Эколого - развивающая среда в ДОУ
материал по окружающему миру

Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе.

В дошкольном учреждении решается важное задание — не только раскрыть перед детьми красоту природы, но и научить их самостоятельно ее замечать и ценить.  

В современных условиях экологическое воспитание осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС), согласно которому одной из форм экологического воспитания детей в дошкольной группе является Эко-среда, она должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников.

Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых.

Эколого-развивающая среда в детском саду должна способствовать:

  • -  познавательному развитию ребенка;
  • - эколого-эстетическому развитию;
  • - оздоровлению ребенка;
  • - формированию нравственных качеств;
  • - формированию экологически грамотного поведения;
  • - экологизации различных видов детской деятельности.

Для выполнения задач РППС должна быть:

  • Содержательно - насыщенной
  • Трансформируемой
  • Полифункциональной
  • Доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников
  • Безопасной

Создавая эколого-развивающую среду, необходимо учитывать, сезонность.

Эколого-развивающая среда включает в себя следующие компоненты:

 

 

Уголок природы

  • Комнатные растения и паспорт к ним;
  • Карты мира, края, звездного неба;
  • Зона коллекций (семян, ракушек, камней, гербарий);
  • Макеты "Скотный двор", «Зоопарк», различных экосистем, и т.п.;
  • Календарь природы;
  • Природный материал
  • Дидактические игры
  • оборудование для организации труда в природе;
  • гербарии
  • семена

Природный уголок организуется с учетом возрастных особенностей и возможностей детей, с требованиями программы, и задачами экологического образования дошкольников. 

Все объекты, предметы, материалы уголка природы должны быть яркими, красочными, эмоционально привлекательными, доступными детям (и содержательно, и физически). Материалы, объекты и оборудование должны стимулировать детей к организации детей экологически-ориентированного общения в процессе реализации различных видов и форм детской деятельности (наблюдения, игр, труда, экспериментирования и пр.).

Минилаборатория

  • Материалы для детского экспериментирования
  • (стаканчики, палочки, пробирки, воронки, лупы, магниты и т.д.
  • бросовый материал (емкости),
  • микроскопы,
  • барометр,
  • бинокль,
  • песочные часы,
  • термометр,
  • комплекты для игр с водой, песком и др.

Предназначена для организации детской элементарно-исследовательской деятельности в природе. Которая обеспечит детям не только осознание связей и зависимостей, существующих в мире природы, но и даст возможность качественно освоить перечень трудовых умений и навыков, необходимых детям для организации экологически-грамотного ухода за выращиваемыми растениями активно использовать их в повседневной жизни. 

Библиотека

  • Познавательная литература о природе;
  • Литература по уходу за животными и растениями;
  • Подбор картин и иллюстраций из жизни животных, растений, по сезонным изменениям,
  • В зоне библиотеки могут находиться куклы – сказочные персонажи, которые используются на занятиях по экологии, глобусы, Здесь же располагается технический комплекс – видеоматериалы, аудиоматериалы

Территория детского сада

Можно организовать игровые площадки для организации экологических праздников, экскурсий и игр, огород, цветник, экологическую тропу.

На участке детского сада педагог организует ежедневное наблюдение за природой, во время которого дети многое узнают о жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года. Дети всех возрастных групп имеют возможность трудиться в цветнике, на огороде. Одновременно они узнают, какие условия необходимо создать для нормальной жизни растений, приобретают необходимые навыки и умения, приучаются бережно и заботливо относиться к природе. Участок - это и место для разнообразных игр детей с песком.

Экологический театр

  • костюмы
  • атрибуты для экологических инсценировок, маски
  • Способствует развитию фантазии, речи, актёрских данных через участие в экологических постановках

Галерея

  • тематические выставки детских работ

Экологическая комната

Находится в отдельном помещении детского сада;

Содержатся крупные растения, декоративные птицы в вольерах, различные водные обитатели в больших аквариумах; коллекционные подборки растений и животных;

Уход за объектами осуществляет специальный человек при обязательном спланированном участии детей.

 

 

Музей природы родного края

Позволит познакомить дошкольников с природными особенностями родного края, с использованием ресурсов и отношением людей и природы, с экологическими проблемами на примере своего региона.

Содержательное наполнение музея природы:

  • Зона коллекций – гербарии, коллекции объектов неживой природы родного края (минералов, ракушек, образцы песка, глины, различных почв и т.д.).

 Принципы отбора объектов для зоны коллекций:

  • -доступность объектов для сбора (включаются только те объекты, которые доступны для сбора самим детям и их родителям);
  • -разнообразие объектов;
  • -краеведческий принцип (представлены природные объекты родного края);
  • - природоохранный принцип (не включать в состав объектов коллекции и чучела животных, а также охраняемые, редкие и исчезающие виды растений;
  • -безопасность (объекты должны быть чистыми и не должны являться аллергенами).
  • Модели, отражающие характерные для данной местности растительные сообщества и экосистемы (лес, луг, водоём, поле).
  • Иллюстративно-наглядный материал, содержащий сведения о лекарственных растениях, растениях и животных как широко распространённых, так и редко встречающихся в данной местности.
  • Различные карты, отражающие животный и растительный мир Родины.

 

 

Таким образом, грамотная организация эколого-развивающей среды и осуществление в ней совместной эколого содержательной деятельности детей и воспитателя обеспечит формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать познавательное отношение к ней и обеспечит становление ценностного отношения ко всему живому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эколого - развивающая среда в ДОУ74.87 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе.

В дошкольном учреждении решается важное задание — не только раскрыть перед детьми красоту природы, но и научить их самостоятельно ее замечать и ценить.  

В современных условиях экологическое воспитание осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС), согласно которому одной из форм экологического воспитания детей в дошкольной группе является Эко-среда, она должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников.

Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых.

Эколого-развивающая среда в детском саду должна способствовать:

  • -  познавательному развитию ребенка;
  • - эколого-эстетическому развитию;
  • - оздоровлению ребенка;
  • - формированию нравственных качеств;
  • - формированию экологически грамотного поведения;
  • - экологизации различных видов детской деятельности.

Для выполнения задач РППС должна быть:

  • Содержательно - насыщенной
  • Трансформируемой
  • Полифункциональной
  • Доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников
  • Безопасной

Создавая эколого-развивающую среду, необходимо учитывать, сезонность.

Эколого-развивающая среда включает в себя следующие компоненты: C:\Users\Евгения\Desktop\img7.jpg

Уголок природы

  • Комнатные растения и паспорт к ним;
  • Карты мира, края, звездного неба;
  • Зона коллекций (семян, ракушек, камней, гербарий);
  • Макеты "Скотный двор", «Зоопарк», различных экосистем, и т.п.;
  • Календарь природы;
  • Природный материал
  • Дидактические игры
  • оборудование для организации труда в природе;
  • гербарии
  • семена

Природный уголок организуется с учетом возрастных особенностей и возможностей детей, с требованиями программы, и задачами экологического образования дошкольников. 

Все объекты, предметы, материалы уголка природы должны быть яркими, красочными, эмоционально привлекательными, доступными детям (и содержательно, и физически). Материалы, объекты и оборудование должны стимулировать детей к организации детей экологически-ориентированного общения в процессе реализации различных видов и форм детской деятельности (наблюдения, игр, труда, экспериментирования и пр.).

Минилаборатория

  • Материалы для детского экспериментирования
  • (стаканчики, палочки, пробирки, воронки, лупы, магниты и т.д.
  • бросовый материал (емкости),
  • микроскопы,
  • барометр,
  • бинокль,
  • песочные часы,
  • термометр,
  • комплекты для игр с водой, песком и др.

Предназначена для организации детской элементарно-исследовательской деятельности в природе. Которая обеспечит детям не только осознание связей и зависимостей, существующих в мире природы, но и даст возможность качественно освоить перечень трудовых умений и навыков, необходимых детям для организации экологически-грамотного ухода за выращиваемыми растениями активно использовать их в повседневной жизни. 

Библиотека

  • Познавательная литература о природе;
  • Литература по уходу за животными и растениями;
  • Подбор картин и иллюстраций из жизни животных, растений, по сезонным изменениям,
  • В зоне библиотеки могут находиться куклы – сказочные персонажи, которые используются на занятиях по экологии, глобусы, Здесь же располагается технический комплекс – видеоматериалы, аудиоматериалы

Территория детского сада

Можно организовать игровые площадки для организации экологических праздников, экскурсий и игр, огород, цветник, экологическую тропу.

На участке детского сада педагог организует ежедневное наблюдение за природой, во время которого дети многое узнают о жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года. Дети всех возрастных групп имеют возможность трудиться в цветнике, на огороде. Одновременно они узнают, какие условия необходимо создать для нормальной жизни растений, приобретают необходимые навыки и умения, приучаются бережно и заботливо относиться к природе. Участок - это и место для разнообразных игр детей с песком.

Экологический театр 

  • костюмы
  • атрибуты для экологических инсценировок, маски
  • Способствует развитию фантазии, речи, актёрских данных через участие в экологических постановках

Галерея 

  • тематические выставки детских работ

Экологическая комната

Находится в отдельном помещении детского сада;

Содержатся крупные растения, декоративные птицы в вольерах, различные водные обитатели в больших аквариумах; коллекционные подборки растений и животных;

Уход за объектами осуществляет специальный человек при обязательном спланированном участии детей.

Музей природы родного края

Позволит познакомить дошкольников с природными особенностями родного края, с использованием ресурсов и отношением людей и природы, с экологическими проблемами на примере своего региона.

Содержательное наполнение музея природы:

  • Зона коллекций – гербарии, коллекции объектов неживой природы родного края (минералов, ракушек, образцы песка, глины, различных почв и т.д.).

 Принципы отбора объектов для зоны коллекций:

  • -доступность объектов для сбора (включаются только те объекты, которые доступны для сбора самим детям и их родителям);
  • -разнообразие объектов;
  • -краеведческий принцип (представлены природные объекты родного края);
  • - природоохранный принцип (не включать в состав объектов коллекции и чучела животных, а также охраняемые, редкие и исчезающие виды растений;
  • -безопасность (объекты должны быть чистыми и не должны являться аллергенами).
  • Модели, отражающие характерные для данной местности растительные сообщества и экосистемы (лес, луг, водоём, поле).
  • Иллюстративно-наглядный материал, содержащий сведения о лекарственных растениях, растениях и животных как широко распространённых, так и редко встречающихся в данной местности.
  • Различные карты, отражающие животный и растительный мир Родины.

Таким образом, грамотная организация эколого-развивающей среды и осуществление в ней совместной эколого содержательной деятельности детей и воспитателя обеспечит формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать познавательное отношение к ней и обеспечит становление ценностного отношения ко всему живому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация эколого-развивающей среды в ДОУ

Каждое ДОУ по своему усмотрению и в зависимости от разных условий и возможностей, имеет свою экологическую среду, и  использует ее в работе по экологическому воспитанию и образованию дошкольников...

Эколого – развивающая среда в ДОУ как условие экологического воспитания детей

Для организации работы по экологическому воспитанию в детском саду необходимы определенные условия. Одно из главных -  соответствующая эколого-развивающая среда.Цель данной работы – осуществление...

Консультация для воспитателей "Характеристика эколого-развивающей среды в ДОУ".

Материал содержит рекомендации, как правильно создать экологическое пространство в ДОУ....

Организация эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении

В консультации описывается значение правильно организованной экологической среды как внутри так и на территории детского сада....

Организация эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и эколого- развивающей предметной среды. В настоящее время дошкольные...

Эколого-развивающая среда в старшей логопедической группе

В данной консультации я бы хотела поделиться своим опытом создания экологической развивающей среды в старшей логопедической группе. Материал содержит в себе фотографии дидактических пособий, изготовле...