Картотека игр и опытов
картотека по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ПРОЕКТА
Подвижная игра «Царство Льда, Воды и Пара»
В разных частях группы – нарисованные ориентиры, изображающие лед, воду, пар.
Правила игры: дети действуют в соответствии с текстом:
- Если холод вдруг придёт
Из водицы будет лёд!
(бегут в Царство Льда, превращаются в льдинки – садятся на корточки и обхватывают себя руками, изображая ледышки)
- Солнце, солнце, посвети,
Нас в водичку преврати!
(превращаются в капельки и плывут в Царство Воды, совершая «плавательные движения»)
- Если сильный, сильный жар
Из водички будет пар!
(бегут в Царство Пара, приседают на корточки и медленно поднимаются, встают на носочки и тянутся вверх)
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
Воспитатель говорит, что она мама Тучка, а детки – капельки, и им пора отправляться в путь. Звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Туча подсказывает, что им делать.
Мама Туча: Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали – плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело (появляется Солнышко, танцует). Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Туче.
Мама – Туча: Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась. А потом опять вас отпущу погулять.
Эксперимент «Круговорот воды в природе»
Материалы: пакет на застежке, цветные маркеры, вода, синий пищевой краситель (по желанию), скотч.
Подогрейте воду, чтобы над ней образовался пар, но не доводите до кипения. Добавьте в воду синий краситель, чтобы у вас получилась «вода из океана». Залейте подогретую воду в пакет и застегните его. Подвесьте пакет вертикально на окне или двери, приклеив его скотчем. Главное — хорошо зафиксировать. Когда вода начнет испаряться, ребенок увидит, как вверху пакета начнет собираться конденсат. Через какое-то время капельки воды появятся внутри пакета. Когда они станут очень большими и тяжелыми, они, в конце концов, сползут вниз. Это стадия возвращения воды обратно в море. Если вода все еще теплая или если пакет висит на солнечной стороне, цикличность круговорота воды в нем будет продолжаться.
Опыт «Пар – это тоже вода»
№ 1
Цель: подвести детей к пониманию того, что пар это тоже вода.
Содержание опыта: Для того, чтобы показать детям еще одно состояние воды, возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар – это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите детям. Если нет под рукой термоса, возьмите электрочайник или кипятильник и в присутствии детей вскипятите воду, обращая внимание на то, как по мере закипания воды появляется все больше пара.
№ 2
Оборудование: кружка с кипятком, стекло.
Взять кружку с кипятком, чтобы дети видели пар. Поместить над пром стекло, на нем образуются капельки воды.
Вывод: вода превращается в пар, а пар затем превращается в воду.
Опыт «Испарение воды»
Цель: подвести детей к пониманию испарения воды.
Содержание опыта: вскипятите воду, накройте сосуд крышкой и покажите как сконденсированный пар превращается снова в капли и падает вниз.
Опыт «Время испарения воды»
Цель: узнать, за сколько дней испаряется вода в стакане.
Подготовить: стакан с водой, простой карандаш.
Описание: налейте в стакан немного воды. Понаблюдайте, за сколько дней вода испарится. На указанной линейке обведи это число:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Как можно ускорить испарение воды.
Опыт «Вода может быть газом»
Цель: знакомиться со свойствами воды.
Материалы: стеклянный чайник, вода.
Вскипятите воду в стеклянном чайнике. Налейте в стакан кипяток и накройте. На крышке образуются капельки – это собирается та самая вода, которая испарилась из стакана.
Вывод: вода бывает в газообразном состоянии. Это пар. Облака, туман – это тоже вода. Туман оседает утром на траве и образуется роса. В воздухе, которым дышим, тоже есть вода.
Опыт «Что бывает с паром при охлаждении»
Цель: показать детям, что в помещении пар, охлаждаясь, превращается в капельки воды. На улице (на морозе) пар становится инеем на ветках деревьев и кустов.
Предложите детям потрогать оконное стекло – убедиться, что оно холодное. Затем 2-4 ребятам предложите подышать на стекло в одну точку. Пусть дети понаблюдают, как стекло запотевает, и затем образуется капелька воды.
Вывод: пар от дыхания на холодном стекле превращается в воду.
Во время прогулки попробуйте вынести только что вскипевший чайник, поставьте его под ветки дерева или кустарника, откройте крышку, и понаблюдайте вместе с детьми, как ветки «обрастают» инеем.
Опыт «Куда делась вода»
Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды).
Материалы: две мерные одинаковые ёмкости.
Налейте равное количество воды в емкости. Вместе с детьми сделайте отметку уровня на емкостях. Одну банку закройте плотно крышкой, другую – оставьте открытой. Обе банки поставьте на подоконник.
В течение недели понаблюдайте за процессом испарения, делая отметки на стенках банок и фиксируя результаты процесса в дневнике наблюдений. С детьми обсудите, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки), куда исчезла вода с открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности воды в воздух). Когда емкость закрыта, испарение слабое (частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда).
Опыт «Откуда берется иней?»
Оборудование: термос с горячей водой, тарелка.
На прогулку вынести термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети увидят, как пар превращается в капельки воды. Затем запотевшую тарелку оставьте до конца прогулки. В конце прогулки дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуется осадки на земле.
Вывод: при нагревании вода превращается в пар. Пар при охлаждении превращается в воду. Вода - в иней.
Опыт «Испарится ли вода»
Материалы: тарелка, вода.
Налить воду в тарелку и оставить тарелку с водой на несколько дней. Вода испарится.
Опыт «Круговорот воды в природе»
Материалы: большой пластмассовый сосуд, банка поменьше и полиэтиленовая пленка.
Налейте немного воды в сосуд и поставьте его на солнце, накрыв пленкой. Солнце нагреет воду. Вода начнет испаряться и, поднимаясь, конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать в банку.
Опыт «Делаем облако»
Налейте в трёхлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку, воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нём водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.
Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении тёплого воздуха. А откуда же берётся дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжёлыми и падают на землю в виде дождя.
Игра на столе «На что похоже облако?»
Подбери картинку. Рассмотрите облака, отгадайте, на что похожи, найдите нужную картинку и положите, убедитесь, что вы не ошиблись. Обратите внимание, а теперь к какому трафарету подойдёт ваша картинка.
А теперь давайте нарисуем своё облачко
Тайна пара. Техника безопасности.
- У меня есть чайник. Горячий!
- Какие правила обращения с горячим вы знаете? (не дотрагиваться; быть осторожными; если необходимо взять что-то горячее – попросить помощи взрослого. А взрослые горячую посуду с плиты, духовки берут специальной прихваткой. Чашку с горячим чаем – за ручку, осторожно).
- Сейчас я открою крышку.
- Что вы видите? (пар)
- Если пар идет от горячей воды, значит он какой? (Горячий)
- Можно ли трогать горячий пар руками? (нет, это опасно)
- И нельзя наклоняться над горячим паром.
- Как он появился? (вода нагрелась и начала испарятся)
- Для разгадки последней тайны у нас осталось зеркало. Какое оно? (холодное)
- Как вы думаете, что произойдет, если зеркало поставить над паром?
Проверим!
- Что произошло? (появились капли воды)
- Какой делаем вывод? (горячий пар от холодного зеркала превращается в воду)
- Молодцы, верно!
- Вот и разгадка последней тайны, тайны пара!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ИГР ПО ОПЫТАМ И ЭКСПЕРИМЕНТАМ.
Составленная картотека поможет в ознакомлении с неживой природой, со свойствами материалов....
картотека экспериментов и опытов
Для планирования образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...
Картотека экспериментов и опытов для развития социально-коммуникативной компетентности детей с ОНР
Разнообразные опыты и эксперименты помогают активизировать общение, познавательную деятельность воспитанников....
Картотека «Эксперименты и опыты с водой»
Картотека «Эксперименты и опыты с водой»...
Картотека игр по опытам экспериментам для дошкольников
Картотека игр по опытам экспериментам для дошкольников...
Картотека игр по опытам и экспериментов для дошкольников
КАРТОТЕКА ИГР ПО ОПЫТАМ И ЭКСПЕРИМЕНТАМ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ(младшая группа)...
Картотека игр по опытам и экспериментам
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 52 Колпинского района Санкт – Петербурга Картотека игр по опытам и экспериментам Возрастная группа: ср...