Доклад "Экспериментирование в различных видах детской деятельности"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности.
Чтобы избежать развития у детей интеллектуальной пассивности необходимо развивать у дошкольников продуктивные формы мышления. Одним из эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно – экспериментирование.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
В данной деятельности наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащие в основе самодвижения, саморазвития дошкольников, ребенок развивается любознательным, самостоятельным, с креативным мышлением.
Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 17.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила:
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 16 «Мозаика»
Седунова Елена Владимировна
Экспериментирование в различных видах детской деятельности
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности.
Чтобы избежать развития у детей интеллектуальной пассивности необходимо развивать у дошкольников продуктивные формы мышления.
Одним из эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно – экспериментирование.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Экспериментирование используем во всех видах детской деятельности (во время проведения НОД, на прогулках, тематических досугах), мотивирую к экспериментированию в самостоятельной деятельности. т. к. оно развивает творческие способности, способствует целостному восприятию мира.
Целью экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.
Задачи экспериментальной деятельности в ДОУ:
Образовательные:
- Формирование представление о предметах: их свойствах и качествах.
- Формирование способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями.
- Формирование умения делать выводы, открытия.
Развивающие:
- Развитие мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ.
- Развитие мелкой моторики и координации движений.
- Развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия.
- Развитие внимания и памяти.
- Развитие речевых способностей.
Воспитательные:
- Создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию.
- Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований.
- Воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи.
- Воспитание усидчивости и аккуратности.
Ожидаемые результаты:
У дошкольников развивается умение:
- активно познавать окружающий мир,
- действовать, согласно алгоритма познания,
- применять разные способы детского экспериментирования,
-выдвигать гипотезы и подтверждать или опровергать их опытным путем,
- доказательно объяснять полученный результат,
- формируются предпосылки учебной деятельности.
Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности.
Мыслительные игры:
Достаточно широко используются в обучении детей исследовательской деятельности.
Существуют такие развивающие игры, действия, и рассуждения которых проходят в уме.
Психологи называют такие игры мыслительными экспериментами. Мыслительные игры помогают детям приобрести навыки исследовательского поведения и развития дивергентного мышления: умения видеть проблемы и выдвигать гипотезы их решения.
Данный вид мышления тесно связан с воображением и служит средством порождения большого количества оригинальных идей.
Художественно-продуктивная деятельность
- использовании нестандартных приемов рисования:(пальчиковое, щеткой, целлофаном, по мокрой бумаге, воздухом через соломинку), экспериментах с различными материалами.
В процессе такой деятельности изучаются и лучше запоминаются свойства данных предметов, веществ.
- Аппликация позволяет использовать нити, ткань, вату, природный материал, что параллельно позволяет изучать их свойств, состав, возможности.
Развитие речи
В детской литературе встречается немалое количество произведений, которые помогают педагогам преподносить познавательные уроки через поиск решений, проверку экспериментом. Например, «Крошка Енот или тот, кто сидит в пруду» Л. Муур – эксперимент с собственным отражением в зеркале. А. Усачев «Умная собачка Соня» – «Впитывает – не впитывает», «Умный язычок (определение вкуса)»;
Экспериментальная деятельность во время наблюдений
Наблюдения на прогулках, в уголке природы, в окружающей действительности занимает от 10 до 15 минут времени и, учитывая эти данные, планируются кратковременные опыты уместные по тематике.
Например, выпал град, с детьми обязательно проверяем, действительно ли это кусочки льда, как быстро он растает на наших ладошках, чистая получится ли вода.
В некоторых случаях, происходит наоборот, сначала ставится поисковая задача, а из нее вытекает наблюдение: найди следы осени, найди самое низкое место на участке.
Трудовая деятельность
В рамках трудовой деятельности проводится основная работа по изучению условий, необходимых для жизни растений. Непрерывно и постепенно увеличивается этот объем знаний путем экспериментов и наблюдений на природе и в уголке природы.
Отдельные опыты помогут запомнить, из чего состоит почва и почему ее нужно рыхлить; как растения зависят от тепла, света (во время выращивания рассады, проращивания семян).
Зимой во время уборки снега с дошкольниками узнаем о защитных свойствах снега.
Осенью во время листопада выясняем, как влияет погода на его интенсивность, а во время уборки листвы можно выяснить, почему листья шуршат, а иногда нет.
Музыкальная деятельность
Процесс экспериментирования со звуковым материалом развивает инициативность, произвольность и креативность личности ребенка, способствует развитию интеллектуальной компетентности.
Дети учатся находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Эксперименты проводятся в поисках звуков города, деревни; поиск ассоциаций при работе со звуками природы (шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику), в звучании музыкальных произведений, при изготовлении звуковых игрушек, шумелок.
Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.
Проектная деятельность
Дает возможность развивать у детей любознательность, инициативность, возможность экспериментировать и синтезировать полученные знания, выявлять проблему и самостоятельно искать нужное решение.
Проекты подбираю по интересам детей.
Чаще всего детей увлекают творческие проекты, исследовательские и игровые. Например, творческие проекты «Радуга красок», «Мы – журналисты», «Откуда краски к нам пришли?» вызвали большой интерес не только у детей, но и их родителей, которые активно занимались сбором информации, писали статьи, мастерили и проводили эксперименты. Активные и любознательные дети проявили себя в исследовательских проектах «Посади дерево», «Огород на подоконнике».
Вывод: Детское экспериментирование дало детям представления об объектах живой и неживой природы. Сформировались такие качества личности как: самостоятельность, инициативность, познавательная активность и целеустремленность. Дети научились анализировать, делать выводы, выдвигать гипотезы и подтверждать или опровергать их опытным путем, доказательно объяснять полученный результат.
Таким образом можно сказать, что цели, задачи и ожидаемые результаты достигнуты.
Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка.
Предлагаемая система работы способствует не только интеллектуальному развитию ребенка, но и повышению уровня профессиональной компетенции воспитателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности в процессе конструирования из бумаги.
Вопросы развития детского творчества всегда были актуальными для дошкольного образования. Педагоги ищут наиболее эффективные способы реализации детской креативности, начиная с самого раннего возраста....
Статья: "Экспериментирование в различных видах детской деятельности".
Интеграция экспериментирования и других образовательных обрастей....
Педагогический проект "Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе, через дополнительную образовательную деятельность, посредством интеграции различных видов детской деятельности".
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспеч...
Конспект образовательной деятельности, осуществляемый в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в подготовительной группе «Птицы - наши друзья»
образовательная деятельность проводится в форме викторины "Что,где, когда?", выбирают две команды (игроков по пять человек, идёт представление участников игры, выбираются капитаны, названия команд). В...
Конспект организованной образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в старшей группе «По следам Кощея Бесцветного»
Конспект НОД в старшей группе. Образовательная область: художественно-эстетическая. Игровая форма занятия способствует развитию и поддержанию интереса к изодеятельности. Включает в себя задания, напра...
«Система работы по формированию коммуникативных навыков в непосредственно образовательной деятельности в различных видах детской деятельности»
Материал к ММО «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в различных видах детской деятельности»...
«Система работы по формированию коммуникативных навыков в образовательной деятельности в различных видах детской деятельности»
Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребенка и важнейшая ее часть – развитие коммуникативности, т.е. умения общаться со сверстниками и взрослыми.Жизнь каждого челов...