Использование дидактических игр о спорте в работе с дошкольниками
материал по окружающему миру (старшая группа)

Виноградова Ольга Анатольевна

      Источником знаний о спорте и физической культуре являются дидактические игры, которые по сравнению с другими видами игр имеют характерную особенность: способствуют формированию знаний, развитию познавательных способностей, активности и самостоятельности личности.

     Дидактические игры о спорте позволят решить важнейшие задачи сенсорного воспитания дошкольников: научат точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, расположение в пространстве и т.п.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы

воспитателя МДОУ № 2

Виноградовой

Ольги Анатольевны

G:\PHOTOfunSTUDIO\Спорт\P1020669.JPG

 

      Дидактические игры занимают значительное место в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Исследования, проводимые учеными на протяжении десятилетий, указывают на то, что дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

     Физическая культура и спорт – это неотъемлемая часть окружающего мира, в котором живет ребенок, формируется и от которого в определенной степени зависит, каким он станет.

     Уже в младшем дошкольном возрасте у детей наблюдается интерес к спорту. Знания о физической культуре и спорте, представленные детям в доступной, привлекательной форме, позволяют значительно расширить кругозор ребенка, способствуют развитию восприятия, памяти, мышления, воображения. Вместе с тем происходит обогащение и активизация словарного запаса, воспитание звуковой культуры речи: правильного и отчетливого произношения звуков, слов, фраз, хорошего темпа речи, ее громкости, а также развитие речевого слуха. Полнейшее развитие этих сторон речи – необходимое условие подготовки ребенка к обучению грамоте в школе.

     Большая эмоциональность и впечатлительность детей дошкольного возраста побуждают взрослых, работающих с детьми, к тому, чтобы находить наиболее эффективные средства ознакомления детей с видами спорта, с разнообразием спортивного инвентаря и оборудования, одежды, обуви.

      Источником знаний о спорте и физической культуре являются дидактические игры, которые по сравнению с другими видами игр имеют характерную особенность: способствуют формированию знаний, развитию познавательных способностей, активности и самостоятельности личности.

     Дидактические игры о спорте позволят решить важнейшие задачи сенсорного воспитания дошкольников: научат точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, расположение в пространстве и т.п.)

      Яркость, красочность иллюстративного материала, представленного в дидактических играх, дает возможность ребенку наглядно представить каждый вид спорта, его своеобразие и красоту, а также способствует обогащению эмоциональной сферы личности дошкольника.

        Вместе с тем дидактические игры о спорте должны соответствовать уровню познавательных возможностей детей. Информация, заложенная в содержании таких игр, должна быть адаптирована к восприятию детей.

Сформированная посредством использования дидактических игр о спорте

система знаний будет способствовать решению ряда задач:

- повышению мотивации к занятиям физическими упражнениями;

- повышению эффективности освоения двигательных действий;

- формированию основы для самостоятельных занятий физическими

упражнениями.

       В работе могут быть использованы игры с предметами и настольно-печатные дидактические игры, игры-путешествия, игры-предположения, игры-загадки.

       Настольно-печатные игры – это игры на печатной основе в виде парных картинок, лото, домино, разрезных картинок, пазлов, игр с фишками, ребусов, которые разнообразные по содержанию, обучающим задачам, оформлению.

В играх может участвовать от 2 до  6 детей.

       Парные картинки – это игры, в основе которых лежит серия парных картинок, где главным игровым действием является поиск нужных карточек. Детям предлагается подобрать из множества картинок: совершенно одинаковые пары; пары, отличающиеся друг от друга пространственным расположением, формой, особенностями окраски; пары, объединенные общим признаком.

       Лото – это игра, в которой играющие закрывают маленькими предметными картинками выкликаемые предметные картинки, изображенные в клеточках на отдельных больших картах. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет полностью один или несколько рядов предметных картинок на своей карте.

C:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\P1020670.jpg

        Домино – представлено карточками прямоугольной формы, разделенными на две части. На каждой из них изображен спортивный инвентарь. Все карточки выкладывают в центр стола рисунками вниз – это базар. Каждый игрок набирает определенное количество карточек, о чем договариваются до начала игры. Игроки выкладывают карточки, чтобы изображение какого-либо спортивного инвентаря точно соответствовало тому же изображению другой карточки. Первым делает ход тот, у кого есть карточка – дуплет. Следующий игрок находит у себя карточку с таким же рисунком и кладет ее к первой. Если нет нужной, игрок добирает ее, пользуясь «базаром». Если «базар» пуст – пропускает  ход. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои карточки.

        Разрезные картинки – это картинки, на которых изображенный предмет или сюжет разрезается на 8-16 частей по горизонтали, вертикали либо по диагонали. Ребенок должен сложить из частей целую картинку.

        Пазлы – это картинки, представленные в особой технике соединения, разделенные на несколько частей и имеющие различное содержание. Дети должны составить целостное изображение, следуя образцу.

        Игры с фишками – это о вид игр, где обязательно существуют игровое поле, счетный кубик и фишки, которые надо по нему перемещать. Дети по очереди бросают кубик и двигаются по размеченному полю, стремясь быстрее всех добраться до финиша. В качестве фишек могут выступать камешки, фигурки и т.д.

       Игры-путешествия – имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты и события, но обычное раскрывается через необычное, простое – через загадочное, трудное – через преодолимое, необходимое – через интересное. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Содержание игры-путешествия становится близким ребенку, радует его.

       Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений – в таких  

играх дети изображают двигательное действие, нарисованное на картинке, другие – отгадывают.

          Игры-предположения – это игры, дидактическое содержание которых заключается в том, что перед  детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии: «Хотел бы я быть спортсменом и почему?», «Что было бы?..»

      Игры-загадки – главной особенностью такой игры является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Подобного рода описание лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Содержанием загадок является мир спорта: виды спорта, атрибуты, спортивный инвентарь и оборудование.

       Ребус – это изображение какого-либо слова или целого предложения при помощи комбинации букв, цифр, рисунков, знаков, которое нужно  расшифровать. При использовании в работе с детьми дошкольного возраста ребусов целесообразно познакомить их с правилами отгадывания ребусов.

       Запятая – отнимает  от названия изображенного предмета крайнюю букву.

      Зачеркнутая буква – используется в том случае, когда необходимо заменить одну букву на другую. Под рисунком изображается перечеркнутая (или неперечеркнутая) буква, а рядом с ней буква, на которую она заменена.

      Перевернутый рисунок – обозначает, что данное слово надо читать наоборот.

      Цифры – обозначают, что буквы, составляющие название изображенного предмета, надо прочитать в порядке указанных цифр.

      Вариантами ребусов являются: загадочные картинки, слово  на одну букву, ошибки художника и др.

       Загадочные картинки чаще всего основываются на том, что в них отдельные персонажи или какие-либо предметы искусно спрятаны, замаскированы в тех или иных деталях рисунка. Играющие должны их отыскать.

      Слово на одну букву – на картинке изображено множество различных предметов. Играющие должны найти на картинке известное число предметов, названия которых начинаются с одной и той же буквы.

       Несуразности, нелепости, ошибки художника – занимательные задачи в рисунках. Детям необходимо выявить несоответствие между реальным изображением на картинке и действительностью.

      Дидактические игры о спорте могут быть использованы для совместных занятий родителей с детьми, воспитателями на занятиях и вне занятий в процессе организации целенаправленных бесед с детьми о видах спорта.

      Иллюстративный материал, представленный в дидактических играх, можно использовать с целью расширения знаний детей о видах спорта, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды и обуви. Это могут быть как отдельные занятия, посвященные какому-либо виду спорта, например знакомящие детей с баскетболом, футболом, хоккеем и т.д., так и занятия по ознакомлению с окружающим миром, составной частью которого являются беседы о спорте.

G:\PHOTOfunSTUDIO\Спорт\P1020668.JPG

       Во время проведения физкультурных досугов и праздников с детьми старшего дошкольного возраста могут быть использованы аттракционы и игры-эстафеты, например, «Кто быстрее?», «Найди пару», «Одень лыжника» и др., в основу которых положены дидактические игры о спорте и связанные с ними игровые действия, а также иллюстрированные загадки и стихи о спорте.

      Дидактические игры о спорте находятся в физкультурном уголке группы. По мере ознакомления детей с содержанием представленных дидактических игр их необходимо периодически менять, учитывая интересы и желания детей.

      Применение дидактических игр о спорте в процессе совместной деятельности взрослых и детей позволяет сделать содержательнее не только процесс обучения, но и досуг.                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр о спорте в работе с дошкольниками

Дидактические игры для ознакомления дошкольников с разными видами спорта....

«Использование дидактических игр о спорте в работе с детьми старшего дошкольного возраста».

Спортивные дидактические игры являются источником знаний о  спорте и физической культуре. По сравнению с другими видами игр дидактические игры имеют одну характерную особенность: способствуют фор...

Использование дидактических игр о спорте в работе с дошкольниками

 Дидактические игры о спорте позволят решить важные задачи сенсорного воспитания дошкольников...

Использование дидактических игр о спорте в работе с дошкольниками

Использование дидактических игр о спорте в работе с дошкольниками...

Использование дидактических игр о спорте в работе с дошкольниками

Источником знаний о спорте и физической культуре являются дидактические игры, которые по сравнению с другими видами игр имеют характерную особенность: способствуют формированию знаний, развитию познав...