ООД "Краски осени"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Оганисян Рипсиме Рафиковна

Обобщие и систематизирование  знаний детей о времени года –осень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraski_oseni_otkrytoe_zanyatie.docx443.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Сказка»

городского округа Котельники

Интегрированное занятие для детей старшего  

дошкольного возраста

« Краски осени»

Подготовила и провела

воспитатель

Оганисян Р.Р.

Провели воспитатели

Дукина И.В.

Лаптева С.Д.,

муз.руководитель

Матвеева И.В.

2016г

Цель: обобщие и систематизирование  знаний детей о времени года –осень.

Задачи:

образовательные:

  • уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;
  • активизировать словарь детей по теме занятия;
  • совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
  • сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.

развивающие:

  • развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
  • развивать интерес к выполнению заданий.

воспитательные:

  • воспитывать у детей бережное отношение к природе;
  • развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Здоровьесберегаюшие:

  •  создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Интеграция образовательных областей: познавательное , речевое , художественно-эстетическое  развитие , ЗОЖ

Оборудование: 

  • головной убор для Осени; звуки  леса, шум дождя, ширма, мольберт ,
  • презентация
  • расписные листики (дуба ,березы ,клена, осины из картона и сухие листочки;
  • тарелочки для экспериментирования;
  • игрушка ежик , елочка, солнышко;
  • корзина с орешками ,грибочками, желудями ,шишками, сушками, конфетами
  • отрывок из мультфильма «Серая Шейка»

Части НОД

Ход НОД

Деятельность и ответы детей

 Вводная

   часть

Воспитатель:

Ребята   поздороваемся с нашими гостими

И предлагаю вам отправится на прогулку в осенний лес!

Закройте глаза один  ,два ,три  повернись и в осеннем лесу очутись.

 (уходит за ширму ,выходит с венком на голове читает стихотворение)

По тропинке золотой                                

Я гуляла не спеша,

С разноцветных кленов листья

Тихо падали шурша.                           Листья желтые сплетая ,

                   Я примерила венок.

                          К вам скорее заглянула

                    Я на яркий огонек.

Здравствуйте я Осень ,рада видеть вас в осеннем лесу.

Хочу познакомить вас с моими друзьями.

Ребята идут под музыку.

Здороваются.

  

 Ответы детей.

Дети закрывают глаза и прислушиваются к шуму леса.

  Мотивация

Дидактическая игра  «Назови ласково»

-Мои друзья Зима-Зимушка , Весна-Весняночка ,Лето-Летушко,называют меня Осень –Осенинушка, а сейчас я узнаю , как ласково вы называете своих друзей. Я дам свой красивый осенний листок ,вы будете передавать его друг другу, называя стоящих рядом друзей ласково. (Осень передает листочи рядом стоящему ребенку , говоря : Настя –Настенька ,возьми!)

Осень :я вижу , вы умеете дружить , знаете ласковые имена своих товарищей ! Я тоже хочу с вами подружится . Вы больше узнаете обо мне и узнаете ,чем отличается осень от других времен года , а я увижу , что вы умеете делать , как умете выразительно читать стихи , петь ,отвечать на вопросы

Дети смотрят на слайды образов сезонов по ТВ

Дети называют друг друга ласково Ильюшенька ,возьми!

Лизочка ,возьми!

 Основная часть

Ребята  знаете ли вы трех братьев –осенних месяцев!

Как их зовут?

Кто знает стихотворение о первом осеннем месяце –сентябрь

Про осень в сентябре еще говорят –золотая осень ! Почему?

Посмотрите как красиво вокруг ! Какие листья на наших деревьях ?

Как можно назвать одним словом желтые , красные ,оранжевые ,коричневые листья? Какие они осенью?

Осень – это очень красивое время года , любуешься природой и хочется петь . А вы знаете песенку про осень?

Спойте пожалуйста.

Прошел сентябрь и наступает …

А про октябрь стихотворение знаете?

Что происходит с листьями осенью? Листья , что делают?

Посмотрите , у нас под ногами расписной  ковер из листьев. Как называется явление в природе , когда  листья осыпаются с деревьев?

 

Осень: Правильно ! Листья падают – это листопад! / Ходит ,собирает листья/

Осень по дорожкам ходит не спеша

Листья разноцветные падают шурша .

Листик красный, листик желтый,

Листик не простой , волшебный расписной. / берет листья и подбрасывает их вверх /

-Что случилось с листьями ?

-Какие звуки мы слышим при этом?

-А как вы думаете , что случится с сухим осенним листочком, если его крепко сжать в руках .

-Давайте проверим.

-А почему листья раскрошились?

У каждого листочка своя история . С какого дерева упал этот листок? /показывает дубовый листок/

-Если он упал с дуба , то он какой?

-А этот лист прилетел с какого дерева?

-Если листок с клена , то он какой ?

 - Да!

Сентябрь , октябрь, ноябрь.

Пришёл сентябрь с красками,
Коснулся листьев ласково
И деревце простое
Вдруг стало золотое.

Потому что листья на деревьях желтеют.

Желтые листья, красные листья, оранжевые листья, коричневые листья есть еще и зеленые листья.

Осенью листья разноцветные.

Да!

Дети поют песню  «Осень в расписной косынке»

Октябрь!

В октябре , в октябре

Частый дождик на дворе.

На лугах суха трава ,

Листья падают шурша.

Желтеют, срываются с веток, кружатся , летят, падают на землю, сохнут.

Это листопад.

Ответы детей.

Шелест , шорох, шум.

Сломаются , раскрошатся.

/Дети берут по осеннему листочку и сжимают  в руке над тарелкой /

Потому что лист сухой , безжизненный , хрупкий , ломкий и т. д.

        

Этот листок упал с дуба

Дубовый лист

Этот лист прилетел с клена

Кленовый лист.

 

Подвижная игра

«Найди свое дерево»

Ой , а что это написано на этом листочке? /Берет лист, на котором написано : сравни Весну и Осень!/

Дидактичес-кая игра

«Скажи наоборот»

Весной дни солнечные

Весной дни длиннее

Весной небо-голубое

Весной птицы прилетают

Весной травка зеленеет

Весной природа просыпается.

Осенью дни пасмурные

Осенью дни короче

Осенью небо –серое

Осенью птицы улетают

Осенью трава желтеет

Осенью природа засыпает

-Мне кажется , что здесь кто-то шуршит / из-за ширмы под музыку внизу появляется Еж/

Еж: Ф-ф-ф-еж фырчит,

        П-п-п –еж пыхтит.

Осень: Ребята !Поздоровайтесь с ежиком .

Еж: Здравствуйте , но некогда мне. Вы ребята , конечно знаете, что все звери в лесу осенью готовятся к зиме! А у нас в лесу беда. Белочка заболела и не может заготовить к зиме припасы. Ребята , как можно помочь белочке?

Здравствуйте!

Надо ее пожалеть , накормить , надо для нее собрать грибы, орехи , запасы положить под дерево белки.

Дидактичес-кая игра

«Что любит белочка?»

Ребята , возьмите из моей осенней корзинки только то, что ест белочка и отнесите под дерево – в кладовую белочки, сложите все туда. /Спросить у каждого ребенка , что он принес белке./

Дети берут из корзины еду для белки и относят ,кладет под дерево , при этом называя что они принесли

-Я принес(ла) орех для белки

Осень: Вот мы и помогли белочке!

Еж:А вы знаете ребята , что некоторые звери осенью готовятся к зимней спячке . Какие?

 Как они готовятся?

Осень: Мои хорошие , вы вспомнили , что осенью делают животные. А как люди готовятся к зиме? Что люди делают на огороде осенью?

-И мы с вами потрудимся!

Ежи  , медведи.

Ежи листьями утепляют свои норки . А медведи листьями и ветками утепляют свою берлогу.

Собирают урожай, убирают его в подвалы , овощехранилища.

Физкультминутка

Имитация движений в соответствии со словами «Урожай»

Мы картошку накопали ,

Огурцы сорвали,

Выдернули всю морковку ,

Срезали капусту ловко,

И в корзине от земли

Себе подарок принесли.

Дети выполняют движения по показу воспитателя

Осень: Молодцы! Вы отлично потрудились.

Прошел октябрь и наступил….

А про ноябрь кто нам стишок прочитает?

-Ой ребята , а что это шумит. Слышите?/шум дождя ,затем показ дождя на ТВ/

 Про что можно сказать : капает , льет , идет , моросит , барабанит , стучит , шумит.

Ноябрь

Ребенок читает стихотворение «Ноябрь»

Дождик льет как из ведра,
Сидит дома детвора.
Весь ноябрь хмурится,
Холодно на улице

Это дождь.

Развитие мелкой моторике и ориентиров-

ке в простран-

стве

Указательными пальчиками вместе нарисуем в воздухе дождик,  который

Капает/точками/

Дождик моросит /черточками/

Дождик льет /линиями сверху вниз/

Дождь осенний холодный , чтобы согреть лесных жителей , давайте с вами нарисуем солнышко . Чем можно нарисовать , если нет ни карандашей , ни красок?

Нарисуем солнышко…… носом ,но с закрытыми глазами

/прежде повторить где право, лево/

Закройте глаза: рисуем круг:

Лучик вправо, лучик влево,

Лучик вверх , лучик вниз,

Солнце детям улыбнись/на экране появляется солнце/

Вот и солнце появилось!

Еж: /говорит грустно/ . О-О-х , и все-то вы умеете , и все знаете .Пока вы солнышко рисовали я по дорожке бегал , своих друзей искал утку, соловья ,грача. Вы не знаете куда они делись?

 Осень: Правильно. Посмотрите на эти картинки и расскажите ежику , какие птицы улетели на юг .

А как одним словом можно назвать  птиц , которые  осенью улетают , а весной прилетают в наши края?

Выполняют движения

Ответы детей

Выполняют движения ,затем открывают глаза и улыбаются

Они улетели в теплые края.

/Рассматривают картинки перелетных птиц на мольберте/

Скворцы улетают в теплые  края , грачи, ласточки и т.д.

Перелетные птицы.

Просмотр

А сейчас мы с вами посмотрим фильм о том , как собираются в полет птицы.

Осень:А вы знаете какими стаями летят?

Птицы летят разными стаями :

1.клином

2.косяком

3.скучной стаей

4.прямым фронтом

Так  что ,Ежик не увидишь ты своих друзей до самой весны.

Еж: Да , но и мне надо подготовится к зимней спячке , мне пора простится с вами , до свидания друзья!

Осень : мне очень понравились ваши песни ,игры . Вы много знаете об осени . Спасибо вам!

До свидания!

     Рефлексия

- Молодцы!

Пора вам возвращаться в детский сад.

 Раз, два, три повернись, в детском садике очутись. /Осень уходит ,снимает венок /

Вам понравилось осеннее путешествие в лес?

Что больше всего понравилось в осеннем лесу?

Дети повторяют слова, кружатся.  

Да!

Ответы детей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний праздник "Осень, осень в гости просим."

Праздник для детей среднего возраста....

«Осень. Осенние месяцы. Периоды осени».

Итоговое тематическое занятие Осень. Приметы осени....

Праздник Осени в детском саду "Осень, Осень в гости просим!"

«Осень, Осень, в гости просим!» Чего в детском саду обычно ждут дети? Конечно, праздника! Пусть в календаре и нет никакой знаменательной даты, но почему бы не устроить праздник в честь другого со...

Осенние сценарии "Что у осени в корзинке?", "Чудеса в осеннем лесу" (для младшей, средней и старшей дошкольной возрастной группы)

Данные осенние сценарии - это увлекательные осенние путешествия, с песнями, танцами, играми, загадками,  и конечно же встреча со сказочными героями......

логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй

«Осень. Осенние месяцы.Периоды осени. Деревья осенью»Звук Ц], буква ЙйКоррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование ...

Логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй

Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование представлений о периодах осени и их характерных осо­бенност...

«Осень, осень снова к нам пришла! Осень, осень чудная пора!»

Осень - это не только слякоть, пронизывающий холод. Осень - это золотая пора, богатая своей цветовой палитрой, и невозможно не восхищаться работой этой художницы. Крона деревьев, багрян...