Рабочая программа по дополнительному образованию по экологии «Хочу всё знать!»
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)
Кружок «Хочу всё знать!» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по дополнительному образованию | 47.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Радуга» ул.50 лет СССР 13
Кулундинского района Алтайского края
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНО:
на заседании педагогического совета Заведующий МБДОУ:
Протокол № ___
от «___» ____________ 2020 г. Приказ № ___
от «___» __________ 2020 г.
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
экологического кружка «Хочу всё знать!»
для детей дошкольного возраста
от 6 до 7 лет
Руководитель кружка:
воспитатель группы
Мартыновская Т.Н.
с. Кулунда 2020
Пояснительная записка
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский.
Кружок «Хочу всё знать!» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
В основу содержания кружка легли парциальные программы С.Н. Николаевой «Юный эколог» и Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!»,которые предполагают формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Работа кружка «Хочу всё знать!» призвана решать следующие задачи:
1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного общения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.
3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.
Методы, используемые для реализации работы кружка:
Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показ сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
· Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
· Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов.
· Практические методы:
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
При построении системы работы экологического кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления.
· Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
· Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
· Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
· Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными);
· Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
· Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
Расписание работы:
Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май включительно), один раз в неделю. План кружка рассчитан на год. Количество детей посещающих кружок - 12 человек. Возраст детей: от 6 до 7 лет. Длительность занятий 25минут.
Наш девиз:
«У природы есть друзья:
Это мы -
И ты, и Я!»
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Сентябрь
1. Планета Земля в опасности!
2. Путешествие колоска.
3. Посещение кафе «Дары осени».
4. Как растения готовятся к зиме.
Октябрь
1. Для чего растению нужны семена.
2. Животные нашего края. Жизнь животных осенью.
3. Насекомые и их подготовка к зиме.
4. Путешествие в осенний лес.
Ноябрь
1. Клуб знатоков леса.
2. Перелетные птицы. 12 ноября – Синичкин день.
3. Лес как экологическая система.
4. Кто главный в лесу? Пищевые цепочки в лесу.
Декабрь
1. Как живут наши пернатые друзья зимой.
2. Как животные приспособились к зиме.
3. День рождения Бабы – Яги (экологическое развлечение).
4. Изготовление плаката «Сохраним елку – красавицу наших лесов».
Январь
1. Через добрые дела можно стать экологом.
2. Где находится пятый океан?
3. Водоемы в беде.
4. Как сберечь природу.
Февраль
1. Красная книга.
2. Лекарственные растения.
3. Если хочешь быть здоров.
4. Посадка лука и наблюдение за ним.
Март
1. Как поссорились март и февраль.
2. Кому нужна вода.
3. Путешествие капельки.
4. Беседа «Что такое огонь?».
Апрель
1. Солнце, Земля и другие планеты.
2. Земля – живая планета.
3. Путешествие на Луну.
4. Комнатные растения – спутники нашей жизни.
Май
1. Почему Земля кормит.
2. Загадки природы.
3. Строим экологический город.
4. Знатоки природы (викторина).
Перспективный план работы кружка
2020 – 2021 учебный год
Сроки
| Тема
| Цель занятия | Используемый материал | План занятия | Источ ник |
Сентябрь | |||||
1 неделя | 1. Планета Земля в опасности! | Дать детям представление о том, что планета Земля — это громадный шар. Большая часть земного шара покрыта водой — океанами и морями. Кроме воды есть материки — твердая земля — суша. Планета Земля сейчас в опасности. Чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить природу, изучать ее, правильно с ней обращаться. | Большой мяч (шар) голубого цвета, белые контуры материков (можно использовать контурные карты), плакат «sos», флажок «sos», бледно-зеленая, желтая краски, авторучки с черным и красным стержнями, простой карандаш, клей. | 1. Вводная беседа. 2. Игра - моделирование «Планета Земля». 3. Игра «Покажи на глобусе». 4. Беседа «Как помочь нашей 5. Итог занятия. | № 3, с. 11-16 |
2 неделя | 2. Путешествие колоска. | Познакомить детей со злаковыми культурами, из которых выпекают белый и черный хлеб. Развивать умение различать растение по характерным признакам (строение колоска, цвет, количество зерен). Познакомить с современной технологией изготовления хлеба и сравнить с тем, как его изготовляли раньше. | Колосья зерновых культур (рожь, пшеница), модели процесса выращивания колосьев и изготовления хлеба, репродукции и иллюстрации (хлебная нива, посев, уборка хлебных культур раньше и сейчас), игровые персонажи (мышата Круть и Верть), системный оператор, модель «Машина времени». | 1. Беседа. 2. Чтение отрывков стихотворений, рассматривание иллюстраций. 3. Итог занятия. | № 1, с. 317-320 |
3 неделя | 3. Посещение кафе «Дары осени». | Систематизировать представления детей о фруктах и овощах. Упражнять в составлении рассказов об овощах фруктах. Познакомить с технологией приготовления блюд из овощей и фруктов (компот, варенье, пирог с капустой, салат). | Блюда из овощей и фруктов, макеты овощей и фруктов. | 1. Вводная беседа. 2. Осмотр выставки. 3. Игры. Конкурсы. 4. Итог. | № 1, с. 321-322 |
4 неделя | 4. Как растения готовятся к зиме. | Формировать у детей представления о состоянии растений осенью. Дать знания о плодах и семенах деревьев, кустарников, травянистых растений. Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений в природе. Познакомить детей с трудом взрослых в парке по уходу за растениями осенью. | Модели «Способы распространения семян», «Сезонные изменения окраски листьев». | 1. Сюрпризный момент. 2. Экскурсия в парк. Чтение отрывка стихотворения И. Бунина «Листопад». 3. Практическая работа (собирание листьев). 4. Конкурс на необыкновенно раскрашенный лист. 5. Практическая работа (собирание семян и плодов). 6. Итог. | № 1, с. 323-329 |
Октябрь | |||||
1 неделя | 5. Для чего растению нужны семена. | Закрепить представление, что семя – конечная стадия роста однолетнего растения, оно необходимо для продолжения жизни. Дать знания о строении семени: семенная кожура, семядоли, зародыш. Формировать представления о распространении семян растений. Развивать память, внимание, наблюдательность. | Модели «Правила поведения в лесу», «Строение семян», «Потребности растений: почва, тепло, свет, влага», «Способы распространения семян». Картинки с изображением разнообразных растений (знакомые детям травы, кусты, деревья). | 1. Вводная беседа. 2. Рассказ детей по модели «Правила поведения в лесу». 3. Физкультминутка. 4. Беседа о строении семени и их значении для растения, способах распространения семян. 5. Итог. | № 1, с. 337-341 |
2 неделя | 6. Животные нашего края. Жизнь животных осенью. | Познакомить детей с представителями животного мира родного края; расширить и закрепить представления дошкольников о диких и домашних животных; рассмотреть влияние сезонных изменений на жизнь диких животных. | Картинки, изображающие животных. | 1. Чтение стихотворения А. Пришельца «наш край». 2. Рассказ о животных нашего края, как они готовятся к зиме. 3. Итог. | № 2, с. 27-31 |
3 неделя | 7. Насекомые и их подготовка к зиме. | Актуализировать имеющиеся у детей представления о насекомых; дополнить знания об их отличительных признаках. | Картинки, изображающие насекомых. | 1. Отгадывание загадок. 2. Беседа о насекомых. 3. Дидактическая игра «Узнай животных по описанию». 4. Итог. | № 2, с. 32-36 |
4 неделя | 8. Путешествие в осенний лес. | Обобщить и систематизировать знания детей об осени. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме. Учить детей выделять характерные признаки основных периодов сезона и рассказывать об этом. Развивать логическое мышление творческое воображение. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным. | Системный оператор, иллюстрации, дидактические игры «Времена года», «Когда это бывает?», модели приспособления животных к зиме, силуэтные изображения зверей, два симметричных пятна, фишки. | 1. Отгадывание загадки. 2. Беседа. 3. Логическая задача «Книжка про осень». 4. Игра «Идем в лес». 5. Игра «Чей силуэт?» 6. Отгадывание загадок. 7. Итог. | № 1, с. 334-337 |
Ноябрь | |||||
1 неделя | 9. Клуб знатоков леса. | Формировать у детей умение применять на практике знания о приспособлениях животных и растений к условиям жизни. Формировать умение сравнивать, выделять существенные признаки, понимать простейшие причинно – следственные связи. Развивать доказательную, связную речь детей.
| Модели «Существенные признаки птиц, зверей, насекомых». Вырезанные из картона красные и зеленые жуки; 2 конверта с письмами; посылка – коробочка. | 1. Вводная беседа. 2. Игра в знатоков. 3. Физкультминутка. 4. Игра «Цепочка слов». 5. Отгадывание загадок. 6. Итог. | № 1. с. 347-350 |
2 неделя | 10. Перелетные птицы. 12 ноября – Синичкин день. | Актуализировать и дополнить представления дошкольников о птицах как о представителях животного мира; выяснить роль птиц в природе. | Картинки, изображающие птиц. | 1. Отгадывание загадок о птицах. 2. Беседа о птицах. 3 Игра «синицы». 4. Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой». 5. Итог. | № 2, с. 45-50 |
3 неделя | 11. Лес как экологическая система. | Сформировать понятие «этажи леса». Выявить взаимосвязи между растениями и местом обитания, питания животных. Развивать у детей элементы экологического сознания «Мы нужны друг другу на земле». | Картины «Лес», «Ельник», «Сосновый бор», «Дубовая роща», «Березовая роща». Карточки с цифрами от 1 до 5. Пятиэтажный дом. Макеты деревьев (дуб, сосна, ель, береза, ольха, осина); кустов (малина, смородина, шиповник, терновник, можжевельник); мелкого кустарника (черничник, брусничник); травы, грибы, лишайники. Животные – звери медведь, лось, белка, заяц, лиса, еж); птицы (дятел, кукушка, клест, иволга); насекомые (жук, божья коровка, бабочка, стрекоза, гусеница). | 1. Чтение рассказа О. Дмитриева «Что такое лес». 2. Беседа, игра. 3. Игра «Лесорубы». 4. Изобразительная деятельность. 5. Итог. | № 1, с. 370-375 |
4 неделя | 12. Кто главный в лесу? Пищевые цепочки в лесу. | Уточнить представления детей о взаимосвязи в экосистеме «Лес» растений, животных и факторов неживой природы . Сформировать представления о пищевой зависимости обитателей леса. Учить выстраивать «пищевые цепочки» в лесу. Дать детям представление о леснике – человеке, который заботится о лесе: бережет от пожара, подкармливает животных зимой, спасает некоторых из них от бед. Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе. | Карточки с изображением животных. растений, птиц. Насекомых, живущих в лесу, натуральные предметы и муляжи: ягоды, орехи, грибы, мед, щавель, желуди; бечевки для дидактической игры «Пищевые цепочки», стрелки для составления «цепочек», фланелеграфы, пособие «Напоминающие знаки», модели неживой природы (солнце, воздух, вода). картины «Зимняя подкормка диких животных», «Лесник спасает зайцев». | 1. Беседа. 2. Дидактическая игра «Кто что принес». 3. Игры. 4. Беседа. 5. Рассматривание картин. 6. Исполнение песни «Про Всех На Свете». 7. Итог. | № 1, с. 375-379 № 3, с. 92-93 |
Декабрь | |||||
1 неделя | 13. Как живут наши пернатые друзья зимой. | Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки. Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу. | Картины леса и городского пейзажа с птицами, картина с изображением кормушки, картинки зимующих и перелетных птиц. | 1. Беседа. 2. Игры. 3.Физкульт- минутка. 4. Рассказ. 5. Итог. | № 1, с. 354-359 |
2 неделя | 14. Как животные приспособились к зиме. | Уточнить и расширить представления детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования. Дать знания о том, что животные могут выжить только в том случае, если приспособятся к тяжелым зимним условиям. Учить устанавливать связи между особенностями поведения и условиями среды обитания. Воспитывать стремление помогать птицам, зверям зимой. | Модели «Приспособления зверей к зиме: линька, изменение окраски шерсти, приготовление запасов, подготовка жилища». | 1. Вводная беседа. 2. Игра – кубик «Чей хвост?». 3. Беседа. 4. Игра «Кто живет в родном лесу». 5. Игра «Превратись». 6. Итог. | № 1, с. 379-383 |
3 неделя | 15. День рождения Бабы - Яги. (экологическое развлечение) | Воспитывать любовь и бережное отношение к природе; показать отношение к природе наших предков; обучать правилам поведения в лесу.
| Избушка Бабы – Яги, всякий «мусор», «кочки». | По сценарию |
|
4 неделя | 16. Изготовление плаката «Сохраним елку – красавицу наших лесов». | Познакомить с плакатом как особым видом цветного рисунка, на котором есть слова, призывающие к добрым делам или соблюдению правил поведении. Учить придумывать содержание плаката, направленного на сохранение елок, изображать его. Воспитывать желание защищать природу. | Плакат о природе. Листы белой и тонированной бумаги, краски, карандаши, фломастеры, несколько карточных трафаретов елки, 25-30 экземпляров текста, напечатанного на маленьких полосках бумаги: «Акция «Зеленая елочка – живая иголочка». Проводит группа «Гномики»(в углу рисунок старичка – Лесовичка). | 1. Вводная беседа. 2.Рассматривание плаката. 3.Изобрази- тельная деятельность. 4. Итог. | № 3, с. 62-63 |
Январь | |||||
1 неделя | 17. Через добрые дела можно стать экологом. | Раскрыть перед детьми на конкретных литературных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки. Показать, что юный эколог — это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах (растениях и животных) в детском саду и дома, создает для них хорошие условия жизни. | Сказка «Лиса, заяц и петух», стенд «Панорама добрых дел», клей, пластилин, авторучка; модель «Сухое (несчастное) дерево» с набором зеленых листьев из бумаги. | 1. Вводная беседа о добрых и злых поступках. 2. Работа с моделью «Сухое дерево». 3. Итог занятия. | № 3, с. 55-57 |
2 неделя | 18. Где находится пятый океан? | Уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе; рассказать о причинах загрязнения воздуха, формировать интерес к экспериментальной работе. | Карточки с изображением ветра, бури, источниками загрязнения воздуха, воздушный шарик, стаканы, губки, земля, вода, парашютик. | 1. Встреча с воздушным шариком. 2. Опыты «Свойства воздуха». 3. Беседа «Полезные свойства «голубой рубашки» планеты Земля». 4. Беседа «Источники загрязнения воздуха. 5. Беседа «Сила ветра. Его влияние на живые организмы». |
|
3 неделя | 19. Водоемы в беде. | Дать детям представление о водоемах, их разных состояниях, их обитателях. Познакомить с тем, что человек своей деятельностью загрязняет водоемы. | Глобус, репродукции картин, предметы морского, речного происхождения, картины с изображением морских, речных животных, принадлежности для рисования. | 1. Беседа с детьми о водоемах, их обитателях. 2. Осмотр выставки. 3. Беседа о загрязнении водоемов. Чтение рассказов «Нефть в море», «Отчего погибли киты». 4. Рисование иллюстраций к рассказам. | № 3. с. 151-153 |
4 неделя | 20. Как сберечь природу.
| Обобщить известные детям правила поведения в природе, воспитывать экологическую культуру. | Памятка «Как сберечь природу». | 1. Чтение стихотворения З.Александровой «Белая черемуха». 2. Обсуждение ситуаций. 3. Чтение памятки «Как сберечь природу». 4. Итог. | № 2, с. 132-136 |
Февраль | |||||
1 неделя | 21. Красная книга. | Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных; морские коровы – животные, которых больше никогда не будет на Земле. Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями и животными. Развивать воображение в изобразительной деятельности. | Рассказ «Морские коровы и Красная книга»; картинки с изображением крупных морских животных: кита, дельфина, моржа, тюленя; Красная книга; картинки с изображенными растениями и животными, занесенными в Красную книгу. | 1. Чтение рассказа «Морские коровы и Красная книга», обсуждение. 2. Рассказ о Красной книге, о растениях и животных занесенных в нее. 3. Изобразительная деятельность. 4. Итог. | № 3, с. 123-124 № 2, с. 93-7 |
2 неделя | 22. Лекарственные растения. | Познакомить детей с лекарственными растениями, их целебными свойствами. Воспитывать бережное отношение к представителям растительного мира. | Картинки изображением ландыша, зверобоя, лопуха, полыни, крапивы, мяты, подорожника. | 1. Отгадывание загадки. 2. Рассказ о лекарственных растениях, рассматривание картинок. 3. Чаепитие с лечебными травами. 4. Итог. | № 2, с. 68-73 |
3 неделя | 23. Если хочешь быть здоров. | Закрепить представления детей о приспособленности человека к зимним условиям жизни. Познакомить детей с использованием факторов природной среды для укрепления здоровья человека. Дать детям знания об использовании средств народной медицины при простудных заболеваниях. Познакомить детей с правилами поведения при простудном заболевании. | Модели приготовления человека к зиме, причин возникновения простудных заболеваний, мероприятий по закаливанию, использования средств народной медицины при простудных заболеваниях, правил поведения при заболевании; цветик – семицветик. | 1. Вводная беседа. 2. Беседа о здоровье. 3. Физкультминутка. 4. Разучивание комплекса упражнений по профилактике ангины. 5. Беседа «Чем вас лечит мама до прихода врача?». 6. Итог. | № 1, с. 383-387 |
4 неделя | 24. Посадка лука и наблюдение за ним. | Уточнить представления о том, что из луковиц - репки можно вырастить зеленый лук, если ей создать благоприятные условия, т.е. посадить в воду, поставить в теплое и светлое место. | Луковицы, стаканчики, Палочки, ящик с землёй, лейки, цветные кружки. | 1. Вводная беседа «Какие условия необходимы для роста растений?» 2. Посадка лука (при разных условиях). 3. Рисование банок с луковицами. 4. Наблюдение за луком и выявление изменений на протяжении |
|
Март | |||||
1 неделя | 25. Как поссорились март и февраль. | Продолжить формировать у детей представления о марте как месяце пробуждения природы. Развивать умение замечать нарастающие изменения в неживой природе: увеличение светового дня, появление проталин, капели, кучевых облаков. Закрепить знания о том, что в марте есть день весеннего равноденствия (21 марта). Дать знания об изменениях в жизни животных и птиц. Воспитывать интерес к народному календарю. Учить детей объяснять смысл примет и пословиц о марте (весне) по моделям. | Костюмы марта и февраля (посохи, веночки), модели на слова «капельник», «протальник», «зимобор», модель ручейков. Декорации: подснежники, ручей, ветки с почками. Для февраля – белые шарфики, которыми он «заморозил» все живое. Для ручейка – льдины разной формы и размера. Для игры «А на что похоже?» - нарисованные кучевые облака разной формы, размера, похожие на разные предметы. Пособие «Модель увеличения светового дня». Для игры «Кто был у ручья» - коллаж «следы животных». Иллюстрации для игры «Кто зимовал, кто прилетит?». | 1.Отгадывание загадки. 2.Инсценировка встречи Марта и Февраля. 3. Рассказ по картинкам. 4. Игра «Что зимой, а что весной?». 5.Физкульт-минутка. 6. Рассказ. 7.Дидактические игры «Чей след?», «Кто у кого родился?». 8.Итог. | № 1, с. 387 - 394 |
2 неделя | 26. Кому нужна вода. | Уточнить представление детей о том, что вода очень ценный продукт. Воспитывать бережное отношение к воде. | Глобус; картины с изображением реки, озера, моря, пустыни; предметные раздаточные картинки с изображением сюжетов использования воды человеком. | 1. Беседа о воде. 2.Рассматрива ние картинок , где изображено , как используется вода. 3. Чтение рассказа «Что такое кислый дождь». 4. Итог. | № 3, с. 144-147 |
3 неделя | 27. Путешествие капельки. | Формировать представления о круговороте воды в природе. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно – следственные связи. Воспитывать бережное отношение к воде. | Игровой персонаж – Капитошка; таз с водой; прозрачные стаканчики для воды; «маленькие человечки» (ТРИЗ); спиртовка; штатив; колба; стекло; картина, изображающая круговорот воды в природе; белая плотная бумага; ножницы, цветные карандаши. Модель «Правила бережного отношения к воде». | 1. Беседа. 2. Игра. 3.Физкульт-минутка. 4. Отгадывание загадки. 5. Опыт. 6. Чтение стихов про дождь. 7. Итог. | № 1, с. 341-345 |
4 неделя | 28. Беседа «Что такое огонь?» | Познакомить с огнем как явлением неживой природы. Показать необходимость огня как условия жизни на Земле. Показать противоречивость этого явления (несет жизнь и смерть). Познакомить с историей использования огня человеком. Активизировать словарный запас. | Любимый игровой персонаж (клоун Клепа). 2 свечки, камин, спички, иллюстрации к игре «Раньше теперь», модель вращения Земли вокруг Солнца, модели состояния погоды в зависимости от активности Солнца. | 1. Рассказ. 2. Этюды «Пламя костра», «свеча». 3. Беседа. 4. Итог. | № 1, с. 362-368 |
Апрель | |||||
1 неделя | 29. Солнце, Земля и другие планеты. | Дать детям первоначальные элементарные представления о строении Солнечной системы. Объяснить детям, почему происходит смена дня и ночи. | Карта или графическая модель Солнечной системы, глобус и лампа для его освещения, две пластилиновые человеческие фигурки, шапочки с изображением Солнца и планет, мел, веревка, игрушечные бинокли. | 1. Рассказ воспитателя о Солнечной системы с демонстрацией карты. 2. Игра «Солнце и планеты». 3. Рассказ «Почему происходит смена дня и ночи». Моделирование. 4. Итог. | № 3, с. 67-70
№ 2, с. 98-101 |
2 неделя | 30. Земля – живая планета. | Уточнить представления детей о Солнечной системе; рассказать об уникальности Земли. Воспитывать экологическую культуру. | Карта Солнечной системы; глобус; картинки с изображением Севера, пустыни, моря; шапочки или значки с изображением разных животных, которые населяют эти пространства Земли; пропеллер; 2 - 3 шапочки для детей – марсиан или 2 куклы, одетые как пришельцы с других планет; ткани или ватман белого, желтого, голубого, зеленого цветов для обозначения пространств Севера, океана, леса, пустыни. | 1. Беседа о Солнечной системе. 2. Рассказ о планете Земля. 3. Игра «Марсиане на Земле». 4. Итог. | № 3, с. 79-84
№ 2, с. 105-108 |
3 неделя | 31. Путешест-вие на Луну. | Познакомить с особенностями движения Луны вокруг Земли. Воспитывать экологическую культуру. | Карта Солнечной системы; картинка, изображающая Луну. | 1. Рассказ о Луне. 2. Чтение сербской народной сказки «Почему у месяца нет платья». 3. Рассказ о покорении Луны астронавтами. 4. Итог. | № 2, с. 109-115 |
4 неделя | 32. Комнатные растения – спутники нашей жизни. | Расширять и систематизировать знания детей о комнатных растениях. Закреплять знания о строении растений, об уходе за ними, о вредителях комнатных растений, о вегетативном размножении комнатных растений. Воспитывать интерес к уходу за растениями. Любовь к ним. Развивать логическое мышление, умение анализировать. Обобщать с помощью наглядно – практического метода – моделирования. Учить доказательности суждений и речи. | Комнатные растения. Посадочный материал, горшочки с землей. Палочки, стаканчики с водой, ящик для горшочков. Покровное стекло для ящика. Клеенки. Фартуки. Конверт с письмом. Карточки – модели. Игровой персонаж – божья коровка. | 1. Беседа. 2.Практичес-кая часть: пересадка растений. 3. Итог. | № 1, с. 395-400 |
Май | |||||
1 неделя | 33. Почему земля кормит. | Ознакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы, при помощи опытов. Воспитывать познавательный интерес и развивать навыки исследовательской деятельности. | Халатики, переднички, кукла Незнайка или Сеня, свечки, стекло, разные виды почв, банка, вода, модели, глобус, семена овса, пипетка, различные емкости. | 1. Вводная беседа. 2. Опыты. 3.Практичес-кая работа: посев семян овса в разные почвы. 4. Итог. | № 1, с. 414-416 |
2 неделя | 34. Загадки природы. | Обобщить представления детей о типичных экосистемах (лес, луг, водоем, пустыня). Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах: при исчезновении каких – то живых организмов в составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов. Закрепить знания детей о правилах поведения в экосистемах. | Географическая карта России (со знаками «СОС!»), набор предметов, необходимых в путешествии (компас, карта, инструменты, посуда, аптечка и т.д. – предметы могут быть настоящие или нарисованные), картина «Лес после пожара», картина «Вытоптанный луг», модель «Загрязненная река», оборудование для «очистки» реки. Мини – панорама «Пустыня», куклы (дети Саша и Маша), напоминающие знаки. Семена деревьев, трав. | 1. Вводная беседа. 2. Остановка «Плач леса». Дидактическая игра «Кто вернется в лес?». 3. Остановка «Загрязненная река». Опыт «Очищаем воду». 4. Остановка «Луг». Практическая работа «Сажаем семена трав». 5. Остановка «Пустыня». Беседа. 6. Итог. | № 1, с. 400-406 |
3 неделя | 35. Строим экологический город. | Уточнить природоведческие знания о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле. Формировать умение прогнозировать последствия своих действий. Воспитывать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы. | Кукла – инопланетянин, панно предметные картинки к нему, модели, «фотографии» с изображением разных уголков Земли, дерево без листьев («грустное, засохшее»), бумажные листочки и цветы; пособие «Напоминающие знаки». | 1. Беседа. 2. Моделирование экологического города. 3. Итог. | № 1, с. 424-427 |
4 неделя | 36. Знатоки природы (викторина). | Формировать у детей экологические убеждения, экологическую культуру. | Красная книга, иллюстрации «Времена года», предметные картинки с изображениями животных, птиц, растений. | 1. Вводная беседа. 2. Конкурс «Назови одним словом». 3. «Знаешь ли ты грибы?» 4. Загадки-задачи. 5. «Художники». 6. «Кто быстрее?» 7. Итог занятия. |
|
Список литературы:
1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018
2.Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.
3. Мирошник М. И., Тарчукова М. Ю. В мире природы. Курс «Мир природы»: пособие для педагогов и родителей / М. И. Мирошник, М. Ю. Тарчукова. – Ростов н / Д: Легион, 2013.
4. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.
5. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.
6. Горькова Л. Г. , Кочергина А.. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. - М.: ВАКО, 2005г.
7. Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа /авт. – сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию для детей 5 - 7 лет "Юный эколог"
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической гр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их э...
Рабочая программа по дополнительному образованию (кружковой работе) в старшей группе на 2014-2015 учебный год «Юный эколог»
Пояснительная записка «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источникдетского разума».В. С...
Рабочая программа по дополнительному образованию " Юный эколог"
Основной задачей кружка является обогащение детей новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, пр...
Рабочая программа. Кружка дополнительного образования. По экологическому воспитанию. Для детей 5 – 7 лет «Юный Эколог»
Рабочая программа по экологическому воспитанию....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
кружек по экологическому воспитанию старшая группа...
Рабочая программа по дополнительному образованиюпо мнемотехнике в подготовительной группе
Рабочая программа по дополнительному образованию, по мнемотехнике, в подготовительной группе.Эта программа может быть использована педагогами допонительного образования в детском саду....