Проект "Метеостанция в ДОУ"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников может стать метеостанция (метеоплощадка). Метеостанция должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. Метеостанция должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_meteostantsiya.docx | 32.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Метеостанция в ДОУ»
Введение
В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания. Современное дошкольное образовательное учреждение ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства. Педагоги дошкольного образования ищут сегодня новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования. Одной из таких форм работы становится создание экологического пространства детского сада и проектная деятельность, которая сделала бы более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой. Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников может стать метеостанция (метеоплощадка). Метеостанция должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. Метеостанция должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.
Актуальность проекта:
Почему мы считаем, что такой способ взаимодействия с детьми, как наблюдение за погодой, актуален? Во-первых, знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения метеорологическую станцию. Во-вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике. В-третьих, у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать, делиться полученной информацией.
Пояснительная записка
Детство - это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребёнок учится говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и экологической этики. Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО является правильная организация развивающей предметной среды, которая обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства организации, как группы, так и участка. Развивающая предметно -пространственная среда ДОУ(группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными материалами.
Экологическая развивающая среда должна способствовать: - познавательному развитию ребенка; - эколого-эстетическому развитию; - оздоровлению ребенка; - формированию нравственных качеств; - формированию экологически грамотного поведения.
Мы поставили перед собой задачу заинтересовать детей, представив природу, как таинственный мир, полный приключений и увлекательных открытий. Взрослые должны поощрять любознательность и фантазии детей, стимулировать потребности выражать свои чувства, мысли в речи, игре, рисунке, творческих поделках. Постоянно поддерживать инициативу, помогать детям в их наблюдениях и экспериментах. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии детей с миром природы и разворачиваться как увлекательное путешествие, чтобы они получали от этого радость.
Проблема:
у дошкольников не сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.
Цель проекта:
создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.
Задачи:
- познакомить с профессией метеоролога; - формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде); - познакомить детей с назначением метеорологической станции; - познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, компасом, гигрометром, ветровым рукавом, солнечными часами; - обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой; - формировать представления о четырех частях света.
Вид проекта: информационно – исследовательский. Возраст детей, на которых рассчитан проект: подготовительная к школе группа.
Продолжительность проекта: Август 2019г. – май 2020г.
Этапы проекта: Подготовительный: - обозначение цели проекта; - постановка задачи данного проекта; - определение сроков проведения проекта; - составление плана работы над проектом. Основной: изготовление приборов – помощников; работа на метеостанции, с картой погоды и с дневником наблюдений; Заключительный: подготовка отчета с презентацией.
Предполагаемые результаты: - развить умение детей работать с приборами, составлять прогноз погоды; - иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силы ветра, о частях света; - знать приметы, пословицы, поговорки о погоде.
Запланированные формы работы по проекту: 1. Беседы 2. Наблюдения в природе 3. Книга народных примет 4. Опыты-эксперименты 5. Чтение художественной литературы 6. Дидактические игры 7. Сюжетно-ролевые игры 8. Слушанье музыки 9. Работа с родителями
Содержание проекта:
Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. При наблюдении за явлениями природы (например, движением облаков, состоянии растений, поведением животных, при пользовании простыми приборами, помогающими определить погоду) развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения - все это важно для общего развития ребенка. Поэтому для элементарного прогнозирования погоды мы решили сделать на территории детского сада метеостанцию. Для наблюдения за погодой будут использованы традиционные приборы (компас, термометр, гигрометр) и приборы, изготовленные совместно с родителями (дождемер, ветровой рукав, солнечные часы).
Все показания приборов будут фиксироваться в дневнике погоды, где можно проследить и сделать свой метеопрогноз. Таким образом, работа на метеостанции позволит детям ежедневно проводить наблюдения за погодой в определенной последовательности: - наблюдать за небом и облачностью; - с помощью ветряного рукава дать относительную оценку силы ветра; - с помощью флюгера определять стороны света и направление ветра; - измерять количество осадков с помощью дождемера; - определять температуру воздуха с помощью термометра;
Перспективный план работы над проектом
Название мероприятия | Задачи мероприятия | Форма проведения |
Что такое метеоплощадка? | Познакомить с метеоплощадкой и её оборудованием. | Презентация. |
Что такое погода? | Продолжать знакомство с погодными явлениями | Беседа, загадки, дидактическая игра «Назови погодное явление» |
Народные приметы | Знакомить с приметами, которые могут предсказать погоду | Беседа с использованием «Календаря природы», Лунного календаря» |
Загадки планеты Земля | Формировать представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца | Беседа-путешествие |
Что такое компас? | Формировать представление о частях света, познакомить с компасом | Экскурсия в парк |
Откуда дует ветер? | Обучать детей работе с компасом | Путешествие по плану экологической тропы на территории детского сада |
Измерение осадков. | Познакомить со способами измерения осадков. | Занятие на метеоплощадке |
Какие бывают термометры? | Уточнить представления о термометре, познакомить с водным и почвенным термометром | Занятие на метеоплощадке |
Для чего нужен барометр? | Познакомить с прибором барометром, учить работе с ним | Занятие на метеоплощадке |
Какая бывает почва. | Познакомить с проницаемостью разных видов почвы. | Занятие на метеоплощадке |
Мы – юные метеорологи | Предложить детям организовать систематические наблюдения на метеоплощадке. | Наблюдения на метеоплощадке, фиксирование результатов наблюдений |
Работа на метеоплощадке | Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать навыки использования этих приборов. | Ежедневные наблюдения на метеоплощадке, фиксация результатов наблюдений |
Работа с родителями
1. Создание родителями картотеки «Народные приметы о погоде».
Цель: выяснить возможность предсказания погоды по народным приметам и возможность применения теории вероятности к предсказанию прогноза погоды. 2. Привлечение родителей к изготовлению метеорологических приборов. Цель: формирование у детей представлений о метеорологических приборах и их значение в жизни человека.
Оборудование метеоплощадки на территории ДОУ.
Краткое описание специального оборудования детской метеостанции:
Метеорологическая будка – для термогигрометра, термометра, барометра.
Барометр – прибор для измерения атмосферного давления, изменение
которого предвещает перемену погоды.
Термометр – для измерения температуры воздуха.
Флюгер – прибор, который указывает, откуда дует ветер – это и есть его искомое метеорологическое направление. Под флюгером предусмотрена буквенная ориентировка сторон света - севера, юга, запада, востока. Осадкомер (дождемер) – служит для измерения количества осадков. Солнечные часы (кадран) - позволяют детям учиться определять время по солнцу в любое время года.
Ветровой рукав – служит для определения направления ветра. Ловец облаков - квадратная панель в металлической раме с ручками на неподвижной опоре. Панель легко наклонить «на себя» или «от себя», повернуть вправо-влево. Через смотровое окно в центре ребенок находит на небе облако и сравнивает его с изображениями восьми видов облаков на панели. Снегомер - линейка для измерения снежного покрова. Магнитно - меловой стенд – для фиксирования показаний приборов.