Консультация для родителей: "Опыты и эксперименты в ДОУ"
консультация по окружающему миру (младшая группа)

Трофимова Елена Михайловна

Что даёт исследовательская деятельность дошкольникам?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons.dlya_roditeley_opyty_i_eksperimenty_v_dou.docx82.51 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

"Опыты и эксперименты в ДОУ"

Описание: https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/07fd/000e7364-d95ba109/hello_html_m39593cf9.jpg

Воспитатель: Трофимова Е.М.

г.о. Подольск

Консультация для родителей

«Опыты и эксперименты в ДОУ»

То, что я услышал, я забыл.

       То, что я увидел, я помню.

   То, что я сделал, я знаю

Конфуций

Развитие исследовательских способностей ребенка — одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.

Детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать, осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Приобретаемый поисковый опыт поможет в дальнейшем успешно развивать творческие способности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями исследовательская деятельность уходит в манипулирование предметами.

Когда мы побуждаем детей к исследовательской деятельности, даем им возможность экспериментировать, мы даем детям выявить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениями с другими объектами и со средой обитания. В процессе исследовательской деятельности идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость рассказывать об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи у детей дошкольного возраста. Нельзя не отметить положительного влияния исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Задачи опытно-экспериментальной деятельности:

1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки.

2. Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

3. Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении опытов-экспериментов.

4. Развитие у детей познавательных способностей: развитие мыслительных способностей

(анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение,наблюдательности,умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; формирование способов познания путем сенсорного анализа. Развивать память.

5. Обогащение словарного запас детей, развитие речи.

6. Социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

7. Развитие эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

Очень важно вовлекать ребят в исследовательскую работу — проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Необходимо, чтобы каждый из детей имел все необходимое для проведения самостоятельных исследований. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Формы работы опытно-экспериментальной деятельности:

1. непосредственно-образовательная деятельность;

2. плановые эксперименты;

3. дидактические игры;

4. беседы;

5. наблюдение и труд;

6. работа в лаборатории.

Форма организации детей может быть:

1. индивидуальная,

2. групповая (с подгруппой,    

3. фронтальная (со всей группой).

Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы.

Наблюдения и эксперименты могут быть случайными и плановыми.

Случайные не требуют специальной подготовки и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса и проводятся на участке или в «уголке природы». Плановые наблюдения и эксперименты проводятся на выраженном предмете или объекте.

Для работы с детьми в экспериментальной деятельности используются разные методы и наиболее эффективны следующие.

1. Методы, повышающие познавательную активность.

Эти методы позволяют формировать заинтересованность в принятии информации, желание уточнять и углублять свои знания, самостоятельно искать ответы на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его. Наиболее эффективными методами этой группы являются - элементарный и причинно-следственный анализ, сравнение, моделирование и конструирование, метод вопросов, метод повторения, решение логических задач, исследование.

2.Методы, повышающие эмоциональную активность детей при усвоении знаний: элементы новизны, проблемно – игровые приемы, сочетание разнообразных средств, например, проведение опыта и зарисовка его результата.

3. Методы коррекции и уточнения представлений при проведении экспериментирования: повторение упражнения, наблюдение, метод переключения на другую деятельность, метод обобщенного ответа, беседа, проблемно-поисковый метод, т. е. всё, что позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний.

Для побуждения детей к исследовательской деятельности огромное значение имеет хорошо оборудованная предметно-пространственная среда в группе. Она стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода самореализации.

Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям:«Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».

В группе можно создать уголок экспериментирования в котором находится разнообразное оборудование:

- емкости различных форм и размеров, разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);

- приборы-помощники : лупы, весы, песочные часы, компас, магниты, пипетки, трубочки, увеличительные стекла, измерительные приборы, губки, пенопласт, вата, поролон и т. д.

- объекты неживой и живой природы, природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья, почва, веточки и др. ;

- различные материалы : проволока, кусочки кожи, меха, ткань, бумага, дерево, резина, стекло, пластмассы, пробки и т. д.

-технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др. ;

-разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;

-красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

-медицинские материалы : пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;

-прочие материалы : зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

Все это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к исследовательской деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:

-бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.

- дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.

- пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.

- стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое

- ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.

-вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.

-воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.

Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской лаборатории организуется один раз в неделю: с детьми среднего возраста по 15-20 минут, с детьми старшего возраста по 25 – 30 минут. Во время занятия проводятся один – два эксперимента.

Структура проведения игры – экспериментирования:

1. Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);

2. Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

подведение итогов, вывод;

3. Фиксация результатов;

4. Вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

тайна, сюрприз;

мотив помощи;

познавательный мотив (почему так);

ситуация выбора.

Что нужно делать, что бы поддержать активность в познавательной деятельности ребенка.

1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?»

2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.

3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.

4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.

5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.

6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.

7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.

8. Создавайте ситуацию успешности.

Чего нельзя делать?

1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.

2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.

3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.

4. Нельзя запрещать без объяснения.

5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.

6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.

7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.

8. Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним.

 

В заключении хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева : «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Опыты и эксперименты в песочнице"

Консультация для родителей.  «Опыты и эксперименты в песочнице».Родителям может показаться, что возня в песочнице – это всего лишь забава для малыша, не более того. Казалось бы, сидит ребёно...

Консультация для родителей «Опыты и эксперименты в песочнице»

Песочница – это то место, где кроха проходит первую школу социализации....

Консультация для родителей "Опыты и эксперименты в песочнице».

Родителям может показаться, что возня в песочнице – это всего лишь забава для малыша, не более того. Казалось бы, сидит ребёнок в песочнице, лепит куличи, перебирает пальчиками золотистый песок. Прост...

Консультация для родителей. «Опыты и эксперименты дома»

Детское экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Маленький человечек охвачен жаждой познания и освоения о...

Консультация для родителей «Опыты и эксперименты можно организовать дома».

Здесь собрано большое количество разнообразных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребё...

Консультация для родителей "Опыты и эксперименты в песочнице"

Консультация для родителей "Опыты и эксперименты в песочнице"...

Консультация для родителей "Опыты и эксперименты для дошкольников"

В консультации описаны интересные и доступные эксперименты для детей дошкольного возраста....