Викторина по экологическому воспитанию старших дошкольников «Мы - друзья природы!»
материал по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Цель формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста, активизировать и закреплять знания детей о планете Земля и ее обитателях, пробуждать добрые чувства детей по отношению к природе, формировать заботливое отношение к ней, совершенствовать память, внимание, словесно - логическое мышление.

Задачи:

  1. Систематизировать знания по экологии.
  2. Формировать целостное представление о живой и неживой природе.
  3. Обучать дошкольников способам познания окружающего мира.
  4. Воспитать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом, развивать чувство любви к объектам природы;
  5. Воспитывать бережное отношение к природе, её ресурсам, животному и растительному миру;
  6. Развивать познавательный интерес к миру природы;
  7. Развивать связную речь и активный словарь.
  8. Закрепить умение работать в команде.
  9. Развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать, воспитывать в детях умение логически мыслить, правильно формируя выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_my_druzya_prirody.docx33.99 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина по экологическому воспитанию старших дошкольников
«Мы - друзья природы!»

Зенкова Любовь Федоровна

Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 34» г. Воркуты

Цель формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста, активизировать и закреплять знания детей о планете Земля и ее обитателях, пробуждать добрые чувства детей по отношению к природе, формировать заботливое отношение к ней, совершенствовать память, внимание, словесно - логическое мышление.

Задачи:

  1. Систематизировать знания по экологии.
  1. Формировать целостное представление о живой и неживой природе.
  1. Обучать дошкольников способам познания окружающего мира.
  1. Воспитать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом, развивать чувство любви к объектам природы;
  1. Воспитывать бережное отношение к природе, её ресурсам, животному и растительному миру;
  1. Развивать познавательный интерес к миру природы;
  1. Развивать связную речь и активный словарь.
  1. Закрепить умение работать в команде.
  1. Развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать, воспитывать в детях умение логически мыслить, правильно формируя выводы.

Материалы и оборудование: эмблемы для участников команд, картинки с изображением деревьев, листья разных деревьев, иллюстрации плохих и хороших поступков по отношению к природе, иллюстрации со следами животных, «лепестки» цветка с картинками диких и домашних животных, картинки с изображение перелетных и зимующих птиц. Муз.центр, запись из телепередачи «В мире животных», «Голоса птиц», «Как прекрасен этот мир», спокойная музыка.

Предварительная работа: наблюдения за растениями, птицами, беседы о жизни диких и домашних животных, о лесе, заучивание пословиц, стихов, песен, разгадывание загадок, чтение художественных произведений, беседа о правилах поведения в лесу, рассматривание иллюстраций о природе, знакомство с Красной книгой.

ХОД:

Наша сегодня викторина - о природе.

«Здесь знает каждый, ты и я,

Природу обижать нельзя!»

-Наша с вами Земля - прекрасная планета, полная чудес и загадок. Нас окружает великолепная природа. На Земле живут люди, животные, птицы, рыбы, растения, всем им должно быть хорошо, а люди должны заботиться о живой природе. Но, к сожалению, люди, не всегда замечают красоту, окружающую их, не заботятся о природе и, что еще хуже, наносят ей непоправимый вред!

-Ребята, я надеюсь, что вы покажите свои знания о природе и постараетесь доказать, что являетесь настоящими друзьями природы. А для того, чтобы правильно ответить на все вопросы, постарайтесь быть внимательными.

Итак, начнем нашу викторину с приветствия команд: Соревноваться будут две команды. Команда «Зайчата» и команда «Бельчата».

«Зайчата»: Мы зайчики, длинные ушки, быстрые лапки. Прыгаем ловко, любим морковку.

«Бельчата»: Мы белочки, ловкие и быстрые, хвостики золотистые, прячемся в дупло, прыгаем легко.

Для каждой команды будут даваться задания. За быстрое и правильное выполнение задания команды будут получать фишки. Та команда, у которой окажется большее количество фишек и выигрывает.

-Начнем викторину с разминки команд.

Задание 1. Вам надо ответить по очереди на мои вопросы, первую букву каждого ответа мы с вами будем крепить на доску и в конце получим слово.

  1. Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник)

  1. Дерево с круглыми яркими плодами, которые до зимы живут и являются кормом для птиц.? (Рябина)
  1. Ранним утром во дворе

Лёд улёгся на траве.

И весь луг стал светло-синий.

Серебром сверкает... (иней)

  1. Утром на траве бусы засверкали, всю траву собой заткали. А пошли искать их днём

- ищем, ищем, не найдём. (Роса)

  1. Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок,

На него подуй слегка,

Был цветок и нет цветка.

(Одуванчик).

  1. Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает,

И бормочет, и поет, убаюкивает. (Дождь)

  1. Яростно река ревёт и разламывает лёд. В домик свой скворец вернулся, и в лесу медведь проснулся, в небе жаворонка трель. Какой же месяц к нам пришёл? (Апрель) (ключевое слово получается - ПРИРОДА) Каждую букву дети прикрепляют с помощью магнитов на доску.)

Молодцы, ребята справились с заданием. Ключевое слово у нас получилось - ПРИРОДА.

-А сейчас мы послушаем стихотворение:

«Наш дом родной, наш общий дом - Земля, где мы с тобой живем!

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря -

Все называется земля!

Первая тема, о которой мы сегодня будем говорить это - «Деревья - наши друзья»

Проверить ваши знания, ребята, нам помогут вопросы викторины:

Вопросы викторины:

  • Как вы понимаете, что такое лес?
  • Какие деревья растут в наших лесах?
  • Зачем люди ходят в лес?
  • Как надо относиться к лесным обитателям?

А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру.

«С какого дерева листочек?»

Каждый ребенок вынимает из «Волшебного мешочка» листочек и должен назвать, с какого дерева он слетел. За правильные ответы каждой команде фишки.

Далее мы свами будем беседовать о птицах - «В гостях у птиц»

Ребята, а кто же в лесу главные жители деревьев? (Ответы детей)

Много птиц живёт в лесу, но не всегда их можно увидеть, чаще всего мы слышим их пение. Отгадайте, какая птица поёт, за правильный ответ получаете фишку. (Прослушивание записи пения птиц. Ответы детей: кукушка, грач, соловей, сова и др.)

Ребята, вы - молодцы, можете узнать птиц по голосу, за правильные ответы получайте по фишке.

Вопросы викторины:

  • Какие бывают птицы? (Перелётные и зимующие).
  • Что значит - перелётные? Назовите их. (ответы детей)
  • Что значит - зимующие? Назовите их. (ответы детей)
  • А как вы, ребята, можете помочь птицам зимой? (ответы детей)

Загадки о птицах

Непоседа пёстрая,        Всё вертится, суетится,

Птица длиннохвостая,        Её на месте не сидится,

Птица говорливая,        Это бойкая .. .(синица)

Самая болтливая, (сорока)

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдёт приют,

Не боится он простуды

С первым снегом тут как тут.

(снегирь)

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Дружат в нашей группе Девочки и мальчики.

(Соединять пальцы в "замок”).

С вами мы подружим Маленькие пальчики.

(Касание кончиков пальцев обеих рук).

Раз, два, три, четыре, пять - Начинай считать опять.

(Парное касание пальцев от мизинцев).

Раз, два, три, четыре, пять - Мы закончили считать.

(Руки вниз, встряхнуть кистями).

Давайте поиграем в игру. Я буду называть птиц. Как только вы услышите, что я ошиблась, то есть назвала не птицу, а что-то другое или кого-то другого, вы сразу же должны возмутиться (затопать, захлопать) и поправить меня.

Прилетели птицы:

«Голуби, синицы,

«Голуби, синицы,

Мухи и стрижи...

Прилетели птицы:

«Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны...

Прилетели птицы:

Галки и стрижи,

Комары, чижи...

Прилетели птицы:

«Голуби, синицы,

Аисты стрижи, Галки и чижи!»

Следующее задание «Отберите зимующих и перелетных птиц».

На картинках, зимующие и перелетные птицы, одна команда отбирает зимующих

птиц, другая - перелетных.

«Звериное царство »

Не только птицы живут в нашем лесу, а кто ещё - отгадайте:

Куцехвостик, длинноушка,

 На пеньке ты как игрушка.

Лапки ты свои поджал...

От лисички убежал? (заяц)

Разбойник он серый, нет ему веры.

Всё клыками щёлк, кто же это?....

(волк)

У кого из всех зверей

Хвост пушистей и длинней? (лиса)

Дети, как одним словом мы можем сказать - кто это? (ответы детей)

Вопросы викторины:

—- Как заяц готовится к зиме?

  • Где живёт белка?
  • У какого дикого животного есть рога и копыта?

— Что такое «Красная книга»?

Физкультминутка «А теперь на месте шаг»

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем —

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

-Сейчас ребята каждой команды покажут лесных животных с помощью мимики и движения: «Зайчики» - волка, «Белочки» - лису, (под музыку)

-А теперь я предлагаю двум участникам защитить честь своих команд. Перед вами лепестки цветов, на которых изображены животные. Выложите цветок (капитан «Зайчиков» - с дикими животными, капитан «Белочек» - с домашними).

«Мне по нраву только тот, мир лесной кто бережет,

Тот, кто веток не сломает, тот, кто птичку не спугнет,

Мухомор сшибать не станет и костер не разведет.

Кто всегда, всегда в лесу уважает тишину».

-У меня есть картинки. Правила поведения в лесу. Мы сейчас их с вами рассмотрим и расскажем, как нужно себя вести в лесу, что можно делать, а чего нельзя. (Просмотр картинок).

-Ребята, а вы любите бывать в лесу?

-Вспомните, какие пословицы о лесе вы знаете, (команды называют по очереди) Много леса - не губи, мало леса - береги.

По лесу ходи - под ноги гляди.

Лес и вода - брат и сестра.

Рощи да леса - всему свету краса.

Растения - земли украшение.

Лес не школа, а всех учит.

Враг природы тот, кто лес не бережет.

Лес - это богатство и краса, береги наши леса.

Ребята, а кто следит за порядком в лесу и если нужно, помогает всем его обитателям? (ответы детей)

Чтобы сосны, липы, ели Не болели, Зеленели, Чтобы новые леса Поднимались в небеса, Их под звон И голос птичий Охраняет — кто?.. Дети: Лесничий.

Да, ребята, лесничий (или егерь) - главный человек в лесу.

Но вот, ребята, и подошла к концу наша викторина, какие вы сегодня были молодцы, показали, как много вы знаете о природе

Я надеюсь, что вы будете добры к окружающей нас природе, будете беречь и охранять растения и животных и будете радовать нас только хорошими поступками. Спасибо всем участникам и зрителям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема моего педогагического опыта "Экологическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с природой родного края"

Задачи экологического образования -это приоритетное направления совершенствования системы  образования в Российской федерации  на значимость организации системного подхода к экологическому о...

Викторина по экологическому воспитанию старших дошкольников "Мы друзья - природы"

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного  совершенствования физических и психических ...

Викторина по экологическому воспитанию старших дошкольников "Мы – друзья природы!"

Викторина на тему "Мы - друзья природы" с целью познания и освоения темы окружающего мира....

Викторина по экологическому воспитанию старших дошкольников на тему "Мы-друзья природы!"

Викторина по экологическому воспитанию старших дошкольников на тему "Мы-друзья природы!"...

Непосредственная образовательная деятельность по экологическому воспитанию старших дошкольников «Наши пернатые друзья».

Программные задачиОбразовательные: Обобщать, закреплять знания о зимующих птицах. Упражнять детей в классификации птиц на городских, лесных, водоплавающих. Продолжать учить отгадывать загадки.Развиваю...

Статья на тему "Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников Воспитание нравственных норм и бережного отношения к природе у ребёнка"

О необходимости экологического воспитания детей дошкольного возраста, важности развития в ребенке желания заботиться и оберегать природу и окружающую среду....