КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ
картотека по окружающему миру (младшая группа)
Совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensorika.pptx | 194.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра «Цветные фонарики» Цель: - Упражнять в ходьбе и беге - Развивать мелкую моторику, ловкость, самостоятельность - Закреплять умение различать цвета. Учить выполнять игровые действия по словесной инструкции взрослого. Материал. Мячи (диаметр 6 см) основных цветов (красный, желтый, синий) – по два на каждого ребёнка. На одной стороне игровой площадки находится подставка, на которой воспитатель раскладывает мячи, на другой стороне дети. Воспитатель: Яркие фонарики Поднимем высоко Жёлтый (синий красный) цвет их Виден далеко. Зажглись фонарики! Дети бегут к противоположной стороне игровой площадки, берут мячи того цвета, который был назван в стихотворении и поднимают их над головой. Воспитатель. Погасли фонарики. Дети кладут мячи на подставку и возвращаются на исходную позицию. Игра повторяется 3-4 раза. Д/И «РАСКЛАДЫВАНИЕ ОДНОРОДНЫХ ПРЕДМЕТОВ РАЗНОЙ ВЕЛИЧИНЫ» ЦЕЛЬ: Учить находить одинаковые геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат), но разной величины. РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 детьми, у каждого плоскостные изображения круга, треугольника, квадрата разной величины и можно разного цвета. Воспитатель предлагает по показу подобрать свои геометрические фигуры.
ИГРА «Достань ленточку» Цель : - Помочь освоиться на гимнастической стенке. - Развивать ловкость и самостоятельность. - Закреплять умение различать цвета и находить в пространстве (ленты красного, синего и зеленого цветов). Материал Ленточки красного, синего и зеленого цветов длиной 30-40 см на каждого ребенка. Игрушки – зайка, кошечка и петушок. Ленточки одного цвета висят на перекладине нескольких секций гимнастической стенки. На противоположной стороне зала стоят знакомые детям игрушки – зайка, кошечка и петушок. Держим в руках много красных и зеленых ленточек, а синяя только одна. Показываем ленточки малышам. Спрашиваем: - «Где же еще синие ленточки?» Дети внимательно смотрят вокруг, помогают найти нужные ленты, снимают их и дарят своим друзьям – игрушкам. Пользуясь паузой, пока дети ходят к игрушкам, вешаем на перекладины гимнастической стенки ленточки красного цвета. Последовательность действий детей та же. Лазают дети так, как им удобно, на какую высоту подняться каждый решает самостоятельно, движения выполняют в подходящем для себя темпе. В конце дети танцуют с ленточками. Импровизируем движения, а дети повторяют. Д/И «ЦВЕТНОЕ ДОМИНО» ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности малышей путем отыскивания предмета заданного цвета, закрепление 4-х основных цветов. РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 детьми. Раздается всем по 2-3 цветных домино. Предлагается детям выложить дорожку, отыскивая у себя домино такого же цвета, какого цвета домино положил предыдущий ребенок
Игра «Бабочки» Цель: - Упражнять в ходьбе и беге - Развивать мелкую моторику, ловкость, самостоятельность - Закреплять умение различать цвета. Учить выполнять игровые действия по словесной инструкции взрослого. Дети бегают под музыку, изображают бабочек Взрослый: Бабочки летали у лесной полянки Крылышки устали Нет ли где тут лавки? Мы же крошки-бабочки Нам не нужно лавочки. Отдохнуть бы нам чуток, Сядем лучше на цветок. Дети остановились. Взрослый: Где любимый наш цветок Красный цветик – огонёк (мак), дети находят красный цветок и приседают возле него. Сели посидели, дальше полетели. Где любимый наш цветок? Жёлтый, сладенький медок (одуванчик) Где любимый наш цветок? Синий яркий лепесток (василёк) Д/И «СОБЕРИ И РАЗБЕРИ ПИРАМИДКУ» ЦЕЛЬ: Развитие сенсорных способностей, умения действовать с пирамидками разной формы, соблюдая последовательность в собирании. Д/И «НАНИЗЫВАНИЕ КОЛЬЦА НА ШНУРОК» ЦЕЛЬ: Закрепить умение действовать с предметами, развивать моторику: кистей рук, потренировать в различении 4-х основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый)
Игра «Ноги и ножки». Цель: -Учить слышать задание, анализировать услышанное, соотносить слово с действием. -Закреплять понятие большой и маленький. Спрашиваем детей, какие они по росту – большие или маленькие? Конечно, вы все – большие! Предложите им встать на носочки, поднять руки вверх: «Вот такие большие наши детки! А если они присядут, то станут маленькими-маленькими!» Малыши приседают, затем встают. «У больших деток большие ножки, и идут они широким шагом. То-о-оп . То-о-оп . То-о-оп .» Эти слава произносятся также на выдохе, быстро ласковым голосом. Дети, подражая вам, произносят слова в той же тональности. Слова должны совпадать с производимым действием. Воспитатель читает текст, дети вместе с воспитателем говорят только слово : «Топ!» Большие ноги идут по дороге: То-о-о-п ! То-о-о-оп ! То-о-о-оп ! Маленькие ножки идут по дорожке: Топ-топ-топ-топ! «Укрась бабочку» Цели: Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятия много - один, большой - маленький. Развивать мелкую моторику. Материалы: Бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов. Ход игры: Воспитатель показывает детям бабочек и говорит, что они прилетели к ним в гости. Рассказывает, что бабочки принесли с собой кружки разных цветов и хотят, чтобы дети украсили их крылышки. Воспитатель предлагает помочь бабочкам. Вначале он просит каждого ребёнка выбрать кружки одного цвета из предложенных четырёх. При этом предлагает поочередно то одному, то другому малышу выбрать кружки понравившегося цвета. После того как все дети выберут, воспитатель раздаёт им силуэты бабочек и предлагает украсить их. В конце игры воспитатель хвалит всех детей за то, что они украсили бабочек и они стали ещё красивее.
«Почини одежду зайчатам» Цели: Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их ( круг, квадрат, треугольник). Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание. Материалы: Силуэты одежды, вырезанные из картона геометрические фигуры. Ход игры: Появляется зайчиха с корзинкой и плачет. Воспитатель: Почему ты плачешь зайчиха? Зайчиха: Купила я своим зайчатам подарки – шорты и юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст – они и порвались. (Показывает шорты и юбки из картона). Воспитатель: Не плачь, зайчиха, мы тебе поможем. Дети давайте подберём заплатки и залатаем дырки. На что похожи дырки на юбочках и шортах? Дети: на треугольник, квадрат и круг. Воспитатель: Правильно. Зайчиха кладёт шорты и юбочки на «пеньки»(столы), на которых заранее разложены заплатки. Дети подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, какого цвета заплатку он поставил, и на какую геометрическую фигуру она похожа. Зайчиха: Большое дети, вам спасибо! Полянка Цели: Учить группировать предметы по цвету. Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов. Учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные». Ход занятия: Воспитатель: Дети хотите погулять? Под музыку идем гулять. Приходим "на полянку”. Ой, куда мы попали? А как ты догадался? Правильно. В лесу растут травка, деревья, цветы. Это не просто цветы, а домики для бабочек. Сейчас, я каждому из вас дам картонную игрушку бабочку. Звучит музыка. Дети давайте "полетаем” со своими бабочками. А теперь бабочки устали. Посадим бабочек на свои домики. Будьте внимательны! Каждая бабочка должна сесть на свой домик. Посадили. Игра помогает в игровой форме выучить или закрепить выученные цвета. Повторить можно с листочками разного цвета.
Подбери чашки к блюдцам. Цели: Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание. Материалы: Наборное полотно, блюдца и чашка разных цветов. Ход игры: В магазин сначала привезли блюдца. Продавцы расставили их по полкам. На верхнюю полку поставили вот такие блюдца ( показывает) Какие? ( Ответы детей ). На нижнюю – вот такие. Какого они цвета? ( Ответы детей ). Одинакового ли цвета блюдца на верхней полке и на нижней? ( Ответы детей ). Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к блюдцам нужные чашки. Они должны быть такого же цвета, как блюдца. Воспитатель кладёт на стол картонные плоские чашки. Ребёнку он поручает подобрать чашки к блюдцам. Одобряет действия ребёнка, который, посмотрев внимательно на блюдца, отбирает все нужные чашки. Спрашивает, какого они цвета. Бусы Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие усидчивости Материалы: пуговицы различной величины и цвета; бусинки разной формы, величины, материала; проволока, леска, тонкая нитка. Ход: Ведущий предлагает ребёнку сделать бусы. Можно предложить сделать бусы по образцу, а пуговицы подобрать по форме и цвету. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления бус. После этого ребёнок приступает к созданию бус.
«Разложи фигуры по местам! » Цель: Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Учить подбирать нужные формы разными методами. Материалы: Плоские геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники). Рамка-вкладыш Монтессори . Ход: Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними: «Вот весёлые разноцветные фигурки. Это круг, он катится – вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложить детям разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки». Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них. Когда малыши разложат фигурки, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают». Затем ещё раз покажите и назовите все фигурки, не требуя от детей повторения. Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя её сюжет. «Найди окошко для фигурки» Цель: Учить детей соотносить форму деталей с формой отверстия. Ход: Игра проводится с участием 3-4 детей. Воспитатель раскладывает на столе геометрические фигуры и раздаёт детям карточки с рельефными конторами. Воспитатель предлагает рассмотреть карточки и обвести пальчиками конторы окошек. - Какая фигура подойдёт для твоего окошка? Если ребёнок выбирает неправильно фигуру, дать возможность убедиться в том, что она не подходит и предложить выбрать следующую. Когда ребёнок найдёт подходящую, следует похвалить его, продемонстрировать остальным игрокам, что окошко закрылось и предложить ему самостоятельно несколько раз открыть и закрыть окошко. Затем следующий ребёнок подбирает фигуру для своего окошка.
Д/И «КАКОГО ЦВЕТА НЕ ХВАТАЕТ?» ЦЕЛЬ: Развивать наблюдательность, внимание, память и сенсорные способности, умение сказать, какого цвета отсутствует диск. Д/И «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ЦВЕТОЧЕК» ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности детей, закрепить 4 основных цвета, умение по показу назвать цветы. РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 чел. Сначала воспитатель показывает детям большие иллюстрации цветков разного цвета. Дети рассказывают какого цвета эти цветки. Потом воспитатель раздает детям по маленьких карточки, рассмотрев их, предлагает показать такой же цветочек, какой показывает воспитатель. Д/И «ОДИН – МНОГО» ЦЕЛЬ: Развивать первые математические способности, развивать внимание мышление, умение различать цвет предметов. РУКОВОДСТВО: Игры проводятся с 2-3 детьми. Воспитатель показывает на магнитной доске картинки игрушек одну, много, закрепляет цвет. Потом предлагает детям по показу найти и прикрепить такие же картинки. Д/И «БОЛЬШОЙ, ПОМЕНЬШЕ, МАЛЕНЬКИЙ» ЦЕЛЬ: Продолжать развивать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета. РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных цветов, и предлагает показать сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета»; «Большой круг желтого цвета»; «Поменьше квадрат желтого цвета» и т.д. на усмотрение фантазии воспитателя.
Д/И «КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, СИНИЙ, ЗЕЛЕНЫЙ» ЦЕЛЬ: Учить различать, называть и показывать картинки по цвету предметов, развивать сенсорные способности детей. РУКОВОДСТВО: Занятие проводится с 5-6 чел. У каждого ребенка на столе изображение предметов (игрушки, цветы, одежда разных цветов). Воспитатель показывает или картинку определенного цвет или предмет такого же цвета. Ребенок должен показать свою картинку с таким же изображением и цветом. Д/и «Угощение для медвежат» Игровая задача: развить умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам. Материал: 9 изображений медвежат, блоки Дьенеша . Игровое правило: Печенье у медвежат в обеих лапах должны быть разные. Игровое действие Вариант 1. В гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата - сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы. Давайте угостим медвежат. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой (цветом, величиной, толщиной). Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое). Во всех вариантах ребенок выбирает любой блок «печенье» в одну лапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному воспитателем. Вариант 2. Игры с использованием карточек с символами свойств. Последовательность действий (алгоритм) игры. Карточки с символами свойств кладут стопкой «рубашками» вверх. Ребенок вынимает из стопки любую карточку. Находит «печенье» с таким же свойством и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию
Сенсорное развитие - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве....
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию
игры по сенсорике...
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию.
Сенсорное развитие составляет основу полноценного восприятия и обучения ребенка в детском саду....
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста.
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста....
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
перечень дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста...
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста
Игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста имеют целью развитие мелкой моторики пальцев рук, что в свою очередь ведет к улучшению интеллектуального развития, развития речи....
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ
Картотека игр по сенсорному развитю детей: форма, цвет, размер, тактильные ощущения....