Проект "Вода-водица"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Методический материал для детей старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda_voditsa.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Колосок» Комсомольского района Чувашской Республики.                      

                                                                                                                                                                                                                                                     

Проект на тему:

«Вода-Водица»

                      Работу выполнила:

                                             Воспитатель МБДОУ детский сад                                                                                              № 1 «Колосок»

                                Долгова Наталия Пантелеймоновна

                                                Комсомольский район Чувашская Республика

                                        с Комсомольское

     

                  Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать.                                              В. Сухомлинский

Проблема

В возрасте 5-6 лет важно уделить особое внимание развитию творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Актуальность проблемы

Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Практические действия, осуществляемые ребенком, выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.В своей практике мы недостаточно используем материалы природного происхождения, что очень интересно детям – это наблюдения, различные исследования, эксперименты с природным материалом в совместной деятельности с воспитателем и в самостоятельной деятельности детей. Мы мало обращаем внимание детей на то привычное, что нас окружает, чем мы пользуемся ежедневно – это ВОДА. Свойства воды в различных агрегатных состояниях (вода, пар, снег, лед), явления природы, связанные с водой (гололед, дождь, туман, снег, наст и т. д.) – объекты  окружающие детей, но мало ими изученные, представляют большое поле для проведения элементарных опытов, позволяющих расширить и углубить познавательную сферу детей.      Гипотеза

Я предполагаю, что если познакомить детей со свойствами воды, ее агрегатными состояниями, то это расширит их понятия о неживой природе, научит беречь богатство земли, позволит развить логическое мышление, исследовательские навыки, что пригодится в дальнейшей жизни.                          Цель

Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления и экспериментальной деятельности с водой (свойства, агрегатные состояния, явления природы – иней, снег, лед, гололед, наст и т. д.)                                                                                                                Задачи

1. Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов.

2. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки явлений природы.

3. Уточнять представления детей о взаимосвязи признаков и закономерностей в окружающем мире;

4. Развивать творческую активность, художественный вкус у детей.

5. Совершенствовать стиль коммуникативных отношений.

Методы проекта

Рассматривание карты, иллюстраций.

Чтение художественной литературы.

Исследования, эксперименты с водой.

Игры.

Беседы.

Познавательные занятия.

Совместная и самостоятельная деятельность детей.

Наблюдения.

Творческая деятельность – рисование, аппликация.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители старшей группы «Колокольчики» МБДОУ №1 «Колосок».

Предполагаемый конечный результат:

Этапы реализации проекта:

I этап Подготовительный (декабрь) .

• Выявление проблемы

• Погружение

• Разработка проекта «Водица - царица»

• Планирование деятельности и желаемого результата:

II этап Практическая деятельность (декабрь-март)

• Занятия познавательного характера

• Наблюдения в природе – на прогулках

• Познавательно-исследовательская деятельность в рамках занятий

• Экспериментальная деятельность совместно с воспитателем и в свободной деятельности детей.

III этап Заключительный (март) .

• Мониторинг реализации проекта

• Подведение итогов работы в рамках проекта

Продолжительность и место реализации проекта.

Проект рассчитан на 4 месяца (декабрь-март)

Реализация проекта рассчитана на специализированные занятия: «Ребёнок и окружающий мир», «Природное окружение», «Экологическое воспитание»», занятия по изодеятельности, организацию деятельности на прогулках, экскурсии, индивидуальную  и совместную деятельность с родителями, педагогами и детьми.

Место реализации: старшая группа «Колокольчик» МБДОУ № 1«Колосок», семьи воспитанников.

Перспективный план деятельности с воспитанниками

Содержание работы:  

1 этап - подготовительный

Выявление уровня знаний о воде, ее свойствах и агрегатных состояниях Декабрь

2 этап – реализация проекта

Занятие: «Знакомство детей с водой и ее свойствами».                                                                                            Цель: дать детям представление о воде, ее свойствах (прозрачность, текучесть, три состояния: жидкое, пар, лед). Учить детей последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь, обогатить словарный запас. Будить интерес к природе, ее явлениям. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» Декабрь

Цикл наблюдений за водой: «Вода у нас дома», «Жизнь воды и жизнь в воде», «Сколько человеку нужно воды», «Кому нужна вода? ».

Занятие «Снег и его свойства».                                                                                                                       Цель: уточнить и расширить представления детей о снеге; помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства; вызвать радость от открытий, полученных из опытов; учить детей анализировать, делать выводы. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы; учить грамотно формулировать свой ответ. Л. Г. Горькова, А. В. Корчагина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» Январь

Цикл наблюдений за снегом: снежинками, за снегопадом (хлопьями, крупой), состояние снега в разную погоду (рассыпчатый в морозную погоду, липкий – во время оттепели), снежными узорами на окнах, сугробами, глубиной снежного покрова (несколько раз за зиму), гололедом, инеем на деревьях.

Беседа «Зачем зимой снег». Чтение сказки «Зачем зимой снег»                                                               Цель: закрепить у детей знания основных свойств снега (цвет, состояние в разную погоду, способность сохранять тепло, очищать воздух, таять в помещении, дать представление о том, где и как рождается снег, какую роль играет в жизни природы зимой. Анализировать и обогащать словарный запас детей. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду»

Исследования и опыты:

«Снежинки очень красивые»

«В разную погоду снежинки разные»

«Какой снег? » «Когда и почему скрипит снег? »

«Зависимость свойств снега от температуры воздуха»

«Где быстрее тает снег? »

«Получаем талую воду»

«Где вода быстрее замерзает? »

«Защитные свойства снега»

«Замораживаем воду – делаем ледяные украшения».

«Какой лед? »

«Сравнение льда и снега: что быстрее тает»

Чтение и пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок»

Беседа «Гололед»

Цель: дать детям представление о гололеде, как явлении природы, рассказать, что гололед появляется, если после оттепели начинаются заморозки. Объяснить связь между температурой воздуха и агрегатным состоянием воды, как бороться с гололедом. Научить правильно вести себя при гололеде. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду»

Чтение рассказа Н. Носова «Горка».

Занятие «Зимние явления в неживой природе»

Цель: развивать игровой замысел, обучать детей отвечать на поставленные вопросы; активизировать ласкательные существительные; закрепить знания о зимних явлениях; вызвать положительные эмоции. Развивать творческую фантазию и воображение. Воспитывать бережное отношение к природе. Л. Г. Горькова, А. В. Корчагина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» Февраль

Цикл наблюдений за снегом:за снегопадом (хлопьями, крупой), состояние снега в разную погоду (рассыпчатый в морозную погоду, липкий – во время оттепели), снежными узорами на окнах, сугробами, глубиной снежного покрова (несколько раз за зиму), гололедом, инеем на деревьях, настом, сосульками, капелью.

Чтение рассказа-сказки О. М. Газиной «Похождения братьев Морозов» (Журнал «Дошкольник – Младший школьник» № 1 2002 год, с. 14.)

Заучивание стихотворения Н. В. Нуркеновой «Туман»

Исследования и опыты:

«Когда бывает пар? »

«Пар – это вода»

«Как появляется туман? »

«Иней – это замерзший пар»

«Таяние сосульки»

Занятие «Путешествие с Брызгалкой» - открытое на неделе педмастерства Март

Исследования и опыты:

«Зависимость свойств снега от температуры воздуха»

«Как образуются сосульки? »

«Сосульки разной формы»

«Где быстрее тают сосульки? »

Снег на земле становится серым, грязным

«Почему образуется наст? »

«Путь одного ручейка»

«Как возникают наводнения»

Беседа «Откуда берется туман? »

Дидактическая игра «Водяные следопыты»

Диагностические методики

1. Что такое вода? Вода, какая?

Высокий уровень: Ребёнок самостоятельно отвечает, что вода - это жидкость и рассказывает о свойствах воды: прозрачная, без вкуса, нет запаха, жидкая, не имеет формы и т. д.

Средний уровень: Называет не все свойства.

Низкий уровень: Называет несколько свойств.

2. Что такое пар? Какой он?

Высокий уровень: Ребёнок самостоятельно отвечает, что пар - это вода, и рассказывает о свойствах: прозрачный, без вкуса, нет запаха, не имеет формы и т. д.

Средний уровень: Называет не все свойства.

Низкий уровень: Называет несколько свойств.

3.Что такое снег? Какой он?

Высокий уровень: Ребёнок самостоятельно отвечает, что снег - это замерзшая вода и рассказывает о свойствах снега: прозрачный (белый, без вкуса, нет запаха, не имеет формы и т. д.

Средний уровень: Называет не все свойства.

Низкий уровень: Называет несколько свойств.

4.Что такое лед? Какой он?

Высокий уровень: Ребёнок самостоятельно отвечает, что вода - это замерзшая вода и рассказывает о свойствах: прозрачный, без вкуса, нет запаха, твердый, не имеет формы и т. д.

Средний уровень: Называет не все свойства.

Низкий уровень: Называет несколько свойств.

5.Кому нужна вода и зачем?

Высокий уровень: Ребёнок самостоятельно рассказывает, что вода нужна всем, чтобы жить; приводит какие-либо конкретные примеры.

Средний уровень: Справляется с заданием с помощью наводящих вопросов воспитателя.

Низкий уровень: Справляется с заданием с помощью иллюстраций.

                                                  ЛИТЕРАТУРА                                                                                                 1. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду» М., «Просвещение», 2001 г.                                                                                                                                                                            2. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду».                                                         3. Л. Г. Горькова, А. В. Корчагина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников».                                                                                                                                            4. «Дошкольное воспитание» 1998 г., № 9, с. 11 «Сколько воды нужно человеку? » А. Королева.                         5. «Дошкольное воспитание» 1998 г., № 10, с. 51 «Царица-Водица» А. Королева.                         6. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Под ред. Л. Н. Прохоровой. – М., «АРКТИ», 2005 г.