"Путешествие в осенний лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Сидельцева Индира Галимжановна

Итоговое занятие по окружающему миру в средней группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задачи:

1. Выявить представления детей об основных признаках времен года, упражнять находить эти признаки самостоятельно;

2. Систематизировать знания детей об осенних изменениях в живой и неживой природе;

3.  Формировать познавательную активность, умение  делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе.

Материал: иллюстрации с изображением времен года, иллюстративный материал с изображением лесных зверей, птиц, насекомых, кукла царевна Несмеяна.

Ход занятия:

- Дети, а вы любите сказки ? (Да) Тогда слушайте.

«В некотором царстве, в некотором государстве жила-была царевна Несмеяна. Проснулась она как-то утром, посмотрела в окно и удивилась. Все деревья стоят голые, идет дождь. Позвала она слугу и велела ему в саду малины нарвать. Пошел слуга и вернулся ни с чем»

-Почему?  (Поздней осенью ягоды не растут.)

-А как вы догадались, что осень на дворе? (голые деревья, дождь).

Захотелось ей подснежников. Приказала слугам в лес пойти.

-Удалось ли слугам нарвать цветов?

-Почему (осенью  подснежники не растут.)

Царевна плачет.

-Не плачь царевна, мы тебе поможем. Ребята тебе подскажут, когда можно подснежников нарвать и малиной полакомиться.

-Какие времена года вы знаете? А чем времена года друг от друга отличаются, знаете?

Я раскрываю почки

В зеленые листочки.

Деревья одеваю

Посевы поливаю,

Движениям полна,

Зовут меня (Весна)

Я соткано из зноя

Несу тепло с собою

Я реки согреваю,

"Купайтесь!"-приглашаю.

И любите за это,

Потому что это (Лето)

Наступили холода,

Обернулась в лед вода

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым

Перестал медведь реветь,

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает.

Когда это бывает (Зимой)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю, но не касаюсь сосен,

Потому что это (Осень)

Дети раскладывают картинки времен года в определенной последовательности (весна, лето, осень, зима).

Царевна опять плачет.

-Не грусти, Несмеяна, чтобы тебе не было скучно, мы приглашаем тебя на прогулку в осенний лес. Пойдешь с нами? Только чур, не капризничать!

А как мы с вами, ребята, оденемся (легкая куртка, шапочка, резиновые сапоги). Почему мы так оделись (Потому что стало холодно).

 Воспитатель: У каждого времени года есть свои приметы. Сейчас мы с вами вспомним приметы Осени.

(Дети отвечают на вопросы воспитателя)

Осенью цветут цветы?                       Дети:      Нет

Осенью растут грибы?                                        Да

Тучки солнце закрывают?                                  Да

Колючий ветер прилетает?                                Да

Туманы осенью плывут?                                   Да

Ну а птицы гнезда вьют?                                  Нет

А букашки прилетают?                                     Нет

Звери норки закрывают?                                   Да

Урожай все собирают?                                      Да

Птичьи стаи улетают?                                       Да

Часто – часто льют дожди?                              Да

Достаем ли сапоги?                                           Да

Солнце светит очень жарко?                           Нет

Можно детям загорать?                                   Нет

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?                                Да

Воспитатель:  Вы хорошо знаете приметы Осени, значит, можно идти дальше.

Давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу (не шуметь, не кричать, не нарушать тишину леса, не ломать ветки деревьев, не бросать мусор, не ловить бабочек, муравьев, не разорять гнезда птиц).

-Ну что готовы? Беритесь крепче за ручки, чтобы никто не потерялся.

Мы шагаем, мы шагаем

Выше ноги поднимаем

Топ-топ, шлеп-шлеп

На полянку вышли вот (звуки леса)

-Ой, ребятки, слышите (пение птиц).  А каких птиц вы знаете?

-Царевна, а знаешь ли ты, что одни птицы зимуют с нами, а другие улетают на юг. Почему? Как вы думаете, ребята (становится холодно, птицам труднее найти себе корм). А как же быть тем птицам, которые остались (им нужно помогать, делать кормушки, подкармливать).

-Птицы улетают.  А кто же ещё засыпает осенью?  (насекомые). Я вам сейчас загадаю загадки, а отгадки вы найдете на этих картинках.

1. Шевелились у цветка все четыре лепестка

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел (бабочка)

2. Он сети как рыбак готовит, а рыбы никогда не ловит (паук)

3. Лети, пищит, ножки длинные тащит,

Случай не упусти: сядет и укусит  (комар)

4. Жу-жу, жу-жу. Я на ветке сижу.

Букву Ж все твержу. (Жук)

5. Домовитая хозяйка полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком - он поделится медком. (пчела)

6. На поляне возле елок дом построен из иголок.

За травой не виден он, а жильцов в нем миллион (муравьи)

7. Надевает эта крошка платье красное в горошек.

И летать умеет ловко, это (божья коровка)

8. С ветки на тропинку, с травинки на былинку

Прыгает пружинка - зеленая спинка (кузнечик)

- Молодцы!

-Дети! А мы с вами пойдем дальше в лес по тропинке. Ой, а тропа обрывается на краю реки. Как же нам перебраться на другой берег (Ответы детей) Если переправляться на лодке, то из чего её лучше сделать? У нас есть дерево, камни, бумага.

Опыт. 

 Сейчас мы с вами узнаем как камень, бумага и  дерево будут вести себя в воде. Перед вами сосуд с водой, попробуйте опустить дерево в воду. Что с ним произойдет?

Ответы детей: Дерево плавает.

Воспитатель: Давайте осторожно опустим камень в воду. Что произошло с ним?

Ответы детей: Камень тонет.

Воспитатель: Почему (Ответы.) Камень тяжелее воды. А почему дерево плавает (Ответы.) Оно легче воды.

Воспитатель: А теперь опустим в воду бумагу, что стало с ней?

Ответы детей: Она размокла и порвалась.

Вывод: лодку лучше сделать из дерева, т. к. оно прочное, легкое и не тонет.

-Вот и перебрались мы с вами на другой берег. Давайте настроим бинокли и посмотрим по сторонам. Кого ещё мы видим в лесу? Смотрите внимательнее, ведь животные прячутся от людей.

Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы? Кто в дупле орешки прячет, сушит на зиму грибы (белка)

Посмотрите, какая она сейчас? А какую шубку она будет носить зимой ? (серую). Почему цвет шерстки будет  другим (так белочка прячется от своих врагов). А зачем белке хвост (он у нее как парашют, помогает плавно опуститься на ветку, а когда становится холодно, она им прикрывается). А чем белочка будет  питаться  всю зиму? (делает запасы). А где живет она? (в дупле). Как вы думаете, какие у белочки коготки? (острые, цепкие).

А кто ещё сменит шубку с приходом зимы?  (заяц) Какая она сейчас? А какая будет  зимой? Зачем зайцу шубу менять? Кого боится заяц? От кого прячется (от лисы). А если все-таки лиса его выследила, как ему спастись? Что помогает зайцу так быстро бегать? (длинные и сильные задние лапы).

А это кто такой: хозяин лесной просыпается весной? (медведь).Где он будет спать зимой? (в берлоге) . А чем медведь питался все лето и осень? (ягодами, грибами, любыми животными, которые он смог поймать) . Почему медведь не делает запасов на зиму?

Кто ещё из зверей будет спать зимой? (ёжик). Перед тем как впасть ёжику в спячку, он хорошо кушает, запасается жиром, чтобы всю зиму сытым спать. А чем он питается? (грибами, ягодами, насекомыми, мышами).  Ребята, как вы думаете, зачем ежику нужны иголки (чтобы защитится от врагов).

Вот и пришла пора нам с лесом прощаться, в детский сад возвращаться! Понравилась вам прогулка? Что запомнилось?

Животным понравилось, что вы не шумели в лесу, играли с ними .

Царевна: -И мне понравилась прогулка! Вот вам  подарочки от меня (раскраски с изображением животных).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний праздник в средних группах "Путешествие в осенний лес"

"Путешествие в осенний лес" праздник в средних группах...

Интегрированная образовательная деятельность на тему"Путешествие в осенний лес" в рамках тематической недели "Осени прощальные мотивы"

Интегрированная образовательная деятельность на тему «Путешествие в осенний лес» в рамках тематической недели «Осени прощальные мотивы».Программное содержание:1. Здоровье. Сохранять и укреплять физиче...

Сценарий осеннего праздника для второй младшей группы "Путешествие в осенний лес"

Сценарий осеннего развлечения разработан для младших дошкольников с учётом возрастных особенностей детей....

Сценарий осеннего праздника "Путешествие в осенний лес" (разновозрастная группа)

Сценарий осеннего праздника "Путешествие в осенний лес" (разновозрастная группа)...

Осенний праздник для детей 2 младшей группы "Осеннее путешествие в осенний лес"

Сценарий раскрывает встречу детей с Осенью. В доступной форме дети знакомятся с осенним временем  года. В прцессе праздника дети просматривают кукольный спектакль. Цель праздника: воспитывать ком...