Консультация для педагогов "Организация наблюдений в цветнике и огороде детского сада"
консультация по окружающему миру

Фомина Анастасия Ивановна
Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_truda_na_ogorode_i_tsvetnike_konsult_2020g.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда детский сад № 124

Консультация для воспитателей на тему:
"Организация труда детей в огороде и цветнике".

Воспитатель:

Фомина А. И.

Калининград

2020г.

Цель.

  • Совершенствование работы по экологическому воспитанию дошкольников.
    Повышение знаний, профессиональной компетентности, педагогического мастерства воспитателей при организации работы с детьми в цветнике, огороде.
  • Создание на земельном участке дошкольного учреждения цветника, огорода имеет большое воспитательное значение. Дети вместе с воспитателем, выращивая на участке растения, учатся ухаживать за ними, узнают о жизни растений, приучаются к труду и бережному отношению к зеленым насаждениям. Яркие впечатления, полученные в детстве от общения с живой природой, надолго остаются в памяти и служат фундаментом для формирования правильных представлений о природе.

Задачи:

  •  Создание условий обеспечивающих охрану жизни и здоровья детей при организации трудовой деятельности в ДОУ;
  •  Привлечь внимание педагогов к организации трудовой деятельности с детьми дошкольного возраста (организация труда детей в огороде и цветнике).

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главное. А если рядом с ним воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят увидеть еще больше.

Труд детей в природе создает благоприятное условие для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляют нервную систему.

В труде сочетаются умственные и волевые умения. Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им удовольствие и радость. Работа на участке (в огороде, цветнике, ягоднике), а также в уголке природы, дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений. Наряду с наблюдениями труда окружающих, большое место занимает собственная трудовая деятельность ребенка. В детских садах имеются природные уголки, огороды, цветники, плодово-ягодные участки, где дети могут работать.

Детей младшего дошкольного возраста приучают к выполнению простейших поручений: с помощью воспитателя кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения, вытирать большие листья, сеять крупные семена цветов на огороде. Сеять лук, поливать растения на грядках, собирать овощи.

Дошкольники средней группы выполняют трудовые поручения самостоятельно, заботятся о растениях и животных. У них нужно воспитывать настойчивость и привычку прилагать трудовые усилия для достижения цели, навыки несложной коллективной работы. Детей этого возраста необходимо постепенно готовить к пониманию того, что для жизни и роста растений нужно создавать благоприятные условия (определяется почва, солнечный свет, тепло, влага и т.д.). При этом надо заботиться о том, чтобы дети испытывали радость от труда.

У старших дошкольников необходимо воспитывать привычку работать по собственному желанию, а не только по предложению воспитателя, выполнять работу старательно, аккуратно, беречь материалы и предметы труда, воспитывать готовность участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми.

Труд в природе имеет свою специфику. Это единственный вид производительного труда, доступный детям дошкольного возраста.

Конечная цель – вырастить овощи, ягоды, цветы, и результат труда конкретный и понятный ребенку, но они не могут быть достигнуты быстро, но это имеет место в ручном труде (сделал игрушку – можешь играть).

Как создать у детей устойчивое положительное отношение к повседневной, однообразной, но столь необходимой работе?

Одно из условий всякой работы – правильная организация труда. А. С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда. Существуют различные формы детской деятельности. В практике распространенной формой являются занятия, которые проводятся в уголке природы, на огороде, цветнике, по перекопке земли, рыхлению, устройству грядок и клумб, посеву, уходу, сбору урожая.

Усвоение знаний и формирование трудовых умений и навыков должно проходить не только на специально организованных занятиях, но в преимущественно повседневном труду.

Воспитатель, работая вместе с детьми, ставит им конкретную задачу, намечает,  какой они получат результат. По мере необходимости показывает нужные приемы. Также в процессе обучения детей умению ухаживать за растениями и животными большое место должен занимать совместный труд ребенка и взрослого. Наиболее приемлемыми формами для решения воспитательных задач, считают организацию труда в форме различного рода поручений: индивидуальных, групповых. Они могут быть длительными, систематическими, кратковременными.

Работу на огороде и в цветнике начинают с подготовки почвы для посевов. Дети участвуют во вторичной вскопке земли (первую выполняют взрослые). Посредством объяснения и показа детей знакомят с правилами вскопки и рыхления земли. Обрабатывая почву, оформляя огород и цветник, ребенок на своем собственном опыте убеждается в том, какую большую и тщательную работу надо выполнять до посева, чтобы создать условия для выращивания растений в грунте.

Выбор овощных культур для огорода

При выборе овощных культур следует учитывать возраст детей. На грядах малышей целесообразно посадить лук, посеять горох, бобы или фасоль, редис. В течение зимы дети несколько раз сажают лук в ящики, поэтому приемы посадки и ухода им знакомы. Выращивание лука на огороде расширит знания детей: они узнают, что лук можно выращивать не только в ящиках, но и на грядках.

Семена гороха, бобов крупные, поэтому каждый ребенок под руководством воспитателя может посеять и заделать эти семена. Кроме того, бобы и горох менее требовательны в отношении ухода, чем другие культуры, и в тоже время интересны и доступны для наблюдения детям младших групп.

Новым и более сложным является посев семян редиса, но при правильной организации работы дети хорошо справляются посевом этих мелких семян.

На участке старших групп можно выращивать овощи, разные по срокам созревания и хозяйственному назначению: листовые – салат, капусту, корнеплоды – редис, морковь, свеклу и др., плодовые – огурцы, кабачки, тыкву, помидоры, бобовые – горох, бобы, фасоль.

После устройства грядок и клумб дети сажают семена уже знакомых им овощей и цветов. Но прежде с помощью педагога они вспоминают известные им приемы посева. Воспитатель показывает, как размечать места для посева семян: отмерять палочкой расстояние в 8-10 см и делать ямку; как семена раскладывают в бороздки на расстоянии в 2-3 пальца друг от друга. Такие конкретные и понятные указания помогают воспитанникам сосредоточиться на работе и хорошо ее выполнить. Закончив посев, дети с помощью воспитателя засыпают семена землей, поливают, притеняют (в случае жаркой погоды).

Дети высаживают рассаду помидоров, пересаживают цветы (анютины глазки, астры, бархатцы, львиный зев, петунию, настурцию и др.). В ходе работы воспитатель учит дошкольников делать ямки, соответствующие величине и форме корней, наливать в них воду, ожидая, пока она впитается в землю, опускать растение в ямку, засыпать ее землей и «обжимать» землю вокруг стебля, оставляя лунку для полива.

Старшие дошкольники пропалывают растения на разных стадиях роста. Значение прополки дети хорошо понимают: вредные растения мешают росту культурных, отнимают много света, воды. Трудность заключается в том, чтобы научить их отличать сорняки от культурных растений (например, листья сорняка – пырея очень похожи на первые листья моркови). Наблюдая с детьми всходы, надо обращать их внимание на то, что не все растения одинаковые. Большинство выросло из тех семян, которые сеяли, а некоторые – из оставшихся в земле корней и семян сорных трав. Учить ребенка различать растения помогать сравнивать их по внешнему виду.

Обучение приемам прополки проводится на фронтальном занятии. Педагог объясняет, что надо брать траву за стебель у самой земли, и, немножко раскачав, выдергивать, а затем отряхивать землю с корней, сопровождает свои слова показом. В течение лета внимание детей обращают на красоту окружающей природы. Дети с наслаждением ощущают разнообразие запахов, форм, цвета листьев и цветков растений.

Цветник

На участке детского сада непременно должны быть цветы. Они украшают участок, делают его уютным, живописным и радостным, дают воспитателю богатый материал для работы с детьми.
Разнообразие растительных форм, сочетание и яркость красок, аромат и красота цветов возбуждают интерес детей к растениям, способствуют эстетическому воспитанию. Во время работ и наблюдений, организуемых воспитателем, дети легко и незаметно усваивают много знаний о жизни растений, приобретают навыки ухода за ними.

Растений, пригодных для оформления цветника, очень много. Иметь их все на участке невозможно, да и не нужно. Сажать можно любые из них: все они по-своему хороши и нравятся детям. Правильнее всего подобрать те растения, которые более неприхотливы и требуют меньших забот. К таким растениям прежде всего относятся многолетники и самосейки.

Необходимо учить детей правильно собирать цветы. Воспитатель объясняет, что цветы собирают лишь в том случае, когда хотят украсить комнату, поздравить кого-то с торжественной датой и пр. Рвать много цветов нельзя – букет должен быть небольшим, и уж совсем недопустимо бросать сорванные растения. Надо довести до сознания детей, что самый лучший цветок – это тот, который стоит там, где он «родился» - на обочине полевой дороги, на цветнике, на лугу, возле студеного ручья и пр., чтобы полюбоваться красотой растения, необязательно срывать его.

Детей привлекают к уходу за растениями на ягоднике (уборка сухих листьев, рыхление почвы, прополка, размножение розетками, образующимися стелющимися стеблями материнского растения). В июне цветет земляника, появляются ягоды. Дети привлекаются к опытнической работе. Один кустик земляники пересаживают на свой участок, ведут наблюдения за ее ростом и развитием, делают зарисовки.

Дошкольник, прошедший школу «зеленого» воспитания, сможет самостоятельно увидеть прелесть букета в вазе, красоту клумбы, газона, очарование пейзажа, в лесу, на лугу, в парке проявить наблюдательность, пытливость: ведь он уже имеет первые и серьезные знания о таинственной жизни зеленых друзей, умеет их беречь и радоваться им.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по благоустройству участка и цветника на территории детского сада и работы с детьми в летний период

План мероприятий по подготовке участка группы к летней оздоровительной работе в детском саду и благоустройству прилегающей территории...

оформление цветников и участка детского сада в летний период

Оформление участка и цвектников  в леткий пеиод в детском саду...

Цветник на территории детского сада

Цветы всегда радуют глаз, а красиво оформленные цветники зачаровывают.Цветники можно использовать как обучающее и наглядное пособие. Дети могут ухаживать за цветами, что позволит воспит...

«Отчет наблюдения с детьми и труд на огороде детского сада в летний период»

Труд как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устан...

“Наблюдения с детьми и труд на огороде детского сада ”

Цель: расширять кругозор детей , развивать интерес к окружающему миру! В нашем детском саду, как и во многих других, есть огород. Наличие огорода в детском саду даёт возможность познакомить детей...

Отчет наблюдения с детьми и труд на огороде детского сада в летний период.

Основная цель : совершенствование работы по экологическому воспитанию детей. Создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности; раскрытие творческого и интеллектуального потенциа...