Эколого - развивающая среда в ДОУ
материал по окружающему миру
Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе.
В дошкольном учреждении решается важное задание — не только раскрыть перед детьми красоту природы, но и научить их самостоятельно ее замечать и ценить.
В современных условиях экологическое воспитание осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС), согласно которому одной из форм экологического воспитания детей в дошкольной группе является Эко-среда, она должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников.
Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых.
Эколого-развивающая среда в детском саду должна способствовать:
- - познавательному развитию ребенка;
- - эколого-эстетическому развитию;
- - оздоровлению ребенка;
- - формированию нравственных качеств;
- - формированию экологически грамотного поведения;
- - экологизации различных видов детской деятельности.
Для выполнения задач РППС должна быть:
- Содержательно - насыщенной
- Трансформируемой
- Полифункциональной
- Доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников
- Безопасной
Создавая эколого-развивающую среду, необходимо учитывать, сезонность.
Эколого-развивающая среда включает в себя следующие компоненты:
Уголок природы
- Комнатные растения и паспорт к ним;
- Карты мира, края, звездного неба;
- Зона коллекций (семян, ракушек, камней, гербарий);
- Макеты "Скотный двор", «Зоопарк», различных экосистем, и т.п.;
- Календарь природы;
- Природный материал
- Дидактические игры
- оборудование для организации труда в природе;
- гербарии
- семена
Природный уголок организуется с учетом возрастных особенностей и возможностей детей, с требованиями программы, и задачами экологического образования дошкольников.
Все объекты, предметы, материалы уголка природы должны быть яркими, красочными, эмоционально привлекательными, доступными детям (и содержательно, и физически). Материалы, объекты и оборудование должны стимулировать детей к организации детей экологически-ориентированного общения в процессе реализации различных видов и форм детской деятельности (наблюдения, игр, труда, экспериментирования и пр.).
Минилаборатория
- Материалы для детского экспериментирования
- (стаканчики, палочки, пробирки, воронки, лупы, магниты и т.д.
- бросовый материал (емкости),
- микроскопы,
- барометр,
- бинокль,
- песочные часы,
- термометр,
- комплекты для игр с водой, песком и др.
Предназначена для организации детской элементарно-исследовательской деятельности в природе. Которая обеспечит детям не только осознание связей и зависимостей, существующих в мире природы, но и даст возможность качественно освоить перечень трудовых умений и навыков, необходимых детям для организации экологически-грамотного ухода за выращиваемыми растениями активно использовать их в повседневной жизни.
Библиотека
- Познавательная литература о природе;
- Литература по уходу за животными и растениями;
- Подбор картин и иллюстраций из жизни животных, растений, по сезонным изменениям,
- В зоне библиотеки могут находиться куклы – сказочные персонажи, которые используются на занятиях по экологии, глобусы, Здесь же располагается технический комплекс – видеоматериалы, аудиоматериалы
Территория детского сада
Можно организовать игровые площадки для организации экологических праздников, экскурсий и игр, огород, цветник, экологическую тропу.
На участке детского сада педагог организует ежедневное наблюдение за природой, во время которого дети многое узнают о жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года. Дети всех возрастных групп имеют возможность трудиться в цветнике, на огороде. Одновременно они узнают, какие условия необходимо создать для нормальной жизни растений, приобретают необходимые навыки и умения, приучаются бережно и заботливо относиться к природе. Участок - это и место для разнообразных игр детей с песком.
Экологический театр
- костюмы
- атрибуты для экологических инсценировок, маски
- Способствует развитию фантазии, речи, актёрских данных через участие в экологических постановках
Галерея
- тематические выставки детских работ
Экологическая комната
Находится в отдельном помещении детского сада;
Содержатся крупные растения, декоративные птицы в вольерах, различные водные обитатели в больших аквариумах; коллекционные подборки растений и животных;
Уход за объектами осуществляет специальный человек при обязательном спланированном участии детей.
Музей природы родного края
Позволит познакомить дошкольников с природными особенностями родного края, с использованием ресурсов и отношением людей и природы, с экологическими проблемами на примере своего региона.
Содержательное наполнение музея природы:
- Зона коллекций – гербарии, коллекции объектов неживой природы родного края (минералов, ракушек, образцы песка, глины, различных почв и т.д.).
Принципы отбора объектов для зоны коллекций:
- -доступность объектов для сбора (включаются только те объекты, которые доступны для сбора самим детям и их родителям);
- -разнообразие объектов;
- -краеведческий принцип (представлены природные объекты родного края);
- - природоохранный принцип (не включать в состав объектов коллекции и чучела животных, а также охраняемые, редкие и исчезающие виды растений;
- -безопасность (объекты должны быть чистыми и не должны являться аллергенами).
- Модели, отражающие характерные для данной местности растительные сообщества и экосистемы (лес, луг, водоём, поле).
- Иллюстративно-наглядный материал, содержащий сведения о лекарственных растениях, растениях и животных как широко распространённых, так и редко встречающихся в данной местности.
- Различные карты, отражающие животный и растительный мир Родины.
Таким образом, грамотная организация эколого-развивающей среды и осуществление в ней совместной эколого содержательной деятельности детей и воспитателя обеспечит формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать познавательное отношение к ней и обеспечит становление ценностного отношения ко всему живому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эколого - развивающая среда в ДОУ | 74.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе.
В дошкольном учреждении решается важное задание — не только раскрыть перед детьми красоту природы, но и научить их самостоятельно ее замечать и ценить.
В современных условиях экологическое воспитание осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС), согласно которому одной из форм экологического воспитания детей в дошкольной группе является Эко-среда, она должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников.
Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых.
Эколого-развивающая среда в детском саду должна способствовать:
- - познавательному развитию ребенка;
- - эколого-эстетическому развитию;
- - оздоровлению ребенка;
- - формированию нравственных качеств;
- - формированию экологически грамотного поведения;
- - экологизации различных видов детской деятельности.
Для выполнения задач РППС должна быть:
- Содержательно - насыщенной
- Трансформируемой
- Полифункциональной
- Доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников
- Безопасной
Создавая эколого-развивающую среду, необходимо учитывать, сезонность.
Эколого-развивающая среда включает в себя следующие компоненты:
Уголок природы
- Комнатные растения и паспорт к ним;
- Карты мира, края, звездного неба;
- Зона коллекций (семян, ракушек, камней, гербарий);
- Макеты "Скотный двор", «Зоопарк», различных экосистем, и т.п.;
- Календарь природы;
- Природный материал
- Дидактические игры
- оборудование для организации труда в природе;
- гербарии
- семена
Природный уголок организуется с учетом возрастных особенностей и возможностей детей, с требованиями программы, и задачами экологического образования дошкольников.
Все объекты, предметы, материалы уголка природы должны быть яркими, красочными, эмоционально привлекательными, доступными детям (и содержательно, и физически). Материалы, объекты и оборудование должны стимулировать детей к организации детей экологически-ориентированного общения в процессе реализации различных видов и форм детской деятельности (наблюдения, игр, труда, экспериментирования и пр.).
Минилаборатория
- Материалы для детского экспериментирования
- (стаканчики, палочки, пробирки, воронки, лупы, магниты и т.д.
- бросовый материал (емкости),
- микроскопы,
- барометр,
- бинокль,
- песочные часы,
- термометр,
- комплекты для игр с водой, песком и др.
Предназначена для организации детской элементарно-исследовательской деятельности в природе. Которая обеспечит детям не только осознание связей и зависимостей, существующих в мире природы, но и даст возможность качественно освоить перечень трудовых умений и навыков, необходимых детям для организации экологически-грамотного ухода за выращиваемыми растениями активно использовать их в повседневной жизни.
Библиотека
- Познавательная литература о природе;
- Литература по уходу за животными и растениями;
- Подбор картин и иллюстраций из жизни животных, растений, по сезонным изменениям,
- В зоне библиотеки могут находиться куклы – сказочные персонажи, которые используются на занятиях по экологии, глобусы, Здесь же располагается технический комплекс – видеоматериалы, аудиоматериалы
Территория детского сада
Можно организовать игровые площадки для организации экологических праздников, экскурсий и игр, огород, цветник, экологическую тропу.
На участке детского сада педагог организует ежедневное наблюдение за природой, во время которого дети многое узнают о жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года. Дети всех возрастных групп имеют возможность трудиться в цветнике, на огороде. Одновременно они узнают, какие условия необходимо создать для нормальной жизни растений, приобретают необходимые навыки и умения, приучаются бережно и заботливо относиться к природе. Участок - это и место для разнообразных игр детей с песком.
Экологический театр
- костюмы
- атрибуты для экологических инсценировок, маски
- Способствует развитию фантазии, речи, актёрских данных через участие в экологических постановках
Галерея
- тематические выставки детских работ
Экологическая комната
Находится в отдельном помещении детского сада;
Содержатся крупные растения, декоративные птицы в вольерах, различные водные обитатели в больших аквариумах; коллекционные подборки растений и животных;
Уход за объектами осуществляет специальный человек при обязательном спланированном участии детей.
Музей природы родного края
Позволит познакомить дошкольников с природными особенностями родного края, с использованием ресурсов и отношением людей и природы, с экологическими проблемами на примере своего региона.
Содержательное наполнение музея природы:
- Зона коллекций – гербарии, коллекции объектов неживой природы родного края (минералов, ракушек, образцы песка, глины, различных почв и т.д.).
Принципы отбора объектов для зоны коллекций:
- -доступность объектов для сбора (включаются только те объекты, которые доступны для сбора самим детям и их родителям);
- -разнообразие объектов;
- -краеведческий принцип (представлены природные объекты родного края);
- - природоохранный принцип (не включать в состав объектов коллекции и чучела животных, а также охраняемые, редкие и исчезающие виды растений;
- -безопасность (объекты должны быть чистыми и не должны являться аллергенами).
- Модели, отражающие характерные для данной местности растительные сообщества и экосистемы (лес, луг, водоём, поле).
- Иллюстративно-наглядный материал, содержащий сведения о лекарственных растениях, растениях и животных как широко распространённых, так и редко встречающихся в данной местности.
- Различные карты, отражающие животный и растительный мир Родины.
Таким образом, грамотная организация эколого-развивающей среды и осуществление в ней совместной эколого содержательной деятельности детей и воспитателя обеспечит формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать познавательное отношение к ней и обеспечит становление ценностного отношения ко всему живому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация эколого-развивающей среды в ДОУ
Каждое ДОУ по своему усмотрению и в зависимости от разных условий и возможностей, имеет свою экологическую среду, и использует ее в работе по экологическому воспитанию и образованию дошкольников...
Консультация для педагогов «Организация эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении»
Консультация для педагогов...
Эколого – развивающая среда в ДОУ как условие экологического воспитания детей
Для организации работы по экологическому воспитанию в детском саду необходимы определенные условия. Одно из главных - соответствующая эколого-развивающая среда.Цель данной работы – осуществление...
Консультация для воспитателей "Характеристика эколого-развивающей среды в ДОУ".
Материал содержит рекомендации, как правильно создать экологическое пространство в ДОУ....
Организация эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении
В консультации описывается значение правильно организованной экологической среды как внутри так и на территории детского сада....
Организация эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и эколого- развивающей предметной среды. В настоящее время дошкольные...
Эколого-развивающая среда в старшей логопедической группе
В данной консультации я бы хотела поделиться своим опытом создания экологической развивающей среды в старшей логопедической группе. Материал содержит в себе фотографии дидактических пособий, изготовле...