Познавательно - практический детско - родительский проект "Покормите птиц зимой" (группа раннего возраста).
проект по окружающему миру

Зайцева Ольга Владимировна

Проект разработан с целью создания необходимых условий по формированию первичных представлений о жизни зимующих птиц в родном городе у детей раннего возраста через различные виды детской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад №31

г. Яровое

 Похожее изображение   «Покормите птиц зимой»             Картинки по запросу картинка птиц                                                                                   

познавательно-практический проект

 группа раннего возраста "Кроха" (2-3 года)

C:\Users\Админ\Desktop\гр 4\фото 4 гр\портреты прогулка кормушка\IMGA0440.JPG 

                                                                                                          Авторы проекта:

воспитатели группы

Зайцева О.В., Дреберт Е. В.

Участники проекта:

воспитанники второй группы раннего возраста №4,

родители

2017 г.

«Мир окружающий ребенка – это, прежде всего,

мир природы, с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный

                         источник детского разума»

В. А. Сухомлинский.

Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

Именно на этапе дошкольного возраста, дети получают базовые знания и эмоциональные впечатления о природе, у них формируются основы экологического сознания. В настоящее время в сфере дошкольного образования происходят значительные перемены, основа которых заложена государством. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены ФГОС дошкольного образования. Стандартизация дошкольного образования предполагает в своей основе модернизацию и совершенствование системы дошкольного образования. Сегодня дошкольные образовательные организации (ДОО) могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы детей, педагогического коллектива и родителей. Поэтому познавательная, наряду с творческой и практической деятельностью, как одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с дошкольниками обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта, общение с окружающим миром, реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. Нами был выбран познавательно-практический проект, в котором присутствует элемент творения своими руками, который может быть использован в реальной жизни, в творческой деятельности. Проект ориентирован на достижение целей самими детьми путем практических действий, наблюдений и формирований определенных умений и навыков.

Экологическое воспитание, а именно ознакомление с окружающей природой в раннем возрасте - это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам  природы. Такое отношение в дальнейшем формирует интеллектуальный, эмоционально-эстетический и действенный   аспекты. Взрослый   должен помочь малышу открыть для себя окружающий   мир природы, полюбить его, как общий дом, равно  необходимый всем, кто в нём живёт. Именно, это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу   можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы.

Актуальность проекта обусловлена всё возрастающей значимостью бережного отношения к живой природе и необходимостью экологического воспитания уже в раннем возрасте. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры, поэтому очень важно привлечь детей к заботе об окружающем мире уже в раннем возрасте, когда дети полны желания помогать и познавать все окружающее вокруг; воспитывать любовь к ней, учить беречь окружающий мир; донести до детей понимание того, что зимой птицам сложно пропитаться, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Тема  проекта разработана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот проект ориентирован на формирование у детей начального  опыта собственной исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса, формирование умений реализовывать свою познавательную деятельность в реальной жизни, приобретение и применение детьми новых знаний.

Цель проекта: создать необходимые условия по формированию первичных представлений о жизни зимующих птиц в нашем городе у  детей раннего возраста через различные виды детской деятельности.

В рамках поставленной цели реализуются следующие задачи проекта:

- изучить литературу по теме проекта, подобрать дидактический материал с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей;

- дать представления первичных элементарных  экологических знаний, доступные пониманию ребенка раннего возраста;

- формировать у детей познавательный интерес о внешнем виде, повадках, питании, условиях жизни птиц через наблюдения, беседы, наглядный материал;

- расширять кругозор и формировать у детей интегративные качества: любознательный, активный, отзывчивый, интересуется знаниями о жизни птиц в зимних условиях в нашем городе, умеет различать и называть птиц (воробей, синица, снегирь, голубь, имеет первичные экологические представления и понятия  и т. д.); развивать коммуникативные качества;

- расширять и активизировать словарь детей за счет загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр;

- дополнять материалом развивающую предметно-пространственную среду;

- разработать перспективный план работы с детьми;

- разработать педагогическую диагностику, провести  исследования, анкетирование родителей и сделать выводы по теме исследования;

- воспитывать трудолюбие, эмоциональную отзывчивость и бережное отношение к живой природе; желание помогать в трудных для птиц зимних условиях;

- заготовить корм для птиц и подкармливать их в течение всей зимы;

- привлечь родителей к сотрудничеству в процессе реализации проекта.

Предполагаемым продуктом будут являться:

⎆ Кормушки для птиц изготовленные родителями

⎆ Создание альбома «Зимующие птицы»

⎆ Выставка продуктов творческой деятельности

⎆ Кормушки, изготовленные совместно с детьми в группе (детская деятельность: наблюдение за воспитателем и посильная помощь)

⎆ Рекомендации для педагогов по ознакомлению детей с первичными представлениями и понятиями для детей раннего возраста

⎆ Систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме проекта, дополнение картотеки дидактических экологических игр

⎆Информационно-просветительская работа для родителей по теме проекта

⎆ Фотовыставка, отчет на сайте группы.

Список литературы

4. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой.-М.: Просвещение, 1980.-272с., ил.

1. Желобкович, Е.Ф. Физкультурные занятия в детском саду. 2-я младшая группа / Е.Ф. Желобкович. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2012. – 168 с.

2. Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений./ А.И.Иванова.-М.,2005г.

3. Комарова Н.Г. ,Грибова Л.Ф.Мир, в котором я живу./ Н.Г.Комарова, Л.Ф. Грибова. -М., 2006г.

4. Николаева С.Н.Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве./ С .Н. Николаева.- М., 2005г.

5. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. - 48 с.

6. Интернет - источники

Тип проекта: познавательно-практический детско - родительский.

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: долгосрочный.

Сроки реализации проекта:  конец ноября - начало декабря

Участники проекта: воспитанники группы раннего развития №4, родители воспитанников, воспитатели группы.

Этапы реализации проекта

Содержание работы

Сроки

Результаты

1.Подготовительный этап

1.

Сбор информации по теме проекта, разработка содержания работы по теме проекта, ознакомление с литературой

4 неделя ноября

Содержание проектной деятельности, диагностика эффективности педагогических исследований, анкеты для родителей, конспекты игр-занятий, сюжетно-отобразительных игр

2.

Подборка загадок, стихов о зимующих птицах нашего региона (синица, снегирь, воробей, голубь)

4 неделя ноября

Печатный материал

3.

Подбор картинок, сюжетных иллюстраций

4 неделя ноября

Предметные картинки, книжки с иллюстрациями зимующих птиц

4.

Подготовка оборудования и материала

4 неделя ноября

Игрушки птиц, макет кормушки, корм для птиц (пшено, хлебные крошки), маски птиц и д.р.

Работа с родителями

1.

Привлечь родителей к участию в проекте

4 неделя ноября

Д/з: изготовление кормушек для птиц, рассматривание  иллюстрации с зимующими птицами, наблюдение и подкормка птиц на улице во время прогулок

1.Основной (формирующий) этап

1.

Проведение диагностики с детьми

5 неделя ноября

Результаты диагностики

2.

Чтение стихотворений о зимующих птицах, загадывание загадок, беседы с детьми, рассматривание иллюстраций и картин русских художников по теме проекта, слушание аудиозаписей с голосами птиц

1- 2 неделя декабря

Чтение стихотворений или проговаривание отдельных слов детьми, знание отгадок

(чтение немецкой песенки «Снегирек» (перевод В. Викторова), В. Бианки  «Холодно в лесу,холодно!»,

 «Кто сыт, тому голод не страшен»).

Беседы с детьми «Чем мы угощаем птиц», «Что ты знаешь о птицах?», «Зачем помогать птицам зимой»

3.

Комплексное игровое занятие по познавательному развитию «Какие бывают птицы»

2 неделя декабря

Дети имеют представления о птицах, умеют сравнивать их, выделяя характерные особенности; проявляют познавательный интерес

4.

Игровое занятие  «Птички»

2 неделя декабря

Конструктивная деятельность на фланелеграфе

5.

Комплексные игровые занятия по художественно-эстетическому  развитию: «Ягоды для птичек» (лепка), «Веточка для птички» (рисование)

2 неделя декабря

Продукты детской деятельности

6.

Совместная игровая деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность по выбору детей

в течение декабря

Дидактические, сюжетно-отобразительные  игры:  «Чудесный мешочек», «Кто как кричит?», «Сложи птичку»,

« Что лишнее»;  «Что делают птички?»; конструирование кормушки для птиц (наблюдение за деятельностью педагога), игровая ситуация «Покормим птиц».

Наблюдение за появлением зимующих птиц на участке, подкормка птиц, игровая деятельность в условиях группы

7.

Разучивание пальчиковой гимнастики «Снегири», «Кормушка»

1-2 неделя декабря

Активность детей при выполнении гимнастики

8.

Разучивание физкультминутки «Ой, летали птички, птички-невелички».

Подвижные игры:  «Летите воробушки», игра с прыжками «Птички летают», «Птичка, раз! Птичка, два!»

1-2 неделя декабря

Активность детей при выполнении физ. минутки, подвижных игр

9.

Сюжетное физкультурное занятие «Птицы зимой»

4 неделя декабря

Разработка конспекта на основе сюжетных физкультурных занятий Желобкович Е.Ф.

Работа с родителями

1.

Наглядная пропаганда

в течение декабря

Памятка для родителей: «Покормите птиц зимой"», Консультация по теме «Зимующие птицы», «Как знакомить детей с птицами».

2.

Акция «Птичья столовая»

в течение зимнего периода года

Корм для птиц: сало, зерна

3.

Советы для родителей

1-2 неделя декабря

«Как сделать кормушку для птиц и чем их кормить»

1. Итоговый этап

1.

Участие родителей, воспитателей и детей в изготовлении кормушек

5 неделя ноября

Кормушки

2.

Апробация результата деятельности

2 неделя декабря

Развешивание кормушек на участке группы, наблюдение за птицами, подкормка

3.

Итоговое игровое занятие «Что мы знаем о зимующих птицах»

2 неделя декабря

Оценка, обсуждение с детьми о проделанной работе

4.

Диагностика эффективности педагогических воздействий

2 неделя декабря

Результаты диагностики

5.

Информация на сайт

2 неделя декабря

Фотоотчёт «Покормите птиц зимой»

             Работа с родителями

1.

 Благодарность активным родителям

2 неделя декабря

 Информационный стенд

Ожидаемый результат:

1. Проявляют интерес к живой природе, к птицам, участвуют во всех видах детской деятельности по реализации проекта.

2. Развиваются интегративные качества (любознательность, наблюдательность, активность; интересуется предлагаемой деятельностью).

3. Имеют первоначальные представления о внешнем виде, повадках, питании и  пользе птиц.

4. Созданы необходимые условия в группе по формированию начального представления о жизни зимующих птиц нашего города, приспособленности птиц к жизни в зимнее время года.

5. Родители принимают участие в реализации проекта и  совместной деятельности с детьми.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Комплексное физкультурное занятие «Птицы зимой»

Учить детей:

  • прыгать на одной ноге;
  • прыгать на двух ногах с продвижением вперед.

Закреплять умения:

  • ползать по наклонной скамейке на четвереньках;
  • прыгать с продвижением вперед.

Совершенствовать умения:

  • подлезать под дугу (высота - 40-50 см);
  • бросать большой мяч друг другу и ловить его;
  • прокатывать мяч друг другу из исходного положения «сидя на полу».
  • Закреплять знания:
  • • о зимующих птицах.
  • Оборудование: иллюстрации с изображением птиц: поползня, вороны, воробья, синицы; стульчики - по количеству детей; доски
  • бортиками - 3-4 шт.; шнур - длиной 5 м; дуги - 3-4 шт.; мячи (диаметр - 20 см) - по одному для пары детей; шапочка собачки.

Речь педагога

Методические рекомендации

Дозировка

Вводная часть

Построение по кругу.

- На прогулках мы с вами наблюдали за птицами и рассматривали их следы. Каких птиц вы видели на наших улицах? (Ответы детей.) Как зовут эту птицу? (Ответы детей.) Ворону все знают. Она и в городе живет, и в деревне. Ворона все ест. И разные кусочки во дворе соберет, и на поле слетает. Там она за мышами и другими мелкими зверьками охотится. А какую песенку поет ворона? Правильно: кар-кар-кар.

Показ иллюстраций.

Общая

дозировка

части -

до 1,5 мин.

Ходьба:

-        обычная, руки

за спиной, как сложенные крылья;

-        на носках, выполняя
маховые движения
руками вверх-вниз;

-        на пятках, руки
в стороны.

Прыжки боком через шнур, руки произвольно.

Ворона - она какая? (Большая, важная, умная, серьезная.)

Покажите, как она ходит. А как прыгает ворона?

Ходьба по кругу в колонне друг за другом.

Прыжки (3-4 м) друг за другом через шнур, положенный вдоль зала через центр.

Упражнение «Воробьиная семейка». По сигналу «Разлетелись воробьи» - бег врассыпную, мелким и широким шагом, выполняя маховые движения руками вверх-вниз. По сигналу «Прилетели к кормушке» присесть, поклевать зерен, крошек.

По команде «Улетайте от большой птицы» дети берутся за руки (по возможности парами) и продолжают бег по залу.

А воробей какой? (Маленький и быстрый.) Воробьи летают стайкой или по одному? Как чирикает воробей? А как двигается? Покажите.

Показ иллюстраций.

Воспитатель помогает детям образовать пары. А затем может выступить в роли большой птицы.

Дыхательные упражнения.

В ходьбе.

2 раза.

Основная часть

ОРУ (без предметов на стульчиках)

Ребята, ворону и воробья мы видим с вами в городе круглый год. Давайте придумаем с вами для них птичью гимнастику.

Гимнастику будем выполнять сидя на стульчиках, как птички на веточках.

Дети садятся на стульчики, расставленные в 2-3 ряда.

1. И.п.-сидя на стульчике, ноги

согнуты, руки на поясе, спина прижата к спинке стула. Встать, руки поднять вверх, прогнуться,

вернуться в и.п.

5 раз.

2. И.п. - то же. Наклонить туловище

вправо; выпрямиться. То же в левую сторону.

4 раза

в каждую

сторону.

3. И.п. - стоя за стульчиком, руками держаться за спинку стула.

Присесть, голову наклонить вниз.

Выпрямиться, хорошо прогнуться.

5 раз.

4. И.п. - стоя возле спинки стульчика, ноги вместе, руки на поясе. Прыжки вокруг стульчика на одной ноге вправо, а затем влево.

Можно рукой

держаться за стульчик.

2 раза

в каждую

сторону.

Дыхательные упражнения.

Выполнять в ходьбе вокруг стульчиков.

10 сек.

 ОВД

Поползень - маленькая птичка, которую зимой можно увидеть в лесу. Птичка совсем небольшого размера. Но своим звонким

голоском она словно пытается пересвистеть ветер. Ее веселое «тюить, тюить» то и дело

раздается с деревьев. Давайте споем песенку

поползня. А вы знаете, что поползень - единственная птица, которая умеет карабкаться

вниз по стволу дерева? Его длинные цепкие и острые когти позволяют очень крепко держаться за кору ствола и не падать.

Показ иллюстраций.

1. Ползание

по наклонной доске

с последующими

прыжками на двух

ногах с продвижением

назад.

И сейчас будем выполнять упражнения, как поползень.

Поползень ползет вперед,

Но чуть-чуть наоборот.

Вниз ползет он головою,

Хвостик-веер за спиною.

А потом скок-поскок,

Но прыжки спиной вперед.

Синичка прилетает к нам зимой. Назвали ее так за песенку «си-си-си». У некоторых синиц много синих и голубых перышек. Но не у всех. А вот звук «синь-синь» или «си-си-си» почти от каждой синички можно услышать. Давайте споем песенку синички. В суровый мороз ей нелегко прокормиться. У синицы мелкий клюв, и она не в силах продолбить толстую кору

дерева. Поэтому синица часто летает возле жилища человека и находит себе корм там: крошки, кусочки сала, зерно.

Во время полза-

ния дети держатся

за борта доски.

Прыжки спиной вперед выполняют

на 2-3 м сбоку от наклонной доски.

Показ иллюстраций.

2. Подлезание под дугу на четвереньках.

Катание мяча друг другу в паре, сидя на полу.

Давайте покажем синичке, как дети весело играют зимой.

Подгрупповой способ:

расставлены
несколько дуг, через которые дети ползают на четвереньках

З мин.

Подвижная игра

«Воробушки и автомобиль»

2-3 раза.

Заключительная часть

Вспомним про сороку. Черно-белое оперение и длинный черный хвост этой птицы можно часто встретить возле жилища человека, а также на городских улицах. Сорока - очень смелая птица, и она очень близко может приблизиться к человеку, который подкармливает ее крошками, зерном, семечками суровой зимой.

Показ иллюстраций.

Пальчиковая гимнастика «Сорока-сорока»

Дети самостоя-тельно произно-сят слова.

2 раза.

Бросание большого мяча друг другу, стоя в паре.

А сейчас мы будем бросать мяч, как будто зернышки птичкам.

Как вы думаете, почему многие птицы зимой прилетают ближе к жилью человека?

Но ближе всего беспокойство за птиц:

За наших воробышков, галок, синиц.

Ведь очень уж холодно в воздухе им.

Поможем ли мы беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить,

И тогда им будет легко пережить холода.

Мы кормушки смастерили, мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед. Будет вам зимой обед.

Педагог помогает детям встать парами. Расстояние в паре - 1 м. Напомнить де-тям, что при ловле мяча не нужно прижи-мать его к груди.

1 мин.

Приложение 2

Дид. игра «Покормим птенчиков»


Цель: Развивать речевой аппарат детей. 
Ход: (Я – мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «пи-пи», - и машут крыльями. Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх), птенчики широко открывают клювики, им хочется вкусных крошек. (Воспитатель добивается, что бы дети пошире открывали рот). Игра повторяется 2-3 раза. 

Дид. игра «Кто как кричит?»


Цель: Развивать речевое внимание детей. 
Ход: У мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик - чирик» (дети повторяют звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко. Как? 

Игра для развития общего подражания

Птички

Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.

Ход игры: Предложите детям поиграть в птичек. Комментируйте свои действия словами:
Делайте как я. Полетим как птички! Машем крыльями вверх и вниз!
Бегая по комнате, делаем взмахи руками как крыльями. Если кто-то из малышей не выполняет движение, поднимите его руки, помогите выполнить движение. 
Затем присаживаемся на корточки и стучим рукой по полу: 
Теперь птички присели на землю отдохнуть, и стали клевать зернышки – вот так! Предложите детям разный темп выполнения движения – птички могут лететь быстро или медленно.
Снова полетели! Медленно машем крыльями… А теперь быстро полетели! 
Игру можно варьировать, придумывать новые движения для птичек.

Игра «Прилетели птицы»

Воспитатель называет птиц, а дети внимательно слушают. Если воспитатель называет не птицу, дети хлопают в ладоши.

- Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи

- Прилетели птицы:голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

- Прилетели птицы: голуби, куницы.

- Прилетели птицы:голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки, даже совы - сплюшки, лебеди, скворцы. Все вы - молодцы)

Приложение 3

Пальчиковая гимнастика

«Полетели птички»

Полетели птички,                                                           (пальцы переплетены, ладони сжаты)

Птички-невелички.            (поднимаем и опускаем пальцы в соответствии с ритмом стиха)

Сели птички. Посидели.

Опять полетели.

«Маленькая птичка»

Маленькая птичка                            (машут руками, как крылышками)

Прилетела к нам.

Маленькой птичке                           («сыплют» корм)

Зернышек я дам.

Маленькая птичка                           (стучат пальцами по коленям)

Зернышки клюет,

Маленькая птичка                           (хлопают в ладоши)

Песенки поет.

«Птички»

Эта птичка- соловей,                           (загибают по одному пальчику)

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка,

Эта птичка- свиристель,

Эта птичка- коростель,

Эта птичка – злой орлан.                     (машут сложенными крест – накрест ладонями)

Птички, птички, по домам.                 ( машут обеим руками)

Птенчики в гнезде

Улетела птица-мать

Малышам жуков искать.                     (пальцы обеих рук расставляем, большие пальцы соединяем,  

                                                                 остальными машем, как крыльями)

 Ждут малютки-птенцы

Мамины гостинцы.                             (все пальцы правой руки обхватить левой ладонью)

«Гнездо»

Шевеление пальцев правой руки создает впечатление живых птенцов в гнезде.

«Снегири»

Раз, два, три! Раз, два, тр          -Считаем пальчики на руках 

Прилетели снегири                   -Цепляем большие пальчики друг за друга, как крючки,

                                                           машем остальными пальчиками, как крылышками
Грудки показали                       -
Показываем кулачки
Ягод поклевали                       - У
казательным пальчиком стучим по ладошке. "клюем ягодки"
Прыгали во веткам            -
Указательным и средним пальчиками "прыгаем" по поверхности  стола

«Птичка»

Птичка-птичка                                                      - Водим пальчиком по ладошке.
Вот тебе водичка!                                                - 
Барабаним пальчиками по ладошке.
Вот тебе крошки на моей ладошке.                   - 
Стучим пальчиками по ладошке.

«Птичка-невеличка»

Птичка ветки собрала,                         -Большим и указательными пальчиками делаем

                                                                 хватательные движения на ладошке

Птичка гнездышко свила,                   -Собираем пальчики обеих рук щепотью и вращаем

                                                                   относительно друг друга в разные стороны
И снесла яичко,                                    -
Соединяем указательный и большой пальцы

                                                                    на обеих руках в колечки
Птичка-невеличка!                              -Б
ольшой и указательный пальцы раздвигаем и показываем

                                                                       маленький размер птички 

Птички-невелички

Птички-невелички
По небу летели                                  -
Скрестите запястья рук, сцепите большие пальцы и

                                                                помашите ладошками, как крыльями.

Птички-невелички
На ладошку сели.                               -
Накройте своей ладонью ладошку малыша.

Будем птичек привечать,
Будем птичек величать.                      -
Погладьте его ладошку своей несколько раз.

А воробушка узнаем,
Сразу милого поймаем.                       -
Погрозите ладошке малыша указательным пальцем.

                                            И сделайте над ладошкой хватательное движение, сжав ладонь в кулак.

Будет петь для деточки
В золоченой клеточке.                  - 
Соедините кончики согнутых пальцев и слегка раздвиньте

                                                          ладони, образуя клетку

Три раза произнесите название птички, например, синичка, ворон, голубь, журавушка, гаичка, совушка, уточка и т.д., сопровождая это тремя легкими поглаживаниями большого пальчика малыша от основания к кончику. Потом начните поглаживать указательный пальчик, называя другую птичку. Если вы называете воробушка, то малыш должен успеть отдернуть руку, а вы старайтесь ухватить пальчик за кончик. Если птичка улетела, скажите:

"Ой, беда! Ой, беда!
Улетела навсегда!
(улетел он навсегда).
За гору высокую,
За реку широкую".                              - 
Соедините руки ладонями над головой.
                                                               Разведите их в разные стороны.

                                                                 Если же "птичка" попалась, скажите:

"А-а, попалась птичка,
Птичка-невеличка!
Будешь петь для деточки
В золоченой клеточке!"                    -
Удерживая кончик пальчика, немного потеребите его.

Ловить можно не только воробушка, но и любую другую птичку, просто ее название надо заменить в потешке на подходящее по количеству слогов. Например, "а лебедушку узнаем", "а тетёрочку узнаем", "а авдошечку узнаем", "а бекасика узнаем", "а варакушку узнаем", "а как совушку узнаем", "а как ласточку узнаем" и т.д.

Когда ребенок освоится в игре, можно и нужно поменяться с ним ролями.

Приложение 4

 

Стихотворения о зимующих птицах

Синичка

Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки — на плетень,
Тили-тень, тили-тень!

Вот какая нам морока,

В детский сад летит сорока!

Затрещала: «Вам пор-ра!»

На прогулку детворра!

Ловкий, озорной мальчишка

В теплом, сером армячишке

По аллеям, не шныряй,

А к кормушке прилетай!

Мне с утра уже не спится,

На моем крыльце синица

Попрыгушка,- не горюй,

Лучше зернышек поклюй!

Красногрудый снегирек

Скачет по опушке,

Белоснежная зима

В ледяной избушке.

Лишь по веткам, скок-да скок,

Сыплет снег на грудку

Ты, проворный, снегирек

Отдохни минутку!

Воробей по лужице
Прыгает и кружится.
Перышки взъерошил он,
Хвостик распушил.
Погода хорошая!
Чив-чив-чил! (Агния Барто)

Воробьи-воробушки, 
Серенькие пёрышки! 
Клюйте, клюйте крошки 
У меня с ладошки!

Нет, с ладошки не клюют 
И погладить не дают. 
Как бы нам поладить, 
Чтоб дались погладить? (С. Егоров)

Воробей

Мимо сизых голубей
Пролетает воробей.
Воробей такая крошка!
На меня похож немножко.
Шустрый маленький птенец,
Непоседа и боец.
И звенит задорный крик:
- Чик-чирик и чик-чирик!

На кухню ко мне залетел голубок,
Как раз в это время обедал щенок.
Наш маленький гость так попить захотел,
Напился воды, да и вновь улетел.
Щенок голубку грустно вслед посмотрел,
Что гость улетел, знаю я, пожалел. (Эдит Сницарук)

Для гостей 
На окно
 
Сыплет Костя пшено. 
Воду льёт на блюдце, — 
Пусть они напьются.

Гости пьют 
И едят, 
Прыгают, 
Дерутся.

Улетать 
Не хотят, 
в руки 
Не даются.

Вот какие гости 
На окне у Кости! (Ольга Высотская)

Гули-гули-гули-гули…
Таня кормит голубей.
Стаи легкие вспорхнули
И летят навстречу ей.
- Гули-гули-гули-гули… -
Таня сыплет им пшено.
Вьюшка вертится на стуле,
Просит выпустить в окно.
Вот окошко распахнули,
Вышла кошка на карниз.
Гули-гули-гули-гули
В небо синее взвились.
Гули-гули-гули-гули
Вьюшку ловко обманули! (Зинаида Александрова)

Голубь

Люди на улице подняли головы:
Голуби, голуби, белые голуби!
Шумом их крыльев город наполнен,
Людям о мире голубь напомнил.

Синица

Шустро зёрнышки клюёт,
Спать с утра нам не даёт
Голосистая певичка –
Желтопузая синичка.

К нам в окно стучится птичка – 
Желтогрудая синичка.
На нас смотрит сквозь стекло,
Говорит: "У вас тепло…

А мне холодно. Обидно:
Зёрнышек нигде не видно.
Я прошу вас: вы немножко
Мне насыпьте хлебных крошек,

А ещё б немного сала
Мне бы в стужу не мешало…
С вами буду я дружить – 
Обещайте лишь кормить.

Если вам не жалко крошек – 
Созову моих подружек.
Вместе станем прилетать,
На окошке щебетать". (Светлана Богдан)

Родился снегирь 
С красным брюшком. 
Снег 
Одарил снегиря 
Кожушком. 
Свирелку дала 
Ветла, 
А песня 
Сама пришла. (Владимир Приходько)

Снегирь

Летом, честно говоря,
Трудно встретить снегиря.
А зимою - благодать! - 
За версту его видать!

«Птичья столовая»

 Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв —
Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье
Прилетел к нам гость весенний —
Путешественник-скворец…
Вот и песенке конец.

( З. Александрова)

«Птичка, птичка, вот тебе водичка;

 вот тебе крошки на моей ладошке»

Приложение 5

Загадки

Буян-мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.

воробей

В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица.

воробей

Чик-чирик!
За зернышком прыг!
Клюй, не робей! Кто это?…
(Воробей)

На ветвях, украшенных снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки по яблоне весело снуют,
Гусениц мороженых яблоки клюют.
снегири

Пусть я птичка-невиличка,
У меня, друзья, привычка —
Как начнутся холода,
Прилетаю я сюда.
снегирь

Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды —
С первым снегом тут как тут!
снегирь

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки…
Да это ….
снегири

Крошки хлеба подбирая,

Семена не забываю,

Соль с земли я поклюю,

И водицей всё запью!

голубь

Выносливая птица,

Усердно ищет корм,

И крошки подбирает,

Воркуя под окном!

голубь


Гули-гули прилетайте,

Крошки хлеба подбирайте.

Как же птицу величают,

Символ мира называют?

голубем




Птичка-невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок -
Получается прыжок.

воробей

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.

синичка

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.

снегирь

Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка -
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда.

снегирь

Приложение 6

Беседы с детьми

В этом году очень рано наступила холодная, снежная погода. На календаре конец ноября, а птицы уже перебрались поближе к жилью человека. Мы с ребятами изготовили кормушки, самые разные, провели беседу «Какой корм нужен птицам, и решили заботиться о пернатых друзьях. Готовя угощение, дети имели в виду, что птицам нельзя давать цитрусовые, соленые сухарики и чипсы, семечки не должны быть жаренными, сало – солёным, а хлеб ржаным. Игнорирование этих запретов не только может вызвать нарушение пищеварения, но и привести к гибели птиц. Дети внимательно относились и к качеству пищи, зная, что птички вряд ли обрадуются прогорклым семенам, заплесневелому хлебу или крупе.

• Для синиц и других насекомоядных птиц лучшая подкормка – это несоленое сало, нежирные семечки подсолнечника, семена тыквы, арбуза, дыни, крошки белого хлеба, овсяные хлопья. Не забыли мы и про главный деликатес синичек и дятлов – сало.

• Поговорили с ребятами о том, в каком случае кормушка может нанести вред. Если птицы несколько раз пообедали на определенной кормушке, то однажды, не найдя в ней корм, они не сразу полетят искать другую, а останутся ждать следующей кормёжки. Это значит, что птиц нужно кормить ежедневно.

• Следует помнить несколько не хитрых правил: кормушка должна быть с крышей и, желательно с бортиками. Чтобы ветер и снег не проникли в кормушку. Еще одно важное «техническое» требование: у кормушки не должно быть острых краев и глубоких щелей, иначе птички могут застрять или поранится. Кормушку нужно не только постоянно пополнять пищей, но и регулярно очищать ее от снега и мусора, проверять. Не появились ли, в ней щели и не выступил ли где - гвоздь. Моделей кормушек – множество. Но голодные птички к эстетическим изыскам равнодушны, для них главное в кормушках – удобство и безопасность. Ведь самые удачные кормушки – это не те, в корм надежно защищен от осадков и ветра.

• Помочь птицам не так уж сложно: организовав кормление всего на одной кормушке, можно поддержать не малое количество птиц. Зимняя подкормка - дело не только нужное и полезное, выжившие зимой птицы истребят большое количество вредных насекомых, но и очень увлекательное: наблюдать за веселой птичьей толкотнёй у «обеденного» стола - огромное удовольствие!

Покормите птиц зимой, путь со всех концов
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Небогаты их корма, горсть одна нужна,
Горсть одна – и не страшна будет им зима.
Сколько гибнет их- не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть и для них тепло.
Разве можно забывать: улететь могли,
А остались зимовать заодно с людьми…

А.Яшина

ПТИЦЫ – СОСЕДИ
Зимой наши птицы- соседи стараются держаться поближе к человеческому жилью: теплее и сытнее здесь. Сытому и мороз не страшен. Хороший обед изнутри греет, тепло по всему телу идет. Если на зиму не исхудать и жир под кожей сохранить,- то даже лютый холод, который сквозь перо пройдет, и тот не опасен: не может жировую подкладку заморозить. Да вот беда, зимой пищу отыскать нелегко. Трудно приходится тем птицам, которые летом питались насекомыми, они переходят на шишки, орехи и зерна. А этот корм еще поискать надо.
Трудное время легче сообща пережить. И вот зимой собираются разные птицы в стайки. Ведь в стае как? Нашел один корм, сразу всех оповестил: все сыты будут. Опасность вовремя заметить легче- всегда кто-нибудь на страже, пока другие кормятся или дремлют. Понадобится от крупного хищника отбиться, то и здесь всем вместе сподручнее. Так, что никак маленькой птахе нельзя быть зимой одной. Даже те из птиц, которые обычно в одиночку живут и то на зиму к какой- нибудь стае прибиваются.
В.А.Корабельников

СИНИЧКА

Прилетела робко птичка-
Желтогрудая синичка,
В клювик семечко взяла
И проворно унесла.
Н.Заболоцкий 

Синички- жительницы лесные, им приспособиться к зиме сложно. 
Поздней осенью и зимой насекомоядная синичка переходит на растительный корм. Синичка охотно посещает кормушки, где кормится семечками подсолнуха, несоленым салом, сливками из молочных пакетов. 
Зимой синички сбиваются в смешанные стайки с другими птицами и кочует в поисках корма. 

СОРОКА

Длиннохвоста, белобока
Говорливая сорока.
На верхушке дерева
Высоко сидит,
Об опасности в лесу
Всех предупредит!
Н.Заболоцкий 

Благодаря характерному черно- белому оперению и необычно длинному хвосту сорока неповторима и легко узнаваема. Представители этих птиц всеядны. Сороки могут питаться мелкими млекопитающими и насекомыми (пауками, мокрицами). Иногда сороки разоряют гнезда, таскают яйца и птенцов. Кроме животной пищи, сороки так же не прочь полакомиться и зернами на полях. 

ВОРОБЕЙ

Есть во дворе у нас друзья,
Встают они чуть свет
И в чужедальние края
Не улетают- нет!
Повеет ветер с темных нив,
Поникнут ветви ив,
Один другого спросит: «Жив?»
Другой ответит: «Жив!»
Н.Заболоцкий

В холодный период воробьи расправляют все свои перышки, что делает их похожими на маленькие пушистые комочки.
В темное время суток в зимний период воробьи стараются ночевать вместе. Они собираются небольшими стайками и садятся друг возле друга вплотную, чтобы греться друг от друга. Те птицы. Которые находились внутри, постепенно перемещаются наружу, давая тем самым согреться другим птицам.
Так можно видеть, что стая воробьев находится в постоянном движении.

СНЕГИРЬ

Морозец легкий,
Всюду иней.
На фоне снежной чистоты,
Не веточках
В лазури синей
Необычайной красоты
Висят фонарики горящие.
Взгляни, 
Ведь это настоящие-
Не лампочки, не фонари-
Живые птахи- снегири!
Н. Заболоцкий 

Снегири считаются исключительно лесными птицами. Однако, это не редкость,
когда снегирей можно встретить и в парках и даже иногда они бывают гостьями в небольших кормушках. Снегирь – доверчивая и общительная птица. Если кто- нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат на помощь.
Снегири питаются почками и семенами деревьев и кустарников. Отведав рябины, снегирь чистит клюв, т.к. К нему прилипают семена рябины. На рябине снегири проводят несколько мнут, пока вдоволь не насытятся семенами в ягодах, ведь саму сочную мякоть они не употребляют. Затем, стайка вновь взмахнет крыльями, слегка сбросит снег с деревьев и полетит дальше. 

ГОЛУБЬ

Кто воркует во дворе?
Крылья, словно в серебре.
Ходит очень важно,
Не боится даже.
Можно близко подойти, 
Не свернет смельчак с пути.
М.Барина 

Голуби издавна сопровождают человека на самых разных территориях проживания.
В легендах и преданиях часто упоминаются голуби с чертами миротворцев, сохраняющие верность в любви и дружбе. Птицу считают символом душевной чистоты. Голубь миролюбивая и незлобная птица, но у нее достаточно врагов в живой природе. В лесах это лисицы, еноты, совы, соколы, а в городе за ними охотятся собаки и кошки. Гибнут птицы от внезапных холодов, инфекционных болезней, от необдуманных поступков людей, которым голуби легко доверяются.
Живут голуби стайками, небольшими колониями. Совместное проживание помогает выживанию. Сообща легче устоять перед врагом или прокормиться. 
Кормушку папа сделал, повесил за окно-
И вот какой-то смелый в ней голубь ест пшено!
Веселые синички слетелись в гости к нам,
Я завтра этим птичкам кусочек сала дам.
Синички звонко пели, а после, ровно в три,
Из леса прилетели красавцы снегири!
Забыла я игрушки, смотрю теперь в окно,
Как Воробьи в кормушке весь день клюют зерно…
Ах, милые пичужки, как радует ваш вид!..
А вдруг к моей кормушке жар птица прилетит?..

Яна Воронец 

А у меня грудка красная! А головка черная!» — скажет Снегирь. «А у меня штанишки красненькие и красная шапочка на голове. Клюв острый и пестрые крылышки», — скажет Дятел. «А я воробышек — шутрый да пестрый! Я коричневый!А животик мой светлый. Прыгаю по дворам, крошки добываю» — пропищит воробей малышу.

С нами зимуют разные птицы. Есть «зимующие птицы», которые живут с нами летом и остаются жить рядом с нами и зимой. Спросите малыша, каких птиц он видит во дворе и зимой, и летом (например, воробьи, синицы, поползни, голуби, вороны, сороки). Это птицы зимующие.

КАК ЖИВУТ ПТИЦЫ ЗИМОЙ?

Как же птицы переносят зимой морозы? Оказывается, они готовятся к зиме как и люди! Как люди готовятся к зиме? (Они переодеваются в зимнюю одежду, утепляют жилье). А кто еще переодевается зимой в теплые зимние шубки? (Звери – зайцы, лисы, волки) И птицы тоже к зиме меняют оперение на более теплое и густое и более длинное зимнее оперение. Между перышками у птиц – воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло. Вот и не мерзнут они!

Наверное, ты часто видел, как в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись. (Попросите ребенка показать, как сидят нахохлившиеся птички на веточках) Они распушатся, приумолкнут. Зачем же они так делают? Почему сидят, а не летают? Выслушайте предположения малыша, а потом уточните его представления. Оказывается, птицы не летают в мороз,  потому что в полете птица мерзнет намного быстрее. Когда птичка сидит, между перьями у нее находится неподвижный воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. В полете же к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птичка мерзнет на лету.

Когда птички нахохлились, они становятся похожими на пушистые шарики. В эту пору им очень нужно помогать – подкармливать. Иначе птички могут погибнуть.

А еще в зимние морозы можно увидеть, как птичка стоит то на одной, то на другой ноге. Пусть малыш попробует показать, как она это делает. Зачем же птичке это нужно? Это она обогревает свои ножки в перышках, поднимая их с холодной земли. Так птичка греется.

Зимующие птицы никогда не живут в пустых скворечниках – холодно им там! Они прячутся с дупле, в густых елках, тесно прижимаются друг к другу и прячут клювик под крылышки для тепла. (Предложите малышам показать, как птички друг друга греют. Пусть прижмутся к Вам и друг к другу и погреются, скажут слова поддержки, похвалят друг друга и успокоят: «Не бойся, Чик-Чирик! Завтра мороза не будет! Завтра мы зернышек много найдем»)

Зима – очень тяжелое время года для птиц. Холодно и голодно им. Из-за холода птицы теряют много тепла. Как же им согреться? Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть, и еды им нужно зимой намного больше чем летом.

Отчего греет печка? Оттого что в ней дрова горят. Так и у птиц. Пища их греет как дрова греют печку. «Сытому морозы не страшны» — так можно сказать о птицах. Поэтому с раннего утра до позднего вечера зимующие птицы заняты одним важным делом. Как ты думаешь, каким? (пусть малыш вспомнит, что делали птички, которых он видел на прогулке? Они искали корм или клевали его) Да, поиск еды – главное занятие для птиц зимой. День зимой короткий, быстро темнеет, в темноте корма не найти. Вот и встают они с солнышком и целый день ищут себе еду. А уж кто не нашел еды и остался голодным – пропадет ночью, замерзнет! Еды больше в городе, вот и жмутся птички в холода поближе к нам, к теплу и еде. Люди подкармливают птиц на кормушках, чтобы помочь им выжить.

ЮНЫЕ СЛЕДОПЫТЫ. НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЗИМУЮЩИМИ ПТИЦАМИ НА ПРОГУЛКЕ

Самое интересное для детей — это наблюдать за живыми птичками на прогулке. Часто у малышей появляются среди птичек свои любимцы, которым они дают имена и даже утверждают, что могут отличить их от всех других птичек двора.

Сделайте кормушку, насыпьте в нее корм. Очень скоро птицы привыкнут к тому, что здесь постоянно есть для них корм, и начнут прилетать на Вашу кормушку. Понаблюдайте с малышом за ними. Полезнее всего и интереснее всего провести целую серию таких наблюдений. Серия наблюдений даст малышу гораздо больше для его умственного и речевого развития, чем просто чтение рассказа о зимующих птицах или просмотр познавательного фильма. Ведь фильм скорее всего быстро забудется без закрепления и применения полученной информации.

В наблюдениях живой природы ребенок будет учиться сравнивать, делать выводы, задавать вопросы и искать на них ответы, описывать, находить точные слова для выражения своей мысли.

Что же мы можем увидеть в таких наблюдениях? На что обращать внимание детей?

1.Чем отличаются птицы друг от друга по внешнему виду? Чем они похожи? (У них есть голова, глаза, клюв, чтобы клевать семена, крылья чтобы летать, туловище, лапки, хвост, туловище покрыто перьями)

Сравните, например, воробья и ворону – чем они отличаются, а чем похожи? (Вороны большие. А воробьи маленькие, серо-коричневые, прилетают стайкой, шустрые, прыгают на двух лапках.  Вороны серо-черные, прилетает ворона одна. Ходит ворона вперевалочку, важно, медленно). Чем похожи и чем отличаются воробьи и голуби? (Воробей меньше голубя, он другого цвета. Воробей прыгает, а голубь ходит. Воробей чирикает, а голубь воркует)

2.Чем отличаются повадки разных птиц:

  • как они клюют корм в кормушке (сразу же садятся на кормушку или осторожничают и сначала садятся на кусты, и только потом подлетают к кормушке),
  • ссорятся или нет, уступают ли друг другу,
  • как летают и как ходят птицы,
  • близко ли они подходят к людям,
  • живут поодиночке или в стайках,
  • какой корм они любят (синички и дятлы любят есть несоленое сало, сало можно подвесить на нитке к кормушке, снегири и свиристели – ягоды, семена едят все птицы, а вот овес и пшено любят воробьи и овсянки)
  • в какое время дня прилетают они на кормушку (когда светло),
  • в каких случаях птицы издают звуки – кричат, перекликаются, а в каких случаях они молча клюют зерна,
  • какой клюв у птичек и можно ли по форме клюва догадаться, чем питается птица (Можно, у птиц, питающихся насекомыми клюв тонкий и узкий, а у тех птиц, что питаются зерном клюв более тупой и более толстый)
  • какие следы оставляют птицы на снегу? (попробуйте их зарисовать и научиться читать «птичьи истории» по следам – какие птички прилетали, с кем они на кормушке встретились, сколько было птиц на кормушке?). Это задание очень нравится детям. Они чувствуют себя настоящими следопытами.
  • почему, когда подлетает ворона разлетаются воробьи и голуби? (Ворона большая, у нее сильный клюв, и маленькие птички ее боятся. Именно поэтому ворону лучше кормить   отдельно, чтобы она не отнимала корм у маленьких пташек)

Вот несколько заметок для наблюдений с детьми повадок зимующих птиц.

Воробьи – юркие, веселые, подвижные, часто ссорятся. Они задиры, любят выхватить из-под носа синички ее семечки, держатся стайкой.

Голуби медлительные, спокойные, не такие пугливые, близко подходят к человеку.

Снегири – спокойные, степенные птицы. И звук голоса у них особый – они тихо посвистывают (звенят, как бубенцы). Если им надо куда-то перелететь, то они оживляются, перекликаются и всей стайкой улетают. Снегири очень любят есть ягоды, зерно, семена ясеня и клена. Они прилетают к нам с севера – они тоже наши гости.

Синички имеют желтую грудку и черную шапочку на голове, белые щечки. Они любят клевать сало, раскачиваясь на веревке, за которую сало прикреплено к кормушке.

Во время наблюдения можно прочитать детям стихи об этих птичках. Стихи о зимующих птицах для самых маленьких и детей постарше Вы найдете в этой серии статей. Очень удобно выписать или распечатать стихи на карточки (размером с четверть альбомного листа) и носить с собой на прогулку в кармашке или сумочке. В любой момент можно достать карточку и прочитать нужное стихотворение или загадать загадку.

ХОТИТЕ ВЕРЬТЕ – ХОТИТЕ ПРОВЕРЬТЕ.

НАРОДНЫЕ  ПРИМЕТЫ О ЗИМУЮЩИХ ПТИЦАХ 

Воробьи дружно чирикают – значит будет оттепель.

В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер.

Вороны прячут клюв под крыло – к холодам.

Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло.

Синички с утра пищат – значит будет мороз.

Рекомендации родителям:

  Гуляя вместе с ребенком понаблюдайте за птицами. Дома рассмотрите с ребенком иллюстрации зимующих птиц, назвать их; обратить внимание на характерные внешние признаки (величина, окраска перьев, спинка, грудка, головка, крылья, лапки, клюв, хвост) покажите зимующих птиц. Обратите внимание ребенка на то, какие птицы часто прилетают во двор (голубь, ворона, галка, воробей, синица) на кормушку.Проведите беседу о бережном отношении к птицам, о необходимости их подкармливать зимой. Изготовьте совместно с ребенком кормушку и подвесьте её на улице. Во время прогулки понаблюдайте, какие птицы прилетают на кормушку

 Детей 2-3 лет уже можно и нужно знакомить с разными птицами: со строением их тела,  повадками, звуками, которые они издают. Если у вас есть возможность наблюдать разных птиц, например в парковой зоне, то дети могут быстро  научиться различать птиц по внешнему виду, по размеру, цвету оперения, по звукам, которые они издают, т.к наблюдение является основным приемом в ознакомлении  детей с пернатыми друзьями. А также огромную помощь в ознакомлении детей с птицами могут оказать иллюстрации, аудио и видеозаписи, презентации о птицах, их жизни в природе. Большим подспорьем является и художественная литература: небольшие рассказы, песенки-потешки и стихи. Ребенок быстрее усвоит новую информацию, если разучить с ним пальчиковые игры о птицах. 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание впервой младшей группе раннего возраста (2 -3 года). Тема: «Адаптация детей к детскому саду»

Повестка дня:1.      Знакомство с родителями детей, игра «Совушка»2.      Игра «Хвасталки»3.      Пре...

Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста (2-3 года); . «Адаптация детей к детскому саду» Что должны знать родители о ФГОС ДОУ»

Конспект родительского собрания во  второй группе  раннего возраста (2-3 года);.«Адаптация детей к детскому саду» Что должны знать родители о ФГОС ДОУ»...

Родительское собрание для родителей группы раннего возраста на тему: «Игры, развивающие познавательную активность ребенка младшего дошкольного возраста».

Цель: Формирование представлений родителей о развитии познавательных процессов детей младшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Ознакомить родителей с понятием «познавательная активность». 2. Р...

Декабрь 2018 г. Родительское собрание для родителей группы раннего возраста на тему: «Игры, развивающие познавательную активность ребенка младшего дошкольного возраста».

Цель: Формирование представлений родителей о развитии познавательных процессов детей младшего дошкольного возраста....

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» ознакомление с окружающим миром в группе раннего возраста по теме: «Зимующие птицы»

Программное содержание: Учить детей узнавать на картинках птиц (воробей, ворона) и называть их....

План работы детско-родительского клуба «Мой малыш» Группа раннего возраста 2021-2022

Представлены формы работы, содержание встреч, задачи....

Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 2-3 лет»

Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста»Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 1,5-3 лет&raqu...