Конспект НОД "Блокада Ленинграда"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста
«Война с блокадой чёрный жили рядом… »
Цель:обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города - блокаде;
дать представления о тяжелых и героических днях в истории родного города; воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: общение с взрослым, совместные игры со сверстниками, восприятие музыки, стихов, рассматривание картинок.
Интегрированные задачи:
Образовательные: Закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда. Расширять знания детей об истории родного города, о героизме людей, переживших блокаду используя ИКТ. Познакомить с творчеством ленинградских поэтов – блокадников
Развивающие:Закрепить навыки речевой, музыкальной и продуктивной деятельности на патриотическом материале; активно участвовать в диалоге с воспитателем.Развивать устную речь; активизировать в словаре детей: город – герой, добровольцы, монумент, мемориал.
Воспитательные: Воспитывать любовь и гордость к родному городу, чувство благодарности и уважения к его защитникам. Учить видеть состояние города, воспитывать умение сочувствовать, сопереживать. Прививать уважительное отношение к пожилым жителям города.
Ход занятия:
Чтение стихотворения:
«Под мирным небом»
Мы дети свободной и мирной страны.
Народ наш великий – не хочет войны.
Нам в жизни открыты – любые пути.
Под небом спокойным, хотим мы расти».
Воспитатель: Скажите, ребята, как сейчас называется наш город, в котором мы с вами живем.
Ответы детей.
Сейчас наш город называется Санкт – Петербург, он красив и горд.
Воспитатель читает стихи о Санкт – Петербурге.
Ты красив в любое время года:
Грустной осенью, студеною зимой.
И в жару, и даже в непогоду
Я люблю тебя, мой город над Невой!
Город музеев, чудесных дворцов,
Город каналов, мостов, островов,
Город чугунных оград на Неве, -
И нет прекрасней его на земле!
Воспитатель:Много испытаний было у нашего прекрасного города: наводнения, пожары, но Великая Отечественная война стала самым страшным испытанием для нашего города.Хотя вы ещё маленькие, но по рассказам взрослых, по фильмам знаете о страшной войне с фашистами, которую наша страна выиграла в жестокой битве.
Наше с вами занятие посвящено Дню снятия блокады Ленинграда, которое отмечал наш город 27 января, в это воскресенье. Это очень памятная дата для нашего города.
А кто мне скажет, как назывался наш город во время войны?
Ответы детей.Ленинград, а жители назывались ленинградцами.
Воспитатель:Ребята, давайте посмотрим, как выглядит наш город на карте. Рассматривание карты города на слайде.
Воспитатель: До войны люди жили мирно. Взрослые работали, дети ходили в школы и детские сады. По вечерам и выходным гуляли в парках, ходили в театры, музеи.
В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась война….. Страшная, беспощадная. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить город блокадой. Немцы окружили город, перекрыли все выходы и входы. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город.
Рассматривание карты Блокады Ленинграда
Воспитатель: Посмотрите (карту-картинку), на что это похоже? (круг, кольцо)
Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Ещё это кольцо называют блокадой. Все дороги, ведущие к нашему городу, были перерезаны. Осталась одна - по Ладожскому озеру.Она соединила Ленинград с большой землёй.
Воспитатель:Ребята, а давайте мы встанем в плотное кольцо вокруг нашего города (Звучит песня «Священная война» муз. А. Александрова, сл. Лебедева – Кумача). В начале войны была написана эта песня, которая звала народ на борьбу. Вот и тогда все встали на защиту города.
Воспитатель:Наступила холодная зима… Наступили страшные блокадные дни…
Их было 900… это почти 2, 5года.
Норма хлеба снизилась в 5раз, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда -125грамм (показать детям кусок хлеба). И всё, только вода.
Воспитатель: Дома не отапливались, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. Но даже в самые сильные морозы люди не трогали деревья, сады и парки они сохранили для нас с вами. В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева.
Воспитатель:Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги – чтобы осколки при бомбёжке не могли поранить. Вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. Так как фашистские летчики летали и бомбили по ночам.
Воспитатель:До наших дней чудом сохранился дневник маленькой девочки – Тани Савичевой.
В обычной тоненькой школьной тетрадке она писала:
«Сегодня умер дедушка». На следующей странице – «Сегодня умерла мама».
День за днем умирали от голода и холода Танины родные. На последней странице дневника детской рукой выведено – «Умерли все» Осталась одна Таня.
Слайды Дневника.
Физкультминутка
В осеннем тумане Закрывают ладонями глаза
В январском снегу Разводят руки в стороны
Стоит Петербург Руки над головой в виде крыши
На морском берегу Плавные движения руками-волны
С дворцами и парками Отводят руки влево и вправо
Строг и красив Повторить
Как будто вплывает Движения руками «плывут»
В широкий залив Повтор
В блокадные дни Шагают на месте
Под обстрелом в снегу Повторить
Не сдался, не сдался Повороты головы
Наш город врагу Повтор
Чтение стихов
В войну солдаты город защищали,
Чтоб жить в родной Отчизне мы могли.
За нас с тобою жизнь отдали,
Чтоб в мире больше не было войны.
****
Кружился снег, а город наш бомбили
Была тогда жестокая война.
Защитники фашистов победили,
Чтоб мирной стала каждая зима!
Воспитатель:Город регулярно, по несколько раз в сутки обстреливали с воздуха. И тогда люди слышали такой сигнал (звучит запись воздушной сирены).
А после отбоя воздушной сирены люди слышали звук метронома(звучит запись метронома). Он напоминал звук биения сердца,
Говоривший людям, что жизнь продолжается. В тяжелые блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Все 900 дней и ночей он сообщал о том, что город живет, дышит, что Ленинград не сдался.
Воспитатель: Жизнь в городе с каждым днем становилась труднее. Единственной возможностью для выживания стало Ладожское озеро (показ картин). По этой дороге под обстрелом противника перевозили хлеб в город, а обратно вывозили детей и стариков. Поэтому этот путь назвали «Дорога жизни». А весной поездки по льду были опасны, машины проваливались под лед.
Чтение стихов
Наш город назывался Ленинградом,
И шла тогда суровая война.
Под вой сирены и разрыв снарядов.
«Дорогой жизни» Ладога была.
Она спасеньем ленинградцам стала,
И помогла в войне нам победить,
Чтоб снова время мирное настало,
Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.
Воспитатель:Спустя 900 дней, 27 января 1944 наши войска прорвали кольцо блокады. Это был великий день!Радость наполняла сердца не только освобождённых ленинградцев, но всех солдат, защищающих страну от врага.
В честь этой победы был дан артиллерийский салют.Многие здания в освобождённом здании были разрушены. Давайте попробуем их восстановить.
Игра «Разрезные картинки»
Отгремели тяжелые бои. Город залечил раны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в памяти народа.
В честь прорыва блокадного кольца был установлен памятник на Ладожском озере «Разорванное кольцо». Много времени отделяет нас от той войны, но каждый должен помнить подвиг защитников.
Воспитатель:На Пискаревском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады,у братской могилы горит Вечный огонь. Посередине возвышается скорбная фигура Матери-родины. За ней – гранитная стена со словами ленинградской поэтессы Ольги Бергольц, прожившей в Ленинграде все 900 блокадных дней:
Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане – мужчины, женщины, дети…..
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем.
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай внимающий этим камням,
Никто не забыт и ничто не забыто.
Люди приносят сюда цветы и молчат, думая о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.
Воспитатель:Ребята, а мы с вами зажжём свои маленькие огоньки, в знак того, что наши сердца тоже будут помнить подвиг ленинградцев.
Чтение стихотворения ’’Блокадные дни’’.
В блокадные дни.
Под обстрелом, в снегу
Не сдался, не сдался,
Наш город врагу.
Здесь гордые, смелые люди живут.
И славиться всюду их доблестный труд!
Рефлексия
Детям задаются вопросы:
1. О чем мы сегодня говорили?
2. Где проходила Дорога жизни?
3. Сколько дней длилась блокада Ленинграда?
4. О каких мемориалах вы узнали?
5. Что вам запомнилось из моего рассказа?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД" Блокада Ленинграда"
Формирование знаний дошкольников на примерах жизни детей и взрослых в тылу врага во время Великой Отечественной войны.Расширение знаний детей об истории города - героя Ленинграда,о героизме людей, дет...
Конспект НОД «Блокада Ленинграда» с использованием ЭОР
Цель: обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города - блокаде; дать представления о тяжелых и героических днях в истории родного города; воспитывать патриотизм, уважение к истории св...
Конспект НОД "Блокада Ленинграда"
Конспект НОД "Блокада Ленинграда" рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, занятие проводится с использованием ЭОР (презентация). В данном занятии имеется интеграция образовательных...
Конспект занятия "Блокада Ленинграда"
Конспект Занятия "Блокада Ленинграда"...
Конспект НОД "Блокада Ленинграда" для детей подготовительной группы
Конспект НОД посвящен 76 -й годовщине освобождения Ленинграда от блокады...
Конспект беседы - "Блокада Ленинграда" для детей подготовительной к школе группы № 5.
Конспект беседы - "Блокада Ленинграда"для детей подготовительной к школе группы № 5....
Конспект НОД «Блокада Ленинграда. Разорванное кольцо»
Развивать представление детей об организации жизни и быта во время Великой отечественной войны...