Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию
картотека по окружающему миру (средняя группа)

Агальцова Ольга Ивановна

Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций (Н.А.Рыжова)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека

дидактических игр

по экологическому

воспитанию

Средняя группа

C:\Users\555\Desktop\белка и ребята.png

1. «Где что зреет?»

Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.

Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и

листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных

растений (например, листья крыжовника, а плоды груши). Воспитатель

задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют

ошибки, допущенные в составлении рисунка.

2. «Третий лишний» (птицы)

Цель: Закреплять знания о многообразии птиц.

Ход игры: Воспитатель называет птиц вперемешку, кто заметит ошибку,

должен хлопнуть в ладоши (воробей, ворона, муха, снегирь и т.д.).

3. «Цветочный магазин»

Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить

нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по

цвету, составлять красивые букеты.

Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов.

Вариант 1:

На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают

понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок,

соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант 2:

Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать

выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт

речь.

Вариант 3:

Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний,

осенний. Можно использовать стихи о цветах.

4. Экологическая игра-сказка «Фрукты и овощи»

Наглядный материал: картинки с изображением овощей.

Воспитатель рассказывает:

- Решил однажды помидор собрать войско из овощей. Пришли к нему горох,

капуста, огурец, морковь, свекла, луковица, картофель, репа. (Педагог

поочерёдно выставляет на стенд картинки с изображением этих овощей) И сказал им помидор: «Много желающих, оказалось, поэтому ставлю такое

условие: в первую очередь в войско моё пойдут лишь те овощи, в названии

которых слышаться такие же звуки, что и в моём помидор».

- Как вы думаете, дети, какие овощи откликнулись на его призыв?

Дети называют, выделяя голосом нужные звуки: горох, морковь,

картофель, репа, огурец, и объясняют, что в этих словах есть звуки р, п,

как в слове помидор. Картинки с изображением названных овощей

воспитатель передвигает на стенде поближе к помидору.

Проводит помидор различные тренировки с горохом, морковью, картофелем,

репой. Хорошо им! А остальные овощи опечалились: звуки, из которых

состоят их названия, никак не подходят к звукам помидора, и решили они

просить помидора сменить условие. Помидор согласился: «Будь по-вашему!

Приходите теперь те, в названии которых столько же частей, сколько и в

моём».

- Как вы думаете, дети, кто теперь откликнулся?

Сообща выясняется, сколько частей в слове помидор и в названии

оставшихся овощей. Каждый отвечающий подробно поясняет, что в словах

помидор и, например, капуста одинаковое количество слогов. Картинки с

изображением этих растений также передвигаются в сторону помидора.

- Но ещё больше опечалились лук и свекла. Как вы думаете, дети, почему?

Дети объясняют, что количество частей в названии не такое, как у помидора,

и звуки не совпадают.

- Как помочь им. Ребята? Какое новое условие мог бы предложить им

помидор, чтобы и эти овощи вошли в его войско?

Воспитатель должен подвести детей к тому, чтобы они сами сформулировали

такие условия: «Пусть приходят те овощи, в названии которых ударение в

первой части» или «Принимаем в войско тех, в названии которых слышаться

одинаковые звуки (лук, свекла)». Для этого он может предложить детям

послушать и сравнить, где ударение в оставшихся словах – названиях

овощей, сравнить их звуковой состав.

- Все овощи стали воинами, и огорчений больше не было! – заключает

воспитатель.

5. «Что где растет?»

Цель: Учить детей понимать происходящие в природе процессы;

показывать зависимость всего живого на земле от состояния растительного

покрова.

Ход игры: Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети

выбирают только те, что растут в данной местности. Если растут – дети

хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать

любое), если нет – дети молчат.

Растения: вишня, яблоня, пальма, шиповник, смородина, абрикос, малина,

апельсин, лимон, груша, ананас и т.д.

6. «Что лишнее?»

Цель: Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко

излагать свои мысли; развивать слуховое внимание.

Ход игры: Воспитатель называет время года: «Осень». Затем перечисляет

признаки разных времён года (птицы улетают на юг; расцвели подснежники;

желтеют листья на деревьях; падает пушистый белый снег). Дети называют

лишний признак и объясняют свой выбор.

7. «Моё облако»

Цель: Развивать воображение, образное восприятие природы.

Ход игры: Дети садятся на одеяла или на корточки, рассматривают небо и

плывущие облака. Воспитатель предлагает пофантазировать и рассказать, на

что похожи облака, куда они могут плыть.

8. «Насекомые»

Цель: Закреплять умение классифицировать и называть насекомых.

Ход игры: Дети становятся в круг, ведущий называет насекомое (муха), и

передаёт мяч соседу, тот называет другое насекомое (комар) и т.д. Кто не

сможет ответить, выходит из круга. Ведущий говорит «Летающее насекомое

– бабочка» и передаёт мяч, следующий отвечает: «Комар» и т.д. По

окончании круга ведущий называет «Прыгающее насекомое» и игра

продолжается.

9. «Цветы»

Цель: Закреплять умение детей классифицировать и называть комнатные и

садовые растения.

Ход игры: Дети становятся в круг. Ребёнок называет комнатное растение

(фиалка) и передаёт мяч соседу, тот называет другое растение (бегония) и т.д.

Кто не сможет ответить, выходит из круга. Во втором круге водящий

называет садовые растения, и игра продолжается.

10. «Когда это бывает?»

Цель: Уточнить и углубить знания детей о временах года.

Ход игры: Воспитатель называет время года и отдаёт фишку ребёнку.

Ребёнок называет, что бывает в это время года и передаёт фишку

следующему игроку. Тот добавляет новое определение и передаёт фишку и

т.д.

11. «Да или нет»

Цель: Закреплять знания детей о приметах осени.

Ход игры: Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно

слушать и отвечать «да» или «нет».

Осенью цветут цветы? Урожай весь собирают?

Осенью растут грибы? Птичьи стаи улетают?

Тучки солнце закрывают? Часто-часто льют дожди?

Колючий ветер прилетает? Достаём ли сапоги?

Туманы осенью плывут? Солнце светит очень жарко,

Ну а птицы гнёзда вьют? Можно детям загорать?

А букашки прилетают? Ну а что же надо делать -

Звери норки закрывают? Куртки, шапки надевать?

12. «Расскажи без слов»

Цель: Закреплять представления об осенних изменениях в природе;

развивать творческое воображение, наблюдательность.

Ход игры: Дети образуют круг. Воспитатель предлагает изобразить осеннюю

погоду мимикой лица, жестами рук, движениями: стало холодно (дети

ёжатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы); идёт

холодный дождь (открывают зонтики, поднимают воротники).

13. «Похож – не похож»

Цель: Учить детей сравнивать предметы, узнавать предметы по описанию.

Ход игры: Один ребёнок загадывает животных, а другие должны отгадать их

по описанию.

14. «Охотник»

Цель: Упражнять в умении классифицировать и называть животных.

Ход игры: Дети становятся перед чертой, в конце участка – стульчик.

Это «лес» («озеро», «пруд»). В «лес» отправляется «охотник» - один из

играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту.

Буду охотиться за …». Здесь ребёнок делает шаг вперёд и говорит: «Зайцем»,

делает второй шаг и называет ещё одно животное и т.д. Нельзя два раза

называть одно и то же животное. Победителем считается тот, кто дошёл до

«леса» («озера», «пруда») или прошёл дальше.

15. «Живая неживая природа»

Цель: Систематизировать знания детей о живой и неживой природе.

Ход игры: «Живая» (неживая) природа», говорит воспитатель и передаёт

одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Дети называют

предметы природы (той, которую указал воспитатель).

16. «Отгадайте, что за растение»

Цель: Обучать детей описывать предмет и узнавать его по описанию.

Ход игры: Воспитатель предлагает игроку описать растение или загадать

загадку о нём. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

17. «Что это за птица?»

Цель: Учить детей описывать птиц по их характерным признакам.

Ход игры: Дети делятся на две группы: одна группа описывает птицу (или

загадывает загадки), а другая должна угадать, что это за птица. Затем группы

меняются местами.

18. «Узнай, чей лист»

Цель: Учить детей узнавать и называть растение по листу, находить его в

природе.

Ход игры: Сбор листьев, опавших с деревьев и кустарников. Педагог

предлагает узнать, с какого дерева или кустарника лист и найти

доказательство (сходство) с не опавшими листьями, имеющими

разнообразную форму.

19. «Бывает – не бывает» (с мячом)

Цель: Развивать память, мышление, быстроту реакции.

Ход игры: Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а ребёнок

должен быстро ответить: иней летом (не бывает); снег зимой (бывает); мороз

летом (не бывает); капель летом (не бывает).

20. «Найди пару»

Цель: Развивать у детей мышление, сообразительность.

Ход игры: Воспитатель раздаёт детям по одному листу и говорит: «Подул

ветер. Все листочки разлетелись». Услышав эти слова, ребята кружатся с

листочками в руках. Педагог даёт команду: «Раз, два, три – пару найди!»

Каждый долже встать рядом с тем деревом, лист которого держит в руках.

21. «Лесник»

Цель: Закреплять знания детей о внешнем виде некоторых деревьев и

кустарников (ствол, листья, плоды и семена).

Ход игры: Выбирается «лесник», остальные дети – его помощники. Они

пришли помочь ему собрать семена для новых посадок. «Лесник» говорит:

«На моём участке растёт много берёз (тополей, клёнов), давайте наберём

семян». «Лесник» может только описать дерево, не называя его. Дети ищут

семена, собирают их и показывают «леснику». Выигрывает тот, кто больше

набрал семян и не ошибся.

22. «Природа и человек»

Цель: Закреплять и систематизировать знания детей о том, что сделано

человеком, а что даёт человеку природа.

Вариант 1:

Ход игры: «Что сделано человеком?» - спрашивает воспитатель и бросает,

ребёнок делает шаг вперёд и говорит: «Зайцем», делает второй шаг и

называет ещё одно животное и т.д. Нельзя два раза называть одно и то же

животное. Победителем считается тот, кто дошёл до «леса» («озера»,

«пруда») или прошёл дальше.

Вариант 2:

Цель: Закреплять и систематизировать знания детей о том, что сделано

человеком, а что даёт человеку природа.

Ход игры: Воспитатель становится в круг, в руках у него – мяч. Он заранее

договаривается с детьми: педагог называет предметы, а дети отвечают одним

словом: «Человек!» или «Природа!» Например, воспитатель бросает мяч

ребёнку и говорит: «Машина!», ребёнок отвечает: «Человек!» Тот, кто

ошибся, выходит из круга на один кон.

Вариант 3:

Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой

уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны

руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется;

например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы

создает человек.

«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает

свой ход.

23. «Угадай, что в мешочке?»

Цель: формировать умения детей описывать предметы, воспринимаемые на

ощупь и угадывать их по характерным признакам.

Материалы: овощи и фрукты характерной формы и различной плотности:

лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и д.р.

Ход игры: вы знаете игру «Чудесный мешочек»?, играть мы будем сегодня

по иному. Кому я предложу достать из мешочка предмет, ни будет его сразу

вытаскивать, а ощупав, сначала назовет его характерные признаки.

24. «Придумай сам»

Вариант 1:

Цель: Учить детей составлять предложения с заданным количеством слов.

Ход игры: Предложить детям опорные слова: осень, листопад, снег,

снежинки. Попросить детей придумать предложения из 4, 5 слов. Ребёнок,

первым составивший предложение, получает фишку.

Вариант 2:

Ход игры: Воспитатель назначает ведущего и задаёт тему: «Времена года»,

«Одежда», «Цветы», «Лес». Ребёнок придумывает слова и говорит их всем

остальным, например: «Цветы, насекомые, раскрылись». Дети должны

придумать как можно больше предложений, чтобы в них звучали эти слова.

25. «Не зевай!»

(птицы зимующие, перелётные).

Цель: Развивать слуховое внимание, быстроту реакции.

Ход игры: Воспитатель даёт всем детям названия птиц и просит внимательно следить: как только прозвучит их название, они должны встать и хлопнуть в ладоши; кто прозевает своё название, выходит из игры.

Во втором варианте игры рекомендуется использовать названия животных.

26. «Отгадайте, что за растение»

Цель: Учить описывать предмет и узнавать его по описанию; формировать

умение выбирать самый яркий признак растения.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку назвать один самый характерный признак растения, остальные дети должны угадать само растение. Например, белый ствол (берёза); красная с белыми точками шляпка (мухомор) и т.д.

27. «Кто где живет»

Цель: Развивать умение группировать растения по их строению (деревья,

кустарники).

Ход игры: Дети будут «белочками» и «зайчиками», а один ребёнок –

«лисой». «Белочки» и «зайчики» бегают по поляне. По сигналу: «Опасность –

лиса!» - «белочки» бегут к дереву, «Зайцы» - к кустам. «Лиса» ловит тех, кто

неправильно выполняет задание.

28. «Птицы»

Цель. Закреплять умение классифицировать и называть животных, птиц, рыб.

Ход игры. Дети становятся в круг. Ведущий называет птицу (рыбу,

животное, дерево…), например, «воробей» и передаёт мяч соседу, тот

называет «ворона» и т.д. Кто не сможет ответить, тот выходит из круга.

29. «Назови три предмета»

Цель: Упражнять в классификации предметов.

Ход игры:

Вариант 1:

Дети должны назвать предметы, соответствующие данному понятию.

Педагог говорит: «Цветы!» и бросает мяч ребёнку. Он отвечает: «Ромашка,

василёк, мак».

Вариант 2:

Воспитатель делит детей на две команды. Первый ребёнок называет цветок и

передаёт мяч другой команде. Та должна назвать три названия цветов и

передать мяч первой команде, которая, в свою очередь, называет тоже три

цветка. Побеждает та команда, которая последней назвала цветы.

30. «Закончи предложение»

Цель: Учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в

правильном выборе слов.

Ход игры: Воспитатель (или ребёнок) начинает предложение: «Я надела

тёплую шубу, потому что…». Ребёнок, который заканчивает это предложение, составляет начало нового.

31. «Это правда или нет?»

Цель: Учить детей находить неточности в тексте.

Ход игры: Воспитатель говорит: «Послушайте внимательно стихотворение.

Кто больше заметит небылиц, того, чего не бывает на самом деле?»

Тёплая весна сейчас. Любит в речке посидеть.

Виноград созрел у нас. Зимой среди ветвей

Конь рогатый на лугу «Га-га-га, пел соловей.

Летом прыгает в снегу. Быстро дайте мне ответ –

Поздней осенью медведь

Это правда или нет?

Дети находят неточности и заменяют слова и предложения, чтобы

получилось правильно.

32. «Какое время года?»

Цель: Учить воспринимать поэтический текст; воспитывать эстетические

эмоции и переживания; закреплять знания о месяцах каждого времени года и

основных признаках времён года.

Ход игры: Писатели и поэты в стихотворениях воспевают красоту природы в разное время года. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны выделить признаки времени года.

33. «Третий лишний» (растения)

Цель: Закреплять знания о многообразии растений.

Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Вы уже знаете, что растения могут

быть культурными и дикорастущими. Я сейчас буду называть растения

вперемешку: дикорастущие и культурные. Кто услышит ошибку, должен

хлопнуть в ладоши. Например: берёза, тополь, яблоня; яблоня, слива, дуб и

т.д.

34.«Где спрятался зайчик!»

Цель: формировать умения назвать растения по характерным признакам и из связи с окружающей средой. Составлять описательные загадки и отгадывать загадки о растениях.

Правила игры: назвать растение можно только после описания какого-либо признака поочередно.

Ход игры: Игру проводят в парке, в лесу, в сквере. Из группы детей

выбирают водящего, остальные делятся на две подгруппы. Водящий прячет

зайчика под какое-либо растение (Дерево, кустарник) так, чтобы остальные

дети не видели, куда спрятана игрушка. Затем водящий описывает растение

(если затрудняется, то воспитатель помогает). Какая группа догадается

быстрее, под каким растением зайчик, та идет его искать. Например, игрушка

спрятана под дубом. Ведущий задает 1-й подгруппе загадку: «Это дерево, у

него крепкий, могучий ствол» (Ответы детей 1-й подгруппы), 2-й подгруппе:

«Листья у этого дерева осенью становятся коричневыми» (Отвечают дети 2-й

подгруппы). И т.д. Загадки-описания идут, пока не догадается одна из подгрупп.

35. «Где растет?»

Цель: формировать умения детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

Правила игры: разобрать овощи и фрукты, и разложить одни в огород

другие в сад (имитация – картинки сада и огорода). Выигрывает та команда,

которая быстро разберет все предметы по местам.

Ход игры: Среди детей делятся на две команды-бригады: овощеводы и

садоводы. Овощи и фрукты (можно муляжи) раскладываются на столе. По

сигналу воспитателя дети разбирают овощи и фрукты к соответствующим с

картинкам. Та бригада, которая первой закончила работу, выигрывает. Дети

не участвующие в бригадах проверяют правильность отбора.

После этого объявляется команда–победительница. Игра продолжается с

другими командами.

36. «Наши друзья»

Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных, которые

живут в доме (рыбы, птицы, животные), об уходе за ними, об их жилищах,

воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.

Материал: карточки-лото с изображением животных: попугай, рыбки

аквариумной, попугайчиков, хомячка, черепахи и т.д. Маленькие карточки с

изображением их жилищ (клетка, террариум, аквариум, ящичек и т.д.),

корма.

Ход игры: Карточки-лото раздаются участникам игры, у ведущего маленькие

карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий берет любую карточку

и показывает участникам. Участник, которому нужна эта карточка,

поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его

животного.

Для усложнения можно добавить корточки, не относящиеся к этим

животным.

37. «Цветочный магазин»

Цель: закреплять знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых),

закреплять умение находить нужный цветок по описанию. Формировать

умения группировать растения по виду.

Материал: можно использовать карточки от ботанического лото, комнатные

растения можно брать настоящие, но не очень крупные.

Ход игры: Выбирается ведущий, он продавец (вначале ведущий – взрослый.

А за тем можно по считалке), остальные дети покупатели. Покупатель

должен так описать растение, чтобы продавец сразу догадался о каком

растении идет речь.

38. «Почтальон принес посылку»

Цель: Формировать и расширять представления детей об овощах, фруктах,

грибах и т.д., формировать умения описывать и узнавать предметы по

описанию.

Материал: предметы (муляжи). Каждый отдельно упакован в бумажный

пакетик. Можно использовать загадки.

Ход игры: Посылку приносят в группу. Ведущий (воспитатель) раздает

посылки каждому ребенку. Дети заглядывают в них и по очереди

рассказывают, что они получили по почте. Детям предлагается описать, что

находиться в их пакетике по описанию или с помощью загадки.

39. «Съедобное – не съедобное»

Цель: формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах и ягодах.

Развивать память, координацию.

Материал: Мяч.

Ход игры: Ведущий называет овощ, фрукт, ягоду или любой

предмет, бросает мяч одному из участников, если предмет относится

к заданным, то он ловит.

Можно играть со всей группой сразу с помощью хлопков (хлопать, в случае

если предмет не относится к заданным)

40. «Чудесный мешочек»

Цель: Формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах

(животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев,

тактильные ощущения, речь детей.

Материал: Красиво оформленный мешочек, разные игрушки, имитирующие

животных, настоящие или муляжи овощей и фруктов.

Ход игры: Ведущий держит мешочек с предметами, предлагает детям по

одному подойти и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его, и

назовет характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию

догадаться, что это за предмет, который пока не видят. После этого, ребенок

вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем ребятам.

41. «Что сначала, что потом?»

Цель: Формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей,

фруктов, о порядке роста разных растений, живых существ (рыб, птиц,

земноводных).

Материал: Карточки с разным порядком степени зрелости 3 – 4 – 5 карточек

на каждый предмет (например: зеленый, маленький помидор, бурый и

красный), порядком роста (семечко, росток, росток более высокий, взрослое

растение).

Ход игры: Детям раздаются карточки с разными порядками. По сигналу

ведущего они должны быстро найти и построиться по порядку с нужными

картинками по порядку.

42. Магазин «Семена»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о семенах разных растений.

Формировать умения группировать растения по виду, по месту

произрастания.

Материал: Вывеска «Семена». На прилавке, в разных коробках с моделями:

дерево, цветок, овощ, фрукт, в прозрачных мешочках, находятся разные

семена с картинкой этого растения.

Ход игры: Воспитатель предлагает открыть магазин по продаже семян. В

магазине оборудуют четыре отдела. Выбирают продавцов в каждый отдел

семян. По ходу игры дети-покупатели подходят к продавцам и называют

свою профессию: цветовод, огородник, овощевод, лесник. За тем просят

продать семена описанного ими растения и способа их выращивания (по

одному в ямку, по одному в бороздку, «щепотью», рассадой).

43. «Все по домам!»

Цель: Формировать и закреплять знания детей разных растений (деревьев,

кустов), по форме их листьев (по плодам, семенам). Закреплять правила

поведения в лесу, в парке.

Материал: Засушенные листья разных деревьев (семена, плоды).

Ход игры: Перед прогулкой с детьми закрепляют правила поведения в лесу

(парке). Игра проводиться желательно осенью (когда уже есть семена и

плоды), можно летом (только по форме листьев). Воспитатель предлагает

отправиться в поход. Детям раздаются листья (плоды, семена) разных

растений (кустов, деревьев). Дети делятся на отряды. Воспитатель предлагает

представить, что у каждого отряда стоит палатка под каким-либо деревом

или кустом. Дети гуляют по лесу (парку), по сигналу воспитателя «Пошел

дождь. Все по домам!», дети бегут к своим «палаткам». Дети сравнивают

свои листья и т.д. с теми, что растут на дереве или кусте, к которому они

подбежали.

44. «Собери грибы в лукошко»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о съедобных и несъедобных

грибах, о месте их произрастания; о правилах сбора в лесу.

Материал: Плоскостные лукошки, модель, обозначающая лес, фланелеграф,

карточки с грибами (съедобными, не съедобными).

Ход игры: Детям раздаются карточки с грибами. Задача детей назвать свой

гриб, описать его, где его можно найти (под березой, в еловом лесу, на

поляне, на пеньке и т.д.), какой он: съедобный положить в «лукошко», не

съедобный оставить в лесу (объяснить почему).

45. «С какой ветки детки»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о деревьях, их семенах и листьях.

Закреплять правила поведения в лесу, в парке.

Материал: Засушенные листья разных деревьев (семена, плоды).

Ход игры: Перед прогулкой с детьми закрепляют правила поведения в лесу

(парке). Игра проводиться желательно осенью (когда уже есть семена и

плоды), можно летом (только по форме листьев). Дети гуляют по лесу

(парку), по сигналу воспитателя «Все детки на ветки!», дети бегут к своим

деревьям или кустам. Дети сравнивают свои листья и т.д. с теми, что растут

на дереве или кусте, к которому они подбежали.

46. «Когда это бывает?»

Цель: Уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе

и жизни животных в разные сезоны года.

Материал: Большие карты-лото с картинкой какого-либо времени года.

Маленькие карточки с моделями признаков разных сезонов.

Ход игры: Игра проводится по типу лото. У ведущего маленькие карточки,

перевернутые вниз изображением. Ведущий показывает карточку с моделью,

игроки называют, что это и когда это бывает. Ребенок объясняет, почему эта

карточка нужна именно для него. Выигрывает тот, кто первым закроет свою

карту. Но игра продолжается до того пока все участники не закроют свои

карты.

47. «Угадай по описанию»

Цель: Развивать и закреплять знания о внешнем виде природных объектов

(животных, растений, рыб, насекомых и пр.). Развивать память, речь.

Материал: Карточки с разнообразными видами животных, рыб, птиц,

насекомых, по числу участников или больше.

Ход игры: Карточки раздаются детям. Их задача не показывая, описать

объект так, чтобы другие смогли угадать, кто изображен у них на карточке.

Можно использовать загадки.

48. «Рассели животных по домам»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о местах проживания животных,

названиях их жилищ. Развивать речь.

Материал: Фланелеграф, разные природные зоны земли (иллюстрации).

Маленькие карточки с разнообразными животными, птицами, и т.д.

Ход игры: На фланелеграфе расположены разные природные зоны земли. У

детей маленькие карточки с разнообразными животными, птицами, и т.д.

Задача детей назвать свое животное, где оно живет, и поставить около

нужной природной зона на фланелеграф.

49. «Путешествие под водой»

Цель: Развивать и закреплять знания о рыбах: морских, озерных, речных; о

морских обитателях, растениях, и их месте обитания.

Материал: Большие карты-лото с картинкой какого-либо водоема.

Маленькие карточки с рыбами, водными животными, растениями и т.д.

Ход игры: Воспитатель предлагает отправиться в водное путешествие по

разным водоемам. Можно разделить детей на команды. Каждая команда

отправляется в путешествие к определенному водоему. Далее дети

подбирают живые объекты для своих водоемов из общего количества

маленьких карточек. Выигрывает та команда, которая лучше знает

обитателей и растения своего водоема.

Или игра проводится по типу лото.

50. «Четвертый лишний»

Цель: Уточнять и закреплять знания детей о классификациях разных

природных объектов. Развивать логическое мышление, речь.

Материал: карточки с разнообразными объектами.

Ход игры: Выставляются карточки: три – одного вида, а четвертая другого.

Задача детей определить лишнюю карточку, и объяснить свой выбор.

Можно усложнить задачу и проводить игру словесно. Называя предметы и

объекты.

51. «Соберем урожай»

Цель: Развивать и закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягодах. Их

месте произрастания (сад, огород, грядка, дерево, куст, в земле, на земле).

Материал: Корзинки с моделями: овощи, фрукты и ягоды (одна корзинка).

Муляжи овощей, фруктов и ягод, или карточки от лото с овощами и

фруктами.

Ход игры: В определенных местах группы ставятся картинки с огородом и

садом, где расположены муляжи или карточки. Детей можно разделить на

две команды огородники и садоводы. По сигналу ведущего команды

собирают урожай в свою корзинку с моделью. Условие: можно переносить

только по одному предмету.

52. «Овощехранилище»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о внешних признаках и

особенностях овощей и фруктов, их внешних признака для хранения и

заготовок, способах их заготовления.

Материал: Плоскостное изображение банки для засолки и компотов, бочки

для закваски, ящики для хранения, морозильная камера. Наборы маленьких

карточек с овощами, фруктами и ягодами.

Ход игры: У каждого ребенка набор маленьких карточек с овощами,

фруктами и ягодами. Детей разделить на команды (в зависимости от

количества детей). Каждая команда делает свои «заготовки», из своих

овощей, фруктов и ягод.

Или из общего количества маленьких карточек команды (солит, квасит,

складывают для хранения) выбирают, для каких заготовок нужны те или

иные овощи, фрукты и ягоды.

53. «Зоопарк»

Цель: Формировать и расширять представления детей о питании домашних и

диких животных (птицы, животные), воспитывать заботливое отношение,

интерес и любовь к ним.

Материал: карточки разных животных, птиц, насекомых, продукты питания,

овощи и фрукты.

Ход игры: Детям предлагается покормить животных в зоопарке. Игра

проходит по типу лото. Ведущий показывает карточки с продуктами

питания, насекомыми. Игрок, которому нужна эта карточка, поднимает руку

и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного или

птицы.

54. «Пустыня, море, лес»

Цель:

• расширять преставления детей о многообразии природного мира; о

животных разной среды обитания;

• учить различать и называть животных, узнавать по внешнему виду;

называть представителей класса пресмыкающихся;

• формировать умение называть характерные особенности поведения,

передвижения; что едят, как приспосабливаются к жизни, какую пользу

приносят людям;

• воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Описание игры:

Игра может проводиться с детьми в возрасте от 4 – 7 лет.

Представляет собой 4 игровых набора, 3 из которых, игровые поля и

карточек – изображений животных, объединенных одной темой. Первый

посвящен пустыне, второй – морю, третий – лесу. Четвертый является

набором карточек – изображений не связанных с тремя указанными темами.

Ход игры: Играющим предлагаются 3 игровых поля и карточки –

изображения животных в хаотическом порядке.

Задача детей – выбрать изображения жителей пустыни, либо моря, либо леса

и поместить их на соответствующее игровое поле.

Специфика игры в том, что изображения животных окрашены в теплые и

холодные цвета. Даже не зная названия животного, ребенок должен по цвету

определить его среду обитания: жаркая пустыня – желтый цвет, холодное

море – синий цвет, дремучий лес – зеленый цвет.

55. «Кто, чем питается?»

Цель: Формировать познавательные интересы. Продолжать знакомить детей

с цепочками питания, Способствовать развитию речи, мелкой моторики,

памяти, внимания, сообразительности.

Оборудование: игровое поле в виде цветка, каждый лепесток двойной (виде

кулечка)

Ход игры: На каждом лепестке наклеено определенное животное (дикое,

домашнее или насекомое)

На каждой «капельке» изображена еда для изображенных на цветке

животных.

56. «Что вырастет?»

Цель: Закрепить знания детей об овощах и фруктах, из чего вырастают.

Развивать речь детей, память, мышление.

Ход игры: В игре могут участвовать все дети. Каждый ребенок берет по

одной карточке и находит соответствующий пакетик с семенами. Затем

рассказывает какие семена, что вырастает из этих семян, как появляется

фрукт или овощ, какие полезные свойства он имеет, какие блюда можно

приготовить из них и т. д. Задания можно придумывать очень разнообразные

и игру использовать на занятии и индивидуально.

57. Лото «Цветы»

Цель: Знакомство с многообразием цветов, их названием. Развивает

внимание и усидчивость.

Оборудование: карточки, фишки

Правила игры:

В игре принимают участие от двух до восьми участников. Каждому игроку

раздаются по одной, две, три карточки. Это зависит от того, сколько детей

участвуют в игре. Затем ведущий перемешивает фишки в мешочке. Доставая

по одной из мешочка, он спрашивает: «У кого такой цветок? » (по

возможности называя название цветка). Если на первых порах ребёнок

затрудняется при назывании цветка, помогает воспитатель. Игра

продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не закроет всю

карточку - он выиграл. Либо игра продолжается до полного закрывания всех

карточек.

58. «Части растений»

Цели: закрепить знания о частях растений, прививать любовь к природе,

интерес, развивать познавательную активность детей.

Оборудование: фланелеграф ,растения: деревья, кустарники, цветущие

растения, комнатные растения.

Ход игры: Дети наклеивают на фланелеграф растения по частям (таким

образом, собирая его в целое) и объясняют функции каждой его части.

59. «Цветок»

Цель: формировать умения называть части растения, составлять из частей

целое, развивать речь детей.

Оборудование: цветок из ниток, связанный крючком; части растения (с

пуговицей) - стебель, цветок, корень, листья, бутон, семечко с молнией.

Правила игры:

1. Играть необходимо за столом.

2. Раскрыть семечко и достать детали цветка.

3. С помощью пуговицы прикреплять части последовательно: от корня до

соцветия.

4. Играют 1-3 человека.

60. «Угадай птицу»

Цель: Закрепить и выявить знания детей о птицах. Уметь классифицировать

птиц. Формировать умение детей, ориентируясь на внешний вид, определять

какая это птица. Развивать логическое мышление, речь, воображение.

Прививать интерес к миру живой природы. Воспитывать любовь к пернатым

друзьям, желание заботиться о них.

Материал: Планшет в центре, которого находится круг, разделённый на

сектора:

Голубой со снежинками – зимующие птицы

Зеленый с домиком – домашние птицы

Красный с нотами – певчие птицы

Жёлтый с пальмой – перелётные птицы

Набор карточек с изображением разных видов птиц. Магнитные кнопки.

Ход

1. Определи перелётных птиц, объясни свой выбор и составь их в нужный

сектор.

2. Определи домашних птиц, объясни свой выбор и составь их в нужный

сектор.

3. Определи зимующих птиц, объясни свой выбор и составь их в нужный

сектор.

4. Определи певчих птиц, объясни свой выбор и составь их в нужный сектор

(для более старшего возраста).

61. «Кто где живет»

Цель: уточнить и расширить знания детей о птицах развивать речь детей,

обогащать их словарь;

Оборудование: карточки, модели

Ход игры: Каждой паре достается конверт с карточками с изображениями

птиц. Ребята должны определить место обитания этих птиц и расположить их

под соответствующими моделями

«болото» - цапля, аист, журавль

«водоем» - лебедь, дикая утка, чайка

«лес» - кукушка, дятел, сова, клест, трясогузка, певчий дрозд

«город» - воробей, голубь, ворона

«птичий двор» - курица, гусь, индюк.

62. «Живая карусель»

Цель: Закрепить и выявить знания детей о животных и птицах. Уметь

классифицировать животных и птиц. Формировать умение детей,

ориентироваться на внешний вид определять домашнее или дикое животное.

Развивать логическое мышление, речь, воображение. Прививать интерес к

миру природы.

Материал: Четыре вращающихся куба, карточки с изображением животных

и птиц.

Задания:

1. Составь в ряд по вертикали диких животных, объясни свой выбор.

2. Составь в ряд домашних животных, объясни свой выбор.

3. Определи диких птиц, объясни свой выбор.

4. Определи домашних птиц, объясни свой выбор.

Правила:

1. В игре участвуют 2-4 детей

2. Играть строго по очереди.

3. Внимательно слушать педагога и ответы товарищей.

4. Каждый игрок находит определенное животное и составляет в ряд на всех

4-х кубах.

63. «Огород»

Задачи: даем представление об овощах, о том, где и как они растут;

расширяем активный словарь детей за счет имен существительных

(картошка, морковка, капуста, свекла, репа, тыква, редиска, огурец, помидор,

горох); глаголов (сорвать, срывать, выдергивать, тянуть, выкапывать) ;

уточнять пространственное представление, выраженное предлогами над, из;

учить составлять предложения с заданными предлогами; закрепить условия

для роста овощей.

Материал: железная высокая банка, картинки овощей.

Вариант 1: «Какие овощи созрели в огороде? »

(Воспитатель показывает пособие «Огород», с прикрепленными овощами).

Ход игры:

- Ребята, в огороде на грядках выросло много овощей. Поможете, собрать

овощи?

Воспитатель спрашивает детей о том, какие овощи созрели в огороде. Дети

называют: помидоры, огурцы, морковь, репа, свекла и т. д. Воспитатель

объясняет детям, что огурцы и помидоры висят над грядкой на веточках – их

надо будет срывать, а свёкла, репка и морковка растут прямо из земли. Их

нужно выдергивать – тянуть из земли. Картофель растет в земле, его нужно

выкапывать из земли.

Сообщите детям, что вы собираетесь сделать, а затем покажите, как это надо

выполнять. «Я сорву помидор, я сорву огурец. Я выдерну морковку. Я

выдерну репку».

Далее дети играют по одному.

Воспитатель спрашивает, какой овощ он хочет сорвать с веточки, а какой

выдернуть из земли. Пусть сначала ребенок скажет, а потом выполнит.

Вариант 2: «Что, где растет? »

Цель: закрепить представление об овощах, о том, где они растут.

Ход игры: Ребенок сам распределяет овощи по месту их произрастания.

64. «Что в корзинку мы берем»

Цели: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду,

на огороде, в лесу.

Научить различать плоды по месту их выращивания.

Сформировать представление о роли людей сохранения природы.

Материалы: Картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых,

грибов, ягод, а так же корзинок.

Ход игры. У одних детей - картинки, изображающие разные дары природы. У

других – картинки в виде корзинок.

Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и

мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику,

прячущийся в траве гриб и т.д.

Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие:

каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте

(овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.

65. «Вершки – корешки»

Цель: формировать умения детей составлять целое из частей.

Материалы: два обруча, картинки овощей.

Ход игры. Вариант 1. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так,

чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у

которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который

используются вершки.

Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его

в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области

пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и

вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.

Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети

делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут

вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал «

Раз, два, три – свою пару найди!», нужно.

66. «Выбери нужное»

Цель: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную

активность.

Материалы: предметные картинки.

Ход игры: на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет

какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно

больше предметов, которые этим свойством обладают.

Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты

кузнечика. Или: «влажный» - вода, росса, облако, туман, иней и т.д.

67. «Где снежинки?»

Цель: закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память,

познавательную активность.

Материалы: карточки с изображением различного состояния воды: водопад,

река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.

Ход игры:

Вариант 1: Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На

карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед,

снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.

Во время движения по кругу произносятся слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается

нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение

продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.

Вариант 2: Лежат 4 обруча с изображением четырех времен года. Дети

должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор.

Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.

Вывод делается из ответов на вопросы:

- В какое время года, вода в природе может находиться в твердом состоянии?

(Зима, ранняя весна, поздняя осень).

68. «С какой ветки детки?»

Цель: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников,

учить подбирать их по принадлежности к одному растению.

Материалы: листья и плоды деревьев и кустарников.

Ход игры: Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их.

По предложению воспитателя: « Детки, найдите свои ветки» - ребята

подбирают к каждому листу соответствующий плод.

69. «Прилетели птицы»

Цель: уточнить представление о птицах.

Ход игры: воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается,

то дети должны топать или хлопать.

Например. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Дети топают –

Что не правильно? (мухи)

- А мухи это кто? (насекомые)

- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Дети топают.

- Прилетели птицы: голуби, куницы…

Дети топают. Игра продолжается.

Прилетели птицы:

Голуби синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, стрижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы – сплюшки,

Лебеди, скворцы.

Все вы молодцы.

Итог: воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц.

70. «Когда это бывает?»

Цель: формировать умения детей различать признаки времен года. С

помощью поэтического слова показать красоту различных времен года,

разнообразие сезонных явлений и занятий людей.

Материалы: на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и

зимы.

Ход игры: воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с

изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.

Весна.

На полянке, у тропинки пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.

Лето.

И светла, и широка

Наша тихая река.

Побежим купаться, с рыбками плескаться…

Осень.

Вянет и желтеет, травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Зима.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

71. «Звери, птицы, рыбы»

Цель: закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб.

Материалы: мяч.

Ход игры: дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-

нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: « Вот птица. Что за

птица?»

Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).

Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет

передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет

исчерпан.

Так же играют, называя рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу,

зверя нельзя).

72. «Угадай, что где растет»

Цель: уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений;

развивать внимание, сообразительность, память.

Материалы: мяч.

Ход игры: дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или

ребенок кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где

растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.

73. «Весной, летом, осенью»

Цель: уточнить знание детей о времени цветения отдельных растений

(например, нарцисс, тюльпан - весной); золотой шар, астры – осенью и т.д.;

учить классифицировать по этому признаку, развивать их память,

сообразительность.

Материалы: мяч.

Ход игры: дети стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает мяч, называя

при этом время года, когда растет растение: весна, лето, осень. Ребенок

называет растение.

74. «Сложи животное»

Цель: закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по

наиболее типичных признаках.

Материалы: картинки с изображением разных животных.(каждое в двух

экземплярах).

Ход игры: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре

части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из

разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца.

75. «Что из чего сделано?»

Цель: учить детей определять материал, из которого сделан предмет.

Материалы: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка,

металлический колокольчик, ключ и т.д.

Ход игры: дети вынимают из мешочка разные предметы и называют,

указывая, из чего сделан каждый предмет.

76. «Угадай – ка»

Цель: развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный

образ с изображением на картинке; уточнить знание детей о ягодах.

Материалы: картинки на каждого ребенка с изображение ягод. Книга

загадок.

Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки.

Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку-

отгадку.

77. «Съедобное – несъедобное»

Цель: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.

Материалы: корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и

несъедобных грибов.

Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки.

Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут

картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку.

78. «Цветочный магазин»

Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить

нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по

цвету, составлять красивые букеты.

Материалы: лепестки, цветные картинки.

Ходи игры:

Вариант 1: На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы.

Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят

цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант 2: Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен

так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком

цветке идет речь.

Вариант 3: Из цветов дети самостоятельно составляют три букета:

весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

79. «Четвертый лишний»

Цель: закреплять знания детей о насекомых.

Ход игры: воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее

слово:

1) заяц, еж, лиса, шмель;

2) трясогузка, паук, скворец, сорока;

3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5) пчела, стрекоза, енот, пчела;

6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7) таракан, муха, пчела, майский жук;

8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9) лягушка, комар, жук, бабочка;

10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят

муравью (шмелю…пчеле…таракану).

Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая,

красная спинка, пассика, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река,

стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты,

жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза,

рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска,

отпугивающая окраска.

80. «Чудесный мешочек»

Цель: закрепить знания у детей, чем питаются звери. Развивать

познавательный интерес.

Материалы: мешочек.

Ход игры: в мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и

т.д.

Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого оно, кто чем питается.

81. «Полезные – неполезные»

Цель: закрепить понятия полезные и вредные продукты.

Материалы: карточки с изображением продуктов.

Ход игры: на один стол разложить то, что полезно, на другой – что

неполезно.

Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное

масло, груши и т.д.

Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «фанта» и

т.д.

82. «Узнай и назови»

Цель: закрепить знания лекарственных растений.

Ход игры: воспитатель берет из корзинки растения и показывает их детям,

уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду

показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нем все,

что знаете. Назовите место, где растет (болото, луг, овраг).

Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник

(собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву –

весной, когда она только – только вырастет (2-3 рассказа детей).

83. «Что я за зверь?»

Цель: закреплять знания о животных Африки. Развивать фантазию.

Ход игры: в игре участвует группа ребят, количество игроков не ограничено.

В группе есть ведущий. Один из игроков удаляется на небольшое расстояние,

отворачивается и ждет, пока его не пригласят.

Группа ребят совещается между собой насчет зверя, т.е. какого зверя они

будут изображать или 2-й вариант: отвечать на вопросы ведущего.

Итак, зверь загадан, участник приглашается, игра начинается.

Участник задает вопросы группе игроков, например: зверь маленький? может

ползать? прыгать? у него есть пушистый мех? и т.д.

Ребята в свою очередь отвечают ведущему «да» или «нет». Так продолжается

до тех пор, пока игрок не отгадает зверя.

84. «Назовите растение»

Цель: уточнять знания о комнатных растениях.

Ход игры: воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или

четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте

бальзамин?» и т.д.)

Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.

- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как

нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?

- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и

т.д.?

85. «Кто где живёт»

Цель: закреплять знания о животных и местах их обитания.

Ход игры: у воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с

изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река,

дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением

животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с

его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

86. «Летает, плавает, бегает»

Цель: закреплять знания об объектах живой природы.

Ход игры: воспитатель показывает или называет детям объект живой

природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта.

Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте;

при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» -

изображают полёт птицы.

87. «Береги природу»

Цель: закреплять знания об охране объектов природы.

Ход игры: на столе или наборном полотне картинки, изображающие

растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает

одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися

живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например:

убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с

растениями и т.д.

88. «Цепочка»

Цель: уточнять знания детей об объектах живой и неживой природы.

Ход игры: у воспитателя в руках предметная картинка с изображением

объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала

воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному

признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» -

животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на

ветку и т.д.

89. «Что было бы, если из леса исчезли…»

Цель: закреплять знания о взаимосвязи в природе.

Ход игры: воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А

если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса

зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные

растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут

обходиться.

90. «Ходят капельки по кругу»

Цель: закреплять знания о круговороте воды в природе.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и

волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки

дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит

волшебные слова и игра начинается.

Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им

пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются,

танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.

Полетели капельки на землю. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало

поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми

ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились

ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.)

Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала

в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-

плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала

им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки

лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают

руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке.

Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не

брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

91. «Я знаю»

Цель: закреплять знания о природе. Развивать познавательный интерес.

Ход игры: дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом.

Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери,

птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит:

«Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк,

заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.

Аналогично называются другие классы объектов природы.

92. «Что это такое?»

Цель: закреплять знания о живой и неживой природе. Развивать мышление.

Ход игры: воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и

начинает перечислять его признаки. Если дети его отгадали, загадывается

следующий предмет, если нет, то список признаков увеличивается.

Например: «Яйцо» - овальное, белое, хрупкое, сверху твердое, внутри чаще

жидкое, питательное, можно встретить на крестьянском дворе, в лесу, даже в

городе, из него вылупляются птенцы.

93. «Узнай птицу по силуэту»

Цель: закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в

умении узнавать птиц по силуэту.

Ход игры: детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и

называют перелетная или зимующая птица.

94. «Живое – неживое»

Цель: закреплять знания о живой и неживой природе.

Ход игры: воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если

это предмет живой природы, дети - машут руками, если предмет неживой

природы - приседают.

95. «Воздух, земля, вода» (игра с мячом)

Цель: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое

внимание, мышление, сообразительность.

Материалы: мяч.

Вариант 1: Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы,

например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч

обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» -

«земля» и т.д.

Вариант 2: Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч,

должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на

слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

96. «Береги природу»

Цель: закреплять знания об охране объектов природы.

Ход игры: На столе или наборном полотне картинки, изображающие

растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает

одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися

живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например:

убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с

растениями и т.д.

97. «Что было бы, если из леса исчезли…»

Цель: закреплять знания о взаимосвязи в природе.

Ход игры: Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А

если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса

зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные

растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут

обходиться.

98. «Все по домам!»

Цель: Формировать и закреплять знания детей разных

растений (деревьев, кустов), по форме их листьев (по плодам, семенам).

Закреплять правила поведения в лесу, в парке.

Материал: Засушенные листья разных деревьев (семена, плоды).

Ход игры: Перед прогулкой с детьми закрепляют правила поведения в лесу

(парке). Игра проводиться желательно осенью (когда уже есть семена и

плоды), можно летом (только по форме листьев). Воспитатель предлагает

отправиться в поход. Детям раздаются листья (плоды, семена) разных

растений (кустов, деревьев). Дети делятся на отряды.

Воспитатель предлагает представить, что у каждого отряда стоит палатка под

каким-либо деревом или кустом. Дети гуляют по лесу (парку), по сигналу

воспитателя «Пошел дождь. Все по домам!», дети бегут к своим «палаткам».

Дети сравнивают свои листья и т.д. с теми, что растут на дереве или кусте, к

которому они подбежали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию для детей старшего возраста

В старшем дошкольном возрасте дидактические игры используются в основном в целях систематизации представлений о мире природы, а также для развития таких психических процессов, как внимание, память, мы...

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию

картотека дидактических игр по экологическому воспитанию...

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию

картотека дидактических игр по экологическому воспитанию...

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию дошкольников.

Игры можно использовать воспитателям детских садов как при проведении НОД, так и во время режимных моментов, а также родителям дошкольников в домашних условиях....

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию для старших дошкольников.

Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человек...

картотека дидактических игр по экологическому воспитанию

Картотека для календарного планирования по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...