Методы и приёмы экологического образования.
статья по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Основы воспитания ценностного отношения ребёнка к окружающему миру природы составляет его устойчивая потребность в общении и взаимодействии с природой. Реализовать эту задачу можно через использование всего спектра методов и форм работы с детьми по их экологическому образованию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методы и приёмы экологического образования.
Понятие «метод обучения». Методы экологического образования дошкольников.
Понятие «приём обучения». Приёмы, используемые в экологическом образовании.
Основы воспитания ценностного отношения ребёнка к окружающему миру природы составляет его устойчивая потребность в общении и взаимодействии с природой. Реализовать эту задачу можно через использование всего спектра методов и форм работы с детьми по их экологическому образованию.
Что же такое метод? (способ деятельности)
Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется формирование представлений, умений и навыков и воспитание отношения к окружающему миру.
В экологическом образовании дошкольников широко используется классификация методов обучения по источникам знаний это словесные, наглядные и практические.
Наглядные | Словесные | Практические. |
наблюдение | рассказ воспитателя | опыты |
рассматривание картин | рассказ ребёнка | поисково-исследовательская деятельность |
демонстрация кинофильмов, диафильмов (ТСО), демонстрация моделей | беседа, чтение худ.произведений о природе и экологических сказок | труд игра моделирование |
Наглядные методы – позволяют сформировать у детей яркие, конкретные представления о природе, они с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Словесные методы – используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.
Практические методы – используются для уточнения представлений детей, углубления их путём установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы.
Разберём основную группу методов в экологическом воспитании – наглядные методы.
Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в которой участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребёнка.
Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач:
- Формирует у детей знания о природе.
- Учит наблюдать.
- Развивает наблюдательность.
- Воспитывает эстетические чувства.
В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные
виды наблюдения.
Распознающее наблюдение. Его основой является поиск ответов на вопросы: кто это; что это; каковы его свойства и признаки. Оно используется для ознакомления с новым предметом, явлением.В процессе распознающего наблюдения, организуемого для формирования знаний о качествах и свойствах предмета и явления, дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными – характер движения, издаваемые звуки и т.д.
Приведу пример наблюдения из программы Светланы Ник. Николаевой «Кто живёт в аквариуме? (стр.18)
Для формирования знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе используется более сложный вид наблюдения –
длительное наблюдение – это наблюдение за изменением и развитием объектов, предметов и явлений природы, длящееся от нескольких дней до нескольких недель, дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.Примером длительного наблюдения м.б.наблюдение за ростом лука в банке с водой(зарисовать).Наблюдение может быть организованно и для того, что бы по каким-то отдельным признакам определить состояние предмета (например по цвету земли в цветочных горшках, определить необходимость поливки КАК?) или восстановить картину целого (по следам на снегу определить кто прошёл или проехал, по цвету ягод – спелые они или нет). Этот вид наблюдения предполагает наличие у детей некоторых знаний, умений анализировать явления, сопоставлять отдельные данные, делать несложные умозаключения и называетсявоссоздающее наблюдение – его цель – воссоздание по части, детали целостного образа предмета или явления природы.
Два последних вида наблюдения, ввиду их сложности, используют в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. В ходе этих наблюдений развиваются сообразительность, наблюдательность, совершенствуются процессы анализа, сравнения, умозаключения.
Наблюдения организуются воспитателем при ознакомлении с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе(высадка рассады, посадка деревьев, уборка опавших листьев и мусора и т.д.) они проводятся на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т.д.). В одних случаях воспитатель организует всех детей(фронтальное наблюдение), в других – наблюдение проводится с небольшой группой(групповое) или с одним ребёнком(индивидуаль-ное). Это зависит от содержания наблюдения и тех задач, которые ставит перед собой воспитатель. Но во всех случаях необходимо, чтобы наблюдение проходило при высокой умственной активности детей, заставляло их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивало любознательность, воспитывало интерес и бережное отношение к природе.
Подготовка воспитателя к проведению наблюдения начинается с выбора объекта. Если наблюдается животное, необходимо создать такую обстановку, в которой животное вело бы себя свободно и естественно. Например: при наблюдении за кроликом, для него сооружается достаточно просторный загончик, вокруг которого на стульчиках размещаются дети. На пол следует постелить циновку или половичёк, иначе животное будет скользить по гладкому полу. Для того, что бы вызвать интерес, эмоциональное отношение к наблюдению, обеспечить эстетическое восприятие предметов, воспитатель в работе с малышами использует стихи, малые формы фольклора, а со старшими в течение занятия ещё и чтение отрывков из художественных произведений.наблюдение должно протекать в определённой последовательности. используя различные приёмы для подачи задания, воспитатель приучает детей к последовательному рассказу о наблюдаемом: величина, форма предмета, покров, цвет, периферийные части и их особенности, а при наблюдении животного – и его поведение. Такой порядок необходим особенно тогда, когда дети знакомятся с новым объектом.
пример:Наблюдение за рыбками в аквариуме.
Цель: Уточнить представления детей о внешнем виде рыб: тело покрыто чешуёй, на теле, спинке, боках, брюшке и хвосте – плавники; рыбы живут в воде. Учить отмечать особенности рыб разного вида, устанавливать различие (по величине, форме тела, цвету, поведению в аквариуме) и сходство.
- По каким признакам? (наличие общих частей тела, характер движения; тело покрыто чешуёй, живут в воде).
Организация наблюдения. В аквариум, в дополнение к прежним, запускают новых рыбок. Все дети рассаживаются возле него.
Ход наблюдения. Воспитатель предлагает вспомнить, как называются рыбки, живущие в аквариуме, а также рассказать, как дети ухаживали за ними, обращает внимание на то, что в аквариуме появились новые обитатели. « Какие они?» - спрашивает педагог. Если дети затрудняются ответить, задаёт дополнительные вопросы: «Большие рыбки или маленькие? Какого они цвета? Где у них плавники? Как рыбки плавают?» После этого сообщает название новых рыб, предлагает ребятам сравнить их с теми, которые жили раньше, установить различие и сходство. Можно бросить корм и посмотреть, как берут его рыбки, как они плавают.По мере надобности воспитатель задаёт дополнительные вопросы. Спрашивает каких рыб ещё знают дети, где живут рыбы.соответствующими вопросами подводит их к выделению существенных признаков рыб и обобщению. Затем сообщает правила ухода за новыми рыбками. В конце занятия даёт задание понаблюдать, как рыбки берут корм, сколько съедают, могут ли жить дружно со старыми рыбками.
Так же к группе наглядных методов относится рассматривание картин. При ознакомлении с природой в младших группах используются сюжетные и предметные картины:—какие это картины? приведите пример (дикие, домашние животные; овощи, фрукты).
В старшей группе рассматриваются и художественные картины-назовите пожалуйста примеры («Золотая осень» Левитана, «Грачи прилетели» Саврасова, «Зима» Шишкина и т.д.), они необходимы для развития эстетического восприятия и чувств детей.
Предметные и сюжетные картины помогают закреплять и уточнять представления о ранее увиденном (Например: на прогулке наблюдают за птицами, а затем в группе рассматривают соответствующую иллюстрацию, повторяют названия птиц и их характерные признаки).
Демонстрация диафильмов, кино- и телефильмов – позволяют расширить объём знаний о природе, обеспечивает более устойчивое усвоение знаний. Особенно хочется отметить роль кино- и телефильмов, которые позволяют показать дошкольникам природу в естественных условиях, многообразие взаимосвязей живых организмов со средой, рост и развитие растений и животных.
Следующий наглядный метод – демонстрация моделей.
Модели – это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки и структуру.Существуют различные виды моделей.
а) Предметные.к ним относятся различные предметы и конструкции (аквариум(модель водоёма), заводные игрушки(позволяют сформировать у детей представление о внешнем виде и движении), игрушки-аналоги).
б) Предметно-схематические – в них существенные связи, признаки и отношения представлены в виде предметов-макетов (Например, чтобы изобразить цвет листьев используют полоски цветной бумаги соответствующего цвета, а форму листа – с помощью различных фигур
в) Графические – условно передают признаки, связи отношения природных явлений (календари природы, экологическая пирамида, модель длинные(короткие) ноги и т.п )
Демонстрация моделей используется для описания нового объекта (ребёнок смотрит на модель, чтобы ничего не забыть),сравнения объектов (нахождение сходства и отличий), для обобщений и на этой основе систематизации знаний.
Т.О. – наглядные методы способствуют формированию у детей чётких, полных представлений об окружающем мире, развитию восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образногомышления и речи, игровой и трудовой деятельности.
Рассмотрим следующую группу методов – словесные методы имеют определённое значение для воспитания у детей ценностного отношения к природе, эмоционального и эстетического отклика на её объекты. С помощью их систематизируют и обобщают знания детей о природе, формируют природоведческие знания.При использовании СМ воспитатель должен учитывать способность детей к пониманию речи, длительному произвольному вниманию и сосредоточению на содержании.
1)Рассказ – используется в целях первичного ознакомления детей с объектами, предметами природы. Его цель –создать у детей точное, конкретное представление о том или ином объекте природы.Рассказывать надо образно и красочно, употребляя слова, знакомые и близкие детям. Рассказ должен привлекать внимание детей, стимулировать развитие мышления, познавательных процессов, воображения.Например: во время прогулки дети увидели муравейник, в котором копошатся муравьи. «Что они делают?» - спрашивают дети. «Давайте посмотрим» - предлагает воспитатель. В процессе наблюдения он рассказывает о жизни муравьёв более подробно.
2)Беседа состоит из вопросов и ответов на них детей. Это ценный метод уточнения и расширения уже имеющихся знаний.Исходя из дидактических целей и задач, выделяют три вида бесед природоведческого содержания.
а)Установочная – помогает привлечь внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, вспомнить информацию, которой они владеют, чтобы установить связь с уже имеющимся опытом и новыми знаниями. (Н-р: уточнить какое время года, какой месяц и дать новый материал).
б) Эвристическая – направлена на установление причин различных явлений природы. Основа беседы – уже имеющиеся достаточно прочно усвоенные знания детей. Цель беседы достигается с помощью рассуждений, разрешения ими целой системы познавательных заданий (ребусы, кроссворды, загадки, речевые логические задачи).
в) Итоговая беседа используется для обобщения и систематизации знаний. Требует тщательной подготовки воспитателя, большой предварительной работы по накоплению представлений у детей. Большое значение имеет демонстрационный материал.(Например, после проведённой серии циклов наблюдений за растениями на участке детского сада – проводится беседа по обобщению знаний о сезонных изменениях растений.Демонстрируются картины с изображением природы в разное время года, используются разнообразные загадки и стихи).
3) Следующий словесный метод – чтение художественных произведений. В руках воспитателя детская книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она расширяет представления детей, знакомит с теми явлениями, которые непосредственно воспринимать невозможно. Природоведческая книга раскрывает детям явления неживой природы, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе.Основоположниками советской детской природоведческой книги являются В.В. Бианки, М.М. Пришвин, Паустовский, Сладков. Павлова ввела новый жанр – экологические сказки, которые в увлекательной форме знакомят с существами, населяющими планету Земля, учит понимать их потребности, отношения, раскрывает тайны сложных явлений и чудесных превращений в природе. Дальнейшее развитие экологическая сказка получила у Родыгиной и Рыжовой.
Рассмотрим следующую группу методов – практические методы.
Игра – это не только развлечение, но и метод, при помощи которого дети знакомятся с окружающим миром.Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод воспитательно-образовательной работы.
-Какие выдающие педагоги называли игру ведущей деятельностью дошкольников? (Леонтьев, Эльконин,Запорожец).
При ознакомлении дошкольников с природой используются следующие виды дидактических игр:
Предметные – это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камни и т.д).они используются с целью уточнения знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Учат детей обследовать, развивают сенсорику ребёнка («Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «С чьей ветки детки?»).
Настольно-печатные – способствуют систематизации знанийдетей о растениях, животных и явлениях природы, развивают логическое мышление. Используются с небольшой подгруппой детей, эффективны при организации индивидуальной и коррекционной работы («Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты», «Грибы» и т.п).
Словесные игры не требуют наглядного материала, их содержание – устные вопросы детям о мире природы. Проводятся с целью закрепления, обобщения и систематизации знаний у детей о мире природы («Кто летает?», «Когда это бывает», «Кто живёт в воде?» и т.п.),
Творческие игры :
Строительные – способствуют познанию детьми свойств и качеств предметов природы (песок, глина, шишки, камешки, снег…);
Сюжетно-ролевые – в них дети отражают свой опыт, знания, приобретённые в процессе общения с природой («Работа на птицеферме (свинарнике, теплице)»)
Подвижные игры – дети подражают повадкам животных - примеры («Наседка и цыплята», «Волки и овцы»), в некоторых отражаются явления природы - примеры («Солнышко и дождик»).
Труд. Применяется в детском саду в повседневном уходе за растениями и животными на земельном участке и в уголке природы, иногда на занятиях. Нельзя превращать труд детей в самоцель. Воспитывая трудовые навыки, следует одновременно расширять или закреплять знания о природе (перед посевом – рассмотреть семена(форму, размер, цвет), перед посадкой черенков повторить названия частей растения (стебель, листья, цветки).
Опыты – наблюдения, проводимые в специально организованных условиях. Используются для установления детьми тех или иных явлений, связей, отношений между предметами и явлениями природы. Опыт может проходить и как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение. Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. К самостоятельному формированию выводов детей побуждает воспитатель.
–Приведите пожалуйста примеры опытов, которые можно провести с детьми (ветка в прохладном и тёплом месте (зависимость от тепла); растение в тёмном и светлом месте (зависимость от освещения); растение с водой и без воды (необходимость воды для роста) и т.п)
В процессе организации опытов нельзя доводить живые объекты до гибели, нарушать их жизненно важные проявления. Поэтому, как только появятся заметные изменения. Необходимо сразу изменить условия.
Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Цель: обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.В работе по экологическому воспитанию и образованию дошкольников необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.
Выбор методов определяется:
Характером воспитательных и образовательных задач, которые решает воспитатель.(Н-р: при наблюдении за берёзой ставятся следующие задачи: сформировать представления о характерных признаках берёзы. Воспитывать умение увидеть её красоту. Для решения этих задач используется как наглядный метод – наблюдение, что бы рассмотреть её строение и характерные признаки, так и словесный – рассказать о ней стихотворение, чтобы подчеркнуть её красоту.
Возрастными возможностями детей. (Н-р: для детей младшего возраста недоступна поисково-исследовательская деятельность, т.к. его мышление ещё недостаточно развито).
Разнообразием самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребёнок.
Следующее понятие в экологическом образовании дошкольников – приём.
- Как вы думаете, каким образом связаны приёмы и методы экологического образования (приёмы помогают реализовать методы обучения).
–Значит какое из этих понятий шире (методы, приёмы входят внутрь конкретного метода).
Приём – это частное определение того или иного метода воспитания. Это отдельное действие воспитателя внутри конкретного метода. В отношении метода приём носит подчинённый характер.
Существуют разнообразные приёмы экологического образования.
Приёмы, вызывающие интерес. Н-р: накануне наблюдения за рыбкой можно предложить детям вместе с воспитателем помыть аквариум, или перед тем как показать кролика, почистить овощи для него. Так же интерес у детей пробуждается после беседы о том животном, которое будет принесено в группу, загадывания загадок о нём.
Приём обследования – помогает выделить сенсорные признаки объектов. Н-р: для того, чтобы малыши знали какая у котёнка шёрстка, им предлагают осторожно её погладить и определить пушистая она или гладкая. Или для того, чтобы узнать характер поверхности ствола дерева дети обследуют его и выделяют признаки (гладкая, шероховатая и т.п).
Приёмы подражания. а) движениям. Н-р: при помощи сложенных ладоней предложить детям подвигать ими, как рыбка хвостиком. б) звукам (помяукать, покукарекать).
Приём сравнения. Его задачей является установление признаков отличия или сходства объектов по величине, цвету, характеру движения и т.д. Н-р: при наблюдении за деревом и кустарником детям можно задать следующие вопросы:
Сколько стволов у дерева, а у кустарника (один/много).
Какие стволы у деревьев и у кустарников (толстый/тонкие).
Что выше, дерево или кустарник (дерево).
Какая кора у дерева, а у кустарника (толстая/тонкая) и т.д.
Игровые и сюрпризные приёмы – используют для привлечения внимания к объекту. Н-р: можно неожиданно принести животное в группу или сказать детям, что их приглашают в гости кролики. Эти сюрпризные моменты оживят интерес детей к животным. На занятиях могут использоваться различные персонажи – фея Флора, которая рассказывает о растениях; Незнайка, который часто путает времена года и их признаки; Лесовик, который приглашает к себе в гости или присылает задания детям.
Проблемные опыты. (Чтобы узнать, что ест кошка - положить перед ней морковку, конфету, рыбу и посмотреть, что она выберет).
Сравнения. (Сравнить где лучше растёт овёс – на свету или в тени).
Приближение объекта. (Не наблюдать на участке, а принести ветку в группу).
Использование художественного слова. (Прочитать стихотворение о берёзе).
Оценка деятельности детей. Вопросы к детям.
Т.О. существует множество разнообразных методов и приёмов обучения, которые помогают сформировать экологические представления детей, и от умения правильно их сочетать и применять, зависит качество экологического образования дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический опыт на тему "Метод проектов в экологическом образовании ребенка дошкольного возраста"
Использование метода проектов в работе с детьми способствует активному повышению самооценки ребёнка. Этот метод основывается на интересах детей ,предлагает самостоятельную активность воспитанник...
Характеристика методов и приёмов экологического воспитания
Экологическое воспитание и образование предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими ми...
Использование метода моделирования в экологическом образовании дошкольников
МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ...ТРАДИЦИОННЫЕ:НАГЛЯДНЫЕСЛОВЕСНЫЕПРАКТИЧЕСКИЕРабочие экологические тетрадиРабота в экологической тетради значительно обогащает...
Эссе методы и приёмы экологического воспитания дошкольников
В эссе содержится информация о методах и приемах экологического воспитания дошкольников...
Семинар «Использование метода проектов в экологическом образовании»
Цель семинара: совершенствование работы в ДОУ по формированию у дошкольников основ экологической культуры посредством метода проектов....
Обобщение опыта работы по теме: « Использование метода проекта в экологическом образовании дошкольников»
Обобщение опыта работы по теме:« Использование метода проекта в экологическом образовании дошкольников»...
«Методы и приёмы экологического воспитания с детьми младшей группы»
laquo;Методы и приёмы экологического воспитания с детьми младшей группы»Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит...