ООД по ознакомлению с природой в старшей группе «Перелетные птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Горемыкина Ирина Александровна

ООД по ознакомлению с природой

в старшей группе

«Перелетные птицы»

 Тема: «Перелетные птицы»

Цели:

1. Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».

 2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.

 3. Упражнять детей:

 - в образовании сложных прилагательных;

 - в составлении сложноподчиненных предложений.

 4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Оборудование:

Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.

Ход занятия:

1. Воспитатель читает стихотворение А. Плещеева:

Скучная картина!

 Тучи без конца,

 Дождик так и льется,

 Лужи у крыльца,

Чахлая рябина

 Мокнет под окном;

 Смотрит деревушка

 Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

 Осень, к нам пришла?

 Еще просит сердце

 Света и тепла.

- Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/

- Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/.

 - А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/.

 - Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок/.

 - Отгадайте, пожалуйста, загадки:

1. Эта птица никогда

 Для птенцов не вьет гнезда.

 /Кукушка/

- Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. /аудиозапись/. Отгадайте следующую загадку.

2. Под крышей я леплю гнездо

 Из комочков глины.

 Для птенчиков стелю на дно

 Пуховую перину.

 /Ласточка/ /включается аудиозапись/

3. Это старый наш знакомый:

 Он живет на крыше дома -

 Длинноногий, длинноносый,

 Длинношеий, безголосый.

 Он летает на охоту

 за лягушками к болоту.

 /Аист/ /аудиозапись/

- Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным.

 Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.

 - Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/.

 - У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/

 - Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/.

 - А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

 Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Физминутка «Птицы»

/загибаются пальцы обеих рук/

Пой–ка, подпевай-ка,

 Десять птичек – стайка,

 Эта птичка – воробей,

 Эта птичка – совушка,

 Сонная головушка.

 Эта птичка – свиристель,

 Эта птичка – коростель,

 Эта птичка – скворушка,

 Серенькое перышко.

 Эта – зяблик,

 Эта – стриж,

 Эта – развеселый чиж.

 Ну а эта – злой орлан,

 Птички, птички, по домам.

 /руки за спину/

Упражнение «Отгадай и присядь»

- Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Упражнение «Скажи одним словом»

- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.

 У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.

 У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.

 Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.

 У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.

 У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.

 Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.

 Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.

 Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.

 Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

Анализ занятия:

- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?

 - О каких новых перелетных птицах вы узнали?

 - Что интересного мы узнали о кукушке?

 - Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

 - Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!

Конспект занятия с детьми старшей группы «Перелётные и зимующие птицы нашего города»

Методическая разработка занятия с детьми

старшей группы

на тему «Перелётные и зимующие птицы

нашего города»

Тема занятия: «Птицы-наши друзья»

Цель: Расширить представление детей о перелётных и зимующих птицах.

Задачи:

Совершенствовать умение детей узнавать птиц по описанию и внешнему виду, иллюстрациям и частям тела.

Формировать эмоциональную отзывчивость, сопереживать состоянию жизни птиц в осенне-зимний период.

Развивать воображение, творческую фантазию детей, конструктивные способности; инициативу и самостоятельность детей в решении проблемных ситуаций; умение работать в коллективе. Развивать внимание, наблюдательность, мышление, диалогическую речь, память, основные виды движений. Развивать умение строить причинно-следственные связи.

Закрепить с детьми особенности внешнего вида и поведения, на сравнении двух птиц: вороны и воробья;

Активизировать в речи детей: название птиц, описание и название частей тела птиц.

Воспитывать активный интерес к жизни пернатых, любовь к птицам и заботливое отношение к ним зимой.

Материал к занятию:

Презенто-демонстрационный материал, музыкальное сопровождение, элементы костюмов разрезные картинки с изображениями птиц, ком из ваты для игры «Снежный ком», картинки с изображением птиц (синица, снегирь, воробей, ворона, шапочки маски: солнышко, снежинка, зимующие и перелетные птицы, рисунки с контурами птиц по количеству детей, магнитофон, фонограмма звука ветра и вальса, шишки, кусочки сала, ягоды рябины, салфетки, медальоны с изображениями животных и птиц.

Организация и методика проведения занятия:

Дети сидят на стульчиках полукругом.

Воспитатель: Тему сегодняшнего занятия вам помогут определить картинки. Я попрошу вас подойти и выбрать по одному фрагменту. Теперь посмотрите на обратную сторону. Видите «рубашки» у картинок разного цвета. Пожалуйста, те ребята, у кого картинки с белой «рубашкой», подойдите к столу, отмеченному белым цветом, у кого желтые – к столу с желтым цветом и т. д. (Дети собирают разрезные картинки). Итак, ребята, внимательно посмотрите на получившиеся у вас картинки (Приложение 1, 2). Как вы думаете, о ком же мы сегодня будем говорить на занятии? Правильно, о птицах.

Воспитатель: Назовите, каких птиц вы знаете? (дети перечисляют знакомых птиц) Давайте рассмотрим и сравним двух птиц, которые изображены на рисунках. Кто это? (Ворона и воробей).

Какая ворона по размеру? (большая)

А какой по размеру воробей? (маленький).

Какого цвета ворона и какого цвета воробей?

Как кричит ворона… ., как воробей?

Покажите, как ходит ворона…. , как прыгает воробей?

Но чем-то эти птицы похожи? Чем же?

Сколько у всех птиц ног? (две ноги)

Чем покрыто тело у птиц? (Перьями)

Сколько крыльев у птиц? (Два крыла)

С помощью чего птицы клюют корм? (с помощью клюва)

Воспитатель подводит итог: У всех птиц две (ноги, два. (крыла, у всех птиц есть (клюв, тело покрыто (перьями).

Педагогу на заметку: В мире насчитывается более 9800 видов птиц и почти все они, за исключением некоторых, могут летать. Почти все птицы имеют крылья. Крыло птицы имеет не плоскую поверхность, а выгнутую, природа специально так устроила, чтобы крыло создавало силу, противодействующую другой силе – силе тяжести. Это необходимо для того, чтобы поток воздуха, окружающий крыло, должен пройти более длинный путь по верхней части крыла, чем по нижней. Так как нижняя часть крыла является вогнутой, воздушный поток над крылом будет двигаться быстрее, чем под ним. Это создает разное давление над крылом и под ним, тем самым создавая силу, направленную вверх, которая и противодействует силе тяжести. Следующее приспособление для полета это крылья. Перо это роговое образование кожи, очень легкое и воздушное. Благодаря перьям, поверхность тела птицы остается гладким и в полете воздух легко его обтекает.

Воспитатель: А сейчас я проверю, какие вы внимательные. Прослушайте стихотворение – шутку «Птицы»

Задание: Надо хлопнуть в ладоши, если не птица, или такого не может быть.

«Прилетели птицы

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи.

Прилетели птицы

Голуби, вороны,

Галки, макароны!

Прилетели птицы

Голуби, куницы.

Прилетели птицы

Голуби, синицы,

Страусы, чижи.

Прилетели птицы

Голуби, синицы,

Болтики, кукушки.

Прилетели птицы

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Гаечки, стрижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы-сплюшки,

Лебеди и утки

Вот спасибо шутке!

Воспитатель: Наступила осень. Птицам необходимо готовиться к холодам, некоторые из них остаются, а некоторые улетают в тёплые края. Поговорим о том, что птицы бывают перелетные и зимующие. Почему их так называют? (перелетные птицы – зимой летят в теплые страны, у нас им холодно и нечего кушать; зимующие – не боятся холода и остаются здесь). А когда прилетают птицы обратно? (Весной)

Воспитатель: Посмотрите, кто относиться к перелетным птицам (Приложение 3, отгадайте загадки.

Угадайте, что за птичка

Темненькая невеличка.

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (ласточка)

Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти. (журавль)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это … (соловей)

Он прилетает каждый год

Туда, где птичий домик ждет. (скворец)

В лесу одна смешная птица

Весь день поет : «Ку – ку! Ку –ку! »

Никак не может научиться петь, как петух:

«Ку – ка – ре – ку! ». (Кукушка)

К зимующим птицам относят воробья, ворону, синицу, снегиря, голубя, сову, дятла, сороку.

Воспитатель: Почему улетают птицы? (улетающим птицам зимой есть нечего, многие перелетные птицы едят насекомых, а с наступлением холодов все насекомые прячутся, поэтому в поиске пищи птицы улетают в теплые края). Ребята, кто-нибудь видел, как летят перелетные птицы? (шеренгой, фронтом или поперечным рядом летят кулики, цапли, утки; гуси, чаще всего летят косяком; углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы) (Приложение 4) .

Воспитатель: А как же зимующие птицы питаются зимой (Приложение 1, 2, 5, 6). К нам в гости прилетели птицы, которые живут у нас зимой. Посмотрите, какие птицы к нам прилетели? Первая ворона. Она большая, чёрная и кричит: «Кар-кар». Теперь снегирь. У него красная грудка. Какая красивая птичка! Дальше маленький серенький воробей. И синичка, у неё жёлтая грудка. А вот и голубь, давайте послушаем, что же они хотят нам рассказать.

Голубь: Ребята, здравствуйте! Да, нам зимой приходится несладко, мы постоянно находимся в поиске пищи. Я питаюсь семенами растений, особенно люблю зерновые культуры.

Воробей: Я тоже люблю семена растений.

Синица: А я выискиваю на ветках и стволах насекомых и пауков. А в зимний период питаюсь семенами и другой растительной пищей. Очень люблю наведываться на кормушки в городских парках.

Снегирь: Моя пища – это преимущественно семена, почки и ягоды. Кормясь ягодами, я выедаю из них семена.

Ворона: А я всеядна, но и мне пищу не всегда легко найти.

Воспитатель: Зима – суровое время года. И чтобы поддержать температуру тела (а она у птиц около +40°С) и выжить, птицам с самого раннего утра нужен корм. Но бывает, что к нему не добраться – естественные места кормления либо занесены сугробами, либо покрыты непробиваемой ледяной коркой. П0омочь птицам выжить могут только люди.

Птицы: Основной вид зимнего корма – это несоленое свиное сало и говяжий жир, пшено, пшеничные отруби, овсяные хлопья, семена подсолнечника и мака, а также сушеные ягоды боярышника и шиповника, орехи, шишки, сухофрукты, свежие мягкие фрукты и крошки белого хлеба. Нам нельзя давать черный хлеб. Он закисает в зобу, плохо переваривается, и вызывает гибель! Нам так тяжело зимой, что любая болезнь для них практически смертельна. Поэтому кормушки и места постоянного кормления надо содержать в чистоте, чтобы они не стали источником болезней.

Воспитатель: Наступит зима, выпадет снег, укрыв всю землю белым покрывалом, птицам трудно зимой найти корм. Необходимо смастерить кормушки, повесить на деревья и насыпать в них корма. Слетятся птицы со всех сторон. Красивые птички, все разные. И большая чёрная ворона прилетит, и маленький серый воробей, и желтогрудая синичка, и снегирь с красной грудкой. «Кар-кар, «чик-чирик» - это птички говорят «спасибо». А теперь давайте с вами превратимся в птичек.

Физкультминутка. Воспитатель читает стихотворные строки, а дети имитируют движения птиц.

Ой, летали птички,

Птички-невелички.

Всё летали, всё летали,

Крыльями махали.

(Дети машут руками как крыльями.)

На дорожку сели,

Зёрнышки поели.

Клю, клю, клю, клю,

Клю, клю, клю, клю,

Как я зёрнышки люблю.

(Приседают на корточки; указательными пальцами постукивают по дорожке.)

Пёрышки почистим,

Чтобы были чище.

Вот так, вот так,

Вот так, вот так,

Чтобы были чище.

Ребята, руками «чистят» предплечья, как бы обнимая себя.

Прыгаем по веткам,

Чтоб сильней стать деткам.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгаем по веткам.

(Дети прыгают на месте) .

Воспитатель: Молодцы, вот какие птички из вас хорошие получились. А теперь мы с вами поиграем в игры «Снежный ком» и «Зимующие и перелётные птицы».

Игра «Снежный ком»

Дети стоят в кругу и предают друг другу ком из ваты, говоря слова:

«Снежный ком мы все катаем

до пяти мы все считаем

раз, два, три, четыре, пять

тебе птицу называть»

(тот, у кого в руках оказался снежный ком называет птицу) .

Игра «Зимующие и перелетные птицы»

Дети надевают шапочки-маски птиц, солнышка и снежинки; под музыку изображая птиц «летают». По окончании музыки перелетные птицы становятся вокруг «солнышка», зимующие вокруг «снежинки».

Воспитатель: Предлагаю послушать фонограмму: Ребята скажите, на что похож этот звук? (ветер, вьюга, метель)

Вопрос: Как вы думаете, хорошо ли птицам в такую погоду живется? (ответы детей)

- Что страшнее для птиц, голод или холод? (голод)

Да, под толстым слоем снега нелегко отыскать корм. Вот и рассчитывают птицы на доброту и сострадание человека.

Вопросы:

- Как мы можем помочь птицам зимой? (ответы детей)

- А из чего бы нам сделать кормушки, как вы думаете? (ответы детей)

Воспитатель: Подойдите к столу, рассмотреть все, что лежит на столе. (ягоды рябины, кусочки сала, шишки)

- Вы догадались, для чего я вас пригласила к этому столу? (ответы детей)

- Что же можно сделать из этого? (ответы детей)

- Подумайте, как можно быстро сделать кормушку? (начинить шишки кусочками сала и ягодами рябины) .

Самостоятельная работа детей по изготовлению кормушек.

В конце занятия подвести итог.

Заключение

Занятие на тему «Птицы-наши друзья» направлено на формирование ценностного отношения ребёнка к окружающему миру и, в последствии, направлено на реализацию деятельностного или практического подхода к объектам живой природы.

Данное занятие может быть использовано в практике педагогов ДОУ для знакомства детей дошкольного возраста с разнообразие жизни птиц.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_okruzhayushchiy_mir.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

ООД по ознакомлению с природой

в старшей группе

«Перелетные птицы»

 Тема: «Перелетные птицы»

Цели:

1. Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».

 2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.

 3. Упражнять детей:

 - в образовании сложных прилагательных;

 - в составлении сложноподчиненных предложений.

 4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Оборудование:

Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.

Ход занятия:

1. Воспитатель читает стихотворение А. Плещеева:

Скучная картина!

 Тучи без конца,

 Дождик так и льется,

 Лужи у крыльца,

Чахлая рябина

 Мокнет под окном;

 Смотрит деревушка

 Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

 Осень, к нам пришла?

 Еще просит сердце

 Света и тепла.

- Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/

- Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/.

 - А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/.

 - Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок/.

 - Отгадайте, пожалуйста, загадки:

1. Эта птица никогда

 Для птенцов не вьет гнезда.

 /Кукушка/

- Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. /аудиозапись/. Отгадайте следующую загадку.

2. Под крышей я леплю гнездо

 Из комочков глины.

 Для птенчиков стелю на дно

 Пуховую перину.

 /Ласточка/ /включается аудиозапись/

3. Это старый наш знакомый:

 Он живет на крыше дома -

 Длинноногий, длинноносый,

 Длинношеий, безголосый.

 Он летает на охоту

 за лягушками к болоту.

 /Аист/ /аудиозапись/

- Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным.

 Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.

 - Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/.

 - У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/

 - Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/.

 - А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

 Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Физминутка «Птицы»

/загибаются пальцы обеих рук/

Пой–ка, подпевай-ка,

 Десять птичек – стайка,

 Эта птичка – воробей,

 Эта птичка – совушка,

 Сонная головушка.

 Эта птичка – свиристель,

 Эта птичка – коростель,

 Эта птичка – скворушка,

 Серенькое перышко.

 Эта – зяблик,

 Эта – стриж,

 Эта – развеселый чиж.

 Ну а эта – злой орлан,

 Птички, птички, по домам.

 /руки за спину/

Упражнение «Отгадай и присядь»

- Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Упражнение «Скажи одним словом»

- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.

 У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.

 У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.

 Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.

 У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.

 У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.

 Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.

 Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.

 Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.

 Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

Анализ занятия:

- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?

 - О каких новых перелетных птицах вы узнали?

 - Что интересного мы узнали о кукушке?

 - Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

 - Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!

Конспект занятия с детьми старшей группы «Перелётные и зимующие птицы нашего города»

Методическая разработка занятия с детьми

старшей группы

на тему «Перелётные и зимующие птицы

нашего города»

Тема занятия: «Птицы-наши друзья»

Цель: Расширить представление детей о перелётных и зимующих птицах.

Задачи:

Совершенствовать умение детей узнавать птиц по описанию и внешнему виду, иллюстрациям и частям тела.

Формировать эмоциональную отзывчивость, сопереживать состоянию жизни птиц в осенне-зимний период.

Развивать воображение, творческую фантазию детей, конструктивные способности; инициативу и самостоятельность детей в решении проблемных ситуаций; умение работать в коллективе. Развивать внимание, наблюдательность, мышление, диалогическую речь, память, основные виды движений. Развивать умение строить причинно-следственные связи.

Закрепить с детьми особенности внешнего вида и поведения, на сравнении двух птиц: вороны и воробья;

Активизировать в речи детей: название птиц, описание и название частей тела птиц.

Воспитывать активный интерес к жизни пернатых, любовь к птицам и заботливое отношение к ним зимой.

Материал к занятию:

Презенто-демонстрационный материал, музыкальное сопровождение, элементы костюмов разрезные картинки с изображениями птиц, ком из ваты для игры «Снежный ком», картинки с изображением птиц (синица, снегирь, воробей, ворона, шапочки маски: солнышко, снежинка, зимующие и перелетные птицы, рисунки с контурами птиц по количеству детей, магнитофон, фонограмма звука ветра и вальса, шишки, кусочки сала, ягоды рябины, салфетки, медальоны с изображениями животных и птиц.

Организация и методика проведения занятия:

Дети сидят на стульчиках полукругом.

Воспитатель: Тему сегодняшнего занятия вам помогут определить картинки. Я попрошу вас подойти и выбрать по одному фрагменту. Теперь посмотрите на обратную сторону. Видите «рубашки» у картинок разного цвета. Пожалуйста, те ребята, у кого картинки с белой «рубашкой», подойдите к столу, отмеченному белым цветом, у кого желтые – к столу с желтым цветом и т. д. (Дети собирают разрезные картинки). Итак, ребята, внимательно посмотрите на получившиеся у вас картинки (Приложение 1, 2). Как вы думаете, о ком же мы сегодня будем говорить на занятии? Правильно, о птицах.

Воспитатель: Назовите, каких птиц вы знаете? (дети перечисляют знакомых птиц) Давайте рассмотрим и сравним двух птиц, которые изображены на рисунках. Кто это? (Ворона и воробей).

Какая ворона по размеру? (большая)

А какой по размеру воробей? (маленький).

Какого цвета ворона и какого цвета воробей?

Как кричит ворона… ., как воробей?

Покажите, как ходит ворона…. , как прыгает воробей?

Но чем-то эти птицы похожи? Чем же?

Сколько у всех птиц ног? (две ноги)

Чем покрыто тело у птиц? (Перьями)

Сколько крыльев у птиц? (Два крыла)

С помощью чего птицы клюют корм? (с помощью клюва)

Воспитатель подводит итог: У всех птиц две (ноги, два. (крыла, у всех птиц есть (клюв, тело покрыто (перьями).

Педагогу на заметку: В мире насчитывается более 9800 видов птиц и почти все они, за исключением некоторых, могут летать. Почти все птицы имеют крылья. Крыло птицы имеет не плоскую поверхность, а выгнутую, природа специально так устроила, чтобы крыло создавало силу, противодействующую другой силе – силе тяжести. Это необходимо для того, чтобы поток воздуха, окружающий крыло, должен пройти более длинный путь по верхней части крыла, чем по нижней. Так как нижняя часть крыла является вогнутой, воздушный поток над крылом будет двигаться быстрее, чем под ним. Это создает разное давление над крылом и под ним, тем самым создавая силу, направленную вверх, которая и противодействует силе тяжести. Следующее приспособление для полета это крылья. Перо это роговое образование кожи, очень легкое и воздушное. Благодаря перьям, поверхность тела птицы остается гладким и в полете воздух легко его обтекает.

Воспитатель: А сейчас я проверю, какие вы внимательные. Прослушайте стихотворение – шутку «Птицы»

Задание: Надо хлопнуть в ладоши, если не птица, или такого не может быть.

«Прилетели птицы

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи.

Прилетели птицы

Голуби, вороны,

Галки, макароны!

Прилетели птицы

Голуби, куницы.

Прилетели птицы

Голуби, синицы,

Страусы, чижи.

Прилетели птицы

Голуби, синицы,

Болтики, кукушки.

Прилетели птицы

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Гаечки, стрижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы-сплюшки,

Лебеди и утки

Вот спасибо шутке!

Воспитатель: Наступила осень. Птицам необходимо готовиться к холодам, некоторые из них остаются, а некоторые улетают в тёплые края. Поговорим о том, что птицы бывают перелетные и зимующие. Почему их так называют? (перелетные птицы – зимой летят в теплые страны, у нас им холодно и нечего кушать; зимующие – не боятся холода и остаются здесь). А когда прилетают птицы обратно? (Весной)

Воспитатель: Посмотрите, кто относиться к перелетным птицам (Приложение 3, отгадайте загадки.

Угадайте, что за птичка

Темненькая невеличка.

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (ласточка)

Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти. (журавль)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это … (соловей)

Он прилетает каждый год

Туда, где птичий домик ждет. (скворец)

В лесу одна смешная птица

Весь день поет : «Ку – ку! Ку –ку! »

Никак не может научиться петь, как петух:

«Ку – ка – ре – ку! ». (Кукушка)

К зимующим птицам относят воробья, ворону, синицу, снегиря, голубя, сову, дятла, сороку.

Воспитатель: Почему улетают птицы? (улетающим птицам зимой есть нечего, многие перелетные птицы едят насекомых, а с наступлением холодов все насекомые прячутся, поэтому в поиске пищи птицы улетают в теплые края). Ребята, кто-нибудь видел, как летят перелетные птицы? (шеренгой, фронтом или поперечным рядом летят кулики, цапли, утки; гуси, чаще всего летят косяком; углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы) (Приложение 4) .

Воспитатель: А как же зимующие птицы питаются зимой (Приложение 1, 2, 5, 6). К нам в гости прилетели птицы, которые живут у нас зимой. Посмотрите, какие птицы к нам прилетели? Первая ворона. Она большая, чёрная и кричит: «Кар-кар». Теперь снегирь. У него красная грудка. Какая красивая птичка! Дальше маленький серенький воробей. И синичка, у неё жёлтая грудка. А вот и голубь, давайте послушаем, что же они хотят нам рассказать.

Голубь: Ребята, здравствуйте! Да, нам зимой приходится несладко, мы постоянно находимся в поиске пищи. Я питаюсь семенами растений, особенно люблю зерновые культуры.

Воробей: Я тоже люблю семена растений.

Синица: А я выискиваю на ветках и стволах насекомых и пауков. А в зимний период питаюсь семенами и другой растительной пищей. Очень люблю наведываться на кормушки в городских парках.

Снегирь: Моя пища – это преимущественно семена, почки и ягоды. Кормясь ягодами, я выедаю из них семена.

Ворона: А я всеядна, но и мне пищу не всегда легко найти.

Воспитатель: Зима – суровое время года. И чтобы поддержать температуру тела (а она у птиц около +40°С) и выжить, птицам с самого раннего утра нужен корм. Но бывает, что к нему не добраться – естественные места кормления либо занесены сугробами, либо покрыты непробиваемой ледяной коркой. П0омочь птицам выжить могут только люди.

Птицы: Основной вид зимнего корма – это несоленое свиное сало и говяжий жир, пшено, пшеничные отруби, овсяные хлопья, семена подсолнечника и мака, а также сушеные ягоды боярышника и шиповника, орехи, шишки, сухофрукты, свежие мягкие фрукты и крошки белого хлеба. Нам нельзя давать черный хлеб. Он закисает в зобу, плохо переваривается, и вызывает гибель! Нам так тяжело зимой, что любая болезнь для них практически смертельна. Поэтому кормушки и места постоянного кормления надо содержать в чистоте, чтобы они не стали источником болезней.

Воспитатель: Наступит зима, выпадет снег, укрыв всю землю белым покрывалом, птицам трудно зимой найти корм. Необходимо смастерить кормушки, повесить на деревья и насыпать в них корма. Слетятся птицы со всех сторон. Красивые птички, все разные. И большая чёрная ворона прилетит, и маленький серый воробей, и желтогрудая синичка, и снегирь с красной грудкой. «Кар-кар, «чик-чирик» - это птички говорят «спасибо». А теперь давайте с вами превратимся в птичек.

Физкультминутка. Воспитатель читает стихотворные строки, а дети имитируют движения птиц.

Ой, летали птички,

Птички-невелички.

Всё летали, всё летали,

Крыльями махали.

(Дети машут руками как крыльями.)

На дорожку сели,

Зёрнышки поели.

Клю, клю, клю, клю,

Клю, клю, клю, клю,

Как я зёрнышки люблю.

(Приседают на корточки; указательными пальцами постукивают по дорожке.)

Пёрышки почистим,

Чтобы были чище.

Вот так, вот так,

Вот так, вот так,

Чтобы были чище.

Ребята, руками «чистят» предплечья, как бы обнимая себя.

Прыгаем по веткам,

Чтоб сильней стать деткам.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгаем по веткам.

(Дети прыгают на месте) .

Воспитатель: Молодцы, вот какие птички из вас хорошие получились. А теперь мы с вами поиграем в игры «Снежный ком» и «Зимующие и перелётные птицы».

Игра «Снежный ком»

Дети стоят в кругу и предают друг другу ком из ваты, говоря слова:

«Снежный ком мы все катаем

до пяти мы все считаем

раз, два, три, четыре, пять

тебе птицу называть»

(тот, у кого в руках оказался снежный ком называет птицу) .

Игра «Зимующие и перелетные птицы»

Дети надевают шапочки-маски птиц, солнышка и снежинки; под музыку изображая птиц «летают». По окончании музыки перелетные птицы становятся вокруг «солнышка», зимующие вокруг «снежинки».

Воспитатель: Предлагаю послушать фонограмму: Ребята скажите, на что похож этот звук? (ветер, вьюга, метель)

Вопрос: Как вы думаете, хорошо ли птицам в такую погоду живется? (ответы детей)

- Что страшнее для птиц, голод или холод? (голод)

Да, под толстым слоем снега нелегко отыскать корм. Вот и рассчитывают птицы на доброту и сострадание человека.

Вопросы:

- Как мы можем помочь птицам зимой? (ответы детей)

- А из чего бы нам сделать кормушки, как вы думаете? (ответы детей)

Воспитатель: Подойдите к столу, рассмотреть все, что лежит на столе. (ягоды рябины, кусочки сала, шишки)

- Вы догадались, для чего я вас пригласила к этому столу? (ответы детей)

- Что же можно сделать из этого? (ответы детей)

- Подумайте, как можно быстро сделать кормушку? (начинить шишки кусочками сала и ягодами рябины) .

Самостоятельная работа детей по изготовлению кормушек.

В конце занятия подвести итог.

Заключение

Занятие на тему «Птицы-наши друзья» направлено на формирование ценностного отношения ребёнка к окружающему миру и, в последствии, направлено на реализацию деятельностного или практического подхода к объектам живой природы.

Данное занятие может быть использовано в практике педагогов ДОУ для знакомства детей дошкольного возраста с разнообразие жизни птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе, тема: «Перелетные птицы»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста (старшая группа) «Перелетные птицы»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯпо ознакомлению с окружающим миромдетей старшего дошкольного возраста (старшая группа)на тему: ознакомления с природойТема занятия: «Перелетные птицы»...

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе «Покормим птиц зимой»

Программные задачи : Расширять представления о зимующих птицах. Учить узнавать по внешнему виду и называть их. Развивать познавательный интерес к миру природы.   Формировать желание заботить...

Игровое занятие по ознакомлению с природой в старшей группе «Перелетные птицы»

Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц....

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе, тема: «Перелетные птицы»

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе, тема: «Перелетные птицы»...

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе «Покормим птиц зимой»

Расширять представление детей о зимующих птицах родного края.Учить узнавать по внешнему виду и называть птиц.Формировать желание наблюдать за птицами, не мешая им.Развивать познавательный интерес к ми...

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе «Покормим птиц»

Конспект занятия по ознакомлению с природой  в старшей группе «Покормим птиц»         Образовательная область: Познавательное развитие...