Картотека опытов и экспериментов для детей 5-7 лет.
картотека по окружающему миру (старшая группа)
Эксперименты — это опыты, кото рые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений или гипотез. При проведении эксперимен тов ученые пользуются разными приборами, предметами: и острыми, и стеклянными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentirovanie_starshiy_vozrast.docx | 24.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека опытов и экспериментов для детей 5-7 лет.
Блок «Веселые механизмы»
ОПЫТ №1: Изучаем механизм часов
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с устройством механизма часов.
МАТЕРИАЛЫ: Отвертки, старый будильник.
ДЕЙСТВИЯ:
1.Раскрути шурупы с обратной стороны будильника и сними заднюю стенку.
2.Рассмотри внутренности будильника: шестеренки, пружины, молоточек.
3.Попробуй завести будильник и увидишь, как двигаются шестеренки.
РЕЗУЛЬТАТ: Теперь ты знаешь, как устроен механизм часов и что приводит в движение шестеренки.
ОПЫТ №2: Шестерёнки
ЦЕЛЬ: Научить детей изготавливать шестерёнки, познакомить с процессом вращения механизмов.
МАТЕРИАЛЫ: Полоски гофрированной бумаги, шириной около 1 см, крышки от банок и бутылок, кнопки и доска для накалывания кнопок, короткий деревянный штырь, клей, бумага.
ДЕЙСТВИЯ:
1.Наклей полоску гофрированной бумаги вокруг края крышки.
2. Проделай маленькую дырочку в середине крышки и приколи свою шестеренку к доске кнопкой, чтобы шестерёнка свободно вращалась.
3.Изготовь ещё несколько шестерёнок разного диаметра и укрепи их на доске, как и первую.
4. Приклей рукоятку (штырь) между центром и краем одной шестеренки.
РЕЗУЛЬТАТ: При вращении одной шестерёнки ее зубцы будут захватывать зубцы другой шестерёнки, заставляя ту вращаться в противоположном направлении.
ОПЫТ №3: Волшебный калейдоскоп
ЦЕЛЬ: Научить изготавливать калейдоскоп из подручных материалов.
МАТЕРИАЛЫ: Три прозрачные пластмассовые линейки, цветная бумага, картон, бусы, паетки, бисер, скотч, изолента, бумажный треугольник с дыркой в середине.
ДЕЙСТВИЯ:
1.Из линеек собираем призму и обматываем изолентой.
2. Обматываем призму цветной бумагой и скрепляем изолентой.
3.Затем к одной открытой стороне прикрепляем скотч.
4. Конструкцию заворачиваем в цветной картон и закрепляем изолентой.
5. Засыпаем в отверстие бусинки, паетки, бисер.
6. Заклеиваем отверстие треугольником с отверстием.
РЕЗУЛЬТАТ: Калейдоскоп готов и можно любоваться красивыми узорами.
ОПЫТ №4: Устройство телефона
ЦЕЛЬ: Познакомить с устройством кнопочного телефона.
МАТЕРИАЛЫ: Телефон, отвертки.
ДЕЙСТВИЯ:
1.Раскручиваем шурупы в нижней части телефона и вскрываем корпус.
2. Рассматриваем внутреннее устройство телефона: кнопки, плата, отсек для батареек, микрофонный капсюль, контакты.
РЕЗУЛЬТАТ: Теперь нам известно как устроен телефон и что у него внутри.
ОПЫТ №5: Рычаги
ЦЕЛЬ: Учить детей изготавливать рычаг, познакомить со способом действия рычага.
МАТЕРИАЛЫ: Деревянная дощечка, деревянный штырь, полоски цветной бумаги, грузы.
ДЕЙСТВИЯ:
1.Разметить дощечку по длине полосками из цветной бумаги (расстояние 3 см)
2. Приклеить штырь к спичечной коробке, чтобы соорудить шарнир.
3. Поместить центр дощечки на шарнир, так чтобы оба конца рычага были уравновешены.
4. Положить груз на расстоянии в три отметки от оси.
5. Определить, куда требуется положить груз, чтобы поднять первый груз.
РЕЗУЛЬТАТ: Если груз расположен ближе к оси, то поднимать его легче, не надо прилагать дополнительных усилий.
ОПЫТ №6: Весы
ЦЕЛЬ: Учить детей изготавливать весы, показать процесс взвешивания легких материалов.
МАТЕРИАЛЫ: Картон, клейкая лента, нитки, гвозди, деревянная палочка, деревянный штырь, два стакана, пластилин, булавки.
ДЕЙСТВИЯ:
1.Попроси взрослого сделать прорезь в штыре и вклей деревянную палочку в прорезь.
2. Вбей в штырь два тонких гвоздика, по одному в каждый конец.
3. Сделай чашки весов из картонных квадратиков при помощи ниток и клейкой ленты.
4. Прорежь выемки по обе стороны палочки и подвесь туда чашки.
5. Установи весы на перевернутых стаканах. Для того, чтобы было полное равновесие, добавляй маленькие кусочки пластилина.
РЕЗУЛЬТАТ: Используй весы для взвешивания легких предметов.
ОПЫТ №7: Винт Архимеда
ЦЕЛЬ: Учить детей изготавливать винт, показать способ действия винта.
МАТЕРИАЛЫ: Деревянный штырь, плотницкий нож, пластиковая бутылка, клей, чертежная кнопка, плотный картон.
ДЕЙСТВИЯ:
1.Попроси взрослого помочь отрезать дно бутылки и вырезать треугольное отверстие в ее горлышке.
2.Вырежи шесть картонных дисков. Диаметр дисков должен быть таким, чтобыони плотно вставлялись в бутылку.
3. Вырежи маленькую дырочку в центре каждого диска, того же диаметра, что и штырь.
4. Сделай прорезь в каждом из картонных дисков, от центра к краю.
5. Теперь склей между собой картонные диски так, чтобы получился винт.
6.Приклей свободный край прорези второго диска к противоположному краю прорези третьего диска.
7. Продолжай склеивать таким образом края прорезей дисков. Шесть склеенных дисков образуют винт.
8. Продень штырь через диски и растяни свой винт по длине штыря. Приклей два свободных конца винта к штырю.
9. Опусти готовый винт в бутылку. Закрепи винт кнопкой, проколотой сквозь крышку бутылки и входящей в край штыря.
РЕЗУЛЬТАТ: Опусти винт в миску с попкорном и осторожно поверни штырь, чтобы поднять вверх немного кукурузы. Подобные винты используются для подъема воды из рек для орошения растений, в сельскохозяйственных комбайнах для подъема собранного зерна в специальный бункер.
ОПЫТ №8: Умный калькулятор
ЦЕЛЬ: Познакомить с устройством калькулятора.
МАТЕРИАЛЫ: Калькулятор, отвертки.
ДЕЙСТВИЯ:
1.С помощью отвертки открути шурупы и вскрой корпус калькулятора.
2.Убери батарейки.
3. Рассмотри процессор, плату, дисплей, провода, солнечную батарею, аккумулятор.
РЕЗУЛЬТАТ: Нам известно, как устроен внутри калькулятор и из чего он состоит.
Блок «Маленькие изобретатели»
ОПЫТ №1: Кинетический песок
ЦЕЛЬ: Научить детей изготавливать кинетический песок для лепки.
МАТЕРИАЛЫ: Две чашки крахмала, одна чашка воды, четыре чашки песка, пищевые красители.
ДЕЙСТВИЯ:
1.Возьми две чашки крахмала и чашку воды и тщательно перемешай.
2.Теперь добавь 4 чашки песка и тщательно перемешай.
3.Добавь несколько капель любого красителя и песок станет цветным.
РЕЗУЛЬТАТ: Кинетический песок готов и можно лепить всё что пожелаешь.
ОПЫТ №2: Самодельный пластилин
ЦЕЛЬ: Научить детей изготавливать пластилин для лепки.
МАТЕРИАЛЫ: Один стакан холодной воды, две столовые ложки растительного масла, один стакан соли, три стакана муки, две столовые ложки крахмала.
ДЕЙСТВИЯ:
1. Все ингредиенты смешай в миске до однородной массы. Муку и крахмал добавляй постепенно, тщательно все размешивая.
2. Храни пластилин в закрытой таре или замотай его в пленку.
РЕЗУЛЬТАТ: Наш пластилин готов, можно приступать к работе.
ОПЫТ №3: Зубная паста
ЦЕЛЬ: Научить детей изготавливать экологически чистую зубную пасту.
МАТЕРИАЛЫ: Фруктовое желе, сода, мел, соль, эфирное масло.
ДЕЙСТВИЯ:
1.Смешай две чайных ложки желе, две чайных ложки мела, одну чайную ложку соды и щепотку соли до однородной консистенции.
2.Добавь одну - две капли эфирного масла.
РЕЗУЛЬТАТ: Зубная паста готова и можно почистить зубы, храни пасту следует в холодильнике в течение суток.
ОПЫТ №4: Мыло
ЦЕЛЬ: Учить детей изготавливать ароматное мыло.
МАТЕРИАЛЫ: Мыльная основа или детское мыло, базовое масло, эфирное масло, красители, глицерин, посуда, формочки для мыла, вода.
ДЕЙСТВИЯ:
1.Сто грамм детского мыла натри на терке и растопи на водяной бане, добавь капельку воды.
2. Добавь три чайных ложки персикового масла, пять капель эфирного масла, чайную ложку глицерина.
3. Перелей смесь в формочки и убери их в холодное место.
РЕЗУЛЬТАТ: Извлеки мыло из формочек и помой руки.
ОПЫТ №5: Фруктовый сорбет
ЦЕЛЬ: Научить детей изготавливать десерт - фруктовый сорбет.
МАТЕРИАЛЫ: Сок, лёд, соль, полиэтиленовые пакеты.
ДЕЙСТВИЯ:
1.Налей в полиэтиленовый пакет сок и плотно его завяжи.
2. В большой пакет положи кубики льда и добавь стакан соли.
3. Пакет с соком положи в пакет со льдом и тщательно встряхивай в течение двух-трех минут.
РЕЗУЛЬТАТ: Сок постепенно начинает замерзать и густеть, твой сорбет готов к употреблению.
ОПЫТ №6: Пальчиковые краски
ЦЕЛЬ: Учить изготавливать пальчиковые краски для творчества детей.
МАТЕРИАЛЫ: Два стакана муки, полтора стакана воды, семь столовых ложек соли, полторы ложки растительного масла, пищевой краситель, баночки для красок.
ДЕЙСТВИЯ:
1. В миску для приготовления красок положи муку, добавь соль и хорошо перемешай. Затем добавь воду и тщательно перемешай.
2. Раздели полученное тесто на несколько частей – столько, сколько должно получиться цветов пальчиковых красок.
3. Добавь в каждый кусочек теста пищевой краситель и хорошо размешай.
РЕЗУЛЬТАТ: Пальчиковые краски готовы, можно рисовать.
ОПЫТ №7: Мыльные пузыри
ЦЕЛЬ: Научить детей способу приготовления раствора мыльных пузырей.
МАТЕРИАЛЫ: Триста грамм Фейри, один литр дистиллированной воды, две столовых ложки сахара, двадцать пять грамм глицерина, разрыхлитель для теста.
ДЕЙСТВИЯ:
1.В глубокую миску налей воды, добавь Фейри, сахар, глицерин и разрыхлитель.
2.Всё тщательно размешай, следи за тем, чтобы не образовывалась пена.
РЕЗУЛЬТАТ: Мыльные пузыри готовы, можешь приступать к пусканию пузырей. Если у тебя нет под рукой ракетки для пускания пузырей, её можно изготовить из проволоки.
ОПЫТ №8: Жвачка для рук
ЦЕЛЬ: Научить детей изготавливать жвачку для рук (лизун).
МАТЕРИАЛЫ: Сто грамм клея ПВА, вода, бура, борокс, пищевой краситель, ёмкость и палочка.
ДЕЙСТВИЯ:
1.Смешай 1/4 стакана чистой воды и столько же клея, добавь краситель, борокс.
2.Помешивая клеевую однородную массу, постепенно по чуть-чуть вливай туда раствор буры, где-то в среднем половину стакана.
РЕЗУЛЬТАТ: Теперь мы знаем, как сделать дома настоящего лизуна. Выполняй этот опыт с помощью родителей.
Блок «Творим исследуя»
ОПЫТ №1: Рисунок на футболке
ЦЕЛЬ: Показать детям, как с помощью восковых мелков можно украсить футболку.
МАТЕРИАЛЫ: Футболка белого цвета, восковые мелки, утюг, наждачная бумага, фольга.
ДЕЙСТВИЯ:
1.Вложи в футболку кусок фольги.
2. Нарисуй на наждачной бумаге всё, что тебе хочется.
3. Переверни рисунок на наждачной бумаге и приложи его к поверхности футболки.
4. Нагрей утюг и прогладь наждачную бумагу.
5. Убери бумагу и ты увидишь, что получилось.
РЕЗУЛЬТАТ: Наждачная бумага шершавая. Если сделать рисунок, кусочки карандаша останутся на ней в большом количестве. Воск начинает таять при проглаживании утюгом бумаги и отпечатывается на футболке.
ОПЫТ №2: Песочное шоу
ЦЕЛЬ: Учить детей способу рисования на песке.
МАТЕРИАЛЫ: Песок, ящик с оргстеклом.
ДЕЙСТВИЯ:
1.В ящик с оргстеклом насыпь мелкий песок.
2.Попробуй пальчиками провести по песку и увидишь, как образуются узоры.
РЕЗУЛЬТАТ: Нарисуй свою картину на песке.
ОПЫТ №3: Проявляющаяся картинка
ЦЕЛЬ: Научить детей способу рисования восковыми мелками и «проявления» картинки.
МАТЕРИАЛЫ: Бумага, белый восковой карандаш, акварельные краски.
ДЕЙСТВИЯ:
1.Нарисуй на бумаге рисунок белым карандашом и предложи другу рассмотреть его.
2. Рисунок не видно, так как карандаш белого цвета.
3. Возьми акварельные краски и закрась одним цветом весь лист бумаги.
РЕЗУЛЬТАТ: Твой рисунок хорошо виден на цветном фоне, так как воск не растворяется водой.
ОПЫТ №4: Рисунки на молоке
ЦЕЛЬ: Показать детям, как расплываются краски в молоке при воздействии жидкого мыла и какие образуются замысловатые узоры.
МАТЕРИАЛЫ: молоко, стеклянное блюдце, жидкое мыло, ватные палочки, акриловые краски на водной основе, стакан.
ДЕЙСТВИЯ:
1.Налей в тарелку молоко.
2. В стакан налей жидкое мыло.
3.Капни в молоко акриловую краску одного цвета, затем другого.
4. Возьми ватную палочку, мокни в жидкое мыло и опусти в молоко.
РЕЗУЛЬТАТ: Акриловые краски плохо растворяются в молоке. Молочный жир хорошо растворяется жидким мылом. Когда ватную палочку с жидким мылом опустишь в молоко, то увидишь процесс растворения жира. Краска вместе с жиром стремительно расплывается и появляются причудливые узоры.
ОПЫТ №5: Картина из мыльных пузырей
ЦЕЛЬ: Показать способ рисования разноцветными мыльными пузырями.
МАТЕРИАЛЫ: Раствор для мыльных пузырей, гуашь, коктейльные трубочки, миски, бумага.
ДЕЙСТВИЯ:
1.Разлей раствор для мыльных пузырей в миски и добавь в каждую миску один цвет гуаши.
2.Хорошо размешай раствор и вспень его с помощью трубочки.
3. Возьми лист бумаги и нанеси разноцветные пузыри.
РЕЗУЛЬТАТ: Когда бумага просохнет, от пены остаются разноцветные круги, разводы, таким образом, получается картина.
ОПЫТ №6: Цветные разводы
ЦЕЛЬ: Показать детям способ создания цветного рисунка на ткани с помощью фломастеров.
МАТЕРИАЛЫ: Фломастеры, белая майка, пипетка, миска, спирт.
ДЕЙСТВИЯ:
1.Возьми майку белого цвета и нанеси разноцветные точки в виде цветка.
2. Набери в пипетку спирт и капни на рисунок.
3. Твой цветочек расплывается на ткани и становится большим.
4. Дождись пока рисунок высохнет и можешь надеть эту красивую майку.
РЕЗУЛЬТАТ: Спирт растворяет след от фломастера и растекается кругами по ткани вместе с краской.
ОПЫТ №7: Рисунки лаком на воде
ЦЕЛЬ: Познакомить детей со способом рисования лаком для ногтей на воде.
МАТЕРИАЛЫ: Вода, цветные лаки для ногтей, вода, прозрачная миска.
ДЕЙСТВИЯ:
1.Налей воду в миску.
2.Капни розовый лак в воду и увидишь, как он расплывается по поверхности воды.
3. Затем капни в середину розового пятна другой лак и так далее.
РЕЗУЛЬТАТ: Капли лака расплываются на поверхности воды и образуются красивые разноцветные узоры. Выполняй опыт при помощи взрослых.
ОПЫТ №8: Восковой витраж
ЦЕЛЬ: Познакомить детей со способом изготовления воскового витража.
МАТЕРИАЛЫ: Восковые карандаши, терка, утюг, два листа термостойкой пленки.
ДЕЙСТВИЯ:
1.Натри на терке отдельно каждый карандаш.
2.На одной пленке выложи рисунок натертыми восковыми карандашами и закрой его сверху другой пленкой.
3. Нагрей утюг и прогладь пленку.
РЕЗУЛЬТАТ: Под воздействием утюга воск плавится и пленка склеивается, таким образом, получается разноцветный витраж.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»
Подготовила: воспитатель Ван О.Н.Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процес...
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ "ОПЫТЫ С ВОДОЙ"
Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся пер...
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»...
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, ...
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»
Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся пер...
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ«ОПЫТЫ С ВОДОЙ»...
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»
Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся пер...