Проект "Природа и мы"
презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель проекта: изучение возможностей использования лэпбука как средства обучения экологической грамотности детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Природа и мы" | 751.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Детский сад № 28»
ПРОЕКТ
Лэпбук «Природа и мы»
как современное средство обучения экологической грамотности детей дошкольного возраста
Загуменнова Елена Владимировна
Воспитатель 1 кв. категории
2020 год
Аннотация
Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Опыт показывает, что уже в дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям.
Из-за отсутствия знаний дети не могут выбрать необходимую линию поведения. Поэтому нужно учить их правильно вести себя в природе и среди людей. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей, а игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей.
Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях ФГОС к дошкольному образованию, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности. Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.
В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.
Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями. В научной литературе лэпбук не выделяют как одно из основных средств обучения, поэтому есть необходимость в его разработке.
Таким образом, возникла необходимость в выборе темы проекта "Лэпбук «Природа и мы», как современное средство обучения экологической грамотности детей дошкольного возраста".
Актуальность: Современному ребенку необходимо последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения учащихся с нарушениями слуха направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения, а также уметь самостоятельно применять в жизни полученные знания. При взаимодействии с объектами, ребенок лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.
Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности. Формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Опыт показывает, что дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям
На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование интереса к созидательной деятельности. Одной из перспективных форм, способствующих решению данной проблемы, является лэпбук.
Лэпбук – современная форма организации образовательной деятельности для развития познавательной активности и развития самостоятельности; это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности взрослого и ребенка.Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме.
В такой папке много необходимой систематизированной информации, в том числе, иллюстративной для изучения и закрепления знаний у детей по определенной теме.
Лэпбук предназначен для индивидуальных занятий с детьми и занятий группами, может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, а также использоваться при реализации образовательных областей, предусмотренных основной образовательной программой, обеспечивая их интеграцию.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Продолжительность проекта (долгосрочный): начало - сентября 2018г., окончание - март 2019г.
Раздел программы: программа "Радуга", познавательное развитие.
Тематическое поле - познавательное развитие.
Объект проекта: современные средства обучения детей дошкольного возраста.
Предмет проекта: использование лэпбука в процессе обучения экологической грамотности детей дошкольного возраста.
Гипотеза: можно предположить, что формирование экологической грамотности детей дошкольного возраста возможно при выполнении следующих условий: систематического использования лэпбука в образовательной деятельности, свободного доступа лэпбука для детей, формирования устойчивого интереса дошкольников для создания и использования лэпбука.
Цель проекта: изучение возможностей использования лэпбука как средства обучения экологической грамотности детей дошкольного возраста.
Задачи для достижения цели:
1. Изучить научно-методическую литературу и другие информационные источники по теме проекта.
2. Раскрыть понятие средства обучения у детей дошкольного возраста.
3. Разработать лэпбук «Природа и мы».
Основное содержание проекта.
Работа над лэпбуком достаточно разнообразна, кроме того роль воспитателя в такой работе сводится не к тому, чтобы быть источником информации, а как раз наоборот, педагог является тем фактором, который подталкивает детей к совершению, пусть незначительных на первый взгляд, но открытий.
Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ребенок воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.
Еще одной положительной стороной лэпбука является тот факт, что лэпбук — это удивительный инструмент образования, сделанный вручную. Сам по себе лэпбук очень интерактивен, начиная от процесса его создания до готового результата. И каждый компонент лэпбука дает ему возможность сконцентрировать свое внимание на определенном аспекте более глобальной темы.
Помимо образовательных плюсов, лэпбук может восприниматься дошкольниками как «сокровище», к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти. Говоря о природе нашего края, дошкольники узнают и делятся информацией о многообразии растительного и животного мира, их взаимосвязях, проблемами в экологии родного края.
Необходимо отметить, что работая над лэпбуком, дети часто открывают для себя темы следующих своих исследований. Ведь чем чаще ребята сталкиваются с необходимостью узнавать что-то новое, тем чаще неизученное и непонятное, привлекает их внимание.
Необходимо отметить, что применение лэпбука во время Непосредственно образовательной деятельности и в совместной деятельности возможно не всегда по ряду причин. Данная методика и техника обучения подходит для закрепления или обобщения и повторения, когда дошкольники в определенной степени владеют информацией по заданной теме, но им приходится детализировать информацию по теме лэпбука, креативно подходить к объяснению как уже изученного, так и нового материала.
Одним из минусов данной работы является время, необходимое на создание лэпбука. Перед созданием конечного продукта, необходимо тщательно продумать его структуру и найти нужную информацию.
Также от педагога, как от старшего наставника и помощника, требуется дополнительная подготовка, ведь у детей будут вопросы, у них будет информация, которую он, возможно, не знает и к этому нужно быть готовым. Воспитатель в рамках современного образования в первую очередь не источник знания, а опытный проводник к поиску, восприятию и усвоению знаний.
Необходимо отметить, что, несмотря на малозначительные минусы, которые имеет работа над лэпбуком, ее плюсы неоспоримы. Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая дошкольникам не только знания, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации.
Лэпбук — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
Ресурсы:
1. Материальные ресурсы: использование данной формы работы не требует больших материальных затрат. В работе используется компьютер и МФУ для распечатывания шаблонов и заготовок. При их отсутствии возможно ручное изготовление лэпбука из подручного материала.
2. Кадровые ресурсы: для создания и использования лэпбука в образовательном процессе не требуется специальное обучение и курсовая подготовка педагогов. Использование лэпбука может осуществляться воспитателями дошкольной образовательной организации независимо от квалификации и опыта работы, а также реализуемых программ и контингента воспитанников.
Целевая аудитория: дети дошкольного возраста, родители и педагоги.
План реализации проекта.
Этапы работы над проектом:
- на подготовительном этапе выбирается и формулируется тема проекта. Определяется объект, предмет проекта, гипотеза. Изучается литература по проблеме исследования.
- основной этап – это создание лэпбука “ Природа и мы ”, который состоит из развивающих элементов; использует лэпбук в образовательной деятельности, планирует создание других лэпбуков.
Подготовка презентации для педагогов «Лэпбук: от идеи до воплощения».
- на заключительном этапе. Организация фотовыставки "Лэпбук – это интересно!" Составление памятки для родителей « Полезные экопривычки», «10 – НЕ» (правила поведения на природе), провести экологическую викторину.
Ожидаемые результаты: с помощью лепбука научить детей элементарным знаниям о природе: ее внешним признакам, обитателях, явлениях, научить заботиться о ней.
Социальный эффект. Практическая значимость состоит в использовании материалов, разработок по применению лэпбука в практике образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций. В качестве критерия оценки эффективности, достижения поставленных целей и задач применяется экологическая викторина, педагогическое наблюдение.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
По окончании проекта деятельность в выбранном направлении будет продолжена. В планах намечено знакомство родителей с лэпбуком как формой совместной деятельности с ребенком.
Перспективами реализации данного проекта является использование освоенной технологии лэпбука в других темах и проектах по основным темам в соответствии с долгосрочным проектом, для их систематического использования в качестве формы организации образовательной деятельности обучающихся по экологии.
Трансляция проекта планируется на педагогическом совете.
Заключение
Целью данного проекта было изучение возможностей использования лэпбука как средства обучения экологической грамотности детей дошкольного возраста.
Для его реализации был изучен немногочисленный опыт работы отечественных и зарубежных педагогов по данной теме. На основе анализа изученных материалов был разработан и создан макет лэпбука для апробации в ходе познавательной деятельности при реализации долгосрочного образовательного проекта «Природа и мы».
Планируется провести различные формы работы (консультация-презентация, мастер-класс) с педагогами для ознакомления с данной формой организации образовательного процесса.
В заключении хотелось бы сказать, что лепбук, это интересная и увлекательная разработка, которая несет вклад в воспитательно -образовательный процесс. Позволяет детям расширить кругозор и развивать умственные и творческие способности.
Список литературы
- Букина В.О. и др. Пространство детского сад: познание, экология / Под ред. А. Русакова, Т. Лапкиной. – М.: ТЦ Сфера; СПб.: Образовательные проекты, 2016. – 128 с. (Библиотека воспитателя)
- Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 2002. – 144 с.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М.:Просвещение, 2000. – 208 с.
- Бондаренко Т.М. Экологическое воспитание 5-6 лет.- Воронеж: И.П Лакоценина Н.А., 2012.-190с.
- Плешаков А. А., Сонин Н. И. Что меня окружает: Альбом-задачник. – М.: Дрофа, 1996. – 128 с. (иллюстрации)
- http://www.tavika.ru/2014/07/lapbook-ecology.html
- https://anglijskij-dlja-detej.ru/temy/lepbuki/kak-sdelat-lepbuk-svoimi-rukami-dopolnitelnye-materialy
https://anglijskij-dlja-detej.ru/temy/lepbuki/chto-takoe-lepbuk
Приложение 1
Лепбук « Природа и мы»
В лепбуке отражены основные вопросы экологической грамотности доступные детям дошкольного возраста.
Эта папка состоит из множества элементов, которые помогают детям увидеть разнообразие нашей природы. Так же познакомиться с правилами поведения в ней.
1.На развороте гармошка со слоганами посвященные природе.
2.Тут же находятся кармашки с игрой: «Среда обитания» Цель игры: показать детям как разнообразна природа и ее внешний облик. Формировать разные обследовательские действия, дифференцированное восприятие.
3.Игра «Кто, где живет?» Цель: Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни животного мира. Формировать умение наблюдать за действиями живого мира.
4 Игра «Что наносит вред природе?» Цель: Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу. Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь её.
5. Правила: «Будь природе другом». Цель: Формировать у детей представление связи природы с человеком и его отношению к ней.
6.Кармашки с игрой: «Живая и неживая природа». Цель: познакомить детей с живой и неживой природой. Рассказать о ее разнообразии. Учить детей бережно относиться к богатству природы.
7. Игра: « Сделай правильно!» Цель: научить детей убирать за собой после отдыха на природе. Воспитывать сочувствие к живой природе, бережное отношение к ней.
- Речевая игра: «Времена года» Цель: Учить детей различать признаки времени года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.
10.Игра: «Насекомые» Цель: познакомить детей с разнообразием насекомых, их внешним видом средой обитания. Связью в экологической цепочке.
11.Игра «Птицы» Цель: Закреплять знания детей о птицах, учить доброте, приучать заботиться о них. Воспитывать сочувствие к живой природе.
12. Игра «Животные» Цель: Формировать обобщенное представление о зверях, различать животных по внешним признакам и делить их на группы.
13.Дидактическая игра: «Кто чем покрыт?» Цели: научить различать и называть разнообразные покровы животных, учить анализировать объекты, выделять существенные признаки и обобщать по элементам модели.
14.Карточки с животным миром в среде обитания, где ребенок видит животных и его среду обитания. Цель: Формировать у детей взаимосвязь животного мира с экологическими факторами.
15. Загадки о животных, явлениях природы. Цель: Закреплять знания о природе, ее явлениях.
Лепбук: «Природа и мы» Цель: Формировать у детей взаимосвязь природы и человека в экологической цепочке. Воспитывать экологическую грамотность дошкольников.
Приложение 2
Экологическая викторина «Секреты природы»
Для детей подготовительной к школе группы.
Задачи:
- формировать навыки экологической культуры воспитанников;
- расширять знания детей об обитателях природы,
- воспитывать гуманное отношение и любовь к ним;
- закреплять умение детей вести себя в природе;
- формировать навыки работы в команде;
- развивать речь, внимание, логику.
Ход викторины:
Здравствуйте, уважаемые участники викторины. Я рада поприветствовать вас. Сегодня мы отправимся в удивительный мир природы. Вас ждут каверзные вопросы, а я будем ждать от вас развернутые ответы.
Разноцветная планета
На свете живут
Разноцветные дети.
Живут на одной
Разноцветной планете.
И эта планета
На все времена
У всех разноцветных
Всего лишь одна.
Кружится планета,
Большая планета,
Ладонями солнца
Она обогрета.
Но греют планету
Намного теплей
Улыбки и смех
Разноцветных детей.
Ведь правда, друзья,
Хорошо на планете,
Когда на планете
Хозяева - дети!
Давайте беречь
От невзгоды любой
Большой и доверчивый
Шар голубой!
Давайте, ребята,
Назло непогодам,
Обнимем планету
Своим хороводом!
Развеем над нею
И тучи и дым,
В обиду её
Никому не дадим!
В. Орлов
Итак, начнем.
А какой планете я говорила и как она называется? (ответы детей).
Где она находиться? (ответы детей).
Молодцы!
Подходим к столу и выбираем фишки у кого голубая фишка та команда садится с право от меня, а команда с зелеными фишками садится, с лево.
1тур. Приветствие команд.
Придумываем название команды в соответствии с цветом фишки, девиз.
2 тур «Что я знаю о природе».
Интерактивная игра.
Участники команд выбирают категорию и отвечают на вопрос.
Правильный ответ приносит команде 1 балл.
Категория – птицы.
Какая птица самая большая в мире? (Страус)
Любимое лакомство аистов? (Лягушка)
Какая лесная птица считается самой болтливой? (Сорока)
Категория – насекомые
Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым? (бабочка)
Где находится ухо у кузнечика? (На ноге)
Медоносное насекомое? (Пчела)
Категория - животные
Какое животное собирает грибы спиной? (Ёжик)
Самый чистоплотный зверек? (Енот)
Какой зверь по праву считается самым быстрым? (Гепард)
Категория – фрукты-ягоды
Какая самая большая ягода? (Арбуз)
Какая ягода бывает белой, черной, красной? (Смородина)
Самый кислый фрукт? (Лимон)
Категория - овощи
Что без боли и печали вызывает слезы? ( Лук)
Какой овощ называют вторым хлебом? (Картофель)
Какой овощ содержит большое количество витаминов роста? (Морковь)
Категория цветы
Какой цветок в народе этот называют «цветком солнца»? (Подсолнух)
Какой цветок за лето меняет головной убор? (Одуванчик)
Какой цветок самый первый улыбается солнышку? (Подснежник)
3 тур Правила безопасного поведения в природе.
Уважаемые команды, каждая из вас получает картинку, разрезанную на части.
Ваша задача – собрать мозайку и назвать правило безопасного поведения в природе, изображенное на ней и объяснить его.
4 тур – Состязание капитанов
Дорогие капитаны, у вас есть шанс вывести вашу команду вперед.
Назови, как можно больше представителей фауны – животный мир
(второй команде – флоры - мир растений) в течение 30 секунд.
Количество баллов, добавляемых каждой команде равно количеству названных слов.
Динамическая физминутка – звучит песня «У жирафа пятна, пятна», автор Екатерина Железнова
Подведение итогов, награждение победителей.
Дорогие ребята, сегодня мы с вами побывали в удивительной стране. У матушки природы еще много секретов. Берегите обитателей природы, учитесь любоваться каждой травинкой и листочком, не засоряйте природу.
Анализ:
Дети разделились на две команды: « Листочки» - зеленые фигуры
Девиз – «Мы листочки зеленые быстрые, смелые!».
Голубые фигуры –«Голубая - вода»
Девиз – «Голубая -вода победит всегда!»
После тура «Что я знаю о природе?» где команды справились, быстро и четко ответили на вопросы. Выиграла команда «Голубая вода» со счетом 8:7
Игра: «Правила безопасности в природе» Цель собрать мозайку и назвать правило.
В состязании капитанов за тридцать секунд успели назвать по семь слов и набрать одинаковое количество баллов.
Динамическая физминутка очень понравилась детям.
В итоге: дети справились со всеми заданиями без затруднений.
Приложение 3
Памятка
«Полезные экопривычки»
- Не разбрасывайте мусор и не жгите костры.
- Ходите в магазин с авоськой.
- Выбирайте местные продукты.
- Не оставляйте зарядные устройства в розетке.
- Посадите дерево!
- Берегите бумагу.
- Не выбрасывайте старые вещи.
- Не включайте воду, пока чистите зубы.
- Чаще ходите пешком.
- Сдавайте батарейки и лампочки.
Памятка
Правила поведения в природе.
« 10 – НЕ »
- Не загрязняйте природу, забери с собой мусор.
- Не ловите: бабочек, шмелей, стрекоз, лягушек.
- Не берите лишнего у природы.
- Не разоряйте муравейники.
- Не ломайте ветки кустов и деревьев.
- Не разводите костры, вблизи деревьев, леса.
- Не шумите в лесу.
- Не рвите цветы в лесу и на лугу.
- Не разоряйте гнезда птиц.
- Не уносите домой детенышей животных.