Экскурсия в осенний лесопарк (старшая, подготовительная группа)
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Кольцова Лариса Сергеевна

Цель:

Закрепление экологических знаний детей.

Задачи:

- Систематизировать представления детей о характерных признаках осени.

- Упражнять в умении распознавать листья различных деревьев, части растения;

- Воспитывать интерес к природе, её сезонным явлениям;

 - Вызывать эмоциональный отклик, воспитывать, чуткое и бережное

отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya.docx29.6 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия в осенний лесопарк

(старшая, подготовительная группа)

Цель:

Закрепление экологических знаний детей.

Задачи:

- Систематизировать представления детей о характерных признаках осени.

- Упражнять в умении распознавать листья различных деревьев, части растения;

- Воспитывать интерес к природе, её сезонным явлениям;

 - Вызывать эмоциональный отклик, воспитывать, чуткое и бережное

отношение к природе.

Оборудование:

Письмо от Осени, карта маршрута, костюмы для взрослых – осень ,гриб-боровик, иллюстрации «Правила поведения в природе», корзинка с яблоками.

Участники: воспитанники старшей и подготовительной группы, воспитатели , старший воспитатель,  ИФК.

Время проведения: 1 час.

Предварительная работа

  1. Беседа по ОБЖ: «Правила ТБ во время экскурсии. Проезжая часть. Правила перехода улицы».
  2. Беседа: « Осенние изменения в природе».

Ход экскурсии

  1. Организационный момент.

Воспитатель «находит» на окне в группе письмо от Осени, она приглашает ребят в гости. Присылает карту, чтоб не заблудились.

Воспитатель: Ой, ребята, кто-то прислал нам письмо!

Вот конверт,

Большой и желтый,

Как же нас, конверт,

Нашел ты?

Разберемся, ой, постой!

На конверте адрес наш ведь,

А обратный чей? Лесной!

Вам, ребята, интересно,

Что же пишут нам из леса?

Путь до лесопарка.

  1. Встреча с грибом-боровиком.

Гриб-боровик: Ой , а что это за народ тут в нашем лесном царстве объявился. Кто вы такие ,куда путь-дорогу держите?

(дети отвечают, что идут осень искать)

Гриб-боровик: А я гриб – боровик, я после дождика в лесу вырастаю осенью, как раз знаю, где ее найти ,но вот только в лесное осенее царство я вас проводить могу, если вы природе не навредите и правила поведения в природе хорошо знаете.

 Давайте поиграем. Я называю вам действия, а вы отвечаете. Если так поступать в природе можно, говорите «да», если плохо – «нет»:

  1. Если ты придешь в лесок, то сорвешь ромашку? (нет)
  2. Если съешь ты пирожок , то выбросишь бумажку? (нет)
  3. Может хлебушка кусок на пеньке для птиц оставишь? (да)
  4. А сломанную ветку подвяжешь, колышек поставишь? (да)
  5. Может разведешь костёр, а тушить не будешь? (нет)
  6. Если сильно насоришь , а  убрать забудешь? (нет)
  7. Может мусор уберешь, банки закопаешь? (да)
  8. Ты природу любишь? Ты ей помогаещь? (да)

Гриб-боровик: Молодцы! Правила поведения Вы знаете.

Если вы в лес пришли гулять, свежим воздухом дышать.

Бегай, прыгай и играй, только, чур не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверушки, убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай, никогда не забывай

Мусор с травки убирать, зря цветов не надо рвать!

Из рогатки не стрелять: ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

Гриб-боровик: Ну что ж, провожу вас дальше в лес, к Осени в гости путь укажу.

(ведет детей дальше)

Наблюдения по дороге.

Воспитатель: Ребята, как называется это дерево? (ответы детей)

Давайте ее рассмотрим. Какие части есть у любого дерева? (ответы детей) Да, правильно, у любого дерева есть корень, он находится в земле; ствол, ветки, листья. Рассмотрим листочек у нашего дерева, какой он? (ответы детей) .

(Между деревьев появляется Осень)

Осень: Здравствуйте, дети! Вы меня узнали?

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льётся

Это время года как  зовётся?

(Осень)

Осень: Правильно, я и есть осень. Я пригласила вас ,чтобы рассказать о себе и узнать, что вы знаете обо мне.

1

Дидактическая  игра: закреплять знания о характерных признаках осени, развивать слухоречевое внимание, восприятие.

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Достаём ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же делать?

Куртки, шапки надевать?

2

Загадки об осенних приметах, отгадаем?

Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём.

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. Как называется это явление? (Листопад.)

Еще примета:

Ветер тучу позовет,

Туча по небу плывет.

И поверх садов и рощ

Моросит холодный. (дождь)

В сентябре и в октябре

Их так много во дворе!

Дождь прошел – оставил их,

Средних, маленьких, больших. (Лужи)

3.

Осень: Ребята, а какие еще приметы осени, вы можете мне назвать?

Дидактическая игра «Приметы осени» (2 мин.)

4.

Осень: А какие грибы бывают? (съедобные и несъедобные)

Осень: А какие съедобные грибы, вы знаете? (белый, подберёзовик….)

А несъедобные? (мухомор)

Осень: Ребята, вы сказали, что мухомор несъедобный гриб, а можно его пинать ногой или топтать?

Дети: Нет!

Осень: Конечно, нет, а почему?

Дети: Мухомором звери лечатся.

Осень: Правильно, ведь всё в природе взаимосвязано, всё что растёт и живёт на земле, приносит пользу.

Осень: Засиделись мы с вами на полянке, давайте поиграем

5.

Подвижная игра «Заря -зарница»

6.

Осень: Ребята ,осенью листья опадают , их ветер перемешал и на земле они все перепутались. Давайте разберемся, с какого дерева какой листок.

Дидактическая игра «С какого дерева листок»

(по картинкам)

7.

Осень: а может вы вокруг посмотрите и найдете деревья с такими листьями?

(рассматривание деревьев ,закрепление их названий)

Подвижная игра «Раз-два-три к дереву беги»

Итог

Осень:

Ребята, спасибо ,что пришли сегодня ко мне в гости, повторили правила поведения в природе. Я поняла, что вы любите и бережете природу, много о ней знаете. В угощение сегодня я вам принесла корзину яблок. Наша экскурсия подошла к концу, и заканчивается она очень вкусно и весело!

Воспитатели:

Давайте, скажем осени и грибу-боровику большое спасибо, а нам пора возвращаться.

Приложение 1.

Правила поведения в природе 

  1. Находясь в лесу, старайся ходить только по тропинкам, т.к. вытаптывание является для многих растений губительным;
  2. В лесу будь осторожен с огнем, не разводи костра среди сухой травы и деревьев;
  3. Не ломай деревья, молодую поросль, цветущие кустарники. Взрослое дерево за сутки производит 180 литров кислорода, а человек потребляет 360 литров;
  4. Не режь ножом и топором кору деревьев: это наносит большой вред дереву, а в кору попадают споры вредных грибов - трутовиков, разрушающих древесину;
  5. Не разоряй птичьих гнезд, не открывай маскировку гнезда: птица может его бросить;
  6. Никогда не разоряй муравейников. Помни, что разоряя муравейник, ты разоряешь дом друзей. Одна колония рыжих муравьев за день уничтожает до 100 тысяч вредных насекомых;
  7. Береги и охраняй от уничтожения ежей, кротов, лягушек и других животных: это настоящие друзья леса, помогающие человеку бороться с врагами леса;
  8. Если встретишь птенцов или маленьких зверей, оставь их на месте, не бери с собой, никто не создаст им лучших условий для роста и развития чем их родители;
  9. В лесу соблюдай тишину. От колебаний воздуха, издаваемых звуками приемника. Частотой более 600 гц., не могут подняться в воздух шмели, птицы, насекомые;
  10. Покидая лес, луг, берег реки, посмотри вокруг, что ты оставил после себя. Сделай все возможное, чтобы после твоего ухода ручей остался прозрачным, лес зеленым и здоровым, трава пушистой, а твоя совесть чистой;

11.ЗАПОМНИ: Брошенная тобой бумага будет лежать больше 2-х лет,

консервная банка больше 30 лет, полиэтиленовый пакет - 200 лет, стекло - вечно.

Ребята! Постарайтесь выполнять правила поведения в природе.

2.

 «Осенние явления в природе. Почему осенью листопад?»

Цели: Познакомить ребят с сезонными изменениями в жизни растений. Объяснить причины листопада. Развивать наблюдательность, желание любить и охранять природу.

По календарю осень начинает 1 сентября.

Астрономы считают началом осень день осеннего равноденствия 23 сентября. Когда день по долготе = ночи. Желтеют листья становится холодно по утрам заморозки и т.д.

Организм человека и животных готовится тоже к зиме. Поэтому ему не страшны холода и морозы. А вот весной всё наоборот.

КАК ЖЕ ЖИВОТНЫЕ ОТНОСЯТСЯ К ЗИМЕ?

Накапливают больше жира медведи, барсуки, летучие мыши. А в теле муравьев, древесных жуков и гусениц осенью появляется морозостойкой вещество.

Деревьям тоже приходится выдерживать морозы.

Как деревья справляются с морозами?

Ведь они не могут как белки и куропатки сбиваться для тепла в кучу, не могут как глухари зарываться в снег от мороза.

ОСЕНЬ!До трескучих зимних морозов еще далеко, а деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву. Не сразу, не вдруг освобождаются они от листьев. Идет подготовка к листопаду. В листьях происходят удивительные превращения.

ПОЧЕМУ ЖЕЛТЕЮТ ЛИСТЬЯ ?

Желтая краска находится в листьях всегда. Только летом желтый цвет незаметен. Он забивается более сильным - зеленым.

Зеленый цвет листьям придает особое вещество - хлорофилл. Хлорофилл в листе постоянно разрушается и появляется. Но происходит это только на свету.

Летом солнце светит долго. Хлорофилл тут же восстанавливается. Лист остается зеленым. Наступает осень, удлиняются ночи, света растения получают меньше. Хлорофилл днем разрушается, но не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листве убывает, и заметным становится желтый: лист желтеет.

В ЛЕПЕСТКАХ КАКИХ ЦВЕТОВ СОДЕРЖИТСЯ ТАКОЕ НЕ КРАСЯЩЕЕ ВЕЩЕСТВО?

Маки, жарки, куриная слепота, одуванчики.

Но осенью листья не только желтые, а и красные, багряные, фиолетовые. Это зависит от того какие красящее вещество находится в вянущем листе. Яркость осенних листьев зависит от того какая стоит погода. Осень дождливая- окраска тусклая. Осень солнечная- окраска сочная.

С КАКИХ ДЕРЕВЬЕВ ЛИСТВА ОПАДАЕТ ЗЕЛЕНОЙ ? ПОЧЕМУ?

С ольхи, сирени. Кроме хлорофилла других красящих веществ нет.

Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву.

Когда желтеют листья у березы, липы, клена?

У березы, липы - в августе.

У клена - в первых числах сентября.

В сентябре краснеет листва - у рябины.

В конце сентября - у осины. Все как по часам.

Когда листья пожелтеют, из листьев в ствол начинает оттягиваться питательные вещества. В черешках листьев тоже происходят изменения. Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он как перегородка отделяет черешок от ветки. Только несколько тонких волоконцев соединяют черешок листка с веткой. Даже легкое дуновение ветра обрывает эти волоконца. Листья падают.

Зачем деревья сбрасывают листья?

Хотя наши лиственные деревья живут десятки, сотни лет, листья у них "работают" всего один сезон. Почему они быстро изнашиваются? В зеленом листе вся нижняя поверхность покрыта прозрачной кожицей, усеяна мелкими отверстиями - устьицами.

Они, как форточки в домах, то открываются, то закрываются, в зависимости от погоды. Через устьица зеленый лист связан с внешней средой: втягивает СО2, выделяет О2 , испаряет Н2О.

Вода, которую корень всасывает из почвы, поднимается по стволу к листьям. Когда форточки-устьица открыты, из листьев испаряется влага. Солнце нагревает листья, а испарение охлаждает и не дает перегреться.

Приложите листик к щеке - он холодит.

Деревьям нужно много воды. За лето большая береза испаряет 7 т. Н2О.

Зимой столько влаги из почвы не получить. Теряя листья, деревья защищаются от "зимней засухи". Кроме того нужен он и в лечебных целях. Вместе с Н2О дерево втягивает из почвы различные минеральные соли, но использует их не полностью. Излишки накапливаются в листьях, как зола в топках печей. Если бы листья не опадали, дерево могло само себя отравить. Иногда деревьям приходится дважды менять листву.

В городах воздух сильно загрязнен. Мельчайшие частицы сажи оседают на листьях. Забивают устьица. Испарение земедляется. Вот и приходится дважды менять листву. Есть третья причина листопада: защитить тонкие хрупкие ветки дерева от тяжести выпавшего снега.

Вывод: Листопад приспосабливает деревья к зиме.

  1. Защищает ветви от тяжести.
  2. Защищает дерево от засухи.
  3. Защищает от накопления вредных веществ в листьях.

Вот так дерево борется за жизнь и приспосабливается к неблагоприятным условиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивно-развлекательный досуг «Здравствуй, осень» (Для старших, подготовительных групп)

Задачи:- Совершенствовать двигательные умения и навыки, полученные в непосредственной образовательной деятельности.- Закреплять знания о временах года, признаках осени.- Закреплять навыки безопасного ...

Сценарий праздника в детском саду "Праздник Осени" (средняя,старшая,подготовительная группы)

Совместный "Прздник Осени" в средней.старшей,подготовительной группах....

Экскурсия в осенний лес в подготовительной группе

Прогулка-экскурсия в осенний лес "Удивительный мир природы" Цель: создать условия для усвоения представлений об осенних изменениях в живой природе, в жизни растений и животных в связи с...

Праздник осени в старшей, подготовительной группе

Сценарий праздника осени в старшей, подготовительной группе...

Сценарий осеннего развлечения "Слякоть и Холодрыга в гостях у Осени" в старшей-подготовительной группе.

Данный сценарий будет полезен для музыкальных руководителей и воспитателей разновозрастной группы ДОУ....

Конспект развлечения «Королева Осень» в старшей – подготовительной группе.

Закреплять представление об осени, её характерных признаках. Активизировать словарь детей (листопад, непогода, осень – красивая, богатая, щедрая, волшебная). Развивать память, зрительное и слухо...

Сценарий осеннего утренника, совмещённого с Днём Матери «Волшебные зонтики Осени» в старшей/ подготовительной группе.

Цель: создать у детей праздничное настроение и эмоциональный подъем.Задачи:Обучающие:Учить выразительному чтению стихов, умение видеть, чувствовать передавать красоту природы через исполнение пес...