Семейка «Горе Луковых»
проект по окружающему миру (младшая группа)
Познавательно – исследовательский проект
«огород на окне» Семейка «Горе Луковых»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2020_ogorod_na_okne_cherepashka.docx | 32.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик»
Семейка «Горе Луковых»
Познавательно – исследовательский проект
Разработчики: воспитатели
второй группы раннего возраста
Росликова О. В., Царенкова В. А.
Тяжинский 2020
Содержание
1. Паспорт ………………………………………………………………………..3
2. Обоснование социальной значимости проекта (краткая аннотация проекта)……………………………………………………………………………4
3. Цель и задачи проекта………………………..………………………………4
4. Методология проекта……………………………………………………….…5
5. Рабочий план реализации проекта…………………………………………….7
6. Ожидаемые результаты………………………………………………………8
7. Перспективы дальнейшего развития проекта…………………………..........8
8. Список литературы…………………………………………………………..9
9. Приложения
Описание материала: Предлагаем вашему вниманию экологический проект на тему «Семейка горе Луковых» во второй группе раннего возраста. Данный материал будет полезен воспитателям детей младших групп.
1. Паспорт
Тип проекта: познавательный.
Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий.
Заказчики проекта: Администрация МАДОУ «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик»
Разработчики: воспитатели группы Росликова О. В., Царенкова В. А.
Участники проекта: дети группы, воспитатели, родители.
Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым зелени на подоконнике в зимне-весеннее время, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.
Целевая группа: дети дошкольного возраста, педагоги дошкольных учреждений, родители.
Цель проекта: Обобщение и расширение знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечение к работе проекта как можно больше детей; создание проекта в сотворчестве воспитателей, детей и родителей.
Задачи проекта:
- Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
- Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
- Развивать познавательные и творческие способности.
- Формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам.
- Воспитывать бережное отношение к своему труду.
Выполнение проекта:
Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.
Основные мероприятия проекта:
• Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению культурных и декоративных растений.
• Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огородных и декоративных культур.
• Презентация проекта «Семейка горе Луковых».
Продолжительность проекта: краткосрочный март - май 2020г.
Дальнейшее развитие проекта: проектная организация планируется и в последующих возрастных группах с посадкой новых огородных культур.
2. Обоснование социальной значимости проекта
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню, дай
попробовать и я пойму»
Китайская пословица
Актуальность проекта: Весна – это пора пробуждения природы и начало огородного сезона. Поскольку мы живем не в городе, почти в каждом доме на окошке появляется рассада. А она такая разная: у одной тоненькие стебелечки, у другой – толстенькие. А листики? И круглые, и овальные, и ажурные, и гладкие, и мохнатенькие. И как же хочется это все не только рассмотреть, но и потрогать, понюхать, полить. Но детям строго-настрого наказывают не трогать эти интересные растения. А ребенок познает мир, активно взаимодействуя с ним, а не пассивно наблюдая.
Беседуя с детьми, выяснили, что почти все дети называют овощи, знают, где они растут, понимают, что мамы и бабушки высаживают рассаду в огороде, сеют семена. Но как выглядят эти семена, как появляются росточки, как вырастает рассада, какие условия нужны для нормального роста овощей дети имеют отрывочные представления.
Так появилась идея создать в детском саду огород на окошке. В нашем огороде малыши смогут сами посадить и вырастить растения. В ходе наблюдений за их ростом, опытнической деятельности ребятишки смогут понять, что жизнь зеленого создания зависит от наличия солнечного света, тепла и почвы. Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, эстетического, социально-личностного, развития ребенка. Привлечение дошкольников к посильному труду по уходу за растениями – это развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат.
3. Цели и задачи
Цель: Обобщение и расширение знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечение к работе проекта как можно больше детей; создание проекта в сотворчестве воспитателей, детей и родителей.
Задачи:
- Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
- Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
- Развивать познавательные и творческие способности.
- Формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам.
- Воспитывать бережное отношение к своему труду.
4. Методология проекта
Основные этапы и направления реализации цели проекта:
Подготовительный этап
Деятельность педагога:
• Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
• Составление плана работы над проектом.
• Сбор материала необходимого для реализации проекта.
• Чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом и овощами).
• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
• Изготовление дидактических игр и пособий.
Деятельность детей:
• Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме проекта.
Взаимодействие с семьей.
• Сбор необходимого материала для создания огорода.
• Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
Практическая работа
Деятельность педагога:
• Беседа с детьми познавательного характера.
• Организация предметно – развивающей среды по теме.
• Подготовка информации для родительских уголков.
Деятельность детей:
• Посадка семян цветов, огурцов, салата, лука, картофеля в землю.
• Уход за растениями - полив, рыхление, прореживание, пикирование.
• Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях.
• Игровая, двигательная деятельность.
• Участие в практической деятельности.
• Лепка овощей из пластилина.
• Отгадывание загадок про овощи и фрукты.
Совместная деятельность взрослых и детей:
• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
• Различные виды изобразительной деятельности по тематике.
• Просмотр фильмов о растениях.
• Сбор коллекций семян.
• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах.
• Труд в огороде.
Подведение итогов
Деятельность педагога:
• Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
• Презентация проекта.
• Представление опыта.
Деятельность детей:
• Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
• Участие в презентации проекта «Семейка горе Луковых»
Распространение опыта:
• Ознакомление педагогов МАДОУ с удачно выполненной работой.
• Оформление альбомов, фотовыставок для родителей.
Мероприятия по реализации проекта
1.Беседы:
• «Что такое огород и что на нём растёт»,
• «Что такое «Огород на окне»,
• «Какие растения можно вырастить на подоконнике»,
• «Семена».
2. Опытно-экспериментальная деятельность:
• «Строение растений»,
• «Рост и развитие растений»,
• «Вода и росток»,
• «Солнце и росток»,
• «Проращивание семян».
3. Практическая деятельность:
• Отбор и посев семян.
• Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.
4. Экологические занятия по темам:
• «Семена»,
• «Первые всходы»,
• «Мир овощей».
5. Игровая деятельность:
• Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай по вкусу».
• Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».
• Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
• Рассматривание различных семян.
• Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин».
6. Художественно - творческая деятельность детей.
• Раскрашивание картинок.
• Рисование «Лук от всех недуг».
• Аппликация «Огурцы в банке».
• Лепка «Овощи большие и маленькие».
7. Речевое развитие.
• Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых».
• Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла».
• Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде».
• Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.
8. Оформление альбома «Наш лук от всех недуг».
9. Консультация для родителей «Помощь ребенка на огороде».
Ресурсное обеспечение.
1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.
2. Экологический уголок.
3. Методический инструментарий: конспекты занятий, картотека дидактических игр и т.д.
4. Технические средства: ноутбук, магнитофон, фотоаппарат и т.д.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе
Воспитатели: занимается подбором нужного материала, организуют образовательные ситуации (посадка культур), эффективно развивают творческие и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекают родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.
Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием огородных культур.
Родители: приобрели землю, семена, материал для ухода за посадками, организовали развивающую среду для эффективного размещения в группе.
Риски: Болезнь детей, педагога, отсутствие материальных ресурсов и другие непредвиденные обстоятельства.
5. Рабочий план реализации проекта
Этапы реализации проекта
1) Подготовительный (март)
1.Определение цели и задач проекта.
2.Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
3.Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения)
4.Разработка комплексно - тематического плана работы
5. Создание условий для организации работы в «огороде на окне»
2) Основной (март - апрель)
1. Рассматривание семян (огурцов, салата, подсолнуха) посадка семян, картофеля и лука.
2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
• подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление;
• оформление огорода на окне;
• Наблюдение за растениями.
3.Отражение результата
через художественно-творческую деятельность.
3) Заключительный (май)
1. Анализ полученных результатов.
2. Составление фотоальбома «Наш зеленый огород!».
3. Презентация проекта «Семейка горе Луковых».
4. Совместное чаепитие детей, родителей и воспитателей группы.
6. Ожидаемые результаты
Предполагаемые результаты: Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, картофель, салат, подсолнух, огурцы и другие овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.
7. Перспективы дальнейшего развития проекта
Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.
В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.
Список литературы
1.Зенина, Т.Н. «Циклы наблюдений за объектами природы» [Текст]: учебно-методическое пособие. / Т.Н. Зенина – М.: Центр педагогического образования, 2009
2. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», [Текст] / А.И. Иванова. М.: 2005.
3. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», [Текст] / Н.Г. Комарова, Л.Ф. Грибова - М.: Просвещение», 2006.
4. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», [Текст] / С.Н Николаева - М.: «Просвещение», 2005.
5. Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», [Текст] / Л.Б. Поддубная - М.: «Корифей», 2006.
6. Масленникова, О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. [Текст] / О. М. Масленникова, А.А. Филиппенко - Волгоград: Учитель, 2011
Ресурсы Интернета
7. http://sad72.tomsk.ru/index.php/novosti/22-news1.html
8. http://maminsait.ucoz.ru/publ/5-1-0-1013
9. http://www.numama.ru/blogs/ko
10. http://detskiychas.ru/zagadochki/zagadki-goroh/
11. http://ostrovok.de/p/vatroll/azbuka-v-stihah-o-ogurets.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментирование «Луковая семейка»
фотоотчет...
Проект "Луковая семейка"
Исследовательский долгосрочный проект по выращиванию лука в средней группе....
Итог Проекта "Луковая семейка"
В данном материале использовалась цифровая лаборатория "Наураша"....
Проект "Луковая семейка:Чипполино"
Развитие познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности. Целью проекта является: вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию...
Наблюдение за ростом и развитием растений во второй младшей группе "Луковая семейка"..
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17636414","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17636418","...
Проект "Луковая семейка Чипполино"
Представляю Вашему вниманию идею проекта с детьми, как заинтересовать и сделать легкие опыты на луке, где же растет лук лучше в воде или вземле?...
Семейка «Горе Луковых»
Семейка «Горе Луковых»Познавательно – исследовательский проект...