Консультация на тему "Развитие речи детей раннего возраста на прогулке"
консультация по окружающему миру (младшая группа)
консультация для воспитателей на тему "Развитие речи детей раннего возраста на прогулках".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rimma_rabota_5.docx | 17.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей на тему "Развитие речи детей раннего возраста на прогулке"
Прогулка – способ развития речи воспитанников младшего дошкольного возраста
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.
Проблема развития речи детей серьезно беспокоит всех, кто связан с практическими вопросами дошкольного образования. Воспитатели в большинстве случаев отмечают недостаточный уровень связности в речи своих воспитанников (как в диалоге, так и в монологе).
Вот и в своей работе я наблюдаю, что у многих детей:
-Недостаточный словарный запас.
-Бедность диалогической речи: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
- Не способность построить монолог.
-Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать силу голоса и темп речи.
-Плохая дикция.
Работа по развитию речи ребенка осуществляется не только во время непосредственно образовательной деятельности, но и во всех режимных моментах.
Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.
Я хочу поделиться своим опытом работы по развитию речи детей на прогулке.
Прогулка - это возможность не только оздоровить детей, но и обогатить их новыми знаниями, это возможность продолжать развитие детей по основным направлениям, одним из которых является речевое развитие.
При планировании прогулки основная задача состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности
В ежедневный план проведения прогулок я включаю наблюдения, подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры, художественное слово, опыты, труд.
Традиционно материал наблюдений в природе распределяю по временам года: осень, зима, весна, лето. Целью этих наблюдений является формирование конкретных представлений о каждом сезоне, обогащение, расширение и активизация словарного запаса детей.
– формирование обобщающих понятий (воробей, голубь, синица – зимующие птицы; берёза, рябина – деревья; шиповник, малина – кустарники);
– расширение запаса синонимов и антонимов (дерево – высокое, а кустарник – низкий; летом трава сочная, а осенью сухая; у берёзы листья маленькие, а у тополя большие).
Подбираем с детьми прилагательные: «Весна какая?-теплая, красивая; Дождь какой?- сильный, холодный, моросящий». Глаголы: «Ветер что делает?-дует, завывает». Выделяем характерные признаки сезона (ветер, дождь, похолодание - осень, холодно, снег, метель - зима, солнце пригревает, день стал длиннее - весна, идет дождь, радуга, гром, солнце печет, жарко - лето).
Летом и осенью рассматриваем листья с разных деревьев, называем их: кленовый, березовый, дубовый, липовый, осиновый, тополиный.
Рассматривание сезонной одежды людей помогает обогатить и активизировать словарь детей по темам «Одежда» и «Обувь».
Во время прогулки я использую художественное слово. Детям нравится слушать стихи русских поэтов о природе. С помощью их пополняется словарный запас.
На прогулке загадываю детям загадки о явлениях живой и неживой природы, о растениях, животных, птицах, насекомых.
Во время сезонных наблюдений знакомлю с народными приметами, пословицами, песенками и закличками из народного фольклора. Дети повторяют приговорки при наблюдении за природными объектами «Божья коровка, лети на небо, там твои детки…».
Ежедневно планирую подвижные игры, в ходе которых также происходит речевое развитие. Есть подвижные игры с проговариванием слов в ходе игры. Речевые подвижные игры - один из методов стимулирования и развития речи дошкольников. Они учат детей быть внимательными к своей речи и речи взрослого, слышать и корректировать речевые ошибки, правильно произносить звуки, развивают интонационную выразительность речи.
Например, игра «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Мышеловка»; хороводные игры «Карусель», «Мы на луг ходили», «Мы по лесу идем», «По ровненькой дорожке», «Карусели» . Подвижные игры развивают коммуникативные качества ребенка.
На прогулках организую сюжетно- ролевые игры. В процессе игры дети расширяют словарь, развивают диалогическую речь. В сюжетно-ролевой игре дети рассказывают о своем плане действий, предлагают и просят помощь, привлекают друг друга к взаимодействию.
Использую различные дидактические игры, с помощью которых можно расширять и углублять знания о природе, а также развивать речь. Это предметные игры — игры с листьями, цветами, овощами: «Чудесный мешочек», «Детка, детка, где твоя ветка?» и т. д. В этих играх уточняются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов.
Очень эффективными для активизации мыслительной деятельности и развития словаря детей является игра «Хорошо – плохо». Эта игра основана на выявлении противоречий в предметах и явлениях. Например, мы с детьми рассуждаем: дождь -хорошо, поливает растения, плохо -нельзя гулять. Ветер -хорошо, охлаждает в жару, плохо -ломает ветки деревьев.
В игре «Хорошо – плохо» словарь детей обогащается антонимами, синонимами, обобщающими словами, у детей развиваются навыки речи-рассуждения.
Опыты и эксперименты, изучающие свойства снега, воды, песка расширяют кругозор ребенка, а вместе с ним обогащают словарь: Снег белый, мягкий, холодный; лед твердый, прозрачный, гладкий.
Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу. Общение в процессе труда пополняет словарь названиями орудий и предметов труда, трудовых действий, результатов труда.
Также на прогулках организую наблюдение за трудом взрослых, которые работают вблизи детского сада, например за дворником, за разгрузкой продуктов из машины. Видя, как дворник подметает дорожки, убирает снег, дети учатся уважать труд других людей, рассуждать.
На прогулке организую индивидуальную работ. Она направлена на закрепление, каких – либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, на отработку звукопроизношения, заучивание стихов, на закрепление материала по всем разделам программы. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания. Так же осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п.
На прогулке проводится самостоятельная деятельность детей. Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе НОД, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых.
Итак, процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь, как нигде, детям предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре, где происходит овладение детьми родным языком, способствуют развитию речевого диалога, более глубокому пониманию смысла увиденного и активизируют речь дошкольников. Главное - сделать так, чтобы детям на прогулке не было скучно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Общее недоразвитие речи детей дошкольного возраста""
Речь, одна из центральных, важнейших психических функций, "зеркало" протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средства самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние ...
Консультация для родителей «Учите детей наблюдать. Зимние прогулки»
С наступлением зимы все преобразилось до неузнаваемости. Зеленый лес укрылся белой шубой, река спряталась подо льдом, куда-то подевались бабочки и даже некоторые птицы давно перебрались в теплые края....
Развиваем речь детей на осенних прогулках.
Осень, переходный сезон, в это время природа очень быстро меняется. Вначале появляются яркие краски. Затем листва с деревьев опадает, и они становятся серыми и унылыми. Температура воздуха понижается....
НОД по развитию речи детей раннего возраста "Прогулка в лес"
Развитие речи и познавательных способностей, создание ситуации для развития интереса к окружающему миру, животным, природе...
Консультация для родителей «Развитие речи детей во время прогулки летом»
Консультация для родителей «Развитие речи детей во время прогулки летом»...
Консультация для педагогов "Безопасность детей во время прогулки"
Консультация для педагогов "Безопасность детей во время прогулки"...
Консультация родителям "Развитие речи детей раннего возраста" Развитие речи детей от рождения до трёх лет.
Консультация родителям "Развитие речи детей раннего возраста" Развитие речи детей от рождения до трёх лет. Развитие речи у ребёнка раннего возраста (до трёх лет) – процесс сл...