проект "Моделирование в экологическом воспитании дошкольников"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Заблоцкая Нина Геннадьевна

Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие в процессе моделирования. В презентации перечислены виды моделей, требования к их использованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie_v_ekologicheskom_vospitanii_doshkolnikov.pptx2.27 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Моделирование в экологическом воспитании дошкольников Автор: воспитатель высшей квалификационной категории Заблоцкая Н.Г. г .Туапсе

Слайд 2

Актуальность С помощью моделирования у детей формируется восприятие, внимание, наблюдательность, развиваются познавательные процессы. Дети учатся анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать. Моделирование в экологическом воспитании дошкольников обеспечивает успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Слайд 3

МОДЕЛИРОВАНИЕ ! ! ! Это – наглядно – практический метод обучения, совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей. Представляет собой материальный заместитель реально существующих предметов, явлений природы, отражающий их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или компонентами.

Слайд 4

Цель и задачи моделирования Формирование у детей умений и навыков по уходу за растениями и животными путём моделирования. Развитие творчества, воображения, мышления, внимания. Формирование осознанного понимания взаимосвязей в природе с помощью моделей и учёта этого в их практической деятельности. Формирование экологически грамотного поведения в быту и природе. Обучение азам элементарной экологической безопасности. Воспитание у детей любовного, заботливого отношения к природе путём систематического, целеноправленного общения с окружающей средой.

Слайд 5

ВИДЫ МОДЕЛЕЙ Сенсорные модели Предметно-схематические модели Графические модели Предметные модели Модели логического содержания

Слайд 6

ПРЕДМЕТНЫЕ МОДЕЛИ Модели построек, водоёмов, природных зон: подводный мир, пустыня, Антарктиды, Африка… помогут детям в ознакомлении с природными явлениями , животными, растениями разных климатических условий. аквариум – модель экосистемы в миниатюре..(биом водоёма) Самая простая предметная модель – заводная игрушечная рыбка, с помощью которой можно сформировать у детей представление о внешнем виде и движении рыб. (Так же это могут быть насекомые, животные...) Глобус – предметная модель Земли, которая знакомит детей с формой, движением планеты и внутренним ее строением. Воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений.

Слайд 7

ПРЕДМЕТНО-СХЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ Наблюдая за предметом или явлением, дети делают выводы и зарисовывают их с помощью предметов-заместителей, графических знаков. Дикие животные Дети смотрят на картинки и обсуждают, какое животное: домашнее или дикое? Как называется его жилище? Чем оно питается? Чем кормит детёнышей? Как выживает зимой? Наблюдая за проращиванием лука, цветка дети отмечают этапы его роста, количество дней, необходимых для каждого этапа, условия роста. В последствии они могут рассказать по схеме всё о росте растения. Как вырастить растение? Вскопай землю- разрыхли-сделай бороздки- положи семена- присыпь землёй- полей водой.

Слайд 8

Графические модели С помощью графика, схемы условно передаются признаки, связи и отношения природных явлений. Календарь природы, таблица продолжительности дня… Дети свои наблюдения за состоянием погоды, птицами, природными явлениями фиксируют с помощью символов, графиков… Помогают детям выявить конкретные отличительные признаки: цвет, форму, величину объекта , а так же определить способы сенсорного обследования. Сенсорные модели Модели (эколого-систематических групп) рыбы, птицы, зверей, насекомых. В них отображены признаки данной группы: среда обитания, форма тела, покров тела, строение конечностей…

Слайд 9

Модели логического содержания . способствуют лучшему выделению связей, отношений, обобщению. Грозный рык раздался вдруг, Распугал всех птиц вокруг. Ходит в клетке, озверев, Царь зверей, короче … – Ответ: Лев .

Слайд 10

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К МОДЕЛЯМ Модель должна отображать обобщённый образ и подходить к группе объектов; Чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания; Быть простой для восприятия и доступной для создания и действий с ней; Ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью; Модель должна раскрыть существенное в объекте. В любом случае, замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна.

Слайд 11

Интеграция моделирования и других методов экологического воспитания.

Слайд 12

Чтобы вызвать желание, заинтересованность у детей, используем различные виды игр: - ролевые экологические игры , основанные на моделировании социального содержания экологической деятельности; - имитационные экологические игры , основанные на моделировании экологической деятельности; - игры - путешествия , с помощью которых дети попадают в те климатические зоны, которые находятся за приделами их поля зрения; - дидактические игры , которые дают детям дополнительную информацию об окружающем мире, помогают закрепить имеющиеся знания и представления. Перечисленные игры способствуют развитию интереса к экологической деятельности, познанию её, развитию личностных качеств ребенка: самостоятельности, целенаправленности, поисков действий, стремления к достижению положительного результата, находчивости.

Слайд 13

Работа по экологическому воспитанию ведется в тесном взаимодействии с родителями, при этом используются различные формы: - тематические беседы; - библиотека для родителей; - информационные доски; - домашние задания; - индивидуальные беседы; - анкетирование; - день сюрпризов (проведение и подготовка проходит при непосредственном участии родителей). -экологические акции – конкурсы: «День Земли», «Мое любимое дерево», «Елочка – зеленая иголочка», «Уроки доброты».

Слайд 14

Вывод Моделирование позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей формируются обобщённые представления и элементарные понятия о природе. Пословица: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня – и я пойму». Использование моделирования является тем самым средством вовлечения, которое формирует целостное представление детей о природе, способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе и с природой, вызывает огромный интерес и воспитывает любовь к природе.

Слайд 15

Покидаева Т. Энциклопедия для любознательных «Что? Где? Когда?» Борцова Л.В., Малашенкова В.Л. «Экологические недели»; Шиленок Т.А., Кондратьева Н.Н. «Мы – программа экологического образования детей»; Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»; Рыжова А.Н. «Наш дом – природа»; Молодова Л.П. « Игровые экологические занятия с детьми»; Тарабарина Т.И. , Соколова Е.И. «И учёба, и игра: природоведение»; Волчкова В.Н. «Экология в старшей группе»; Коломина Н.В. « Занятия по экологии в детском саду» Иванов А.И. « Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»; Ашиков В.И., Ашикова С.Г. « Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей» ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Экологическое воспитание дошкольников (план недели по экологическому воспитанию)

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань "модному" направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нем...