Использование дидактических игр о спорте в работе с дошкольниками
материал по окружающему миру (старшая группа)
Источником знаний о спорте и физической культуре являются дидактические игры, которые по сравнению с другими видами игр имеют характерную особенность: способствуют формированию знаний, развитию познавательных способностей, активности и самостоятельности личности.
Дидактические игры о спорте позволят решить важнейшие задачи сенсорного воспитания дошкольников: научат точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, расположение в пространстве и т.п.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_didakticheskih_igr_o_sporte_v_rabote_s_doshkolnikami.docx | 607.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы
воспитателя МДОУ № 2
Виноградовой
Ольги Анатольевны
Дидактические игры занимают значительное место в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Исследования, проводимые учеными на протяжении десятилетий, указывают на то, что дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Физическая культура и спорт – это неотъемлемая часть окружающего мира, в котором живет ребенок, формируется и от которого в определенной степени зависит, каким он станет.
Уже в младшем дошкольном возрасте у детей наблюдается интерес к спорту. Знания о физической культуре и спорте, представленные детям в доступной, привлекательной форме, позволяют значительно расширить кругозор ребенка, способствуют развитию восприятия, памяти, мышления, воображения. Вместе с тем происходит обогащение и активизация словарного запаса, воспитание звуковой культуры речи: правильного и отчетливого произношения звуков, слов, фраз, хорошего темпа речи, ее громкости, а также развитие речевого слуха. Полнейшее развитие этих сторон речи – необходимое условие подготовки ребенка к обучению грамоте в школе.
Большая эмоциональность и впечатлительность детей дошкольного возраста побуждают взрослых, работающих с детьми, к тому, чтобы находить наиболее эффективные средства ознакомления детей с видами спорта, с разнообразием спортивного инвентаря и оборудования, одежды, обуви.
Источником знаний о спорте и физической культуре являются дидактические игры, которые по сравнению с другими видами игр имеют характерную особенность: способствуют формированию знаний, развитию познавательных способностей, активности и самостоятельности личности.
Дидактические игры о спорте позволят решить важнейшие задачи сенсорного воспитания дошкольников: научат точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, расположение в пространстве и т.п.)
Яркость, красочность иллюстративного материала, представленного в дидактических играх, дает возможность ребенку наглядно представить каждый вид спорта, его своеобразие и красоту, а также способствует обогащению эмоциональной сферы личности дошкольника.
Вместе с тем дидактические игры о спорте должны соответствовать уровню познавательных возможностей детей. Информация, заложенная в содержании таких игр, должна быть адаптирована к восприятию детей.
Сформированная посредством использования дидактических игр о спорте
система знаний будет способствовать решению ряда задач:
- повышению мотивации к занятиям физическими упражнениями;
- повышению эффективности освоения двигательных действий;
- формированию основы для самостоятельных занятий физическими
упражнениями.
В работе могут быть использованы игры с предметами и настольно-печатные дидактические игры, игры-путешествия, игры-предположения, игры-загадки.
Настольно-печатные игры – это игры на печатной основе в виде парных картинок, лото, домино, разрезных картинок, пазлов, игр с фишками, ребусов, которые разнообразные по содержанию, обучающим задачам, оформлению.
В играх может участвовать от 2 до 6 детей.
Парные картинки – это игры, в основе которых лежит серия парных картинок, где главным игровым действием является поиск нужных карточек. Детям предлагается подобрать из множества картинок: совершенно одинаковые пары; пары, отличающиеся друг от друга пространственным расположением, формой, особенностями окраски; пары, объединенные общим признаком.
Лото – это игра, в которой играющие закрывают маленькими предметными картинками выкликаемые предметные картинки, изображенные в клеточках на отдельных больших картах. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет полностью один или несколько рядов предметных картинок на своей карте.
Домино – представлено карточками прямоугольной формы, разделенными на две части. На каждой из них изображен спортивный инвентарь. Все карточки выкладывают в центр стола рисунками вниз – это базар. Каждый игрок набирает определенное количество карточек, о чем договариваются до начала игры. Игроки выкладывают карточки, чтобы изображение какого-либо спортивного инвентаря точно соответствовало тому же изображению другой карточки. Первым делает ход тот, у кого есть карточка – дуплет. Следующий игрок находит у себя карточку с таким же рисунком и кладет ее к первой. Если нет нужной, игрок добирает ее, пользуясь «базаром». Если «базар» пуст – пропускает ход. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои карточки.
Разрезные картинки – это картинки, на которых изображенный предмет или сюжет разрезается на 8-16 частей по горизонтали, вертикали либо по диагонали. Ребенок должен сложить из частей целую картинку.
Пазлы – это картинки, представленные в особой технике соединения, разделенные на несколько частей и имеющие различное содержание. Дети должны составить целостное изображение, следуя образцу.
Игры с фишками – это о вид игр, где обязательно существуют игровое поле, счетный кубик и фишки, которые надо по нему перемещать. Дети по очереди бросают кубик и двигаются по размеченному полю, стремясь быстрее всех добраться до финиша. В качестве фишек могут выступать камешки, фигурки и т.д.
Игры-путешествия – имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты и события, но обычное раскрывается через необычное, простое – через загадочное, трудное – через преодолимое, необходимое – через интересное. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Содержание игры-путешествия становится близким ребенку, радует его.
Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений – в таких
играх дети изображают двигательное действие, нарисованное на картинке, другие – отгадывают.
Игры-предположения – это игры, дидактическое содержание которых заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии: «Хотел бы я быть спортсменом и почему?», «Что было бы?..»
Игры-загадки – главной особенностью такой игры является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Подобного рода описание лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Содержанием загадок является мир спорта: виды спорта, атрибуты, спортивный инвентарь и оборудование.
Ребус – это изображение какого-либо слова или целого предложения при помощи комбинации букв, цифр, рисунков, знаков, которое нужно расшифровать. При использовании в работе с детьми дошкольного возраста ребусов целесообразно познакомить их с правилами отгадывания ребусов.
Запятая – отнимает от названия изображенного предмета крайнюю букву.
Зачеркнутая буква – используется в том случае, когда необходимо заменить одну букву на другую. Под рисунком изображается перечеркнутая (или неперечеркнутая) буква, а рядом с ней буква, на которую она заменена.
Перевернутый рисунок – обозначает, что данное слово надо читать наоборот.
Цифры – обозначают, что буквы, составляющие название изображенного предмета, надо прочитать в порядке указанных цифр.
Вариантами ребусов являются: загадочные картинки, слово на одну букву, ошибки художника и др.
Загадочные картинки чаще всего основываются на том, что в них отдельные персонажи или какие-либо предметы искусно спрятаны, замаскированы в тех или иных деталях рисунка. Играющие должны их отыскать.
Слово на одну букву – на картинке изображено множество различных предметов. Играющие должны найти на картинке известное число предметов, названия которых начинаются с одной и той же буквы.
Несуразности, нелепости, ошибки художника – занимательные задачи в рисунках. Детям необходимо выявить несоответствие между реальным изображением на картинке и действительностью.
Дидактические игры о спорте могут быть использованы для совместных занятий родителей с детьми, воспитателями на занятиях и вне занятий в процессе организации целенаправленных бесед с детьми о видах спорта.
Иллюстративный материал, представленный в дидактических играх, можно использовать с целью расширения знаний детей о видах спорта, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды и обуви. Это могут быть как отдельные занятия, посвященные какому-либо виду спорта, например знакомящие детей с баскетболом, футболом, хоккеем и т.д., так и занятия по ознакомлению с окружающим миром, составной частью которого являются беседы о спорте.
Во время проведения физкультурных досугов и праздников с детьми старшего дошкольного возраста могут быть использованы аттракционы и игры-эстафеты, например, «Кто быстрее?», «Найди пару», «Одень лыжника» и др., в основу которых положены дидактические игры о спорте и связанные с ними игровые действия, а также иллюстрированные загадки и стихи о спорте.
Дидактические игры о спорте находятся в физкультурном уголке группы. По мере ознакомления детей с содержанием представленных дидактических игр их необходимо периодически менять, учитывая интересы и желания детей.
Применение дидактических игр о спорте в процессе совместной деятельности взрослых и детей позволяет сделать содержательнее не только процесс обучения, но и досуг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дидактических игр о спорте в работе с дошкольниками
Дидактические игры для ознакомления дошкольников с разными видами спорта....
«Использование дидактических игр о спорте в работе с детьми старшего дошкольного возраста».
Спортивные дидактические игры являются источником знаний о спорте и физической культуре. По сравнению с другими видами игр дидактические игры имеют одну характерную особенность: способствуют фор...
Использование дидактических игр о спорте в работе с дошкольниками
виды игр о спорте в работе с дошкольниками...
Использование дидактических игр о спорте в работе с дошкольниками
Дидактические игры о спорте позволят решить важные задачи сенсорного воспитания дошкольников...
"Использование дидактических игр о спорте в работе с детьми"
Интересные игры ....
Использование дидактических игр о спорте в работе с дошкольниками
Использование дидактических игр о спорте в работе с дошкольниками...
Использование дидактических игр о спорте в работе с дошкольниками
Источником знаний о спорте и физической культуре являются дидактические игры, которые по сравнению с другими видами игр имеют характерную особенность: способствуют формированию знаний, развитию познав...