Наша дружная семья
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Чернова Мальвина Владиславовна

Развитие познавательно – речевой активности детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasha_druzhnaya_semya.docx25.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №22 «Журавленок»

города Новочебоксарск Чувашской Республики

Методическая разработка занятия

на тему

«Наша дружная семья»

(для детей старшей группы)

Выполнила: воспитатель Чернова М. В.

2021 год

Тема: «Наша дружная семья»

Цель: развитие познавательно – речевой активности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: расширять и активизировать словарь по теме «Семья»; формировать представления детей о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга;  познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо», закрепить и расширить представления детей о своих родственниках; формировать грамматический строй речи: образование слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом; развивать слуховое и зрительное восприятие, память, мышление;  воспитывать культуру общения, доброжелательность, взаимопонимание, любовь и уважение ко всем членам семьи; воспитывать желание заботиться о близких людях, развивать чувство гордости за свою семью, воспитывать уважение к старшему поколению; показать детям, что семья похожа на могучее дерево, схематично составить родословную своей семьи.


Предварительная работа: Беседы педагога с детьми на темы: «Моя семья», «Лучшие часы и минуты семейного досуга», «Семейные будни», «Забота о ближних», «Семейные праздники». Разучивание стихотворения о семье. Подборка семейных фотографий. Составление рассказа о своей семье. Рассматривание семейного альбома, рисование рисунков на тему “Моя семья”.

Материал к занятию: солнышко с лучиками (отдельно); схемы генеалогического древа Семьи (на каждого ребенка);  рисунки детей на тему «Моя семья»; «Сицилиана» из сюиты ми-бемоль мажор для флейты и клавесина И. С. Баха; картинки с изображениями младенца, ребенка, подростка, взрослого человека, пожилого человека (на каждого ребенка); фотографии мамы, папы, бабушки, дедушки, брата, сестры, семьи (с использованием компьтера).

Ход занятия:
1. Организационный момент «Назови ласково»

Воспитатель: Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Посмотрю на ваши лица,

С кем бы мне здесь подружиться?

Я..., а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Дашенька,..)


2. Игровая мотивация «Птица счастья».

Воспитатель: У русского народа было очень много символов счастья. Одним из них была волшебная птица, одно перо которой может принести человеку счастье. Вот одна из этих птиц залетела сегодня к нам в детский сад. (Выставляется картина с изображением Птицы Счастья).

На поиски счастья в сказках всегда отправлялся Добрый молодец, преодолевая очень много препятствий и выполняя много заданий.  Я хочу предложить вам отправиться  сейчас за пером Птицы Счастья. Но чтобы получить перо, нам нужно будет выполнить ее задания.

3. Дидактическая игра «Отгадай загадку».

Воспитатель: Я предлагаю вам отгадать загадки, а отгадки появятся на экране.
- Кто нежнее всех на свете?
Кто готовит нам обед?
И кого так любят дети?
И кого прекрасней нет?
Кто читает на ночь книжки?
Разгребая горы хлама,
Не ругает нас с братишкой.
Кто же это? Наша …(МАМА)

- Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно, …(ПАПА)

- Вот ведь дело то какое…
Нас не семеро, а трое:
Папа, Мамочка и я,
Но все вместе мы — …(СЕМЬЯ)

- Я у мамы не один,
У неё ещё есть сын,
Рядом с ним я маловат,
Для меня он — старший …(БРАТ)

- Мама с папой говорят,
Что теперь я — старший брат,
Что за куколка в коляске
Плачет? Видимо, от тряски?
В ванной ползунков гора!
Брату кто она? …(СЕСТРА)

- Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки

У любимой ...(БАБУШКИ)


- Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной,  любимый ...(ДЕД)

(Отгадав загадки, детям вручается первое перо).

4. Ребус «Семья».

Воспитатель: Ребята, а сейчас я загадаю вам еще одну загадку, а вы постарайтесь отгадать.

(На доске выставляются карточки 7 и Я (СЕМЬЯ))

(Дети отгадывают). (Детям вручается второе  перо).

5. И/у «Расскажи о своей семье».

Воспитатель: Правильно, СЕМЬЯ. Сегодня у нас в группе открыта картинная галерея ваших работ  “ Моя семья”. Кто хочет рассказать о своей семье?

(Дети подходят к домику, где расположены рисунки своей семьи, по очереди рассказывают,  кто на них изображен.)

Воспитатель: Ребята, я не зря поместила ваши рисунки на домике. ДОМ, СЕМЬЯ – это то место, где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. Все члены семьи связаны  друг с другом тесными узами и живут дружно и счастливо.

(Дети получают третье  перо).

6. Релаксация «Волшебный сон».

Воспитатель: Вы еще не устали? Предлагаю передохнуть.

Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Напряженье улетело,
И расслаблено все тело.
Греет солнышко сейчас
Руки теплые у нас.
Хорошо нам отдыхать,
Пора глазки открывать.
Крепче кулачки сжимайте,
Их повыше поднимайте.
Потянулись! Улыбнулись!
И друг к другу повернулись.

 7. Дидактическая игра “ Мама – солнышко мое”. 

Воспитатель: Дети, а Птица  Счастья приготовила для вас игру “ Мама – солнышко моё”.

(В круге - фотография женщины – матери. Детям предлагается представить, что это их мама. Нужно взять лучик, приставить его к кругу, сказав о маме добрые слова (нежная,  заботливая, любимая, красивая, добрая, хорошая, ласковая, славная, прекрасная, лучшая, работящая, трудолюбивая, веселая, жизнерадостная, счастливая, сердечная, душевная и т.д.).

Воспитатель: У нас получилось такое лучистое солнышко, потому что мы сказали много добрых хороших слов. (Дети получают четвертое  перо).

8. Дидактическая игра «От младенца до старика».

Воспитатель: Следующее задание от Птицы Счастья: разложить картинки от младенчества до старости.

(Дети получают пятое  перо)

9. Дидактическая игра «Волшебные слова».

Воспитатель: А если у кого-то из членов семьи плохое настроение, с помощью волшебных слов его можно исправить. Вы знаете такие волшебные слова? (Ответы детей) Тогда поиграем: Я начну, а вы кончайте, дружно хором отвечайте!

1. Растает ледяная глыба от слова теплого – (СПАСИБО).

2. Зазеленеет старый пень, когда услышишь – (ДОБРЫЙ ДЕНЬ).

3. Когда бранят за шалости, мы говорим – (ПРОСТИ, ПОЖАЛУЙСТА).

4. Если больше есть не в силах, скажем мы – (СПАСИБО).

(Дети получают шестое  перо).

10. Дидактическая игра «Моя родословная».

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами много говорили о семье, но сейчас я хочу вам сказать, что семья похожа на огромное дерево, корнями этого дерева являются родители ваших дедушек и бабушек (ваши прабабушки и прадедушки). Толстые ветки дерева это бабушки и дедушки (родители папы и мамы). Ветви потоньше – это ваши папы и мамы, а самые тонкие веточки – это вы, детки.

Постарайтесь составить свое семейное дерево или свою родословную.

(Каждому ребенку приготовлено на столе дерево с заготовленными схемами).

(Дети составляют свое семейное дерево, включается «Сицилиана» из сюиты ми-бемоль мажор для флейты и клавесина И. С. Баха.). (Получают седьмое  перо).

11. Анализ занятия.

Воспитатель: Что же такое семья? (Ответы детей)

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем. Волнение трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Воспитатель: Какие вы все молодцы! Выполнили все задания Птицы Счастья и получили ее перья, приносящие счастье. Их мы сможем использовать при составлении аппликации. Но это в следующий раз…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсно-развлекательная программа: "Наша дружная семья" (посвященная Всемирному дню семьи)

Семья - это не только люди, живущие под одной крышей. Их объединяет любовь и дружба, восхищение и уважение, тепло и уют, радость и понимание, взаимопомощь и сопереживание, а еще семейные традиции, кот...

Отчет мероприятия посвящённому Международному дню семьи:«Наша дружная СЕМЬЯ!» подготовила Степанова Е. Н. Гр. №6 «Ежата»

Отчет мероприятия посвящённому Международному дню семьи:«Наша дружная СЕМЬЯ!» подготовила Степанова Е. Н. Гр. №6 «Ежата»...

Проект «Наша дружная семья - детский сад, моя семья!»»

Проект «Наша дружная семья - детский сад, моя семья!»»...

Проект по взаимодействию с семьями воспитанников «Наша дружная семья»

Многочисленные исследования, проводимые в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему обогащает ребенка со...

Конспект занятия ко Дню семьи «Наша дружная семья», средняя группа.

Расширять и совершенствовать знания детей о ценностях семьи и семейных традициях; Воспитывать любовь и уважение к членам семьи; Способствовать эмоциональному сближению взрослого и ребён...

тема недели "Я и моя семья" упражнение : "Наша дружная семья".

Папа, мама, брат и я            ( Дети сжимают, затем разжимают Наша дружная семья              кулак, начиная с большого пальцаВм...

Проект по взаимодействию с семьями воспитанников старшего дошкольного возраста «Наша дружная семья»

laquo;Семья – это та самая среда, в которой человек учится и сам творит добро».В. А. СухомлинскийВажным фактором личностного развития ребёнка является удовлетворение его потребности...