Викторина "Что, где, когда?"
методическая разработка по окружающему миру

Денисенко Анастасия Николаевна

Активизировать знания детей о животных, растениях. Воспитывать экологическую культуру дошкольников, стремление самим беречь природные богатства и призывать к этому окружающих. Развивать быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_chtogdekogda.docx27.21 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад № 500»

Игра-викторина

"Что? Где? Когда?»

(на экологическую тему)

                                                                  Творческая группа:

                                                   Архипова Е.В.

                                                      Денисенко А.Н.

                                                          Похламкова Л.Н.

Новосибирск 2018

Цель: Активизировать знания детей о животных, растениях. Воспитывать экологическую культуру дошкольников, стремление самим беречь природные богатства и призывать к этому окружающих. Развивать быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление. Умение отвечать четко, ясно, понятно: полным, доказательным ответом.

Интеграция образовательных областей«Социально-коммуникативное развитие»«Художественно-эстетическое развитие»«Речевое развитие»«Познавательное развитие»«Физическое развитие».

Материал:

Конверты с номерами (7 штук, в которых лежат вопросы), юла со стрелкой, у капитана отличительная деталь, черный ящик, запись видео вопроса, запись музыкального вопроса, листочки с заданиями, пустые листы и карандаши, музыкальный инструмент (для музыкальной паузы), песочные часы, гонг с молоточком,  медали «Юные знатоки природы».

Предварительная работа:

1. Разговор с детьми о телевизионной викторине «Что? Где? Когда?», просмотр отрывка из этой телевикторины на компьютере.

2. Подготовка атрибутов и музыкального сопровождения

3. Выбор капитанов своих команд

Воспитатель. Сейчас мы разделимся на две команды. Та команда, которая за одну минуту ответит на максимальное количество вопросов, будет командой знатоков, а соответственно другая – зрители. (Воспитатель засекает время).

Вопросы для команды «Пчелка».

1. Домик для птиц, сделанный человеком? (Скворечник)

2. Сколько времен года? (4)

3. Третий день недели? (Среда)

4. Сколько ног у паука? (8)

5. На каком дереве растут желуди? (На дубе)

6. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка)

7. Что наступает после осени? (Зима)

8. Где живет лев? (В Африке)

9. Как называется первый весенний цветок? (Подснежник)

10. Самая большая птица? (Страус)

А теперь вопросы для команды «Василек».

1. Пятый день недели? (Пятница)

2. Самое холодное время года? (Зима)

3. Столовая для зимующих птиц? (Кормушка)

4. Дерево с белым стволом? (Береза)

5. У какой птицы красная грудка? (У снегиря)

5. Где живет белый медведь? (На севере)

7. Самая маленькая птица? (Колибри)

8. Что такое зеленый покров земли? (Трава)

9. Красивый цветок с шипами? (Роза)

10. Дом для медведя? (Берлога)

Команда, правильно ответившая на наибольшее количество вопросов, получает статус знатоков.

Ход занятия

В зал под музыку входят дети, садятся за столы, их приветствуют дети, взрослые.

Ведущий: Добрый вдень, дорогие друзья!

Мы рады видеть вас на игре для маленьких эрудитов «Что? Где? Когда.

Команда знатоков играет против команды телезрителей. В качестве телезрителей сегодня выступают сказочные герои «Эколята- дошколята» ЭКОЛЯТА - ГЕРОИ АЗБУКИ ПРИРОДОЛЮБИЯ

А скажите, кто-то из вас уже знает «Эколят»? (если кто-то знаком с ними, то необходимо похвалить ребенка и дать призовую карточку).

«Эколята» родились в лесу, знают про него всё или почти всё. У них много друзей, приятелей и просто знакомых. Конечно, как и все дети, они любят поиграть, а иногда и пошалить.

Но главное – «Эколята» защищают и сохраняют Природу, приходят на помощь попавшим в беду обитателям леса, следят, чтобы никто не ломал деревья и кустарники, не разжигал в лесу костров…

Итак, я представляю команду «Знатоков» (называет детей).

Капитан команды…

Члены команды

А какая игра без жюри! Я представлю вам членов жюри:

А сейчас я ознакомлю вас с правилами игры.

На столе лежат конверты.

В этом конверте написано, кто из телезрителей играет против команды. Телезритель задаёт вопрос команде. Даётся время на обсуждение. После чего знатоки отвечают на вопрос. Затем телезритель даёт свой ответ.

Звучит музыкальная заставка из телевикторины «Что наша жизнь игра!»

Ну что же, уважаемые знатоки, позвольте пожелать вам удачи и успехов!

Итак, объявляю начало игры.

Начинаем 1-й раунд (крутится волчок)

Так вопрос №…

Этот вопрос прислала таинственная незнакомка. Попробуйте отгадать, кто она.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

- Что за время года? – спросим.

Знаем сами. Это… (Осень)

Молодцы, это действительно осень.

Скажите, пожалуйста, что такое ЭКОЛОГИЯ?

Чем она занимается?

Кто такие ЭКОЛОГИ?

Время для обсуждения пошло.

Капитан, кто будет отвечать на этот вопрос?

(за правильный ответ вручается осенний листочек)

Счет … в пользу знатоков.

Начинаем 2-й раунд (крутится волчок)

Вопрос задает Дедушка Ау-

Волшебное царство, зеленое государство

В царстве есть и звери, и птицы

Дятел и крот, есть лиса и синица

Есть комары, муравьи, соловьи

Дружат все: птицы, цветы и зверье.

Очень богатое царство мое

Что это за царство? (Лес)

Начинаем 3-й раунд (крутится волчок)

Вопрос № …

Его прислала девочка жёлудь, она ходит в розовой шапочке, с двумя забавными косичками. Она носит зеленую юбочку, зеленый воротничок, желтые перчатки, темно-розовые башмачки.

Она много знает и рассказывает своим друзьям интересные истории, потому что любит читать. Нет-нет, только не надо думать, что она всегда поступает правильно и знает ответы на все вопросы. Просто из всех малышей она самая старшая, и это всё объясняет.

Итак, внимание вопрос:

Ребята, попробуйте угадать о ком следующие рассказы:

Назовите представителей животного мира нашей области (Новосибирская)

1. «Я очень большой, около двух метров высотой, а мой вес — 350 кг. У меня коричневая шерсть, маленькие уши и хвост. Я могу ходить на задних лапах и вскарабкиваться на деревья в поисках пищи. А ем я рыбу, ягоды, могу полакомиться муравьями, червями и личинками жуков. Всю зиму я провожу в спячке, а весной выхожу из берлоги худым, голодным и злым». (Медведь.)

2. «У меня морда острая, уши стоячие, очень тонко развит нюх. Я очень прожорлив. Питаюсь мясом, нападая на оленей, лосей, грызунами, но иногда, когда не удается ничего найти, перебиваюсь растительной пищей — ягодами. Люблю охотиться ночью, в одиночку. Иногда я преследую добычу часами, пробегая ни один километр. Но зимой, чтобы прокормится, мы собираемся в стаи». (Волк.)

3. «Я толстый смешной зверек с острыми передними зубами. Мой домик называется хаткой. Местом для своей хатки я выбираю небольшую реку или ручей с проточной водой. Я спиливаю зубами ветки деревьев и строю из них плотину, чтобы поддерживать воду на постоянном уровне и всегда иметь подводное сообщение с жилищем. В хатке есть две «комнаты»: спальня и кладовая». (Бобр, или бобер.)

4. «Нюх у меня очень острый. Самое большое лакомство для меня — полевые мыши. Чуть пискнет мышь — и я услышу ее за сотню метров, даже зимой, когда та прячется под снегом. В день я могу съесть их до 20 штук. Охочусь я ночью, а днем люблю отдохнуть. Часто меня называют рыжей плутовкой». (Лиса.)

5. «Я живу вместе со своей семьей в норке, которую я вырыл передними лапками и застелил мягкой травкой и пухом. Я очень осторожен. Прежде чем подойти к норке, сделаю несколько прыжков в сторону, затем несколько прыжков в другую сторону, и только потом прыгаю в свой домик. Зимой, чтобы быть незаметным на снегу, я меняю свою шубку». (Заяц.)

6. «Я, добрая суетливая зверюшка, живу повсюду. У меня длинный пушистый хвост и глаза-бусинки. Хвост, почти равный длине моего тела (около 20 см, служит мне шестом и зонтиком, позволяя сохранять равновесие и прыгать по ветвям. На ушках маленькие кисточки, которые защищают мои ушки от мороза. В сильные морозные дни я сижу в дупле и питаюсь желудями, сухими грибами, орехами». (Белка.)

(за правильный ответ вручается осенний листочек)

Счет … в пользу знатоков.

Объявляется музыкальная  пауза.

Физминутка  «У жирафа пятна, пятнышки…» Участвуют все дети.

Начинаем 4-й раунд (крутится волчок)

Вопрос №….

Он от младшего брата-жёлудя, он носит оранжевую шапочку, темно-розовые ботинки, зеленые перчатки и такого же цвета воротничок из дубовых листьев. Он и вправду довольно тихий и скромный, даже скорее стеснительный. Но это нисколько не мешает ему всячески поддерживать старшего брата - не только во всех его проказах, но и полезных делах.

Это Тихоня

Ребята, а сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в природе.

«Выбери правильный ответ на вопрос»

1. Мама купила тебе мороженое, ты его съел, а обертку…

А) кинул под ноги, она тебе не нужна;

Б) кинул в кусты, там ее никто не увидит;

В) выбросил в ближайший мусорный ящик.

2. Вы с друзьями и родителями были на отдыхе в парке. После вас…

А) осталось несколько холмиков земли, под которыми находятся честно зарытые вами банки, кожура и прочие остатки;

Б) после меня хоть потоп! Я не дворник. Банки в воду, а остальное сгниет;

В) ничего не найти, весь мусор вы увезли с собой, чтобы выбросить в мусорный бак.

3. Ты гуляешь на детской площадке и видишь осколки стекла. Ты…

А) не обращаешь внимания и гуляешь дальше от осколков;

Б) играешь с ними в песочнице;

В) говоришь взрослым, чтобы они убрали осколки, так как это опасно.

4. Вы идете по улице и видите, что мальчик рвет ветку у дерева. Вы…

А) говорите ему, чтобы он и вам оторвал одну;

Б) говорите ему, что так делать не следует, дерево тоже живое;

В) пройдете мимо.

(за правильный ответ вручается осенний листочек)

Сейчас поиграем в игру со знатоками и зрителями  «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду? (нет)

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю!

Воспитатель: Хорошо! Теперь я могу надеяться на то, что город может стать чище. А еще чистым должен быть и воздух в городе, чтобы нам было приятно жить и дышать, и не только нам, а и тем, кто приезжает к нам в гости!

Раунд № 5 (крутится волчок)

Вопрос №

Внимание на экран!

В экране телевизора появляется названный сказочный герой «Эколёнок»

Это братишка-желудь. Он любит веселые игры, которых знает великое множество. Он всё время стремится узнать что-то новое и неизвестное, его жёлтая шапочка с торчащим дубовым листочком постоянно мелькает то тут, то там. К своей яркой шапочке он подобрал синие башмачки, перчатки и шарфик.

Кто это ребята?

-Это Шалун

Сейчас мы поиграем в игру «КТО БЫСТРЕЕ СОБЕРЕТ ЗА СОБОЙ МУСОР».

Перед каждым участником игры на полу стелется развернутая газета.

Правую руку игроки заводят за спину, а левой рукой, по сигналу ведущего, нагнувшись, начинают комкать газету, стараясь собрать весь лист в кулак.

Побеждает тот, кто быстрее всех скомкает газету.

(за правильный ответ вручается осенний листочек)

Молодцы!

Раунд № 6

Вопрос № …

Его прислала девочка жёлудь…. Умница

Итак, внимание вопрос:

Раз мы с вами, ребята, коснулись вопроса многообразия природы, то надо сказать о «Красной книге».

Как вы думаете, что такое Красная книга? Что в ней написано?

А почему она Красная, а не синяя или зеленая? (красный цвет опасности)

А что мы должны сделать, чтобы её страницы не увеличивались?

Дидактическая  игра «выбери растения и животных, занесённых в красную книгу»

(за правильный ответ вручается осенний листочек) Молодцы!

Начинаем Раунд № 7 (крутится волчок)

Внимание! Черный ящик! Команда должна догадаться, какой предмет лежит в черном ящике по его описанию.

Этот предмет бывает разного цвета. Может быть связан из шерсти разных животных, таких как кролик, овца. Этот предмет помогает нашим ручкам не замерзнуть зимой (варежки)

Время пошло.

Счет …. в пользу знатоков.

Вариант

Ведущий: Молодцы, ребята! Счёт: ….в пользу знатоков.

 Объявляется музыкальная  пауза.

Звучит "Экологический гимн "

 Ведущий: Уважаемые знатоки! Вы сегодня заслужили много добрых и хороших слов. Во время игры вы справились со всеми заданиями. Ответили на все вопросы правильно. Вы – настоящие знатоки природы.

Награждение медалями «Юные знатоки природы"

Ребята, вот и закончилась наша встреча на игре “Что? Где? Когда?”

со счетом …. в вашу пользу. Молодцы! Мы вас поздравляем!

Знатоки, а что вам сегодня больше всего запомнилось на игре?

Подводя итог игры  мы должны запомнить, что нам необходимо:

• Быть аккуратным с Природой.

• Быть вежливым и внимательным к Природе.

• Дружить с Природой.

• Заботься о Природе.

• Любить Природу.

• Сохранять Природу.

• Трудиться на благо Природы.

• Уважать Природу.

• Учиться у Природы.

• Главное – нести ответственность за спасение Природы.

Повязать галстуки эколятам

Итог.

Закончить наш «Урок – Эколят – Молодых защитников Природы» я хочу стихотворением Татьяны Зотовой.

На полянах не сорить,

Не топтать растенья,

Покормить зимой синиц,

Посадить деревья.

Ведь не сложно это всё!

Лень свою осилив,

Сделай для Природы то,

Что в твоих, друг, силах.

Спасибо вам за интересную игру.

Желаем успехов!