НОД по технологии "Путешествие по "реке времени".
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Павленко Наталия Валериевна

Данная технология применяется , чтобы создать в воображении ребенка целостные живые образы через яркие метки символы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Путешествие в прошлое лампочки.21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Составила: Павленко Наталия Валериевна

Конспект НОД с применением технологии «Путешествие по «реке времени».

Тема: «Путешествие по «реке времени» в прошлое лампочки» для детей

подготовительной к школе группы.

Образовательная область: Познавательное развитие.

Цель: Формирование представлений  детей старшего дошкольного возраста об истории развития электрической лампочки.

Задачи

Обучающие:

  1. расширять представление детей о целостной картине мира;
  2. побуждать детей к сравнению предметов по их функциям.
  3. обогащать словарный запас детей новыми словами;
  4.   формировать представление о том, что человек преобразует предметы для себя и других людей;

Развивающие:

  1. развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира;
  2. способствовать развитию внимания, логического мышления.

Воспитательные:

 1. воспитывать интерес к  познавательной деятельности, любознательность.

Словарная работа: факел, лучина, фитиль, керосиновая лампа, светильник.

Оборудование и материалы: картинки электроприборов (Стиральная машина, пылесос, телефон, электроплита), картинки предметные( корыто, веник, письмо, печка),панно «река времени», метки-символы, макет костра, лучина, (деревянные палочки по две для каждого ребенка), свечи, керосиновая лампа, портрет А.Н.Лодыгина, электрическая лампочка; ноутбук, слайды,  разрезные картинки, рисунки по цифрам, простые карандаши, клей.

Предварительная работа: чтение стихотворения С. Маршака. «Электрическая лампочка», рассматривание иллюстраций с изображением электроприборов, отгадывание загадок.

Содержание НОД:

Воспитатель:

-Ребята, рада вас приветствовать, и приглашаю к разговору. Я начну предложение, а вы продолжите. Готовы?

(Предполагаемый ответ : Да).

Воспитатель:

-Мама стирает бельё в …(стиральной машине).

-Бабушка вызывает врача на дом по …(телефону).

-Папа чистит ковёр …(пылесосом).

-Бабушка варит вкусные щи на … (электроплите).

Педагог прикрепляет на мольберт изображения предметов, названных детьми.

-Подумайте, как одним словом назвать эти предметы?

(Предполагаемый ответ: Электроприборы).

-Вы правы, работают они от электричества. Представьте, раньше люди не знали об электрическом токе и использовали другие предметы, чтобы убирать, подметать, общаться, готовит пищу. Я раздам картинки с предметами, которые выполняют такую же функцию, как картинки на мольберте, составьте пары. (Каринки с изображением корыта, письма, веника, печки). Дети составляют пары.

- Ребята, как видите, у современных предметов есть предшественники. Мы не сказали еще об электрическом предмете, который очень нужен в наших квартирах. Отгадайте загадку и узнаете о чем речь.

Висит без дела днем,

А ночью освещает дом. (Лампочка).

Подумайте, когда не было электричества, как люди освещали свои жилища?

Ответы детей.

Как мы можем проверить, что люди придумали сначала и позже?

Ответы детей.

-Чтобы проследить историю развития лампочки, надо отправиться в прошлое. Я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие, которое подарит нам  интересные открытия. Согласны?

 (Предполагаемый ответ : Да).

Попасть в прежние времена нам поможет «река времени», передвигаясь по которой мы найдем следы лампочки в древности, старине и современности. На чем поплывем по реке? (Ответы детей). Предлагаю плыть на лодке, поскольку из нее легко увидеть знаки, которые помогут узнать больше об источниках света. Итак, отправляемся в путь. (Лодку имитируем, взявшись в пары и правой рукой гребем, как веслом).

Ребята, вы что – нибудь замечаете? (Должны заметить нарисованный макет костра). Действительно, я тоже вижу костер! Давайте, отдохнем  и присядем рядом с ним. Вспомните, где жили первобытные люди? (Ответы детей). Когда люди жили в пещерах, основным источником света для них был огонь. Во время рассказа  воспитатель демонстрирует слайды.

Когда пещерному человеку надо было зайти в темное жилище, он вытаскивал из костра горящую палку и шел с ней, но это было неудобно. Как думаете почему? (Ответы детей)

 – Палка сильно дымила и быстро гасла. Потом люди придумали факел. Это утолщенная с одного конца палка, в котором выдалбливали углубление, наливали в него сначала жир, потом смолу от дерева, поджигали от костра и освещали пространство. Демонстрация слайда.

Продолжим наше путешествие (мы снова в лодке), внимательно смотрите по сторонам. Что – нибудь заметили? (Должны увидеть деревянные палочки).  Давайте, остановимся, чтобы рассмотреть их лучше. На что они похожи? (Ответы детей). Эти палочки, заостренные на конце назывались лучиной и использовались для освещения жилья. Люди уже стали жить в домах, которые надо было освещать. Лучину закрепляли на подставке и располагали, чтобы она лучше светила. Показ слайда. Удобна была лучина в использовании? (Ответы детей). Как еще можно использовать лучинки? (Ответы детей). Предлагаю поиграть в игру «Туки - так, делай так». Педагог и дети произносят речевку, после слов «Туки – так, делай так», взрослый выкладывает две палочки на пол в произвольном порядке, задача детей также расположить свои палочки.

Время шло, люди придумали более удобный «светильник». Узнаем какой, немного потрудившись. Девочки получают разрезные картинки, мальчики по цифрам рисуют. Итак, люди создали свечу. Предложить детям взять свечи рассмотреть их и рассказать из чего она сделана, какая на ощупь, что у нее внутри и для чего? (Ответы детей). Их делали из жира животных, из воска пчел. В середину вставляли веревочку, которая называется фитиль. Его поджигали и свеча дарила людям свет. Отправляемся дальше в путь. Дети замечают незнакомый предмет (Керосиновую лампу). Плывем к ней и воспитатель рассказывает о новом изобретении человечества.

Люди научились из нефти делать бензин, керосин и другие горючие вещества и придумали керосиновую лампу. Показ керосиновой лампы и объяснение принципа работы. В нижнюю баночку лампы заливается керосин, вставляется фитиль, который сделан из ткани, он пропитывается керосином и при поджоге горит. Прикрыт фитиль стеклянным абажуром. Подумайте, чем эта лампа удобнее свечи ? (Ответы детей). Продолжаем свой путь. Дети замечают портрет незнакомого человека (Александра Лодыгина). Это изобретатель электрической лампочки Александр Лодыгин. Показ лампочки. Эта маленькая помощница до сих пор освещает наши квартиры.  Чем лампочка удобнее огня, факела, лучины, свечки, керосиновой лампы?(Ответы детей). Наше путешествие по «реке времени» закончилось. Осталось прикрепить  все предметы на реке и еще раз проследить за историей возникновения лампочки.

-Ребята, что нового вы сегодня узнали?

-Какие источники света вы знаете?

-Что является первым предком лампочек?

-Как открытие электричества упростило нашу жизнь?

Спасибо вам за работу!

Литература:

1.ФЦКМ Познавательно-информационная часть, игровые технологии. Учебно-методическое пособие под ред. О.Н.Каушкаль, М.В.Карпеевой, Москва,2015,с.97-98.

2. «Народная культура и традиции». Занятия с детьми 3-7 лет.Автор-составитель В.Н.Косарева, Волгоград,с.148-152


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплекс занятий по формированию временных представлений и понятий "Путешествие во времени"

Цель комплекса: повысить уровень овладения представлениями и понятиями о времени с помощью применения метода моделирования. Комплекс занятий состоит из двух разделов, которые были  реа...

Консультация для воспитателей по теме: «Формирование представлений и знаний о времени у старших дошкольников. Календарь, как средство знакомства со временем».

Дать знания и представления о календаре;Раскрыть теоретические основы использования календаря в детском саду;Изучить методики знакомства детей с календарём....

Особенности представлений дошкольников о времени. Формирование представлений о временных понятиях.

Программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени.Дети должны научится называть и различать части суток (утро, день, вечер, ночь); усвоить на...

Конспект занятия. Тема: ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени

Ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени...

Проект обучения дошкольников определению времени по часам "Я знаю, сколько времени!"

Участниками проекта являются дети 6-7 лет, воспитатели группы, педагог-психолог, родители. Цель проекта:  научить  детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) ...

Презентация к методической разработке "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста". Игра "Ракета времени"

В средней группе воспитатель закрепляет в активном словаре детей названия частей суток, углубляет и расширяет представления об этих отрезках времени, обращаетвнимание на последовательность их смены. В...