Проект "Эколожка"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Павлоградского района Омской области.
Проект
«Эколожка»
Составил:
Воспитатель средней группы
первой квалификационной категории
Слипченко В.А.
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Продолжительность: долгосрочный
Участники проекта: воспитатель, дети 4-5 лет.
Актуальность проекта:
Проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, поэтому необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре надо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных проектом, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
Цель проекта - формирование у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу.
Задачи:
1. Развивать у детей элементарные понятия об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
2. Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;
3. Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;
4. Воспитание правильного поведения в природе.
Ожидаемые результаты:
1. Должны знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными)
2. Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
3. Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
Методы, используемые для реализации проекта:
1. Наглядные методы:
- целевые прогулки;
- наблюдения;
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
2. Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
3. Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических)
- загадывание загадок;
Подготовительный этап:
1.Подбор наглядно –иллюстративного материала.
Подбор художественной литературы.
Подбор материала для продуктивной деятельности.
2.Ознакомление с методической литературой
Ю.А.Акимов «Методика экологического воспитания в детском саду»
Т.Славина «Познаем, развиваемся, растем»
Т.А.Шорыгина «Беседы о домашних животных и декоративных птицах.
С.Н.Николаев «Юный эколог».
Т.А. Шорыгина Беседы «О том, кто где живет»
Основной этап.
№ | Дата | Тема | Задачи | Содержание |
Ноябрь | ||||
1. | «Сколько знаю я дождей» | Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя. Активизировать словарь детей: моросит, мелкий, холодный. | Коммуникативная игра-танец «Вальс друзей» Пение «Туча», «Кап, кап…» муз. И. «Солнечные зайчики и тучка» пальчиковая и. «Облака», конспект | |
2. | «Воробьишка» | Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами. | Подвижная игра «Кто в домике живет?». Природные приметы. Массаж пальцев «Грачи». Птичьи заклички. Речевая игра «Кто же это?» (конспект) | |
3. | «Синичкин праздник – 12 ноября» | Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Учить организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно. | Беседа «Угадай, какая птица», наблюдение, использование художественного слова, подв. игра «Лиса и птицы» | |
4. | «Дикие звери зимой» | Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей. | Чтение стих-ний, творческие задания, подв. игра «Зайцы и волк», беседа. | |
Декабрь | ||||
5. | «Снежинка» | Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы. Активизировать словарь детей: первый снег. | Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, проблемная ситуация. | |
6. | «Защитите ель и сосну» | Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку. Активизировать словарь детей: ель, сосна. | Наблюдение, беседа, игра «Найди по описанию» | |
7. | «Плыли по небу тучки» | Расширять представления детей о явлениях неживой природы: рассказать детям, какие бываю облака. | Беседа «Какие бывают облака», наблюдение, использование художественного слова. | |
8. | «Снежный хоровод» | Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира. | Наблюдение, рассматривание картины «Зима», продуктивная, опытная (снежки) деятельность. | |
Январь | ||||
9. | «Зимняя красавица - ель» | Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев, формированию умения видеть отличие игрушечной ели от настоящей; воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе. | Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о ели с опорой на план, игра - имитация «Собери шишки, беседа «Должен ли человек беречь красоту природы?». Творческая работа, конспект | |
10. | «Наблюдение за снегом и льдом» | Формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед). | Проведение опытов, подвижные игры «Затейники», «Пожарные на ученье», использование художественного слова. | |
11. | «Жизнь птиц зимой» | Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями. | Беседа, игра «Накорми птицу», дид. и. «Улетают – не улетают». | |
12. | «Мороз – удивительный художник» | Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество. | Загадывание загадок, наблюдения на прогулке, использование худ-ного слова, практическая работа (конспект) | |
Февраль | ||||
13. | «Выращиваем лук на окошке» | Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта. | Беседа с элементами труда. | |
14. | «Дикие животные в лесу зимой» | Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей. | Беседа о белке, еже, зайце, лисе, медведе. Выполнение творческого задания. игра «Мы маленькие зайчики», игра «Закончи предложения». | |
15. | «Лаборатория добрых дел» | Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; учить выдвигать гипотезы, предположения; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей. | Беседы о природных явлениях, катаклизмах (землетрясения, вулканы, смерчи, ураганы, наводнения), опыты с водой, воздухом; чтение познавательной литературы; беседы о добре и зле. | |
16. | «Наблюдение за сезонными изменениями» | формировать представления об изменениях в природе; учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель); закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы. | Использование худ-ного слова, Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Кто сделает меньше прыжков?». | |
Март | ||||
17. | «К нам весна шагает быстрыми шагами» | Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление. | Чтение стих-ния “Март”, «Весна идёт», д.и. «Найди настроение. Покажи настроение», наблюдение. | |
18. | «Наши четвероногие друзья – собака» | Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах. | Наблюдение, Подвижные игры «Дружные пары», «Разойдись — не упади». | |
19. | «Забота о здоровье» | Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце; развивать у детей умения заботиться о своем здоровье; воспитывать чувства заботы о больном товарище. | Игра «Порадуйся солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище. | |
20. | «Первые цветы в природе» | Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения. | Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов. | |
Апрель | ||||
21. | «Божья коровка» | Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к природным явлениям, уточнить представления о внешних особенностях жучка. | Наблюдение за божьей коровкой. Разучивание потешки, продуктивная деятельность, пальчиковая гимнастика «Божьи коровки». | |
22. | «Русская березка» | Формировать представления у детей о русской березе. Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе. | Загадывание загадок, хоровод, продуктивная деятельность | |
23. | «Пернатые гости» | Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах. | Беседа, изготовление скворечников, наблюдение за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д.). | |
24. | «Весенний пейзаж» | Закрепить представления детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весны. Воспитывать у детей любовь к родному краю. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость. | Беседа, художественное слово, рассматривание и сравнение картин по теме «Весна», загадка, превращение детей в художников, прослушивание мелодий «Времена года». | |
Май | ||||
25. | «Солнышко на травке» | Уточнить знания детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия, формировать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам. | Чтение стихов, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность (конспект) | |
26. | «Кто живёт в пруду?» | Познакомить детей с прудом – природным водоемом, его обитателями, растениями, формировать знания, что пруд не следует засорять; обобщить представления об основных факторах водной среды: природный слой почвы, вода, камни, растения, которые приспособились жить в воде. | Рассматривание картины «Водоем», игра «Создай свой водоем». беседа, игра «Подражание», конкурс «Кто готов сохранить водоем?».. | |
27. | «Цветущие деревья» | Способствовать ознакомлению детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев, формировать умения устанавливать простейшие связи: изменение условий в окружающей среде воспитывать интерес к растениям, бережное отношение и заботу. | беседа о яблони, вишни, сирени. Игра «От какого дерева цветок, Игра - имитация «Собери нектар» | |
28. | «Что такое облака, дождь, гроза?» | Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. | Наблюдение, рассматривание иллюстраций, чтение, конспект. | |
29. | «Песочные фантазии» | Расширять кругозор детей: познакомить с современным направлением в изоискусстве. Закрепить знания о свойствах песка. Упражнять детей в работе с моделями. Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей | Чтение загадок, игра «Песочный телеграф», музыкально- ритмическое упражнение «Волна», пальчиковая гимнастика «На морском песке сижу», самостоятельная деятельность детей. |
Заключительный этап:
1.Выставки творческих работ.
2.Призентация о проделанной работе.