Проект "Эколята-дошколята"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Ветрова Галина Владимировна

Проект, воспитывающий у детей дошкольного возраста экологические познания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekolyata-doshkolyata.docx134.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад  № 18 «Родничок»

 

                      Проект по экологии

в средней группе

                                «Радуга»

«Эколята - дошколята»

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0815/000e5ff4-6f4ddb50/hello_html_m6d7853ae.jpg

Выполнила : Ветрова Г.В.

Г.Богородск

2020г.

Пояснительная записка

 

«Побудить в детях живое чувство

 природы – значит возбудить одно

из самых благодетельных,

воспитывающих душу влияний».

К.Д.Ушинский

 

         Дошкольный возраст– самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых глубоких и важных человеческих чувств, хотя и в очень наивной и примитивной форме: честности, правдивости, чувства долга, любви и уважения к труду, чести и собственного достоинства, любви к Родине.

         «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Так говорил русский писатель М.М.Пришвин. Красоты родной природы рождает патриотизм, любовь к Родине, привязанность к тому месту, где ты живёшь.

         Дошкольное детство - ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру. Именно в дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. С ранних лет своей жизни ребенок начинает осмысленно познавать и анализировать окружающий его мир, формировать определенное мнение и отношение к людям. В дошкольном возрасте формируются экологические позиции, которые помогают малышу в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживание ей и принятие активных действий в решении большинства экологических проблем, которыми сейчас богат наш мир.

        К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

        

« Эколёнок – это ребенок, который бережет и защищает природу, ему свойственно доброе, уважительное, внимательное и заботливое отношение к ней».

                                           

                                           Паспорт проекта

 Название учебного заведения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский №18 «Родничок» г Богородск.

 Название проекта: «Эколята-дошколята»

 Руководитель проекта: Ветрова Г.В. воспитатель МБДОУ №18 «Родничок»

 Дата разработки: январь 2020г

Срок реализации: средней длительности (август- октябрь 2020г)

 Участники проекта:

        - дети средней группы (4 - 5 лет);

        - воспитатель – Ветрова Г.В.

        - родители воспитанников.

 Актуальность:

        В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как на этом этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Поэтому в наши дни экологическое воспитание дошкольников приобретает растущую актуальность.

 Тип проекта: познавательно-исследовательский.

  Основная идея проекта: «Сохранить природу – значит сохранить Родину».

  Цель: содействие становлению экологического сознания, выработки неравнодушного отношения к состоянию окружающей среды и личностного восприятия экологических проблем, самостоятельного критического мышления.

        Задачи:

        - Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлением природы

        - Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру.

        - Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.

        - Способствовать накоплению у детей представлений об окружающем мире (о предметном, социальном мире и мире природы).

        - Развивать способности детей в различных видах художественно-эстетической деятельности.

        Краткое описание целевой группы проекта:

        Проект «Эколята – дошколята» ориентирован на детей в возрасте от 4 до 5 лет средней группы  «Радуга» МБДОУ Д/С №18 «Родничок» г. Богородск.

Нормативно-правовая база Проекта:

- Статья 74 п. 2 Закона РФ «Об охране окружающей среды»
- Статья 58 «Конституции Российской Федерации» от 12.12.1993 г. 
«Концепция дошкольного воспитания» от 16.06.1989 г. раздел «Воспитание дошкольников».
- Статья 29 «Конвенции о правах ребенка». 

 -СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

- Конвенция о Правах ребёнка

Ожидаемый результат:
        - формирование основ экологической грамотности у детей;
        - воспитание ответственности за свои действия по отношению к окружающей среде;
        - вовлечение в исследовательскую деятельность каждого ребенка;
        - развитие у детей коммуникативных навыков;
        - развитие творческих способностей.

Этапы реализации проекта

        1 Этап – Исследовательский

        Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора;

        Формулирование задач и цели проекта;

        Опрос детей;

        Анкетирование родителей;

        Беседы с детьми о важности данной темы.

        2 Этап – Подготовительный

        Сбор информации по теме;

        Подбор видео материалов;

        Подбор художественной литературы;

        Подбор дидактического материала;

        Подбор пословиц, поговорок, загадок по теме;

        Оформление консультаций для родителей;

        3 Этап – Практический

        Формы работы

        Работа с детьми:

        Экологические занятия.

        Наблюдения и экологические экскурсии.

        Познавательное чтение.

        Лаборатория «Опыты» (опыты и эксперименты).

        Прослушивание музыкальных произведений.

        Изобразительная деятельность.

        Подвижные, дидактические, сюжетно - ролевые игры.

        Работа с родителями:

        Привлечение родителей к экологическому воспитанию детей.

Реализация проекта

        Работа с детьми:

        Беседы: «Берегите лес», «Поможем природе», «Растения просят помощи», «Правила поведения в природе», «Что мы знаем об овощах и фруктах?», «Чистый воздух в городе», «Беседы о труде людей, которые приносят пользу для природы», «Что такое природа? Живая и неживая природа», «Почему воду нужно беречь?», «Знакомство с Лекарственными растениями», «Растения помогают человеку жить», «Зимний лес и его обитатели», «Звери и птицы зимой», «Что такое «Красная книга».

        Восприятие: «Лисичка-сестричка и серый волк», «Зимовье зверей», «Зимняя сказка», Е. Чарушин «Воробей», Лисята», «Медвежата», Успенский «Птицы»,А. Яшина «Покормите птиц зимой». В. Степанов «Животные наших лесов». Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу».

В. Бианки «Лесной хор».

        Загадывание загадок:

 О природе.

О диких животных.

О птицах.

О домашних животных.

О деревьях и растениях.

        Наблюдения: «Труд дворника», «Комнатные растения», «Рассматривание семян различных растений», «И капает дождик опять», «Наблюдение за птицами зимой», «Облака – белогривые лошадки».

        Опыты: «В почве есть воздух», «Прозрачная вода», «Воздух повсюду», «Песочная страна», «Сравнение веточек сосны и ели», «Как снег становится водой».

         Художественно-эстетическое развитие:

        Рисование цветными карандашами и акварелью:

        - «Наши друзья деревья»,

        - «Братья наши меньшие»,

        - «Берегите природу»,

        - «Сосновая веточка»

        Аппликация/ Конструирование:

        - «Горка»,

        - «Дикие животные»,

        - «Домашние животные»,  

        - «Кормушки для птиц».

        Лепка:

        - «Весёлый огород»,

        - «Божия коровка»,

        - «Цветы».

        Дидактические игры: 

        - «Домашние животные»

        - «Времена года»

        - «Кто, что ест?»

        - «Третий лишний» (птицы)

        - «Чудесный мешочек»

        - «Что где растет?»

        - «Доскажи словечко» 

        - «Природа и человек»

        - «Выбери нужное»

        - «Когда это бывает?»

        Подвижные и малоподвижные игры:

- «Лиса и зайцы».

- «Эстафета «Собери мусор».

- «Пустое место»

- «Узнай по голосу»

- «Листопад»,

- «Грибники»,

- «Солнышко и дождик»,

«У медведя во бору...».

Сюжетно - ролевые игры:

- «На даче»,

- «В магазине»,

- «Поливаю огород»,

- «Засолка на зиму».

Музыкальная деятельность:

Ю. Антонов «Не рвите цветы»,

А. Вивальди «Времена года»,

М. Глинка «Жаворонок»,

В. Добрынин «Земля наш дом»,

Л.Коган «Березка».

Просмотр мультфильмов: 

Фиксики, серия

 «Чему учит экология»,

«Мальчик и Земля»,

Смешарики, серия

«Маленькое, большое море»,

 «Мусор».

Пальчиковые игры:

- «Барашки»;

- «Гроза»;

- «Пальчики в лесу».

- «Осенние листья».

- «Паучок».

- «Пчелки»

- «Червячки»

- «Ветер»

Работа с родителями:

        Консультация «Экологическое воспитание детей в семье»

        Анкетирование родителей по теме: «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»

        Совместное творчество детей и родителей.

        Изготовление поделок на тему «Осень золотая.».

        4 Этап – Заключительный этап

        Выпуск буклетов «Природа и мы»

        Презентация проекта.

        

        Вывод: В результате реализации проекта повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста. Дети научились простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и делать простейшие выводы. У детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.