Проект "Природа - наш дом"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Проект по экологическому воспитанию детей старшей группы. Формирование у детей бережного отношения к родной природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_proekt.docx | 22.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Групповой творческий проект
старшей группы
по познавательному развитию
(мир природы)
«Природа – наш дом».
Цель проекта: изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно-правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.
Задачи проекта.
Образовательные: расширять представление о положительных нравственных качествах, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.
Развивающие: развивать познавательные, практические и творческие умения экологического характера;
Развивать умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между объектами природы.
Воспитательные: воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы;
Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Тип проекта: творческий.
Срок реализации проекта: 1 месяц.
Актуальность.
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский.
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этой темы некуда. Там – лес погубили, там – лугов лишились, там – земля очерствела и не хочет рожать хлеб…
Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ее. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней, в будущем.
Семья не готова на сегодняшний день осуществлять экологическое воспитание. Родители, имея определенный запас знаний об экологическом поведении, зачастую сами не соблюдают правила поведения в природе, что свидетельствует о низком уровне развития их экологического сознания.
Важной формой экологического воспитания являются природоохранные акции. «В гости к птицам» - дети узнают, что дерево для птиц – дом и столовая. «Синичкин день» - забота о зимующих птицах.
Огромную роль в экологическом воспитании детей и формировании представлений о временах года, о сезонных изменениях в природе имеет, на наш взгляд, работа с календарем природы. Регулярные наблюдения детьми сезонных изменений в природе несут огромную смысловую нагрузку, учат сравнивать, сопоставлять, различные природные явления, устанавливать их причины. Происходит развитие умственной деятельности детей, изменение восприятия увиденного, появляется устойчивый познавательный интерес к окружающему миру. Безусловно, процесс формирования экологических ценностей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания, но и от реальной жизненной обстановки. Не обязательно давать детям рецепты поведения в природе, необходимо посредствам заданий и вопросов подводить ребенка к собственным выводам. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
Воспитатель: организует совместную продуктивную деятельность с детьми, консультирование родителей.
Дети: участвуют в образовательной игровой деятельности.
Родители: взрослые совместно с детьми рисуют, изготавливают кормушки и вывешивают их вместе с детьми возле дома.
Образовательная область | Виды детской деятельности |
Социально-коммуникативное развитие. | Беседы, чтение художественной литературы, отгадывание загадок по теме, дидактические игры. Рассматривание книг, альбомов по теме. Привлечение детей к трудовым поручениям в группе и дома (развешивание кормушек, сбор мусора возле дома и на участке, проведение субботника). |
Речевое развитие | Творческое рассказывание по картинкам на тему «Планета наш дом», «Кто наши соседи?», загадки, пословицы, поговорки о животных и явлениях природы. Беседа по альбому «Экологический путеводитель правил поведения в природе» (совместные рисунки родителей и детей). Чтение сказки «Кукушка» К. Шаврова, О.Капица «Заяц-хвастун», И. Бунина «Первый снег», А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало». Создание альбома «Животные Красноярского края», альбом «Происхождение заповедника столбы», альбом «Роев ручей». Заучивание стихотворений по теме. |
Игровая деятельность | Настольные игры «Овощи и фрукты», «Накорми животных», «Кто, где живет?». Игры-драматизации по произведениям «Овощи», «Репка», «Под грибом» и т.д. |
Природа | Продуктивная деятельность «Посадка лука» |
Художественно-эстетическое развитие. | Оформление выставки рисунков «Я люблю свою природу», оформление экологического путеводителя правил поведения в природе. |
Театр | Драматизация сказки «Репка», «Под грибом», «Овощи». |
Познавательное развитие | «Природа - наш дом», изготовление «Экологического путеводителя» |
Этапы реализации проекта.
- Подготовительный этап:
- Определение темы, формулировка цели и задач.
- Сбор фотографий для фоторепортажа «Синичкин день».
- Проведение опроса среди родителей на тему «Природа и мы» (анкета для родителей).
- Подбор и оформление демонстративного материала для детей.
- Сбор рисунков для «Экологического путеводителя» (Работа родителей с детьми).
- Размещение информации в родительском уголке на тему «Не навреди мне, я есть природа, я есть жизнь».
- Изготовление «веселых» мусорниц.
2. Основной.
Осуществление проекта «Природа - наш дом»
- Беседы с детьми по данной теме.
.
- Чтение, заучивание стихотворений и разгадывания загадок с детьми про птиц, погодные явления.
- Создание коллекции рисунков «Я люблю свой дом – природу».
- Проведение экологического субботника, уборка мусора на территории детского сада.
- Проведение акции «Помоги перезимовать деревьям», засыпание корней деревьев снегом, чтобы корневая система не замерзла.
- Регулярные наблюдения детьми сезонных изменений на календаре природы.
- Знакомство с запрещающими и разрешающими экологическими знаками.
3. Заключительный:
- Оформление фоторепортажа «Синичкин день».
- Оформление экологического путеводителя правил поведения в природе.
- Создание зимнего хранилища для птиц в группе.
- Размещение мусорок на участке.
- Подведение итогов реализации проекта.
- Презентация проекта.
4. Ожидаемый результат:
Ребята бережно относятся к природе, стремятся к правильному поведению по отношению к миру природы. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Ребята станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей.
5. Итоговое мероприятие: вечер развлечений « Наш дом – природа».
6. Основные принципы педагогов при реализации проекта:
- уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- систематичность и последовательность реализации проекта;
- постепенность и систематичность в освоении и формировании знаний, умений, навыков;
- индивидуализация, переход к следующему этапу только после освоения предыдущего материала;
- занимательность, формирование желания выполнять предъявленные требования;
- сотрудничество, создание в ходе работы над проектом атмосферы доброжелательности, эмоциональной раскрепощённой.
7. Организация работы над проектом.
- Довести до всех участников важность проблемы.
- Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме.
- Подобрать материал художественной творческой деятельности.
- Составить перспективный план мероприятий.