Формирование основ личной безопасности у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)
Представлен опыт работы по формированию у дошкольников безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_osnov_lichnoy_bezopasnosti_u_detey.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование основ личной безопасности у детей
старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Вопросы безопасности актуальны во всех сферах жизнедеятельности человека. Вместе с этим возрастает острота проблемы безопасности жизнедеятельности наименее защищенной возрастной группы населения – детей-дошкольников. Формирование понимания ребенком опасных ситуаций неизбежно связано с рядом запретов, т.к. любая культурная среда представлена системой нормативных ситуаций, которые являются условием дифференциации правил. Для того чтобы сформировать у детей правила безопасного поведения, необходимо познакомить их с ситуациями, представляющими опасность, научить распознавать их, прогнозировать неблагоприятные последствия.
Цель по формированию у дошкольников безопасного поведения представлена в образовательной области ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие» и сформулирована как «формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».
Исходя из этого, в образовательной программе дошкольного образования должны быть прописаны задачи по формированию у дошкольников основных представлений об опасных для жизни ситуациях и правилах поведения в них. Особую актуальность эти задачи приобретают в процессе воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), от способности которых определять опасные ситуации, уметь их прогнозировать и адекватно на них реагировать зависит качество их социализации.
Задачи формирования навыков безопасного поведения:
- Формирование представлений об опасных для человека и мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- Приобщение к правилам безопасного для человека и мира природы поведения, формирование готовности к усвоению принятых в обществе правил и норм безопасного поведения в интересах человека, семьи, общества;
- Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и мира природы ситуациям;
- развитие социального интеллекта, связанного с прогнозированием последствий действий, деятельности и поведения;
- Развитие способности ребенка к выбору безопасных способов деятельности и поведения, связанных с проявлением активности.
Разделы работы по формированию навыков безопасного поведения:
- «Опасности в быту»
- «Ребёнок на улицах города»
- «Огонь друг – огонь враг»
- «Ребенок и другие люди»
- «Бережём своё здоровье»
- «Ребёнок и природа»
Такие разделы позволяют охватить все стороны окружающего мира ребенка и реализовать поставленные цели и задачи.
Тематическое планирование работы на год, разработанное по данному направлению, помогает систематизировать и распределить работу с детьми согласно лексическим темам, реализовать принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей с ОВЗ.
Раздел «Опасности в быту» Главная наша задача разъяснять назначения различных видов электроприборов; сформировать у детей знания о том, что есть опасные предметы, научить детей пользоваться этими предметами, соблюдая правила безопасности: Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в квартире не только для красоты, но и для безопасности. Ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Не трогать бытовую химию. Учить детей называть и набирать специальные номера телефонов, четко и правильно сообщать необходимую информацию (в соответствии с возрастными и интеллектуальными возможностями).
Раздел «Ребёнок на улицах города» Разъяснять назначения различных видов транспорта. Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения, о возможных опасных ситуациях: подвижные игры во дворах, катание на велосипеде, санках; дать представления о действиях инспектора ГИБДД в некоторых ситуациях. Воспитывать у детей культуру поведения на улице и в общественном транспорте.
Раздел «Огонь друг – огонь враг» Главная наша задача состоит в том, чтобы познакомить детей с правилами безопасного обращения с огнём, подвести к пониманию, вероятных последствий детских шалостей, чётко сформулировать правила поведения при пожаре и правила, которые должны соблюдать дети, чтобы не случился пожар.
Раздел «Ребенок и другие люди» подвести детей к пониманию того, что приятная внешность и добрые намерения не всегда совпадают, установить правила поведения при встречи с незнакомцем, уточнить представление о различных бытовых ситуациях.
«Бережём своё здоровье» Формировать представления детей: О человеческом организме; О зависимости здоровья от двигательной активности и закаливания; О внимательном отношении к своему здоровью.
«Ребёнок и природа»
Расширять и уточнять представления о некоторых источниках опасности для окружающего природного мира; опасные природные явления гроза; о безопасном для окружающей природы поведением6 не ходить по клумбам, не рвать растения, не распугивать птиц, не оставлять мусор в парке.
Предметно – развивающая среда
Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников начинается с создания и обогащения предметно-развивающей среды в группе. Мы организовали ее так, чтобы детям было интересно и комфортно изучать окружающий их мир и чувствовать себя защищенным от различного рода неприятностей. В группе создан «Центр безопасности», в оснащении которого подобраны дидактические игры и пособия по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения. Они способствуют формированию и закреплению знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.
Средства и формы деятельности по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников:
В своей работе по данной теме мы используем следующие:
- Сама социальная действительность. Главное - это показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку накопить социальный опыт.
- Предметы рукотворного мира. По мере познания предметного мира ребенок овладевает умением различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезные и интересные, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов. По поводу этих предметов мы ведем беседы, рассуждения.
- Произведения детской художественной литературы. Являются одновременно источником знаний и источником чувств. Нами отобраны литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки.
- заучивание правил безопасного поведения;
- беседы; беседы по иллюстрациям, сюжетным картинам («Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице», «В городском транспорте», «Катание на самокате (роликах, велосипеде) в черте города», «Опасные участки на пешеходной части улицы», «Безопасное поведение на улице», «К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице», «Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли ты объяснить, где живешь?).
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- эксперименты и опыты;
- моделирование заданных ситуаций («Прогулка по городу»; «Я потерялся на улице»; «Я пешеход»);
- конструирование;
- отгадывание загадок;
- Словесные, театрализованные, сюжетные, а также дидактические игры.
- Ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и другие режимные процессы.
- Примеры из личного опыта и пример правильного безопасного поведения окружающих взрослых.
- Организация встреч с представителями различных служб (врач, медсестра, сотрудники МЧС, ГИБДД и т.п.).
- Показ детям последствий неправильного поведения или обращения с каким-либо предметом (животным, веществом и т.п.) с помощью иллюстраций.
- досуги и развлечения;
- сбор фотоматериалов;
- изготовление тематических коллажей;
- просмотр фильмов, мультфильмов.
В своей практике мы активно использую компьютерные презентации для ознакомления детей с правилами безопасного поведения в соответствии с возрастом детей. Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.
Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению правил и формированию устойчивых навыков безопасного поведения.
Качественные иллюстративные материалы обеспечивают «эффективность» восприятия информации — излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений.
Для систематизации знаний о правилах безопасности мы демонстрируем детям обучающие мультфильмы. Мультфильмы в простой и доступной форме с помощью сказочных персонажей легко и быстро учат ребенка навыкам безопасного поведения, и помогают избежать многих опасных ситуаций! Развлекаясь с героями мультфильмов, ребенок одновременно получать полезные знания, необходимые в его еще начинающейся жизни. Встреча с мультфильмами несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности.
Обучающие мультфильмы для детей дошкольного возраста по теме «Формирование основ безопасного поведения:
* обучающие мультфильмы для детей "Уроки тетушки Совы" ;
* уроки осторожности;
* научно-познавательный мультсериал "Фиксики";
* цикл познавательных мультфильмов «Азбука безопасности со Смешариками» "Азбука безопасности, этикет и хорошие манеры" ;
* учебные мультфильмы:- «Пешеходный переход», «Что такое светофор»
«Правила дорожного движения для детей»
Взаимодействие с родителями
.В деле решения вопроса безопасности ребенка не последнюю роль играют родители этого самого ребенка, которые должны быть примером и эталоном для малыша. Для родителей подготовили консультации, такие как: «Правила безопасности для детей»; «Безопасность на дорогах»; «Что читать детям о безопасности» и др. А так же в Центре имеется информационный стенд по основам безопасности.
Эффективность работы по формированию навыков безопасного поведения осуществляется:
- через оценку знаний воспитанников (количественная диагностика);
- через оценку изменений в поведении ребёнка (качественная диагностика).
Параметрами количественной диагностики могут быть:
- усвоение знаний правил поведения в быту;
- усвоение знаний правил поведения в природе;
- усвоение знаний правил поведения на улице;
- усвоение знаний правил поведения в экстремальных ситуациях.
Комплекс диагностических приёмов, используемых для определения эффективности работы по формированию безопасного поведения дошкольников:
- наблюдение;
- беседа по картинкам;
- фиксация высказываний детей;
- опросы;
- сочинение сказок, задания с участием сказочных героев, рассказы с вопросами;
- рисунки с заданиями, творческие рисунки;
- обсуждение литературных произведений.
Эффективности работы Центра по формированию навыков безопасного поведения дошкольников
Осуществляется через следующие критерии:
- Формирование представлений об опасных для человека и мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- Приобщение к правилам безопасного для человека и мира природы поведения;
- Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и мира природы ситуациям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО–НРАВСТВЕННЫХ НОРМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ" (Выступление в рамках научно-практической конференции)
18.02.2012г. в Конференц-зале храмового комплекса во имя Воскресения Христова по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Гагарина, д.17 прошла городская научно-практическая конференция «Просвещение и нравс...
Итоговая аттестационная работа Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в театрально-игровой деятельности
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются...
Парциальная программа по формированию основ культуры безопасности по правилам дорожного движения у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Программа определяет значимость работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, так как на этапе завершения дошкольного образования ребенок различает условную и реальную ситуацию,...
Методическая разработка по формированию основ здорового образа жизни "Познай себя" у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
laquo;Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность ...
Консультация для педагогов "Формирование духовно–нравственных норм у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
Консультация для педагогов о формировании у детей с ОВЗ духовно-нравственных норм....