Проект "Лук на окне" Исследовательская деятельность в старшей группе.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Астапенко Наталья Владимировна

Проект "Лук на окне"  разработан для детей старшей группы, который поможет в работе воспитателям донести малышам знания об этом растении, полезных свойствах, о способах выращивания и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

Тема: «Лук на окне!»

Старшая группа № 4

                                                        Составили:

Астапенко Н.В., Бебелина Н.А.

 Воспитатели 

Вид проекта: познавательно- исследовательский.

Актуальность: 

        Весной люди чаще болеют простудными и инфекционными заболеваниями, так как в этот период человеческому организму не хватает витаминов после долгой зимы. Так же люди чаще утомляются, не могут долго концентрировать свое внимание, у них часто бывает плохое настроение.

         Познакомившись со свойствами витаминов и продуктами, которые их содержат, мы выделили основной витамин, отвечающий за наше весеннее здоровье: витамин С (аскорбиновая кислота).

        Особенно богаты витамином С следующие продукты: киви, апельсины, лимонный сок с мякотью, малина, грейпфрутовый сок (свежеприготовленный), свекла, лук, зеленый горошек,  капуста.

        Из всех перечисленных продуктов питания наиболее всего нас  заинтересовал лук (точнее перо лука, в котором сконцентрировано наибольшее количество витамина С).

        Кроме того, помимо этого витамина лук богат фитонцидами  (от греческого слова «фитон» — растение и латинского «цедере» — убивать), убивающими вредных микробов, вирусов, бактерий.. Зелёный лук полезен при авитаминозе, упадке сил, сонливости, головокружении, весеннем утомлении. Конечно, в наше время зелёный лук можно купить на рынке, в магазине круглый год, но всегда есть опасность "нарваться" на луковую зелень с обильной нитратно-пестицидной "начинкой". Не все производители овощей и зелени, используют технологии выращивания, обеспечивающие получение экологически чистого продукта.

        Зеленый лук можно вырастить в домашних условиях на подоконнике, тогда у тебя всегда рядом будет чудодейственное лекарство.

        Как вырастить лук на подоконнике?

        Какие условия  наиболее подходят для выращивания лука на перо?

        Этому и посвящено наше исследование.

Цель : узнать, в какую среду нужно поместить луковицы, чтобы получить много зелёных вкусных и полезных перьев в домашних условиях.

Задачи : 

- изучить литературу о репчатом луке;

-формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;
- расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений;
- привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений;
- воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
- активизировать речь и обогащать словарь детей;
- формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.

Предмет исследования: выращивание лука репчатого на перо.

Методы исследования: анализ литературы, опрос, наблюдение, сравнение, фотографирование.

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы и их родители.

Продолжительность : краткосрочный (3-4 неделя)

Основные формы реализации проекта:

-Консультации для родителей.

-Дидактические игры и упражнения.

-Чтение художественной литературы.

-Беседы, рассматривание наглядного материала.

-Художественно-изобразительная деятельность.

Прогнозируемые результаты:

 Реализация данного проекта будет способствовать:

- сближению родителей, детей и педагогов,

- развитие интереса детей и родителей к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

1.Сбор литературы по данной теме.

2.Составление плана работы.

3.Разработка содержания проекта.

Основной этап:

1.Выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми и родителями.

2.Большая совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач.

3.Подборка художественных произведений, потешек, словесных игр по данной теме.

Заключительный:

1.Подведение итогов работы над проектом.

 Работа над проектом включает в себя:

- обсуждение темы проекта; 

- чтение художественной литературы, стихотворений, потешек, разгадывание загадок.

- подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художествен-ной и научной литерату-ры, приобретение необхо-димого оборудования.

- беседа с родителями «Витамины на окне»

- рекомендации по созданию мини-огорода в домашних условиях;

- оказание родителями помощи в процессе создания мини огорода;

- беседы с детьми:

«Что такое витамины?»,

«Такой полезный лучок»,

«Важные овощи и фрукты» и т.д.

- рассматривание луковиц (понятия большая - маленькая; одна - много);

- наблюдение за посадкой, первыми всходами;

- консультация для родителей «Создание мини-огорода на окне в домашних условиях»

-НОД «Мир природы»: «Посадка лука»

-НОД «Рисование»: «Вот такой у нас лучок»

 Практическая часть:

- создание стаканчиков-героев;

- выращивание лука разными способами (наполнение-вода);

- формирование проекта;

- создание мини-энциклопедии «Лук от семи недуг».

Конспект НОД «Рисование»: «Вот такой у нас лучок»

Программное содержание:

  • Воспитывать интерес к рисованию
  • Развивать воображение, мелкую моторику, эстетический вкус, умение координировать движения в соответствии с музыкой и текстом
  • Закреплять зеленый цвет
  • Активизировать словарь
  • Учить рисовать прямые вертикальные линии
  • Способствовать повышению эмоционального тонуса

Материал:

Кукла- Чипполино, корзинка с овощами, баночка с луком в земле(воде), гуашь,кисточки, баночки с водой, тряпочки, влажные салфетки.

Ход занятия:

1 часть.

Воспитатель обращает внимание детей на стук в дверь. Вносит игрушку- Чипполино. Дети и герой здороваются. Воспитатель от имени Чипполино предлагает назвать овощи, которые она принесла в корзинке. Дети называют овощи (помидор, картошка, морковка, капуста, огурец). А кто же к нам пришел в гости? Дети называют.

2 часть.

Воспитатель показывает детям лук, прототип старшего героя. Дети рассматривают называют цвет лука. От имени героя воспитатель показывает нарисованный лук, предлагает детям тоже нарисовать. Воспитатель показывает приемы рисования.

Проводится пальчиковая гимнастика.

Поднялся наш огород, (поднимают руки вверх)

Все на солнышке растет (вращают кистями рук)

Свекла, лук, морковь, горох

(загибают пальцы на правой руке)

Уродился он неплох (играют кистями рук)

Вот картошка, вот капуста (загибают пальцы на левой руке)

Помидоры, огурцы

Угощайтесь молодцы!

(протягивают раскрытые руки вперед).

3 часть.

Дети рисуют лук.

Воспитатель с детьми рассматривают работы, обсуждение работ.

Вопросы воспитателя к детям:

Что рисовали?

Каким цветом получился лук?

Какого цвета перья? И т.д.

Беседы с детьми и родителями

Лук. История культуры

 Лук известен человеку с древних времен. Родину его установить сложно: большинство ученых склоняется, что это Средняя Азия.  Его история очень интересна. Впервые дикорастущий зеленый лук начали употреблять в Азии. Пастухи – кочевники очень радовались, когда на их пути попадались заросли этого вкусного растения. Потом узнали о том, что и луковички есть можно.    Затем по торговым путям лук попадает в Египет, и там становится культовым растением. Ему поклоняются и даже делают золотые скульптуры. Нередко также изображение луковицы на фресках и картинах того времени. Затем лук попадает в Древнюю Грецию и становится там лечебным снадобьем, которым спортсмены натирали мускулы для крепости перед участием в самых важных состязаниях. Они свято верили, что лук придаст им дополнительные силы. В Риме воины ели много лука для силы, выносливости и решения проблем с кишечником. И, надо сказать, это им помогало.

Время появления лука на Руси точно не установлено, но известно, что уже с давних пор он являлся одним из главных пищевых продуктов и считался универсальным средством, предохраняющим и излечивающим болезни. Может, тогда зародилась пословица «лук от семи недуг». В медицине лук известен со времен Гиппократа.  Лечебные свойства лука признавали все народы. Луковый сок помогает от ангины. Лук является хорошим противоядием. Издавна человеку, укушенному бешеной собакой, рекомендовалось пить больше лукового сока. Если вас укусила пчела или скорпион, то наложите на укушенное место кашицу из протертого лука, она нейтрализует яд.

А если вас ночью беспокоят комары, то положите около кровати несколько луковиц. Они будут отгонять надоедливых насекомых. В старинных русских лечебниках-травниках приводили такую рекомендацию: «во время мирового поветрия или иных прилипчивых болезней нужно развешивать в комнатах связки луковиц, отчего не проникает в них зараза, да и воздух в покоях очистится. 

Строение лука

Лук (Allium L.) – травянистое пряно-ароматическое растение, объединяющее целый род. Ботаники отличают около 400 видов луковичных растений, среди которых 228 видов являются овощными культурами, среди них есть как дикие, так и культурные.

Лук имеет листья, чешуйки,  донце, мочковатую корневую систему, относится к семейству злаковых.

Условия выращивания

Лук – светолюбивое и влаголюбивое растение. Для его выращивания в домашних условиях необходимо создать благоприятные условия. Особое внимание уделяется ёмкости и смеси, в которой выращивается растение.

Лечебные свойства лука

В средние века растение широко использовали, приписывая ему необыкновенные лекарственные свойства. Может, тогда зародилась пословица «лук от семи недуг». В медицине лук известен со времен Гиппократа. Лечебные свойства лука признавали все народы. При Гиппократе лук прописывали больным ревматизмомподагрой, а также от ожирения.

 Знаменитый персидский врач и ученый Ибн-Сина (Авиценна) в начале XI в. писал о луке: «Съедобный лук особенно помогает от вреда плохой воды, если бросить в нее очистки лука, это одно из средств, уничтожающих ее запах… Луковый сок полезен при загрязненных ранах, смазывать глаза выжатым соком лука с медом полезно от бельма… Луковый сок помогает от ангины. Съедобный лук вследствие своей горечи укрепляет слабый желудок и возбуждает аппетит». На Востоке существовала поговорка: «Лук в твоих объятиях — проходит всякая болезнь». Лук является хорошим противоядием. Издавна человеку, укушенному бешеной собакой, рекомендовалось пить больше лукового сока. Если вас укусила пчела или скорпион, то наложите на укушенное место кашицу из протертого лука, она нейтрализует яд.

Эта же «мазь», наложенная на кожу тела, вызовет приток крови к поверхности кожи, что придаст ей свежий вид и приятный оттенок. В странах, где водятся ядовитые змеи, люди катают с собой в дорогу шарики из зеленого лука, на случай укуса змеи. А если вас ночью беспокоят комары, то положите около кровати несколько луковиц. Они будут отгонять надоедливых насекомых.

В старинных русских лечебниках-травниках приводили такую рекомендацию: «во время морового поветрия или иных прилипчивых болезней нужно развешивать в комнатах связки луковиц, отчего не проникает в них зараза, да и воздух в покоях очистится… Во время скотского падежа нанизывают на нитку поболее луковиц и чесночных головок и привязывают на шею коровам, лошадям и другим домашним животным, чтобы не заразились». Профессор Н. 3. Умиков приводит свидетельства современников о том, что во время большой эпидемии брюшного тифа в 1805г. русские, потреблявшие в большом количестве лук, не заболевали тифом и чумой

Экспериментальная часть.

        Мы решили определить  необходимые условия и способы выращивания лука на перо и провести наблюдения за ростом зеленого в воде, освещении.

        В ходе работы мы использовали такие методы, как исследование, наблюдение, опыты, измерение.

        При подготовке посадочного материала из всех луковиц, которые были мы выбрали  одинаковые по внешнему виду и размеру. В стаканчики налили воду из-под крана. В каждый стаканчик поместила луковицу.

          Выращивали лук на одном подоконнике, то есть температура и освещение были одинаковые. Ежедневно в каждый стакан добавляли немного воды.

          Один раз в три дня я с помощью линейки измеряли длину самого длинного пера и подсчитывала количество перьев на каждой луковице.         Наблюдения и замеры велись в течение 10 дней.

Результат.

        По окончании работ получились следующие результаты:

        В ходе исследования мы узнали о пользе лука и его применении,  историю этой культуры, провели наблюдения за ростом зеленого лука. Опыт, полученный в ходе исследования, могут позаимствовать все желающие, которые хотят вырастить это полезное растение. Для них были разработаны практические советы «Как вырастить лук на перо зимой». Таким образом, можно получить нужные для организма витамины без материальных затрат.

Игра «Расти, расти, лучок»

- Все вставайте, вы будете луком. Я сажаю лук донцем вниз. Все присели. Теперь я беру лейку и поливаю водой. Вот лук растет и растет. Зеленый лук становится большим – большим. Вот и вырос наш зеленый лук.

Луковица золотая,

Круглая, литая.

Есть у нее один секрет –

Нас она спасет от бед:

Может вылечить недуг

Вкусный и душистый лук!

Стихи про лук.

Как чудесно в огороде,

Поработать ясным днём!

Тёплый луч по грядке бродит,

Луком пахнет чернозём.

 Пойдём с тобою в огород.

Не мало там у нас забот!

Польём лучок из лейки,

И сядем на скамейки.

Загадки про лук

Скинули с Егорушки

Золотые перышки –

Заставил Егорушка

Плакать и без горюшка.

Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

Птица в норе,

Хвост во дворе.

Кто перья выдирает,

Тот слезы утирает.

Говорят, я без застёжек,

На мне множество одёжек,

Сняли первую одёжку –

И заплакали немножко,

Оголили все бока –

Потекла из глаз река.

Вырос на грядке.

Горький,  не сладкий.

Вас спасёт «от ста недуг»

Называется он - ...

 Золотистый и полезный,

Витаминный, хотя резкий,

Горький вкус имеет он.

Когда чистишь – слезы льешь.

Я вырос на грядке,

Характер мой гадкий:

Куда ни приду,

Всех до слез доведу.

Никого не огорчает,

А всех плакать заставляет.

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а …

Не умеет он смеяться,

И не любит раздеваться.

Кто кафтан с него снимает,

Часто слёзы проливает.

Чипполине я родня.

Кто узнал меня, друзья?

Я на грядочке расту

Весь в земле - не на кусту!

 

Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели.

Очень кстати он с картошкой,

И в салате, и в окрошке.

Он в меню незаменим –

Всё вкуснее будет с ним!

Это наш зелёный друг –

Горько-пряный овощ ...

Уж давно о нем не спорят -

Витаминов просто море,

Правда, он не виноват,

Что немножко горьковат.

Круглый год, зимой и летом,

В шубку теплую одетый.

Раздеваем - горько плачем,

А раздеть нельзя иначе.

Догадался, юный друг?

Ну, конечно, это...

Чесноку любимый брат,

И никто не виноват,

Что его кто тронет,

Вмиг слезу обронит.

Очень горький - но полезный!

Защищает от болезней!

И микробам он не друг -

Потому что это - ...

https://sun9-13.userapi.com/c205724/v205724500/b3ce5/e2sd7Fm5EeQ.jpg 

https://sun9-24.userapi.com/c857028/v857028500/129df2/0FHpUprRcnM.jpg

https://sun9-55.userapi.com/c857220/v857220500/12cd89/A2aRYU9Wl8c.jpg

https://sun9-51.userapi.com/c857436/v857436500/1ae1a2/DC39iTHxnpA.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Каша – матушка наша» (конспект совместной образовательной деятельности в старшей групп

в данном занятие интегрируются следующие области: развитие речи, социализация, познание, здоровье. Дается представление о крупах, какие каши можно из них готовить....

Конспект непосредственной образовательной организованной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) в старшей группе по теме «Путешествие по сказке». Составила воспитатель Быкова О.Н

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) по теме "Путешествие по сказке". Составила воспитатель Быкова О.Н....

Конспект организованной образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в старшей группе «По следам Кощея Бесцветного»

Конспект НОД в старшей группе. Образовательная область: художественно-эстетическая. Игровая форма занятия способствует развитию и поддержанию интереса к изодеятельности. Включает в себя задания, напра...