Экологический проект как средство социализации личности дошкольника
методическая разработка по окружающему миру
Выступление на педагогическом совете
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
Зинкина М.И.,
воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №6», г.о.Саранск
Добрый день, уважаемые коллеги! Удивительный мир природы. Он встречает ребенка морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, у луга, у тихой речушки и даже у крошечной лужицы.
Василий Александрович Сухомлинский писал: «К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность».
Природа хрупка и ранима. В настоящее время безжалостно загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, обедняются флора и фауна – всё это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим, тема экологического воспитания подрастающего поколения становится актуальной как никогда.
Целью ориентированного экологического образования для дошколят выступает в формировании комплекса практических и научных знаний о мире животных и растений, природных явлениях. Создание условий для формирования ответственного отношения к уникальному миру природы, установка на сбережение природных богатств.
Реализуя разнообразные формы работы с детьми по формированию у них экологических знаний: а именно, занятия, беседы, наблюдения, знакомство с произведениями художественной литературы, экологические досуги, элементарная поисковая деятельность, считаю, что наиболее успешного решения задач воспитания экологической культуры дошкольника можно добиться благодаря использованию метода проектов.
Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы.
Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.
В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы. Метод проектов даёт возможность детям накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребёнка движущей силой, от которого зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности. Обучение приобретает форму исследования, применения уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по-настоящему интересуют ребёнка.
Специфика метода проектов, особая педагогическая значимость метода проектов заключается в следующем:
-он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
-является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей;
-один из методов, выводящий педагогический процесс из стен детского сада в окружающий мир, природную и социальную среду.
-ПРОЕКТ - технология, обеспечивающая рост личности ребенка, позволяющая фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.
Метод проектов способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, реализует процесс сотрудничества детей и взрослых (педагогов, родителей, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является новейшей технологией, всесторонне развивающей личность ребенка).
Работа над проектами экологической направленности имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.
Использование проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников является наиболее эффективным, так как он позволяет сочетать интересы всех участников:
- Ребенок радуется встрече с природой, животными и растениями, эмоционально отзывается на проявления их жизни и поведения. Признает ценность жизни.
- Педагог участвует в реальной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды. Взаимодействует с детьми на основе личностно-ориентированной модели воспитания.
- Повышается уровень экологической культуры и информированности взрослых. Налажено взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности.
По продолжительности экологические проекты разделяются на:
Краткосрочные – период их реализации может длиться от трех дней до недели.
Среднесрочные – рассчитанные на срок от одного месяца до трех.
Долгосрочные – укладывающиеся по продолжительности в один год.
Более длительные проекты для детского сада планировать неразумно. С воспитанниками младших групп можно реализовать лишь краткосрочные проекты, которые решают задачу, доступную для их понимания. Но наиболее эффективно работают проектные исследования, проводимые с воспитанниками старших групп.
Основные активные исследовательские методы, которые могут применяться при реализации экологического проекта на уровне детского сада:
Наблюдение.
Эксперимент.
Обобщение и оформление (изложение) результатов исследований производится через:
Тематические рисунки.
Составление рассказов.
Подбор загадок, пословиц и поговорок по тематике.
Составление мини-книжки.
Составление фотоотчета (с помощью родителей).
Реализация проектов зачастую производится в три этапа:
Подготовительный. Определение проблемы, актуальной и интересной для всех участников проекта, определяется так называемый полигон – территория с природными объектами, участвующими в наблюдении и эксперименте. Далее определяется цель проекта, выделяются задачи, производится подбор методов проведения исследования. Одновременно проводится разъяснительная и организаторская работа с воспитателями, родителями и детьми.
Исследовательский. Мотивация деятельности, разработка плана действий и практическая деятельность по реализации проекта (накопление материала; совместная познавательно – поисковая деятельность детей, педагогов и родителей; интеграция образовательных областей).
Заключительный. Весь комплекс действий завершается обобщением и анализом результатов, формулировкой выводов. Результаты в различных формах представляются на итоговом мероприятии, например, Празднике Лета, или Дне птиц.
В моей практике были реализованы проекты:
«Лаборатория неживой природы» - долгосрочный проект проводился с детьми старшего возраста (10 месяцев)
Цель проекта: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
«Солнечный лучик» - краткосрочный проект во второй младшей группе. Тема была выбрана и разработана для реализации во второй месяц весны – в апреле. Так как в конце марта – начале апреля солнце начинает светить ярче, теплее. Это, конечно, заметили дети. Причем в беседах с детьми, некоторые из них затруднялись называть какого цвета, формы солнце. Так же мало использовали глаголы, определения, связанные с солнцем. Хотелось обогатить представления детей о природном объекте – солнце, показать влияние солнца на природу.
Цель проекта: Формирование у детей активного словаря через организацию разных видов деятельности: игровой (прежде всего); познавательной (наблюдения, эксперимент, художественное слово); музыкально-эстетической, продуктивной.
Нельзя изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества. В нашем детском саду мы стараемся создать систему экологического воспитания дошкольников, которая основана на интеграции экологического воспитания во все виды детской деятельности и ориентирована на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства.
Поэтому мы решили создать проект «Экологическая тропа», где дети непосредственно смогут общаться с природой, воочию наблюдать явления природы, восхищаться красотой окружающего.
Цель проекта: Воспитание осознанного отношения ребенка к природе. Формирование системы экологических знаний и представлений. Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее). Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
В условиях современного общества, когда проще приобрести всё готовое, чем выращивать самим, дети не имеют понятия, откуда берутся овощи и как за ними нужно ухаживать.
Как известно, "самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам". Каждую весну дома на подоконнике у мам и бабушек расцветает зеленый ковер, рассада в ящичках различной формы и окраса, но детям строго настрого наказывают не трогать эти интересные растения. Вот и возникла у нас идея создать долгосрочный познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике» (март- сентябрь).
Цель проекта: Создание оптимальных условий для формирования у детей элементарных знаний о выращивании огородных культур, развитие познавательных интересов, формирование исследовательских навыков через вовлечение в практическую деятельность, прививать трудовые навыки.
Также в рамках инновационного проекта детского сада разработала и реализовала долгосрочный проект «Мир природы родного края».
Цель проекта: Формирование системы экологических знаний и представлений о природе Республики Мордовия. Формирование у детей осознанно-правильного отношения к представителям флоры и фауны родного края.
Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка. И проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.
Таким образом: детские проекты по экологии – это и обучение, и игра для малыша, а уже итоги этой игры, вполне возможно, в будущем не раз ему пригодятся. Дифференцированный и личностно-ориентированный подходы к организации образования и воспитания средствами экологической культуры способствуют приобретению целостного опыта решения жизненных проблем.
Благодарю за внимание!
Предварительный просмотр:
Управление образования
Департамента по социальной политике
Администрации городского округа Саранск
МУ «Информационно-методический центр»
МДОУ «Детский сад №66»
Выступление
на семинаре для воспитателей
муниципальных дошкольных образовательных учреждений
городского округа Саранск
«Экологический проект как средство социализации личности дошкольника»
Подготовила: воспитатель МДОУ «Детский сад №66» Зинкина Марина Ивановна Место проведения: МДОУ «Детский сад №66» |
Саранск 2019
Экологический проект как средство социализации личности дошкольника.
Слайд №1.
Добрый день, уважаемые коллеги! Удивительный мир природы. Он встречает ребенка морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, у луга, у тихой речушки и даже у крошечной лужицы.
Василий Александрович Сухомлинский писал: «К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность».
Слайд № 2.
Природа хрупка и ранима. В настоящее время безжалостно загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, обедняются флора и фауна – всё это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим, тема экологического воспитания подрастающего поколения становится актуальной как никогда.
Слайд № 3.
Целью ориентированного экологического образования для дошколят выступает в формировании комплекса практических и научных знаний о мире животных и растений, природных явлениях. Создание условий для формирования ответственного отношения к уникальному миру природы, установка на сбережение природных богатств.
Слайд № 4.
В ходе организации процесса экологического образования нами решаются задачи:
- Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера.
- Развитие этических и эстетических чувств, развитие эмоций, чувства эмпатии.
- Воспитание положительных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.
Слайд № 5.
Реализуя разнообразные формы работы с детьми по формированию у них экологических знаний: а именно, занятия, беседы, наблюдения, знакомство с произведениями художественной литературы, экологические досуги, элементарная поисковая деятельность, считаю, что наиболее успешного решения задач воспитания экологической культуры дошкольника можно добиться благодаря использованию метода проектов.
Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы.
Слайд №6.
Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.
В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы. Метод проектов даёт возможность детям накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребёнка движущей силой, от которого зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности. Обучение приобретает форму исследования, применения уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по-настоящему интересуют ребёнка.
Слайд № 7.
Специфика метода проектов, особая педагогическая значимость метода проектов заключается в следующем:
-он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
-является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей;
-один из методов, выводящий педагогический процесс из стен детского сада в окружающий мир, природную и социальную среду.
-ПРОЕКТ - технология, обеспечивающая рост личности ребенка, позволяющая фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.
Слайд № 8.
Метод проектов способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, реализует процесс сотрудничества детей и взрослых (педагогов, родителей, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является новейшей технологией, всесторонне развивающей личность ребенка).
Работа над проектами экологической направленности имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.
Слайд № 9
Использование проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников является наиболее эффективным, так как он позволяет сочетать интересы всех участников:
- Ребенок радуется встрече с природой, животными и растениями, эмоционально отзывается на проявления их жизни и поведения. Признает ценность жизни.
- Педагог участвует в реальной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды. Взаимодействует с детьми на основе личностно-ориентированной модели воспитания.
- Повышается уровень экологической культуры и информированности взрослых. Налажено взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности.
Слайд № 10
По продолжительности экологические проекты разделяются на:
Краткосрочные – период их реализации может длиться от трех дней до недели.
Среднесрочные – рассчитанные на срок от одного месяца до трех.
Долгосрочные – укладывающиеся по продолжительности в один год.
Более длительные проекты для детского сада планировать неразумно. С воспитанниками младших групп можно реализовать лишь краткосрочные проекты, которые решают задачу, доступную для их понимания. Но наиболее эффективно работают проектные исследования, проводимые с воспитанниками старших групп.
Слайд № 11
Основные активные исследовательские методы, которые могут применяться при реализации экологического проекта на уровне детского сада:
Наблюдение.
Эксперимент.
Слайд № 12.
Обобщение и оформление (изложение) результатов исследований производится через:
Тематические рисунки.
Составление рассказов.
Подбор загадок, пословиц и поговорок по тематике.
Составление мини-книжки.
Составление фотоотчета (с помощью родителей).
Слайд № 13.
Реализация проектов зачастую производится в три этапа:
Подготовительный. Определение проблемы, актуальной и интересной для всех участников проекта, определяется так называемый полигон – территория с природными объектами, участвующими в наблюдении и эксперименте. Далее определяется цель проекта, выделяются задачи, производится подбор методов проведения исследования. Одновременно проводится разъяснительная и организаторская работа с воспитателями, родителями и детьми.
Исследовательский. Мотивация деятельности, разработка плана действий и практическая деятельность по реализации проекта (накопление материала; совместная познавательно – поисковая деятельность детей, педагогов и родителей; интеграция образовательных областей).
Заключительный. Весь комплекс действий завершается обобщением и анализом результатов, формулировкой выводов. Результаты в различных формах представляются на итоговом мероприятии, например, Празднике Лета, или Дне птиц.
Слайд № 14. Слайд № 15. Слайд № 16. Слайд № 17.
В моей практике были реализованы проекты:
«Лаборатория неживой природы» - долгосрочный проект проводился с детьми старшего возраста (10 месяцев)
Цель проекта:
Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи проекта:
- обогащение представлений детей об объектах неживой природы;
- развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
- развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;
- создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий;
- расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
- знакомить с различными свойствами веществ (сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
- развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния; воздух — его давление и сила; песок - состав, влажность, сухость
- расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода для удовлетворения своих потребностей;
- развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
- развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
Слайд № 18. Слайд № 19. Слайд № 20.
«Солнечный лучик» - краткосрочный проект во второй младшей группе. Тема была выбрана и разработана для реализации во второй месяц весны – в апреле. Так как в конце марта – начале апреля солнце начинает светить ярче, теплее. Это, конечно, заметили дети. Причем в беседах с детьми, некоторые из них затруднялись называть какого цвета, формы солнце. Так же мало использовали глаголы, определения, связанные с солнцем. Хотелось обогатить представления детей о природном объекте – солнце, показать влияние солнца на природу. В связи с этим была определена такая темa.
Цель проекта: формирование у детей активного словаря через организацию разных видов деятельности: игровой (прежде всего); познавательной (наблюдения, эксперимент, художественное слово); музыкально-эстетической, продуктивной.
Задачи проекта:
1. Дать детям элементарные представления о природном объекте – солнце, его влиянии на окружающий мир.
2. Формировать познавательную активность детей при проведении экспериментов, наблюдений.
3. Обогатить словарный запас детей по данной теме.
4.Приобщать детей к народному фольклору через потешки.
5. Закрепить понятия «желтый», «круглый», «похоже», «не похоже».
6. Развивать у детей наблюдательность.
Слайд № 21. Слайд № 22. Слайд № 23. Слайд № 24.
Нельзя изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества. В нашем детском саду мы стараемся создать систему экологического воспитания дошкольников, которая основана на интеграции экологического воспитания во все виды детской деятельности и ориентирована на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства.
Поэтому мы решили создать проект «Экологическая тропа», где дети непосредственно смогут общаться с природой, воочию наблюдать явления природы, восхищаться красотой окружающего.
Цель проекта:
Воспитание осознанного отношения ребенка к природе.
Формирование системы экологических знаний и представлений.
Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).
Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Задачи проекта:
• Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
• Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
• Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
• Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
• Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
• Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
• Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
Состав экологической тропы:
Поле
Насекомые
Огород
Водоем
Сказки старичка Лесовичка
Птичий городок
Лес
Метеоплощадка
Деревенское подворье
Лесная лаборатория
Слайд № 25. Слайд № 26. Слайд № 27. Слайд № 28. Слайд № 29.
В условиях современного общества, когда проще приобрести всё готовое, чем выращивать самим, дети не имеют понятия, откуда берутся овощи и как за ними нужно ухаживать.
Как известно, "самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам". Каждую весну дома на подоконнике у мам и бабушек расцветает зеленый ковер, рассада в ящичках различной формы и окраса, но детям строго настрого наказывают не трогать эти интересные растения. Вот и возникла у нас идея создать долгосрочный познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике» (март- сентябрь).
Цель проекта:
Создание оптимальных условий для формирования у детей элементарных знаний о выращивании огородных культур, развитие познавательных интересов, формирование исследовательских навыков через вовлечение в практическую деятельность, прививать трудовые навыки.
Задачи проекта:
- Развивать познавательный интерес, формировать навыки экспериментирования;
- Развивать чувство ответственности за порученное дело;
- Формирование исследовательских навыков через вовлечение в практическую деятельность.
- Формировать представления о труде, проводимом в весенний и летний период в саду и огороде.
- Расширять представление детей о жизни растений о потребностях их во влаге, тепле, свете для их роста.
- Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.
- Учить детей делать выводы на основе наблюдений.
- Воспитывать бережное отношение к растениям.
- Расширять, обогащать, активизировать словарь детей.
- Способствовать развитию восприятия красоты природы и передаче ее через рисунок, лепку, аппликацию.
- Способствовать взаимодействию семьи и детского сада.
Слайд № 30. Слайд № 31. Слайд № 32. Слайд № 33. Слайд № 34.
Также в рамках инновационного проекта детского сада разработала и реализовала долгосрочный проект «Мир природы родного края».
Цель проекта:
Формирование системы экологических знаний и представлений о природе Республики Мордовия. Формирование у детей осознанно-правильного отношения к представителям флоры и фауны родного края.
Задачи проекта:
Систематизировать знания об окружающем мире.
Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.
Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.
Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей.
Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире Республики Мордовия.
Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность.
Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
Развивать художественное творчество.
Слайд №35
Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка. И проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.
Слайд №36.
Таким образом: детские проекты по экологии – это и обучение, и игра для малыша, а уже итоги этой игры, вполне возможно, в будущем не раз ему пригодятся. Дифференцированный и личностно-ориентированный подходы к организации образования и воспитания средствами экологической культуры способствуют приобретению целостного опыта решения жизненных проблем.
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Слайд № 37.
Дидактический материал.
Слайд №38.
Настольные игры.
Слайд №39.
Литература:
С.Н. Николаева. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2002. – 96с.
В.Н. Кастрыгина, Г.П. Попова. Организация деятельности детей на прогулке: вторая младшая группа. – Волгоград: Учитель, 2012. 200с.
С.Н. Теплюк. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 160с.
С.Н. Николаева. Любовь к природе воспитываем с детства. Рекомендации педагогам, родителям и гувернёрам. – М.: «Мозаика – Синтез», 2002. - 112с.
О.В. Мариничева, Н.В. Елкина. Учим детей наблюдать и рассказывать: Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 192с.: ил. – (Детский сад: день за днём).
Л.И. Егоренков. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов – М.: АРКТИ, 2000 – 128с. (Развитие и воспитание дошкольников).
Т.И. Гризик. Познаю мир: Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга». – М.: Просвещение, 2000. – 160с.
О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко. Экологические проекты в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2014 – 232с.
Л.Г. Киреев, С.В. Бережнова. Формирование экологической культуры дошкольников. Планирование. Конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2008 – 271с.
Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 96с. (Развитие и воспитание дошкольников).
Слайд № 40.
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини-музей как эффективное средство социализации личности дошкольника
Мини-музей как эффективное средство социализации личности дошкольника...
«Игровая деятельность как средство социализации личности дошкольника»
Как игра помогает при всестороннем развитии ребёнка...
Экологический проект как средство социализации личности дошкольника.
В настоящее время общество всё более заметно влияет на процессы социализации и воспитания подрастающего поколения. Социализация является ведущим фактором развития ли...
Экологический проект как средство социализации личности дошкольника
Презентация к статье "Экологический проект как средство социализации личности дошкольника"....
Консультация для воспитателей на тему: "Трудовое воспитание как средство социализации личности дошкольника"
Консультация предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений....
Экологический проект как средство социализации личности дошкольника
Выступление на педагогическом совете...
Экологический проект как средство социализации личности дошкольника
Выступление на педагогическом совете...