья насекомых,
с которыми они встречаются в природе. Дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми;
- развивать интерес к познанию окружающей природы, соблюдая осторожность, осмотрительность.
Словарная работа: Пополнять и активизировать словарь детей: оса, пчела, комар, муравей, шмель, муха, мошка, клещ.
Ход беседы:
Рассматривание насекомых. Беседа о внешнем виде, сходстве и различии насекомых.
Воспитатель: Где бы мы ни находились – в лесу, на лугу, около реки, - мы всегда встречаемся с насекомыми.
Детям предлагается рассмотреть выставленные иллюстрации.
- Ребята, кого из насекомых вы узнали? ( Оса, пчела, комар, муравей, шмель, муха, мошка).
- Чем все насекомые похожи друг на друга, что у них есть общего?
Воспитатель обобщает ответы детей:
Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела, оса – это все насекомые. Насекомыми называют животных, у которых шесть ног, а тело состоит из трех частей - головы, на которой находятся два ушка, средней части и брюшка.
- Но насекомые отличаются друг от друга. Подскажите, по каким признакам вы смогли узнать комара? (У комара …….)
- Как вы определили, что это оса? (У осы…………).
- Как вы узнали муравья? (У муравья…..).
- Почему насекомые легко прячутся? Потому что окраска у них такая же, как и места, на которых они любят находиться.
- Зачем им такая окраска? Для защиты от врагов. (Покажите детям изображение кузнечика на зеленой траве, жука-короеда на стволе дерева.).
- Посмотрите, кто это? Спина красная, на ней черные круги, с каждой стороны по три ноги. Это божья коровка.
Подошла к травинке и начала ест небольшие круглые существа, которые с аппетитом запускали свой хоботок в листья и сосали из них сок. Это тля.
- Как вы думаете, кто из них полезен человеку, а кто приносит вред? Божья коровка уничтожает различных вредителей сада и полей.
- А почему божья коровка такая яркая? Ведь ее хорошо видно на зеленом листе, ее любая птица заметит. Оказывается, эта малышка умеет хорошо защищаться. В минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, которая плохо пахнет. Она-то и отпугивает врагов. Поэтому божья коровка несъедобна для птиц
- Как вы думаете, почему это существо прозвали коровкой?
Она является маленьким санитаром, она спасает от гибели сады и огороды, поедая более мелкое насекомое – тлю. Божью коровку надо беречь.
Не найдешь у нас пилы,
Не рубили мы стволы,
Не стучали топором,
А под елью вырос дом.
Про какой дом говорится в загадке? (Муравейник.)
- Да, это муравейник, и живут в нем муравьи, они друзья человека, так как спасают лес, уничтожая множество вредных насекомых. Но если его тронешь то, защищаясь, он больно обжигает, выделяя при этом муравьиную кислоту. В самом начале весны муравейник больше похож на кучу сора и старой хвои, чем на муравейник: ни одного муравья рядом не видно. Но как только сойдет снег, муравьи вылезут погреться на солнышке. После долгого зимнего сна они совсем обессилели и лежат – не шевелятся. У них даже нет сил отстреливаться от непрошенных гостей едкой муравьиной кислотой. Но пройдет еще несколько дней и муравьи примутся за работу.
- Кто это? Это пчела летит собирать сладкий сок с первых цветов. Чтобы потом у нас был вкусный, очень полезный мед. Пчела тоже ярко окрашена. Как вы думаете, почему? Пчела как бы говорит: «Не подходи! Ужалю!»
- Крылья бабочки. Они всегда покрыты мелкими чешуйками, которые очень важны для бабочки. Если даже некоторые чешуйки будут стерты, бабочка не сможет летать и погибнет, если взять бабочку в руки, то вы увидите пыльцу, которая останется на пальцах.
У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьёт сладкий сок. Любит бабочка открытые цветки, чтобы сесть на них и видеть, что вокруг происходит.
- А где дом у бабочки?
У муравья дом - …(муравейник)
У пчелы - …(улей)
Нет у бабочки дома. Дом для нее – каждая шелковистая травинка, каждое дупло, каждая удобная ветка. Да и зачем ей дом, если живет она всего две недели. И если за такое короткое время ей надо узнать мир.
И бабочки, и мухи, и жуки никогда не бывают детишками. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот бабочка отложила яйца, много яиц. Часть склевывают птицы, часть унесут муравьи, мухи, но какая-то часть все равно уцелеет. Из них-то и выйдут гусеницы.
- Гусеница – это злостный вредитель. У неё много врагов. Она является особым лакомством для птиц, но с помощью различных уловок им удается спасаться от гибели. Пройдет время, и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. А из куколки появится бабочка. Зашевелится вдруг неподвижная куколка, лопнет у нее на спине шкурка, появятся сначала крылышки, а потом и вся бабочка. Крылья у нее висят, как мокрые тряпочки. Но пройдет час, другой, и крылья обсохнут. Бабочка пошевелит ими, расправит их и вдруг…полетит.
- У этого насекомого полосатое брюшко и пара прозрачных крыльев. Оса – хищное насекомое. Она выкармливает своих личинок белковой пищей – мухами, пчелами, пресмыкающимися и млекопитающими. Сама же питается нектаром цветов и спелыми сочными плодами. Не редко нам приходится отгонять этих навязчивых насекомых от варенья, компотов, фруктов, а также дынь, арбузов и ягод.
- У самого берега заросшего водоема, среди тростника, камышей и хвощей быстро снуют в погоне за более мелкими насекомыми стрекозы. Эти существа имеют вытянутое тело, голову с большими сложными глазами и две пары прозрачных вытянутых крыльев. Стрекозы – дневные хищные насекомые. Свои личинки стрекозы откладывают в воду. Личинки этих насекомых – страшные подводные хищники, нападающие даже на маленьких рыбок. Через один – три года личинки превратятся во взрослых стрекоз, способных жить на суше.
- Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка).
- Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)
- Назовите полезных насекомых.(бабочка, пчела, муравей.)
- Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? ( Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)
- Назовите вредных насекомых.(Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.)
Часть 2. Рассказ о правилах поведения при встрече с насекомыми.
- Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать, поэтому необходимо знать, как защищаться от насекомых.
Открытые части тела надо смазывать средствами, отпугивающими насекомых.
Отправляясь в лес, надо надевать длинные брюки и рубашку с длинным рукавом, головной убор.
Если увидели осиное гнездо, понаблюдайте за его обитателями издалека, ни в коем случае не трогайте его, иначе осы вылетят и будут жалить.
Если около вас летит пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место.
Если при укусе осталось жало пчелы, то его надо удалить, а ужаленное место протереть содовым раствором.
Встретив на пути муравья, не трогайте его, понаблюдайте, что он тащит по дорожке к муравейнику, каковы размер, окраска этого муравья. Наблюдая за муравьями, можно понять, какие удивительные существа эти маленькие муравьишки. Не будешь им мешать, они тебя не укусят.
От комаров надо защищаться, используя мази, отпугивающие насекомых. Наибольшее количество комаров летает вечером, после захода солнца, или утром, после его восхода. Днём комары сидят в густой растительности, дуплах деревьев, трещинках и других убежищах. Но в лесу комары нападают в течении всего дня.
Чтобы избавиться от мух, нельзя оставлять гниющие продукты и нечистоты, которые пригодны для развития личинок мух. Надо соблюдать правила поддержания чистоты дома и на улице.
Опасное насекомое – клещ: он впивается под кожу, и человек может заболеть.
Обязательно осматривайте своё тело, вернувшись с прогулки по лесу или лугу.
Увидев насекомых на природе, понаблюдайте за ними, но не берите в руки: вы можете навредить насекомому и сами пострадать от его укусов.
Итог.
- Расскажите, пожалуйста, каких насекомых вы знаете?
- Где живут насекомые?
- Чем отличаются насекомые от птиц?
- Что случится, если не будет насекомых?
- Как защищаться от насекомых?
(Ответы детей.)
- В природе все взаимосвязано. Каждое насекомое, даже если оно опасное для нас, может приносить пользу окружающей среде. Давайте будем внимательны и осторожны при встрече с обитателями природы. А чтобы не ошибиться, мы с вами будем изучать детскую энциклопедию живых обитателей растительного и животного мира.
Предварительный просмотр:
Дидактические игры
«Четвёртый лишний»
Цель: - Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний.
Воспитатель: - Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвертый лишний».
1) Заяц, еж, лиса, шмель;
2) Трясогузка, паук, скворец, сорока;
3) Бабочка, стрекоза, енот, пчела;
4) Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
5) Пчела, стрекоза, енот, пчела;
6) Кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
7) Таракан, муха, пчела, майский жук;
8) Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
9) Лягушка, комар, жук, бабочка;
10) Стрекоза, мотылек, шмель, воробей.
«Назови ласково»
Цель: закрепление знаний об образовании уменьшительных форм существительных.
Комар — комарик
Жук – жучок
Пчела – пчелка
Усы – усики
Лапы – лапки
Голова – головка
Муравей — муравьишка
Муравейник – муравейничек
Муха – мушка
Стрекоза – стрекозка
«Закончи предложение»
Цель: - Расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.
Майский жук большой, а божья коровка …(маленькая)
У майского жука крылья короткие, а у стрекозы … (длинные)
У жука усы толстые, а у бабочки …(тонкие)
У шмеля спина широкая, а у водомерки …. (узкая).
Игра «Один - много».
Цель: - Формировать умения у детей согласовывать существительного с количественным числительным.
Одна бабочка – много бабочек
Один шмель – много шмелей
Одна - божья коровка, много- божьих коровок.
Одна муха - много мух.
Один комар - много комаров.
Один муравей – много муравьёв.
Один кузнечик – много кузнечиков.
«Игра в слова».
Воспитатель читает слова , дети объясняют какие из них подходят муравью, шмелю, пчеле, таракану.
Слова: муравейник, зеленый, порхает, мед, трудолюбивая, красная спинка, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, вредитель, соты, жужжит, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца.
«Какой, какая, или подбери признак».
Игра с мячом (образование прилагательных) .
Воспитатель бросает мяч и задает вопрос, дети отвечают и бросают мяч обратно . Бабочка какая? Жук какой? и т. д.
Дети: Красивая, лёгкая… Чёрный, коричневый, большой…
Загадки о насекомых
1.Он зеленый, попрыгучий,
Совершенно неколючий,
На лугу весь день стрекочет,
Удивить нас песней хочет. (КУЗНЕЧИК)
2.Спал цветок и вдруг проснулся -
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (БАБОЧКА)
3.Над цветком она жужжит,
К улью быстро так летит,
Мёд свой в соты отдала,
Как зовут её? … (ПЧЕЛА)
4.На цветок, жужжа, садится,
Чтоб нектаром насладиться,
Он мохнатенький, как ель,
На пчелу похожий ...(ШМЕЛЬ)
5.Целый день она летает,
Мне спокойно жить мешает,
Прожужжала возле уха
И на стол уселась …(МУХА)
6.Вдруг зажегся на травинке
Настоящий огонёк.
Это с лампочкой на спинке
Сел на травку …(СВЕТЛЯЧОК)
7.Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит - будет плохо. (ОСА)
8.Хоть имеет много ножек,
Все равно бежать не может.
Вдоль по листику ползет,
Бедный листик весь сгрызет. (ГУСЕНИЦА)
9.Самолётик лёгкий быстрый
Над цветком летит душистым.
Крылья, хвостик и глаза.
Это чудо …(СТРЕКОЗА)
10.Надевает эта крошка
Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко
Это…(БОЖЬЯ КОРОВКА)
11.На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион. (МУРАВЬИ)
12.Не зверь, не птица -
Нос, как спица.
Летит - пищит,
Сядет - молчит.
Кто его убьёт,
Тот кровь свою прольёт. (КОМАР)
Предварительный просмотр:
Фотоотчет
Наблюдения детей на прогулке
Непосредственно-образовательная деятельность, беседы
Дидактические игры
Художественно – эстетическое развитие
Музыкальная сказка «Дюймовочка»
Посадка рассады цветов
Лэпбук «Мир насекомых»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста
Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста Раздел программы...
Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...
8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи" Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посвящ
8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи"Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возрастаОписание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий празд...
Сценарий спортивно-тематического праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященный к 70-летию Победы :«Победа будет за нами!»для детей старшего дошкольного возраста.
Данная разработка насыщена интересным материалом, знакомством детей с историческим прошлым нашей страны (Великой Отечественной войной),формированием патриотизма через борьбу за победу между кома...
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...
Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)
Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...
Досуги на воде: 1. Весенняя загадка (для средней группы с участием детей старшего дошкольного возраста) 2. Чья пара дружнее?!? (для детей старшего дошкольного возраста)
Досуг – соревнование: «Весенняя загадка» (для средней группы, с участием детей старшего дошкольного возраста...