Литературный материал к познавательным занятиям по теме: "Книга"
материал по окружающему миру (старшая группа)

Овсянникова Ирина Леонидовна

Подборка стихотворений, рассказов, загадок, пословиц, используемых при изучении темы "Зачем человеку книги?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnyy_material_po_teme_kniga.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературный материал по теме: «КНИГА»

СЛОВО ПРО СЛОВО

Ю. Энтин

Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,
Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.
Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги, друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!

 

ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ КНИЖКИ

Л. Крутько

Свежий ветер напевает
Дальних странствий голоса,
Он страницы раздувает,
Словно чудо - паруса!

Посреди любой страницы
Оживают чудеса,
Не слипаются ресницы,
Разбегаются глаза!

Но читая дни и ночи
И плывя по морю строчек,
Курса верного держись!
И тогда откроют книжки –
Замечательные книжки –
Замечательную жизнь!

КАК БЫ ЖИЛИ МЫ БЕЗ КНИГ?..

Сергей Михалков


Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До веселых повестей?..
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А ее на полке нет!
Нет твоей любимой книжки —
‘Чипполино’, например,
И сбежали, как мальчишки,
Робинзон и Гулливер.
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
От бесстрашного Гавроша
До Тимура и до Кроша —
Сколько их, друзей ребят,
Тех, что нам добра хотят!
Книге смелой, книге честной,
Пусть немного в ней страниц,
В целом мире, как известно,
Нет и не было границ.
Ей открыты все дороги,
И на всех материках
Говорит она на многих
Самых разных языках.
И она в любые страны
Через все века пройдет,
Как великие романы
‘Тихий Дон’ и ‘Дон Кихот’!
Слава нашей книге детской!
Переплывшей все моря!
И особенно советской —
Начиная с Букваря!

БУМАЖНЫЙ КОРАБЛИК ПО ИМЕНИ

"КНИГА"

А.  Сметанин

Бумажный кораблик
По имени "Книга"
Не хуже корвета,
Фрегата и брига
Меня увлечёт
В океаны мечтаний,
Где щедро откроет
Сокровища знаний.
Готовы нести меня
В дальние страны
Рассказы и сказки,
Стихи и романы.
Страниц паруса
Наполняются бризом
Историй талантливых,
Полных сюрпризов.
А я командор
Экспедиции-чтения.
Поплыли со мною
Искать приключения!

ПРАЗДНИК КНИЖКИ

З. Бычков

Тает снег, клокочут воды,
Звонко птицы гомонят.
По-весеннему сегодня
Расцвели глаза ребят.
Очень любят праздник книжки
И девчонки, и мальчишки.

Книга – верный,
Книга – первый,
Книга – лучший друг ребят.
Нам никак нельзя без книжки,
Нам никак нельзя без книжки! –
Все ребята говорят.

ПЕРВАЯ КНИЖКА

Д. Кугультинов

Книгу первую мою

Берегу я и люблю.

Хоть пока и по слогам,

Я ее читаю сам -

И с конца, и с серединки,

В ней красивые картинки,

Есть стихи, рассказы, песни.

С книгой жить мне интересней!

КНИГОГРАД

Д. Кугультинов

В моем шкафу теснится к тому том.

И каждый том на полке словно дом...

Обложку - дверь откроешь второпях -

И ты вошел, и ты уже в гостях.

Как переулок - каждый книжный ряд.

И весь мой шкаф -

Чудесный Книгоград!

          

ЗАГАДКИ

***
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Терпеливым языком.  (Книга)

***

Говорит она беззвучно, 
А понятно и не скучно. 
Ты беседуй чаще с ней – 
Станешь в десять раз умней. (Книга)

***

Открыть свои тайны любому готова.

Но ты от нее не услышишь ни слова.

(Книга)

***

Не куст, а с листочками, 
Не 
рубашка, а сшита, 
Не человек, а рассказывает. (Книга)

***

Склеена, сшита.

Без дверей, а закрыта.

Кто ее открывает -

Очень многое знает. (Книга)

***

Я все знаю, всех учу.

А сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться

Нужно грамоте учиться!

***

Есть листок, есть корешок,

А не куст, и не цветок.

Нету лап, нету рук,

А приходит в дом как друг.

На колени к маме ляжет

Обо всем тебе расскажет! (Книга)

***

Открыть свои тайны любому готова.

Но ты от нее не услышишь ни слова.

(Книга)

***

Снаружи смотришь -
Дом, как дом,
Но нет жильцов обычных в нём.
В нём книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках
Вдоль стены
Вместились сказки старины,
И Черномор,
И царь Гвидон,
И добрый дед Мазай...
Как называют этот дом?
Попробуй угадай! (Библиотека)

ПОСЛОВИЦЫ  И  ПОГОВОРКИ

  • С книгой поведешься - ума наберешься.
  • Книга твой друг, без нее как без рук.
  • Книги читать - не в ладушки играть.
  • Золото добывают из земли, а знания из книг.
  • Книгу читаешь - как на крыльях летаешь.
  • Книга не самолет, а  за тридевять земель унесет.
  • Кто много читает, тот много знает.

КАК  СОЗДАЛИ  КНИГУ

Книга - окно в мир. Откроешь страницу, другую - раздвинутся стены дома и класса. Ты можешь узнать и про жаркие и про холодные страны, про то, как живут люди в разных городах и землях.

Протяни руку к книге. И вместе с ней ты будешь радоваться и печалиться, смеяться и грустить.

Нет лучшего подарка, чем хорошая, интересная книга. Ее ценят, хранят, берегут.

А откуда же взялась книга? Кто ее придумал? И как же ее сделали?

Обо всем этом и пойдет наш рассказ.

ПЕРВЫЕ  КНИГИ

Первые древние книги были не всегда такими, какими ты видишь их сейчас. Их писали палочкой на глиняных дощечках и каждую дощечку нанизывали на веревку или на прутик. Получалась книга, которую и носить - то было тяжело.

Позже в древнем городе Пергаме научились писать на кожаных листах, хорошо  и тонко выделанной коже животных - пергаменте. Эти листы из пергамента были очень прочные и сохранились до наших дней. Пергамент складывали пополам, потом еще раз и получались страницы. Каждая четверть пергамента называлась "тетрадос", в переводе - четвертушка большого листа. Вот откуда и название обычной тетрадки.

В старину. даже когда изобрели бумагу, книги писались от руки. Работа продвигалась медленно. На изготовление одной, единственной  рукописной книги уходило 5 - 7 лет. Каждая буква рисовалась. Начальную букву новой главы, части книги, выделяли красной краской. Отсюда и пошло выражение - начать писать с красной строки.

Писали гусиными, лебяжьими, павлиньими перьями. Обложки делали из дощечек, обтянутых кожей, и украшали драгоценными камнями, золотыми и серебряными  застежками.

Такая книга стоила больших денег. Одну книгу можно было обменять на табун лошадей или на целое стадо коров. Но рукописные книги портились при пожарах и наводнениях, в походах и странствиях, куда их брали с собой грамотные люди.

Погибнет одна такая книга и следов от нее не оставалось. Читать книгу могли очень немногие - один - два человека. Люди стали думать, как сделать книгу доступной не отдельному человеку, а сразу многим.

ПЕРВОПЕЧАТНИК

ИВАН ФЕДОРОВ

На славянском языке печатных книг совсем не было. Стали в Москве думать - кто этим займется? Кому это по плечу? Где такого человека отыскать?

Такой человек нашелся. Звали его Иван Федоров. Он читал много книг на разных языках. И называли его книжником. Сам он переписывал книги. Стал Иван Федоров думать, как отпечатать книги на славянском языке. Заказал отлить славянские буквы из металла. По многу каждой из букв, чтобы из них набирать слова, строчки и целую страницу. Он придумал  печатный станок, в котором помещалась рама в размер страницы. В нее набирались вручную буквы и зажимались крепко в раме. Смазывали их краской. Накладывали бумагу, которую давили прессом, вделанным в станок. Получалась отпечатанная страница. Из страниц сшивали книгу.

Дом, где печатали книги, назывался Печатной избой. Она была недалеко от Кремля. На том месте теперь стоит памятник русскому первопечатнику Ивану Федорову.

Первая книга была церковной и называлась "Апостол". Затем напечатали "Часовник" - по ней тогда учили детей грамоте...

Увидел Иван Федоров, что народ грамоты не знает. Глядят люди в книгу, как слепые, а читать не умеют. Понял он, что нужна книга , по которой люди учились бы грамоте. Нужен букварь.

Писать первый Букварь было некому. И взялся за эту работу сам Иван Федоров. Первый Букварь он составил так, чтобы детки по нему учились и буквам, и цифрам, добрым делам и хорошим мыслям. В конце Букваря премудрый сочинитель - автор его поместил обращение "к возлюбленному русскому народу", советуя всем учить детей грамоте.

КАК ТЕПЕРЬ ПЕЧАТАЮТ КНИГИ

Теперь все дети учится. И все начинают учиться с Букваря.

Уже сейчас книги стали спутниками твоей жизни. Сначала тебе читали папа и мама, а теперь ты их сам читаешь. Книг нужно напечатать множество, чтоб каждому ученику хватило, да не по одной, а сразу по нескольку книг.

Как же их сделали?

Прежде всего книгу пишет писатель или ученый. Он называется автором книги. На бумаге он изложил свои умные мысли, выразил свои чувства. Эти записи называются рукописью. Одну книгу - задачник ли, книгу ли рассказов, стихов автор сочиняет не один и не два месяца. Над книгой, чтобы она была всем понятна и интересна, автор обычно трудится несколько лет. Чтобы написать целую книгу, надо развивать свой талант.

Рукопись отдают в издательство. Ее там читают, где надо подправляют. И готовят к набору - делают пометки, как надо ее печатать, где начать с красной строки, где пропустить строчку и т.д. Набор делают в типографии. Сначала делали его на ручных станках. На это уходило много времени. И люди изобрели машину, которая стала из букв - литеров сама набирать строчки и страницы. Мастер - наборщик сидит и нажимает клавиши, как на пишущей машинке.

Машина подает набранный текст в печатный цех. Рабочий - печатник включает мотор. Сразу завертелись десяток валов и валиков. Одни накатывают краски, другие разматывают рулоны с бумагой, третьи тянут бумагу, четвертые прижимают ее к печатным барабанам.

Лист из рулона большой и широкий. На нем печатается сразу много страниц. Он попадает в другую машину, которая сгибает эти листы так, чтоб получилась тетрадка. Потом эти тетрадки идут в особую машину, которая их сшивает в блоки. Но и это еще не все. Чтоб книга была прочной и красивой, переплет делают из картона или толстой бумаги. Сшитые тетрадки подравнивают, обрезают и промазывают клеем, затем кладут под пресс. Теперь книга готова. О ней говорят - книга вышла в свет! Внизу на обложке ставится дата ее рождения. Это очень важно. По этой дате видно, сколько времени прожила книга. Некоторые книги живут сотни лет. Понял ли ты теперь, сколько людей  и разных умных машин трудились над твоей книгой?

Благодаря книгам люди становятся просвещенными. "Чтение - вот лучшее учение" - так сказал великий поэт А.С. Пушкин. В старину говорили: "Книга - это чудо, сотворенное людьми".

(З. Трофимова)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия на тему "Книга в жизни человека"

Вид занятия: познавательное  Тема: «Книга в жизни человека»Цель: создать условия, способствующие самоутверждению детей и умению высказывать своё мнение, решать исследуемую проблему и получать пра...

конспект занятия на тему "Книга в жизни человека"

Вид занятия: познавательное  Тема: «Книга в жизни человека»Цель: создать условия, способствующие самоутверждению детей и умению высказывать своё мнение, решать исследуемую проблему и получать пра...

Детский литературный материал , используемый на занятиях по рисованию.

Литературный материал поможет педагогам организовать интересное познавательное занятие. В подборку входят: "Пять пальцев" бурятскаясказка, "Сказка про краски", "Смешивание красок"  Л.Яхнин, "Прит...

Совместное детско-родительское занятие по теме: «Книга – твой друг» с детьми старшего дошкольного возраста.

Совместное детско-родительское занятие по теме: «Книга – твой друг»Что же такое совместное занятие? На первый взгляд – то же самое, что и открытое занятие, но это не так! На совместном занятии нет пос...

Конспект занятия на тему: «Книга для Умки»

Обогащение активного словаря детей за счёт расширения представлений о времени года осень. Конспект  образовательной деятельности по коррекционной работе с детьми старшего возраста....

Литературный материал для познавательных занятий по теме "Труд. Профессии"

Подборка стихотворений, используемых при изучении темы "Зачем человек трудится?"...

Познавательное развитие на тему «Книги каждые нужны, книги всякие важны».

У ребенка развивается логическое мышление. Благодаря чтению ребенок учится правильно составлять предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение. Кроме того, у ребенка формируется...