Тема: «Воздух и его свойства» (экспериментирование)
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Титова Екатерина Михайловна

Программное содержание:

1. Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни всего живого; развивать логическое мышление, речь.

2. Закрепить у детей умение давать ответ на вопрос путём исследовательской деятельности. Закреплять правила пожарной безопасности,

3. Воспитывать интерес к окружающей действительности, любознательность.

Материал: столы, клеёнки, веер, картонки, банка 0, 5л., свечи, спички, воздушные шары (надутые и спущенные), ёмкость с водой и рюмки, шприцы без игл, комочек земли, салфетки, пластиковые стаканчики с кусочками апельсина, чеснока, лимона, лента для игры, повязки на глаза, мыльные пузыри.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы, наблюдение за дождевыми червями, надувание шаров, мыльных пузырей, наблюдение за ветром, паром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh_i_ego_svoystva.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

Ход деятельности:

В:Дети, вы находитесь в научной лаборатории. А вы знаете, как называют людей, которые делают опыты? Их называют исследователями. Хотите побывать в роли исследователей? Для того, чтобы узнать, что мы будем исследовать, отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь,

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем! (воздух)

Дети: отгадывают что это, и объясняют, почему они догадались.

В:Для чего нам нужен воздух? (чтобы дышать)

В:Можем ли мы его почувствовать, ощутить?

Опыт 1.

- Помахать возле лица веером или картонкой. Что вы ощущаете?(ветерок, это и есть воздух. Ветер – это движение воздуха)

-Можем ли мы увидеть воздух? Почему?

Опыт 2

Хотите увидеть воздух? Воздух заполняет пустое пространство. Например, вот эти стаканчики.

1. Что у нас в тазу на столе? (вода) Опустите маленький стакан так, как я. Попадает ли в него вода? Почему? Верно, в стаканчике воздух. Он не дает попадать в него воде. А теперь немного наклоните стаканчик. Что вы видите? (пузырьки) А как вы думаете, что в этих пузырьках? (воздух)

2. А что это? (шприцы) можем ли мы с помощью поршня набрать в шприц воздух? (пробуем) Чтобы проверить попал ли воздух внутрь, опустите шприц в воду и надавите поршень. Что происходит? (выходят пузырьки воздуха) Вот так, с помощью опыта мы смогли увидеть воздух, убедились, что он заполняет пустое пространство. А если мы наберем в шприц воду, останется ли там воздух? (нет)

Опыт 3.

Посмотрите, что в этих шарах? (воздух). А как вы думаете, какой шарик легче: надутый или не надутый? (ответы). Если я их подброшу вверх, какой шарик упадет быстрее? (ответы) Проверим? (подбрасываю). Результат: не надутый шар упал быстрее) а почему? (он тяжелее) значит воздух какой? (легкий). А что происходит с надутым шариком? (он летит) то есть воздух движется. Итак, ребята, мы знаем, что воздух: невидимый, прозрачный, бесцветный, легкий, движется.

Физ.минутка «Игра с шарами»

Я предлагаю вам поиграть, используя воздух. С помощью воздуха вам нужно передвинуть шары за эту линию. Нельзя касаться шарика ни какой частью тела.

Опыт 4

- А как вы думаете воздух имеет запах? А давайте проверим. Я завяжу вам глаза, а вы по запаху попробуете угадать, что это? (проводится игра «Угадай по запаху?» апельсин, духи, чеснок, лимон) Итак, вы почувствовали запах того вещества, которое я вам дала понюхать, а воздух без веществ пахнет? (нет) -Воздух не имеет запаха. Скажите, а если разлить какое-то ядовитое вещество, мы почувствуем запах? (да) Это опасно? (да) Почему? (ответы) Так как же нужно обращаться с вредными веществами? (аккуратно, осторожно, в специальных лабораториях, спец.одежде)

Опыт 5.

- Кому нужен воздух? (всем, кто дышит) верно. Давайте попробуем задержать дыхание. (задерживаем). Долго ли мы смогли продержаться без воздуха? (нет) то есть мы не можем жить без воздуха. Воздух нужен всему живому на земле. А есть ли воздух в земле? (ответы) давайте проверим. Опускаем в воду комок земли. Что выходит из земли? – пузырьки, а в пузырьках воздух. Почему теперь пузырьки не идут? (вода заполнила землю, воздух кончился). Вспомните, после сильного дождя, кто выползает из земли на поверхность? (червяки) Почему они поднимаются на поверхность? (потому что дождь намочил землю, и заполнил водой все дырочки, и там не осталось воздуха.)

Опыт 6.

Сейчас я покажу вам того, кому тоже нужен воздух, без него он очень быстро погибает. Это огонь. Я зажигаю свечу. Как она горит? (хорошо, ярко) а теперь я накрываю свечу банкой. Что происходит? (воздух заканчивается и огонь гаснет) теперь попробуйте вы. Только осторожно. Я зажгу свечи, а вы аккуратно накроете свечу банкой, и уберете руку (опыт повторяют дети). Вывод: огонь без воздуха гаснет. Поэтому небольшой пожар можно потушить, перекрыв доступ воздуха к огню, накрыв место возгорания плотной тканью, например одеялом.

-Ребята, что мы сегодня с вами узнали о воздухе? (ответы детей)

Вывод:

Воздух нужен всему живому организму. Надо его беречь и не загрязнять. Воздух прозрачный и бесцветный, лёгкий, движется, он тёплый и холодный дружит с огнём. Как мы увидели воздух сегодня на занятии? (через пузырьки) сейчас я задам вам вопрос, а вы на него ответите с помощью воздуха. У вас на столах стоят мыльные пузыри. Если вам понравились опыты, которые мы с вами провели, то, пожалуйста, выдуйте мыльные пузыри, а если вам было не интересно, и вам не понравилось, то закрутите баночку с пузырями и отставьте её в сторону. Понравилось ли вам проводить опыты? (ответы детей) спасибо вам за оценку. Мне очень приятно и легко было с вами проводить о

 Литература:

  1. Кайе В. А. Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5—8 лет. — М.: ТЦ «Сфера», 2008.
  2. Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4 — 6 лет: из опыта работы. — Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в старшей группе детского сада на тему «Воздух и его свойства».

Актуальность:Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого я...

Занятие на тему « Воздух и его свойства»

Занятие на тему « Воздух и его свойства»( старшая группа)Цель: обобщить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах.Задачи: Обучающие: учить устанавливать простейшие связи, делать...

Занятие по ознакомлению с окружающим миром встаршей группе Тема "Воздух и его свойства".

Расширить знание детей о воздухе, его свойствах, роли.Познакомить с таким природным явлением как ветер, его ролью в жизни человека; закладывать основы экологической культуры на основе взаимодейс...

Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию с элементами экспериментирования по теме: «Воздух и его свойства».

Автор: Кузнецова Наталья Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №10  Ладушки»,  город Торжок.Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности дл...

Конспект занятия «Воздух-фокусник» в старшей группе по теме «Воздух и его свойства»

Занятие «Воздух-фокусник» для детей старшей группы детского сада, составленному в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы&ra...

Конспект занятия «Воздух-фокусник» в старшей группе по теме «Воздух и его свойства»

Занятие «Воздух-фокусник» для детей старшей группы детского сада, составленному в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы&ra...