Перспективный план Времена года
материал по окружающему миру

Федоренкова Ирина Васильевна

Перспективный план Времена года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vremena_goda.docx42.42 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

ТЕМА: «ВРЕМЕНА ГОДА»


Лето

№п/п

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НАЗВАНИЕ

ЦЕЛЬ

1.

Познавательное развитие (ознакомление с окружающим, развитие речи).

Работа с фенологическим календарём.

Опыты: с песком, с водой, деревом.

Беседы:

«Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»;

«Лето - время отпусков»;

«Поведение насекомых».

Коллаж «Лето»

Прополка и полив грядок.

Составление рассказов:

«Летние месяцы»;

«Приметы лета»;

«Животный мир»;

«Летние работы людей».

  • Развивать интерес детей к природным объектам и явлениям, собственное экологическое сознание и готовность к содержательному увлечённому общению детей во время знакомства с природой.
  • Поддержать детскую любознательность, развивать наблюдательность.
  • Прививать детям бережное отношение ко всему живому, любовь к природе, к родному краю.
  • Обогащать словарный запас детей не знакомыми словами.

Дидактические игры:

«Когда это бывает?»;

«Назови листок»;

«Назови дерево»;

«Определи на вкус»;

«Определи на запах»;

«Летает - не летает»;

«Бегает, прыгает»;

«Съедобное, не съедобное».


2.

Игровая деятельность.

Экологические игры:

«Найди дерево по описанию»;

«Где, чей домик?»;

«Кто как кричит?»;

«Сложи цветок»;

  • Уточнить представление детей о названии деревьев.
  • Тренировать детей узнавать по крику птиц, животных.

Подвижные игры:

«Перепрыгни ручей»;

 «С кочки на кочку»;

 «У медведя во бору»;

«Лиса в курятнике»;

 «Волк и зайцы»;

«Лошадки»;

«Зайка серенький умывается»;

«Бездомный заяц»;

«Сбей грушу».

* Развивать у детей ловкость, быстроту, пространственную ориентировку.

3.

Художественная литература

Чтение детям сказок и художественных произведений о лете. Летняя поэзия.

В.Бианки «Лесная газета»

В.Даля «Война грибов с ягодами»

«Петушок и бобовое зёрнышко обр. О.Капицы

«Травкин хвостик» эским. Обр.В.Глацера и  Г.Снегирёва «Колосок» укр.обр.С.Могилевской

«Три поросёнка» англ. Пер. С.Михалкова

«Ветрено». «Ива», «Сосны» И.Токмакова

«Садовник» Г.Салгин

«Новость». «Сорок сорок» Ю.Кушак

  • Помочь детям, используя разные приёмы педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.
  • Предложить детям иллюстрированные издания знакомых произведений.
  • Вызвать желание послушать определённое литературное произведение.
  • Разъяснить детям, как беречь и защищать природу и изучать её.


Заучивание стихотворений:

 «Дед хотел уху сварить...»,рус.нар.пес.

 «Ножки, ножки где вы были?» «Оленёнок» Ю.Кушак

Чтение пословиц, поговорок, загадок про лето.

Чтение примет о лете, народные мудрости.

4.

Изобразительная деятельность.

Лепка:

 «Бревенчатый дом»;

«Улитка»;

 «Колобок»;

«Яблоки и груши»;

 «Грибная полянка»;

«Птички и кормушка»;

«Ежики»

  • Совершенствовать умение детей лепить (из глины, пластилина, теста)
  • Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи подручного материала и стека.

Аппликация:

 «Цветочная поляна»;

«Банка с огурцами»;

«Корзина с фруктами»;

«Теремок».

Обрывание: овощи, животные, листочки.

  • Формировать умение работать с ножницами, кистью, клеем.
  • Закреплять навыки аккуратного вырезания и наклеивания.

Рисование:

«Трава для зайцев»;

«Цветочная поляна»;

«Деревья и гнёзда для птиц»;

«Угощение для лесных друзей»;

«Курица с цыплятами»:

«Утка с утятами»;

«На лесной лужайке пробегали зайки»

  • Развивать желаний использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многообразие окружающего мира.
  • Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (зайчик, курила и т.д.) и соотносить их по величине.


5.

Театр

Театрализация сказки:

«Бычок - смоляной бочок»

* Разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жесты).

6.

Музыка

Музыкально-литературная композиция:

«Здравствуй лето»

Русское народное творчество:

«Любимые сказки»:

«Пословицы и поговорки»

Праздник «Лето красное»

Пение: «Песенка про лето»;

Песни из советских мультфильмов

Слушание: П.И.Чайковский «Времена года» (июнь, июль, август)

Сборник детских песен.

* Продолжать формировать потребность в

интересном времяпровождении.

  • Развивать интерес к музыке, желание ее слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений.
  • Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры.

Осень

п/п

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НАЗВАНИЕ

ЦЕЛЬ

1.

Познавательная деятельность (ознакомление с окружающим, развитие речи).

Работа с фенологическим календарём.

Опыт с деревом и резиной.

Беседы:

«Как звери готовятся к зиме»,

«Дары осени»,

«Перелетные птицы».

Составление рассказов: «Осенние месяцы».

«Приметы ранней и поздней осени»,

Животный мир (Подготовка к зиме),

«Осенние работы людей».

Дидактические игры:

«Вершки и корешки», «Узнай на вкус», «Узнай на ощупь», «Узнай по описанию», «Найди по листу».

  • Дать начальное представление о приспособленности растений и животных к среде обитания.
  • Упражнять в умении узнавать разные породы деревьев по коре и листьям.
  • Прививать любовь ко всему живому, оберегать, кормить птиц (наблюдение на участке).
  • Расширять представление о диких животных (особенности поведения) как они передвигаются и спасаются от врагов, как готовятся к зимовью.
  • Побуждать детей задавать уточняющие вопросы.
  • Тренировать детей определять по вкусу и по запаху, овощи, фрукты, ягоды.

2.

Игровая деятельность.

Сюжетно ролевая игра: «Магазин» (овощи и фрукты).

  • Дать детям знание о том, что магазины бывают: «Промтоварные», «Одежда». «Книги». «Овощи и фрукты».
  • Показать детям, как нужно правильно взвешивать продукты, расплачиваться с продавцом и.т.д.
  • Классификация: овощи и фрукты.

Экологические игры:

«Что где растёт?»;

«Какая птица, как кричит?»;

Подвижные игры:

«Раз, два, три к дереву беги»;

«Листопад»;

«Перелёт птиц»;

«Лягушки»;

«Солнышко и дождик»

  • Уточнить представление детей о том, какая ягода, овощ, где растёт?
  • Тренировать детей воспроизводить голосом, как какая птица как кричит, подражая и имитируя крик птиц.

3.

Художественная литература.

Чтение детям сказок и рассказов об осени. Осенняя поэзия.

С.Козлов «В сладком осеннем лесу»;

И.Соколов-Микитов «Улетают журавли»;

Н.Егоров «Редиска, морковка, тыква»;

 И.Токмакова «Птичек стайки»;

 Н.Егоров «Горох, лук, огурец»;

 И.Соколов-Микитов «Медведь».

Осенние приметы, пословицы, поговорки, народные мудрости.

Осенние развлечения: «Золотая Осень».

  • Знакомство детей с устным народным творчеством, русским фольклором.
  • Знакомить детей, как с многообразием отдельных произведений, так и с циклами, объединёнными одними и теми же героями.
  • Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества, игровых и юмористических вариаций стихотворных текстов, в частности произведений поэтического фольклора.

4.

Изобразительная деятельность.

Рисование:

«Осенний цветник»;

«Радостная осень»;

«Птичий дом, птичий двор»;

«Сказочное дерево».

  • Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках (коричневый, оранжевый светло-зелёный).
  • Учить детей передавать в рисунке настроение, изображать грустную осень, золотую осень.


Лепка:

«Грибы в корзинке»;

«Овощи для магазина»;

«Вам знаком такой зверёк?»;

«Подарки для зайчика»;

«Моё любимое животное».

Аппликация:

«Дерево»;

«Белка заготавливает грибы на зиму»;

«Ты куда летишь листок?»;

«Осенние листья» (обрывание)

  • Тренировать детей эмоционально воспринимать образную основу поэтического произведения, развивать творческое воображение.
  • Развивать умение детей лепить грибы, овощи, животных из предложенного материала (глина, пластилин, тесто).
  • Учить детей составлять из полос бумаги изображение разных предметов (дерево, куст и т. д.).
  • Тренировать детей вырезать круглые формы из квадрата, овала и прямоугольника путём скругливания углов.

5.

Театр

Театрализация сказки: «Мужик и медведь»;

«Гуси - лебеди».

* Содействовать развитию индивидуальных творческих способностей

6.

Музыка

Музыкально-литературная композиция:

«Осень».

Русское народное творчество:

«В гостях у сказки».

Забавы: «Дождик».

Праздник «Осинины».

Пение: «Листочек золотой»;

«О Мишке»;

«Дождик»

 Танцевально-ритмические движения: «Танец с листочками»;

«Огородная хороводная» Слушание: П.И.Чайковский «Времена года»

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

  • Обогащать музыкальное впечатление, способствовать дальнейшему развитию музыкальной культуры.
  • Развивать интерес к музыке, желание её слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкального произведения.

7.

Здоровье и физическое развитие

Беседы «Друзья витамины».

Закаливающие мероприятия.

Посещение фитобара.

Пальчиковые игры.

Точечный массаж.


Зима

№п/п

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НАЗВАНИЕ

ЦЕЛЬ

1.

Познавательное развитие

(ознакомление с окружающим, развитие речи).

Работа с фенологическим календарём.

Коллаж «Зима».

Опыт со снегом.

Опыт с водой.

Беседы:

«Зимующие птицы»;

«Зимовье зверей»;

«Зимняя одежда»;

«Откуда в наших домах берётся тепло?»;

Рассматривание картин о зиме.

Составление рассказов:

«Зимние месяцы»;

«Приметы зимы»;

«Животный мир»;

«Зимние забавы детей».

Познавательно-тематический вечер «Приметы зимы»

* Способствовать конкретизации знаний о

явлениях природы и об окружающих предметах.

  • Закреплять умение ориентироваться в пространстве.
  • Пополнять, уточнять и активизировать словарный запас детей.
  • Приобретать умение устанавливать взаимосвязь между предметами.
  • Способствовать закреплению у детей навыков ведения индивидуальной и групповой беседы.

Дидактические игры:

«Назови зимних братьев»;

«Чей домик?»;

«Чья шубка?»;

«Скажи наоборот»;

«Подбери слова-родственники»;

«Продолжи предложение»;

«Четвёртый лишний»;

«Кто как кричит?»;

«Назови птенца».

* Закреплять знание детей зимних месяцев, называть их последовательно.

* Расширять кругозор детей о зимовье птиц и животных.

1


2.

Игровая деятельность.

Сюжетно-ролевая игра:

«Больница»;

«Аптека».

Подвижные игры: «Кружатся снежинки»;

«Два Мороза»;

«Мороз не велик, стоять не велит».

Экологические игры:

 «Чей след?»;

«Чей домик?».

  • Продолжать формировать умение развёртывать ролевое взаимодействие с партнёром, активизировать ролевой диалог между детьми.
  • Формировать умение устанавливать множественные ролевые взаимосвязи в игре: доктор с пациентом, а затем с медсестрой; аптекарь с клиентом.
  • Развивать у детей координацию движения, ориентировку в пространстве.

3.

Художественная литература

Чтение сказок, рассказов о зиме.

Зимняя поэзия: Н.Некрасов «Мороз, Красный нос»

И.Соколова-Микитова «Зимовье»

С.Козлов «Зимняя сказка»;

Т.Эгнер «Приключение в лесу Елки-нА-Горе»;

Л.Яковлев «Какого цвета Новый Год?»;

И.Суриков «Зима»;

Я.Аким «Первый снег»;

В.Орлов «Почему медведь зимой спит?»;

 А.Пушкин «Зимний вечер».

Зимние пословицы, поговорки, народные приметы.

Зимние развлечения:

«Новогодний утренник»;

«Рождественские колядки»

  • Помочь детям, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.
  • Предложить детям иллюстрированные издания знакомых произведений.


4.

Изобразительная деятельность

Рисование:

«Если»;

 «Заяц под кустом»;

«Зимние забавы»;

«Снег на деревьях».

Лепка:

 «Какие звери были на Новогодней ёлке?»;

«Хоровод»;

«Белка»;

Аппликация:

«Падает снег» (Обрывание); «Петушок Золотой Гребешок»;

  • Формировать и закреплять представление у детей о форме предметов (круглая, овальная, прямоугольная, треугольная) величине, расположение их на листе.
  • Продолжать закреплять и обогащать представление детей о цвете и оттенках (белый, голубой, серый).
  • Закреплять знание детей передавать в рисунке настроение, изображать морозную зиму, повадки зверей и т.д.
  • Развивать у детей наблюдательность, творческое воображение, эмоционально воспринимать образную основу поэтического произведения.
  • Развивать умение лепить животных.
  • Закреплять умение детей использовать приёмы скрепления деталей между собой, скатывать и раскатывать пластилин в круглые и продолговатые формы, вытягивать и прищипывать детали (ушки у котёнка, носик у птички).
  • Закреплять с детьми навыки пользования кистью и клеем.


5.

Театр

Театрализация сказки.

«Рукавичка»;

«Лисичка со скалочкой».

  • Развивать интерес к театрально-игровой деятельности.
  • Содействовать развитию индивидуальных творческих способностей.

6.

Музыка

Музыкально-литературная композиция.

«Зимняя сказка»;

«Новогодний утренник»;

«Рождественские колядки»;

«День защитника Отечества».

Пение:

«Здравствуй ёлка».

Музыкально-ритмические движения:

«Танец ёлочек».

Игровое творчество:

«Кто как идёт?»;

«Снежинки и сугроб».

Слушание:

П.И.Чайковский «Времена года» (декабрь, январь, февраль).

* Тренировать детей определять общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей; Определять к какому из трёх жанров принадлежит прослушанное музыкальное произведение (марш, песня, танец) и на каком из известных ему инструментов оно исполняется.

7.

Здоровье и физическое развитие

Профилактика простудных заболеваний.

Пальчиковые игры.

Точечный массаж.

Дыхательные упражнения.

Закаливающие процедуры.

Беседы:

«Профилактика простудных заболеваний»

 «Снежинки красивые, но не съедобные».


Весна

№п/п

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НАЗВАНИЕ

ЦЕЛЬ

1.

Познавательное развитие (ознакомление

с окружающим; развитие речи).

Работа с фенологическим календарем

Коллаж «Весна».

 Опыты со снегом

Опыты на солнце.

Посадка лука

 Беседы: «Труд людей весной»;

«Демисезонная одежда»;

«Поведение животных»;

«Поведение насекомых»;

 «Посадка лука»

Составление рассказов:

«Весенние птицы»,

«Животный мир»,

«Весенние работы людей».

  • Расширять представления детей о многообразии природных явлений.
  • Помогать детям, устанавливать простейшие связи между ними (потеплело, появляются бабочки, жуки).
  • Закреплять представления о сезонных изменениях в природе.
  • Способствовать формированию объяснительной и доказательной речи детей.

Дидактические игры:

«Сложи листок»;

«Чьи семена?»;

«Какая птица как кричит?»;

 «Когда это бывает?»;

«Что лишнее?».

  • Уточнение представления детей о семенах деревьев.
  • Учить детей отгадывать какая птица как кричит.
  • Учить задавать уточняющие вопросы

2.

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра:

«Ателье демисезонная одежда».

* Учить детей подбирать предметы и атрибуты для игры.

  • Закреплять знание детей о свойствах ткани (толстая, тонкая, разноцветная, однотонная, прочная).
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение считаться с интересами товарищей.

Подвижны игры:

«Серый зайчик»;

«Перелетные птицы»;

«У медведя во бору»;

 «Лиса в курятнике»;

 «С качки на кочку»;

 «Перешагни ручей».

  • Тренировать детей в ориентировке на местности, в прыжках в высоту, в длину
  • Учить детей передавать повадки диких зверей

Экологические игры:

«Найди дерево по описанию»;

«Загадай, мы назовем».

* Закреплять знания детей о названии деревьев, по описанию


3.

Художественная литература

Чтение детям произведения о весне советских авторов.

Песенка «Ласточка»

П. Образцова «Март»

М. Горький «Воробьишко»

В. Берестова «Песенка весенних минут

Г. Ладонщикова «Весна»

С. Вышеславцева «Весна»

Е. Благининой «Черемуха»

Е. Чарушин «Воробей

В. Бианки «Первая охота»

Загадки о весне

Чтение потешек, поговорок, загадок.

Заучивание стихотворения о весне.

Чтение народных примет.

Заучивание:

 П.Образцова «Март»;

С.Вышеславцева «Весна»;

Л.Николаенко «Кто рассыпал колокольчики...»;

Е.Серов «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»).

Книжный уголок: подборка книг о весне.

* Развивать у детей способность слушать литературные произведения различных жанров и тематики, малые формы поэтического фольклора; эмоционально реагировать на их содержание и следить за развитием сюжета.

4.

Изобразительная деятельность

Лепка:

«Волчонок»;

«Медвежонок»;

«Заяц и ежик»;

«Первый цветок».

  • Учить детей передавать овальную форму туловища в фигурках медвежонка и волчонка в каком-либо несложном положении
  • Закреплять приемы прищипывания с легким оттягиванием краев, вытягивание отдельных частей из целого куска (уши - котенку, клюв - птичке)


Аппликация:

«Вишневый сад»;

«Воробьишко»;

 «Весеннее дерево»;

«Первый листок».

* Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений

 * Учить составлять из полос изображения разных предметов (деревья, кустарники)

Рисование:

«Роспись птиц»;

«Весна, ручейки, солнце ярко светит»;

 «Одуванчик»;

 «Яблонька белая»;

«Роспись барашка»

* Продолжать формировать у детей умение создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (деревья весной на нашем участке, цыплята гуляют по травке), добавляя к ним солнышко

5.

Театрализация

Постановка сказки:

«Заюшкина избушка»;

* Развивать интерес к театрально-игровой деятельности

* Содействовать развитию индивидуальных, творческих способностей и художественных наклонностей ребенка

* Учить разыгрывать несложные представления по литературному сюжету


6.

Музыкальная деятельность

Русское народное творчество:

«Бабушкины сказки»;

«Любимые народные игры».

 Пение:

«Солнышко лучистое»;

«Мамина песенка».

 Игровое творчество:

«Охотники и зайцы».

Слушание:

«Маша в лесу»;

 П.И.Чайковского «Времена года» (март, апрель, май).

  • Закреплять текст песен о весне, развивать интонацию и дикцию.

* Развивать воображение и музыкальное внимание.

  • Продолжать развивать умение слушать, отмечать музыкальные образы и инструменты.

7.

Здоровье и физическое развитие.

Профилактика простудных заболеваний.

Пальчиковая гимнастика.

Точечный массаж, дыхательные упражнения.

Закаливающие процедуры.

Беседы:

«Что нужно делать, чтобы не промокли ноги?»;

«Почему снег не едят?».

* Приучать детей следить за своим здоровьем, применять меры предосторожности.

8.

Работа с родителями

Консультация: «Как уберечь детей от простудных заболеваний». Предложить народные средства профилактики простудных заболеваний.

Обратить внимание детей на природные явления (дождь, солнце, ветер и т.д.).

Подобрать с детьми загадки о весне, о погоде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН НАБЛЮДЕНИЙ НА ПРОГУЛКЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ВРЕМЕНА ГОДА

Перспективный план наблюдений на прогулке в старшей группе...

Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».

Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....

Картинно-графический план время года "Зима".(старшая группа)

Учим рассказывать по картинно-графическому плану "Зима". Развиваем внимание,связанную речь, память.....

Картинно-графический план время года "Зима".(старшая группа)

Учим рассказывать по картинно-графическому плану "Зима". Развиваем внимание,связанную речь, память.....

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН К ГОДУ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ РОССИИ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ В 2022 ГОДУ.

План мероприятий на 2022 - 2023 учебный год по старшей и подготовительной к школе группам. Каждый месяц посвящен культуре определенного народа. В перечень мероприятий входит: знакомство с культурой, н...

Перспективный план цикла наблюдений за березой по познавательно – исследовательской деятельности на все времена года, для младших и старших дошкольников

Пока­зать, что у березы есть ствол и ветви (их много, они разные: внизу большие, а вверху маленькие), что береза очень стройное дерево....

Перспективный план работы Года русского языка и культуры

предложен перспективный план работы государственного учреждения по работе Года русского языка и культуры...