Картотека опытов и экспериментов для детей 5-7 лет
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Кульмухаметова Эльвира Константиновна

 

Картотека опытов и экспериментов для детей 5-7 лет

 

- пробуждают у детей старшего дошкольного возраста исследовательский интерес;

- совершенствуют мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.);

- стимулируют познавательную деятельность и любознательность;

-  способствуют быстрому восприятию материала по изучению природных явлений;

-  облегчают исследование объектов живой и неживой природы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty_i_eksperimenty_dlya_detey_5-7_let.pptx471.73 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

картотека опытов и экспериментов для детей 5-7 лет

Слайд 2

Волшебница-вода Опыт «Пар - это тоже вода» Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар - это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям. Если нет под рукой термоса, возьмите кипятильник и в присутствии детей вскипятите воду, обращая их внимание на то, как по мере закипания воды появляется все больше пара. Опыт «Иней» Выносим на мороз очень горячую воду и держим над ней ветку. Она покрылась снегом, а снег не идет. Ветка все больше и больше в снегу. Что это? Это иней. Опыт «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются» Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай. В аквариум на дно мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок? Предложите детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Желательно, чтобы у каждого ребенка была своя краска, тогда вы получите целый набор разноцветной воды. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.

Слайд 3

Опыт «Вода не имеет формы» Предложите детям рассмотреть кусочек льда (лед - это твердая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом месте он остается кубиком (до тех пор, пока не растает). А жидкая вода? Пусть ребята нальют воду в кувшин, тарелку, стакан, на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы. Опыт можно дополнить следующими наблюдениями: кубик льда, имеющий форму, при таянии превращается в жидкость и растекается по поверхности блюдца. Опыт «Растения «пьют» воду» Поставьте букет цветов в подкрашенную воду. Через некоторое время стебли цветов также окрасятся. Вывод: растения «пьют» воду.

Слайд 4

Волшебница-вода Опыт «Окрашивание воды» Рассмотреть в воде 2-3 предмета. Выяснить, почему предметы хорошо видны (вода прозрачная) и что произойдет, если в воду опустить рисунок, написанный красками. Определить, что рисунок размылся, а вода изменила цвет. Обсудить, почему это произошло (частички краски попали в воду). Выяснить, как еще можно окрасить воду (добавить краситель). Предложить детям окрасить воду самим (сразу в стаканчиках с горячей и холодной водой). Опыт «Друзья-враги» Масло и вода - жидкости, которые никогда не смешиваются друг с другом. Но если добавить средство для мытья посуды, то получится смесь молочного цвета. Мыло не дает капелькам масла слиться и образовать плотный слой. Опыт «Спичка - пленница» Положи спичку на лед. Насыпь сверху немного соли, и ты увидишь, как спичка вмерзнет в лед. Соль заставляет лед таять, но образующаяся вода тут же замерзает.

Слайд 5

Опыт «Спичечные бега» Положи четыре спички в тарелку с водой. Они так и будут лежать, не двигаясь. На поверхности воды из-за взаимного притяжения молекул образуется невидимая пленка. Положи кусок сахара на середину: спички приблизятся друг к другу. Сахар начинает впитывать воду и возникает течение, которое сближает спички. Повтори опыт с мылом: спички «разбегутся». Мыло изменяет поверхность воды вокруг и отталкивает спички. Опыт «Шарики – капельки» Возьмите очень мелкий песок, пыль или муку и сбрызните водой: можно увидеть, как образуются шарики-капельки, т. е. пылинки собирают вокруг себя мелкие капельки воды и образуют одну большую каплю - шарик. Или обрызгайте из пульверизатора листья комнатных растений. Когда много мельчайших капелек попадает на лист, они, собираясь вместе, образуют большую каплю или даже небольшую лужицу. Опыт «Замерзшая вода двигает камни» Опустите соломинку в воду. Наберите в соломинку воды. Закрыв языком верхнее отверстие соломинки, чтобы из нее не вылилась вода, вытащите ее из воды и закройте отверстие внизу пластилином. Вынув соломинку изо рта, закройте пластилином и второе отверстие. Часа на 3 положите соломинку в морозильник. Когда вытащите соломинку из морозильника, то увидите, что одна из пластилиновых пробок выскочила и из соломинки виден лед. В отличие от многих других веществ, вода при замерзании расширяется. Когда вода попадает в трещины в камнях, то при замерзании она сдвигает камень с места и даже ломает его. Расширяющаяся вода, прежде всего, разрушает наименее прочные камни. На дорогах из-за этого могут образоваться выбоины.

Слайд 6

Что у нас под ногами Опыт «Песок хорошо пропускает воду, глина плохо пропускает воду» Укрепите в штативах две одинаковые воронки и поставьте под них стаканы. В каждую воронку положите немного ваты. В одну воронку до половины насыпьте песок, а в другую положите истолченную глину. Налейте в обе воронки доверху воды. Наблюдайте. Песок хорошо пропускает воду, глина плохо пропускает воду. Песок - сыпучее вещество. Глина состоит из мелких частичек, сильно скрепленных между собой. Она обладает связывающим свойством, сырая глина почти не пропускает воду. Опыт «Как передвигается вода в почве» Насыпьте сухой земли в цветочный горшок или в жестяную банку от консервов с отверстиями в дне. Поставьте горшок в тарелку с водой. Пройдет некоторое время, и вы заметите, что почва смочилась до самого верха. Когда нет дождей, растения живут за счет воды, которая поднимается из более глубоких слоев почвы. Опыт «Что есть в почве?» Рассмотреть лесную почву и почву с участка детского сада. С помощью лупы определить, где какая почва. Выяснить, на какой почве лучше растут растения и почему.

Слайд 7

Опыт «Песчаная буря» Положите прозрачную банку набок, насыпьте тонким слоем глину или песок, закройте полиэтиленовой крышкой. В нижней части крышки сделайте отверстие для резиновой трубки, через которую можно вдувать воздух в банку. Один конец трубки будет находиться в банке, в другой вставьте обычную резиновую грушу. Можно даже попробовать сдувать в трубку воздушный шарик. Создайте в банке сильный поток воздуха - игрушечный ветер. Что происходит с песчинками? Они легко двигаются, сдуваются. Затем подуем так же на комочки глины. Что мы видим теперь? Могут ли кусочки глины двигаться так же быстро, легко, как песчинки? Нет, они сдуваются труднее или совсем не двигаются. Подобный опыт можно провести с увлажненным песком и глиной.

Слайд 8

Кто в доме-природе живет Опыт «Как кошка языком чистит себе шерстку» Потрите грифель о палец, пока на нем не появится след от карандаша. С легким нажимом потрите испачканный палец пилкой для ногтей. Осмотрите пилку и палец. Потрите пилку о ватный тампончик . Осмотрите пилку и тампон. Шершавая поверхность пилки снимает с пальца след от карандаша и волокна ваты с тампона. Этот опыт показывает, как предметом с шершавой поверхностью можно чистить другой предмет. Кошка вылизывает свою шерсть и таким образом чистит ее. Кошачий язык шершавый, как наждачная бумага, так как на нем расположены жесткие бугорки, особенно заметные в середине. Эти бугорки играют ту же роль, что и насечки на пилке. Когда кошка вылизывает свою шубку, эти бугорки снимают с нее пыль, грязь и выпавшие волоски. Опыт «Как маскируются животные» Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге. Накрыть картинку красным пластиком. Желтая птичка исчезла. Как желтая птичка, так и красный пластик отражают свет, который затем попадает нам в глаза. Красный цвет не чистый, он в себе содержит желтый. Этот желтый цвет сливается с желтым на картинке, и глаз не в состоянии отделить один цвет от другого. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им прятаться от хищников. Глаза хищника не могут отличить цвет его возможной жертвы от цвета листвы или травы . Опыт «Стальной барьер» Материал: четыре маленькие металлические скрепки, алюминиевая фольга, прямоугольный магнит, стальной шпатель. Положите скрепки на стол и накройте их листом фольги, а сверху положите магнит. Приподнимите магнит и посмотрите, сдвинулись ли с места скрепки. Положите скрепки под шпатель. Поместите на шпатель магнит. Поднимите шпатель с магнитом и посмотрите, сдвинулись ли скрепки. Магнит притягивает скрепки через фольгу, а через шпатель - нет.

Слайд 9

Опыт «Растение может обеспечить себя питанием» Материал: большая (литра на 4) банка с широким горлом, с крышкой, небольшое растение в горшочке. Полейте растение. Поставьте горшочек с растением целиком в банку. Плотно закройте банку крышкой. Поставьте банку в светлое место, где бывает солнце. Не открывайте банку в течение месяца. На внутренней поверхности банки регулярно появляются капельки воды. Цветок продолжает расти. Капельки воды - это испарившаяся из почвы и самого растения влага. Опыт «Корень и вода» Чтобы наглядно показать, как через корень по стволу поднимается вода, проделайте опыт. Возьмите тарелочку с подкрашенной водой, опустите туда гигроскопический материал (марлю). Понаблюдайте, как вода постепенно поднимается вверх, окрашивая все выше и выше материал. Подскажите детям, что корни имеют тонкие волоски, по которым впитывается вода. Опыт «Дыхание листа» Опыт поможет узнать, с какой стороны листа в растение проникает воздух. Возьмите цветок в горшке и намажьте толстый слой вазелина на верхнюю поверхность четырех листочков. Намажьте толстый слой вазелина на нижнюю поверхность других четырех листочков. Наблюдайте за листочками. Листья, на которых вазелин был нанесен снизу, завяли, тогда, как другие не пострадали. Отверстия на нижней поверхности листьев служат для движения, газов внутрь листа и наружу. Вазелин перекрыл доступ воздуха в лист.

Слайд 10

Металлы Опыт «Монета в стакане» Материал: картонка размером с открытку, стакан, монетка. Поместите картонку на стакан. Положите монетку на картонку по центру. Щелкните по картонке пальцем. Картонка быстро движется вперед, а монета падает в стакан. Когда мы щелкнули пальцем по картонке, она скользнула под неподвижно лежащей монетой, и монета упала под влиянием силы тяжести. Опыт «Металл: его качества и свойства» Показать несколько предметов из металла, выяснить, из чего они сделаны. Путем ощупывания определить особенности формы, структуру поверхности. Рассмотреть характерный блеск, опустить в воду, положить на солнечное место, расположить рядом магнит. Опыт «Звучащая монета» Материал:2-литровая бутылка из-под газировки, монета размером с диаметр горлышка, стакан воды. Положите пустую незакрытую бутылку минут на пять в морозильник. Выньте бутылку из морозилки и сразу же закройте ее мокрой монетой. Монету перед этим смочите, окунув в стакан с водой. Через несколько секунд монетка, подскакивая и ударяясь о горлышко бутылки, начинает издавать звуки, напоминающие пощелкивание. Вещества при охлаждении сжимаются. Охлажденный воздух в бутылке сжимается. Когда мы вынимаем бутылку из морозилки, воздух нагревается и начинает расширяться. Расширяющийся воздух отрывает монету от горлышка и приподнимает ее с одной стороны - монета звучит.

Слайд 11

Опыты с магнитом Опыт «Как достать скрепку из воды не намочив рук» Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде. Материал: Тазик с водой, железные предметы. Возникает вопрос, как достать скрепки из воды, не намочив рук при этом. После того как детям удается вытащить скрепки из воды с помощью магнита выясняется, что магнит действует на железные предметы и в воде тоже. Вывод. Вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на железо и сталь, даже если они разделены с ним водой. Опыт «Волшебный лабиринт» Цель: сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит. Материал: магниты, картонные карточки с нарисованным лабиринтом, машинки, листы картона, деревянные досточки. По лабиринту провести железный предмет (машинку) с помощью магнита через картон и дерево. Для этого машинку поставить сверху на дорожку, а магнит приложить снизу. Нужно двигать машинку с помощью магнита как можно точнее, не сходить с намеченного пути. Что происходит с машинкой? (Двигается) Почему так происходит? Вывод. Магнит оказывает свое действие не только через стекло, но и через картон и дерево.

Слайд 12

Свет Опыт «Солнечные зайчики» Показать детям блики от солнца на предметах. Солнечный свет отражается от блестящих предметов, и получаются «зайчики». Предложить детям пустить и спрятать «зайчика». Выяснить, почему нет « зайчиков» при отсутствии яркого света. Опыт «Свет вокруг нас» Предложить определить детям, темно ли сейчас. Определить источник света на данный момент (солнце, лампа, фонарь). Сравнить по яркости свечения: свеча, настольная лампа, фонарик. Обсудить их назначение, особенности использования и правила безопасности при обращении с ними . Опыт «Растения и свет» Разместить цветы в групповой комнате подальше от источника света таким образом, чтобы свет падал на них с одной стороны. Пометить карандашом сторону горшка, в которую наклонилось растение, разворачивают его на 180 градусов и продолжать наблюдение. Опыт «Как свет влияет на рост комнатных растений» Опыт отсрочен во времени. Одно растение ставим на освещенное место, а второе помещают в темное помещение. Во втором растении выработка хлорофилла становится интенсивнее, и он займет все места, которые до того были белыми. Вывод: В темном помещении цвет листа становится более темным, чем на свету. Это зависит от выработки в растении хлорофилла-вещества, придающего зеленый цвет растению: чем темнее, тем больше его вырабатывается. Опыт «Почему осенью листья желтеют?» Наблюдение за расцветкой листьев рябины и температуры воздуха. Свои наблюдения занести в календарь температурного графика. Результат: листья желтеют при понижении температуры.

Слайд 13

Опыт «Как листья становятся питанием для растений» Опыт отсрочен во времени. Осенью обратить внимание детей на опавшие листья. Выяснить, что делается с опавшими листьями в городе, в лесу. Прикопать возле деревьев и кустарников листву. Под грядкой и на клумбе вырыть канавки и уложить листву, пересыпая ее слоями почвы. В помещении сделать такую же смесь из листьев и почвы. Поместить туда дождевых червей. Наблюдать, что происходит в емкости, сравнить полученные результаты . Опыт «Растения пьют воду» Поставить букет цветов в подкрашенную воду. Через некоторое время стебли цветов также окрасятся. Опыт «Растения пьют воду» Поставить букет цветов в подкрашенную воду. Через некоторое время стебли цветов также окрасятся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет...

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет...

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет...

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...

Картотека игр для детей по тее "домашние птицы" для детей 3-4 лет

Подборка игря для детей с нарушением зрения 3-4 лет по теме "Домашние птицы"...