Проект "Лаборатория 1+"
проект по окружающему миру
Работая с детьми раннего возраста, особое внимание уделяю развитию навыков практического исследования ребенком окружающего мира, поскольку ранний возраст - период активного экспериментирования ребёнка с предметами быта, природными веществами. Для решения задач, направленных на воспитание любознательности, познавательного интереса, а также для установления партнерских отношений с семьями воспитанников разработала и реализовала проект «Лаборатория 1+», рассчитанный на 2 года. Целью проекта стало формирование элементарных естественно-научных представлений детей раннего возраста посредством экспериментирования с предметами домашнего обихода и неживой природой; формирование интереса к исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект по познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста и их родителей | 27.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по познавательно-исследовательской деятельности
с детьми раннего возраста 1+
Актуальность Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры для детей раннего возраста, на которые необходимо ориентироваться в образовательной деятельности с детьми, это:
- Интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, исследует свойства, экспериментирует.
- Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначения бытовых предметов и умеет пользоваться ими.
- Проявляет настойчивость в достижении результатов своих действий.
Становление исследовательских способностей как ресурса личностного развития происходит в дошкольном возрасте, когда происходит становление произвольности и сознательности своего поведения. Но, поскольку, исследовательская активность является врождённой потребностью человека, и именно благодаря ей ребенок постигает окружающий мир, то зарождается этот вид деятельности уже в раннем детстве, и носит название предметно-манипулятивной. Сначала это простая деятельность с предметами. Ребенок в этом возрасте стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать руками, языком, понюхать его, и т. д. В ходе таких простых действий с предметами ребенок постепенно начинает различать их по цвету, форме, назначению, осваиваются простые действия с предметами.
Один из главных путей развития познавательной мотивации и умственной активности детей – детское экспериментирование.
Экспериментирование направлено познание свойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением. В процессе свободного экспериментирования малыш приобретает возможность вызывать или прекращать какое-либо явление, изменять его в том или ином направлении, получая новую, порой неожиданную информацию.
Экспериментирование ведет к поискам новых действий, способствует смелости и гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает ребенку возможность опробовать способы действия, снимая страх ошибиться и скованности. Роль взрослого заключается не только в том, чтобы показать способы действия и руководстве действиями ребенка, но и в том, чтобы стимулировать его интерес, побуждать любознательность и познавательную активность.
Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.
В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л.С.Выготский.
Дети находятся во власти внешней ситуации, их действия зависят от окружающих вещей. Поэтому материалы для познавательно-исследовательской деятельности, в основном, должны быть представлены объектами для исследования в реальном действии, яркими и привлекательными, которые вызывают интерес ребенка.
Ранний возраст является периодом активного экспериментирования ребёнка с предметным миром: вещи, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое вызывает у него исследовательский интерес. Действия с предметами развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивую познавательную мотивацию, являющейся основой дальнейшего активного развития и успешного обучения.
Большой притягательной силой для детей раннего возраста обладают предметы домашнего обихода. Эти вещи из взрослого мира интересуют их больше, чем любые игрушки. Потому что они полны секретов, которые дети хотят разгадать. Сталкиваясь с вещами из повседневной жизни, подражая в обращении с ними взрослым, дети открывают для себя важные законы мироустройства, обретают полезные знания и навыки. Эти открытия бесценны, извлекать звуки с помощью различных предметов, смешивать материалы, разные по фактуре – это ежедневный необходимый и желанный для ребенка труд, приносящий реальные плоды в его развитии и приобретении им необходимых жизненных навыков.
Занятия с «сокровищами» способствуют самостоятельности, тренирую мелкую и крупную моторику, дети получают первый опыт о том, как использовать повседневные предметы из их окружения, какими они обладают свойствами.
Проект будет реализовываться в двух направлениях:
- эвристическое развитие детей 1-2 лет
- познавательно-исследовательская деятельность с неживой природой (вода, песок, крупа, природный материал) детей 2-3 лет
Цель Формирование элементарных естественно-научных представлений детей раннего возраста посредством экспериментирования с предметами домашнего обихода и неживой природой; формирование интереса к исследовательской деятельности.
Задачи
- создавать условия для эвристических игр детей раннего возраста;
- поддерживать элементарные игровые действия детей;
- развивать мелкую моторику детей в процессе действий с предметами домашнего обихода и природным материалом;
- закреплять способы элементарного экспериментирования с водой, песком, крупами и другим природным материалом;
- развивать речь в процессе экспериментирования, связанную с называнием предметов, оборудования, свойств материалов, действий с ними;
- развивать наглядно-действенное мышление через элементарное экспериментирование с предметами домашнего обихода и природным материалом;
- воспитывать аккуратность при работе с разными материалами; формировать умение убирать за собой материалы и оборудование;
- привлечение родителей и формирование их педагогической компетентности.
Участники проекта: педагоги, дети, родители
Сроки проекта: сентябрь 2018 – апрель 2019 год
Ожидаемые результаты:
- Интерес детей к исследовательской деятельности;
- сформированность у детей элементарных представлений о свойствах предметов и природных материалов;
- более активная позиция и сознательное участие родителей в жизни своих детей;
- повышение психолого-педагогической компетентности родителей в воспитании и развитии детей раннего возраста
Место реализации: групповые 2, 3 и 4 групп раннего возраста, детская лаборатория.
Этапы реализации проекта
№ п/п | Мероприятия | Ответственные | Сроки |
Консультация с педагогами детей 1-2 года «Эвристическое развитие детей раннего возраста» | Скворцова О.А. | Октябрь | |
Консультация с педагогами детей 1-2 года «Познавательно-исследовательская деятельность с детьми 2-3 лет» | Скворцова О.А. | Октябрь | |
Составление перспективного плана работы с детьми 2-3 лет в рамках познавательно-исследовательской деятельности. | Воспитатели групп раннего возраста | Октябрь | |
Консультация с родителями детей 1-2 года «Эвристическое развитие детей раннего возраста» | Воспитатели групп раннего возраста | Ноябрь | |
Создание предметной среды в группах раннего возраста | Скворцова О.А. Воспитатели групп раннего возраста | Ноябрь | |
Разработка проекта с детьми (2-3 года) и их родителями «Карапузы – исследователи» | Скворцова О.А. | Ноябрь | |
Разработка сценариев занятий детей и их родителей по познавательно-исследовательской деятельности. | Воспитатели групп раннего возраста | Декабрь | |
Реализация проекта с детьми (2-3 года) и их родителями «Карапузы – исследователи» | Скворцова О.А. Воспитатели групп раннего возраста | Январь-апрель | |
Оформление выставки поделок из природных материалов родителей и детей в рамках проекта «Карапузы – исследователи» | Воспитатели групп раннего возраста | Май | |
Оформление фотовыставки по результатам проекта «Карапузы – исследователи» | Скворцова О.А. Винник С.М. | Май | |
Оформление фотовыставки «Эвристическое развитие детей раннего возраста» | Скворцова О.А. | Май |