Познание. ФЦКМ. Презентация к конспекту НОД в старшей группе "зимушка-зима"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гусева  Елена Михайловна

Познание. ФЦКМ. Презентация к занятию "зимушка-зима" признаки зимы, месяца.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimushka-zima.pptx2.62 МБ
Файл konspekt_nod_zima.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здравствуй, Зимушка -зима

Слайд 3

Зимний сезон – это 3 месяца. Они называются: Декабрь Январь Февраль

Слайд 4

Декабрь Первый месяц зимы, он приходит вслед за последним месяцем осени- ноябрем. Становится все холоднее, небо затянуто снежными тучами. Реки, озера и пруды скованы корочкой льда. Скоро она станет такой толстой, что по ней можно будет кататься на коньках, лыжах и санках.

Слайд 5

Народные приметы Декабрь - месяц первых белых троп. В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты. В декабре мороз нарастает, зато день прибывает. В декабре семь погод на дворе: веет, дует, кружит, рвет и метет. В конце декабря солнце на лето, зима на мороз начинается. .

Слайд 6

Январь Месяц январь — вершина зимы. Это месяц ярких звезд, морозных ночей, белых троп. Январь считается самым холодным месяцем, сердцем зимы. С его приходом зима окончательно водворяется в наших краях. Наступает пора холодов и относительного покоя в природе.

Слайд 7

Народные приметы Снегири поют при смене погоды - перед снегопадом. Воробьи сидят на деревьях втихомолку - пойдет снег без ветра. В январе висит много частых и длинных сосулек - урожай будет хороший. В январе растет день - растет и холод. В январе снегу надует - хлеба прибудет. С января солнце на лето поворачивает

Слайд 8

Февраль Последний месяц зимы. Он приносит с собою вьюги, метели, ледяные ветра. Снегопады заметают все вокруг, снежные хлопья летят без остановки. Зима никак не хочет уступать место весне.

Слайд 9

Но иногда выглядывает солнышко, и природа чувствует его тепло. В лесу появляются проталинки, на некоторых деревьях даже можно встретить почки. Снег уже не мягкий и пушистый, а твердый, покрытый корочкой льда. Сосульки начинают таять и звенеть капелью.

Слайд 10

Народная мудрость говорит, что в феврале зима встречается с весной. Дни становятся светлее и длиннее, природа потихоньку оживает. Еще возможны резкие похолодания, но в воздухе уже ощущается тепло.

Слайд 11

В феврале много инея - летом будет много росы. Утром кричит синица — к морозу. Ночью иней выпадает — днем снега не будет. Солнце встает красное – ждите метель. Снег прилип к деревьям — к теплу. Яркие звезды в феврале - к морозу, тусклые - к оттепели. Народные приметы

Слайд 12

Зимние праздники Новый год – самый волшебный праздник зимы! К этому событию мы украшаем дома гирляндами и мишурой, ставим ёлочку и вешаем на нее игрушки, шарики, конфеты. Взрослые готовят угощения. Все ждут чуда и подарков от Дедушки Мороза и Снегурочки. Рождество - это великий христианский праздник в честь рождения Иисуса Христа. В церквях проходят торжественные богослужения. Храмы нарядно украшены и сияют огоньками свечей, раздается перезвон колоколов. Дети поют колядки и светлые рождественские песни. 23 февраля – День защитника Отечества. В первую очередь мы поздравляем тех, кто служил и служит на благо Родины. Мы дарим теплые пожелания папам, дедушкам, братьям , друзьям… Повсюду проходят праздничные концерты, торжественные церемонии.

Слайд 13

Назовите-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его – всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи. На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш пройдет, Мы встречаем Новый год. Ответ: Декабрь Отгадай загадки Наступили холода. Обернулась в лед вода. Длинноухий зайка серый Обернулся зайкой белым. Перестал медведь реветь: В спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? Ответ: Зима



Предварительный просмотр:

«Здравствуй ,зимушка-зима»

Программные задачи:

    1. Образовательная:

- Поддерживать интерес к явлениям живой и неживой природы.

- Учить использовать полученные знания в играх, художественном творчестве. -Обобщение и систематизация знаний о зиме –Активизировать словарь по теме «Зима» - Вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

    2. Развивающая:

Развитие творческого воображения, фантазии, мышления, умения видеть, чувствовать, обсуждать явления природы.

    3. Воспитательная:

- Воспитывать уважение друг к другу, взаимопомощь.

-Воспитывать любовь к родной природе

    Материалы, оборудование:

Снежинки, разрезные картинки, соль, столовая ложка, тарелка, кисти для клея, клеенка, салфетка, манка, фонограмма. Презентация. Шкатулка (сюрпризный момент).

                                              Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, кто из вас любит путешествовать? (Ответы детей.)

Воспитатель: Сегодня нас ждет увлекательное путешествие… 
Друзья, Вам интересно, куда же мы отправимся? Мне тоже. А для того, что бы узнать маршрут нужно выполнить задание. В этом ребусе спрятано слово, мы должны его разгадать.

Слайд 2

Дети: Зима

Воспитатель: Совершенно верно. Мы отправимся в царство к Волшебнице Зиме! Но чтобы оказаться в её снежных владениях, надо отгадать загадки.

Невидимкой, осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне… 
(мороз). Слайд 3

В белом бархате деревья –
И заборы и деревья.
А как ветер нападет,
Этот бархат опадет … 
(иней). Слайд 4

Бел, да не сахар.
Ног нет, а идёт.
На всех садится,
Никого не боится… 
(снег). Слайд 5

Явилась вслед за осенью
Я по календарю.
Я самый лучший праздник вам
На радость подарю!
А землю белым снегом я
Укутала сама.
Ребята, отгадайте-ка,
Ну, кто же я? 
(Зима). Слайд 6

Воспитатель: А вот и сама красавица зима! Она приглашает нас отправиться в путешествие по чудесному зимнему лесу. Посмотрите, какая красота - Вам нравится зима? А зима какая? Передавая комочек снега, назовите какая у нас в России зима (холодная, снежная, морозная, красивая, вьюжная, лютая).

!Слайд 7 Появляется слайд, изображающий метель в сопровождении звуков ветра и хруста снега. Слайд 8 (дети сидят на ковре)

Воспитатель: Кажется, непогода разыгралась.

Воспитатель: Какие звуки вы слышите в зимнем лесу?

Дети: Вой ветра, скрип деревьев, хруст снега.

Воспитатель: Как можно описать словами зимний воздух?

Дети: Тихий, прохладный, колючий, звенящий, хрустальный, прозрачный.

Воспитатель: Как живут звери зимой? Слайд 9

Дети: Некоторые животные зимой спят. Это медведь, еж, барсук, бурундук. Другие животные заняты зимой добычей корма? (заяц, лиса, волк, кабан)

Воспитатель: Как вы думаете, о чем могут вести беседы зимой птицы Слайд 10

Дети: Холодно, голодно.

Воспитатель: Какой бывает зимний ветер?

Дети: Холодный, ледяной, порывистый

Воспитатель: С давних времен в народе существовало деление ветров на добрые и злые. Так, благоприятный, слабый ветерок называли «святым воздухом», а холодный ветер с севера называли «сиверкой». Когда становилось холодно, так и говорили: «Сиверка подул» Покажите, как дует слабый ветерок. А теперь сильный (дети имитируют).

А теперь встаньте в круг. Давайте немного разомнемся.

          Массаж биологически активных зон: для профилактики простудных заболеваний:

В лесу стало холодно, мы можем заболеть. Я предлагаю вам выполнить со мной упражнения, чтобы согреться.                               «Наступили холода».

Да-да-да…Наступили холода       (потереть ладошки друг о друга)
Да-да-да…Превратилась в лед вода (мягко провести пальчиками рук по шее    сверху вниз)
Ду-ду-ду…Я на лыжах иду.          (растереть ладонями уши)
Ды-ды-ды…На снегу есть следы. (приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично растирать лоб движениями в стороны – к середине лба)

Воспитатель: Ребята, а вы хотите знать, почему снег хрустит под ногами? (Ответы детей)

Воспитатель: Волшебница Зима приглашает нас в лабораторию «Снеговичок» Слайд 11

Опыт “Почему снег хрустит?”

Воспитатель: Возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку. 
Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз).

Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.

Вывод: Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.

Д/и: «Собери картинку». . Ребята, эти снежинки рассыпались на части. (Высыпаю на пол частички разрезанных снежинок). Давайте соберем их! Разделить детей на две команды. Под музыку дети выкладывают снежинку. Кто первый справился , тот и победил.

Воспитатель: Дети, когда на улице сильный мороз, снег какой?

Дети: Снег сыпучий, легкий, пушистый, он сверкает и искрится на солнышке, хрустит под ногами.

Воспитатель: Молодцы! Снег имеет запах, скажите чем он пахнет?

-Снег пахнет морозом. Необыкновенной свежестью и чистотой.

Воспитатель: Правильно! Зимой все покрыто белым пушистым снегом.

Игра «Снежинки и ветер».

Одна половина детей - ветер, другая- снежинки. «Снежинкам» воспитатель раздает бумажные снежинки и говорит слова: «Вы в кружочек становитесь, и в снежинки превратитесь».

Под музыку «снежинки» и «ветер» выполняют движения.

Кружатся снежинки в воздухе морозном,

Падают на землю кружевные звезды.

Но подул вдруг ветерок,

Разлетелся весь снежок,

Пляшут как пушинки белые снежинки.

– Вы в кружочек становитесь и в детишек превратитесь.

Воспитатель: За что мы любим зиму?

Дети: Можно кататься на коньках, лыжах. А еще можно кататься на санках. Можно слепить снеговика, играть в снежки. Можно строить снежную крепость, играть в хоккей.

Воспитатель: Правильно, это зимние забавы.

Молодцы ребята А теперь, Зимушка-Зима просит вас помочь ей, потому что у нее очень много забот. Нужно снегом укутать деревья, чтобы корни не промерзли и они не погибли. Засыпать берлогу медведя, чтобы он спал спокойно всю зиму. А вас он попросил укрыть елочку снегом. Мы с вами попробуем сотворить волшебство. На небольшое время превратимся в маленьких волшебников, но вначале надо произнести волшебное зимнее заклинание.

         Пальчиковая гимнастика: «Белая краска зимы».

Лягте, мягкие снега,                  руки в замок, вращательные движения,

На леса и на луга,                      плавно опустить их через стороны вниз

Тропы застелите,                       руки – перед собой, плавно покачивать

Ветви опушите.                         ими вверх – вниз.

На окошках, Дед Мороз,          имитировать движение рисования кистью

Разбросал хрустальных роз,    то левой, то правой рукой.

Легкие виденья,                        выброс пальчиками влево-вправо

Хитрые сплетенья.                   вверх-вниз

Целевая установка на рисование

Занимайте свои места и мы начнем наше волшебство.

(рисуем снежинки с помощью клея и манной крупы.)         

Подведение итогов:

     Ну что же, маленькие волшебники, посмотрите, какую работу все вместе проделали. Возьмите свои снежинки и давайте укутаем нашу елочку снежным покрывалом. Посмотрите, какая она стоит нарядная, красивая и ей теперь будет тепло. Мы с вами помогли Зимушке-Зиме, укрыли корни елочке, чтобы она перезимовала, а весной продолжала нас радовать. Думаю, волшебница зима осталась довольной. Скажите, дети, что вам понравилось на занятии? (ответы детей) А что нового для себя вы услышали? (Ответы детей).

Сюрпризный момент: Ребята а у меня для вас сюрприз! Как вы думаете, от кого оно?

    Дети: от Зимушки-Зимы.

    Воспитатель: Правильно, она благодарит вас за помощь и угощает вас сладкими снежными комочками! (дарит рафаэлло). Молодцы! Наше занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации и конспекты занятий для старшей и подготовительной групп.

Одной из задач решаемых на этих занятиях логопедом   является коррекция общей , мелкой и артикуляционной моторики  с помощью элементов логоритмики,пальчиковой гимнастики ,  и...

Конспект НОД в старшей группе "Обучение рассказыванию" (коммуникация, познание -ФЦКМ)

Конспект НОД в старшей группе "Обучение рассказыванию" (интеграция областей коммуникация, познание -формирование целостной картины мира)....

Презентация по образовательной области Познание (ФЦКМ) в старшей группе ДОУ по теме "Путешествие в прошлое пылесоса"

В презентации детям наглядно показана история появления пылесоса. К презентации прилагается словесное описание каждого слайда....

Презентация к конспекту НОД в старшей группе "Насекомые"

Презентация к конспекту НОД в старшей группе "Насекомые"...

презентация к конспекту нод лепка старшая группа Тема : Пернатые наши добрые соседи

презентация  к конспекту нод лепка старшая группа Тема : Пернатые наши добрые соседи...

Презентация к конспекту занятия для старших дошкольников по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи Тема: Загадки Зимушки-зимы

Презентация к конспекту занятия для старших дошкольников по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи Тема: Загадки Зимушки-зимы...